Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnoy_deyatelnosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 ОАО «РЖД»
Программа
коррекционно-развивающей направленности
«Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Составители:
Воспитатель высшей квалификационной категории КлимёноваЛ.Э.
Воспитатель высшей квалификационной категории Салынина О.В. Педагог- психолог высшей квалификационной категории Климкина А.А.
Смоленск
Пояснительная записка
Актуальность темы.
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.
Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.
Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.
Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что использование игр с песком способствует решению коррекционных задач, коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ОНР и ФФН лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольника.
Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ФФН.
Новизна программы состоит в синтезе различных методов проективной диагностики (придумывание сказок, создание песочного мира, страны), и методов Арт-терапии: создание песочных «картин» спонтанно, либо по инструкции, которая может быть моделирующей или тематической; коррекционно-педагогические занятия, направленные на развитие когнитивной сферы ребенка, развитие речи; придумывание сказок, как самими детьми в контексте песочной картины, так и специалистом под конкретную проблему; воплощение сценариев в игровой форме; использование фигурок для моделирования тех или иных жизненных ситуаций в контексте песочной картины.
Объект деятельности: воспитательно-образовательный процесс по развитию детей с ОНР и ФФН.
Предмет: система мероприятий по формированию лексико-грамматического строя речи, развития связной речи, мелкой моторики кисти рук, психических процессов у детей старшего возраста с ОНР и ФФН.
Цель деятельности: выявить эффективность использования методов песочной терапии для более успешного преодоления недоразвития речи и гармонизации психоэмоционального состояния детей с ОНР и ФФН.
Задачи:
1. Изучить литературу по песочной терапии.
2. Провести диагностику детей.
3. Повысить профессиональный уровень компетенции педагогов по данному разделу.
4. Внедрить игры с песком в работу с детьми с ОНР и ФФН.
5. Проанализировать динамику по результатам деятельности.
6. Разработать систему мероприятий по просвещению родителей воспитанников группы компенсирующей направленности
Предполагаемые результаты: добиться положительной динамики в работе над лексико-грамматическим строем речи, над развитием связной речи, улучшить мелкую моторику кисти рук и гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
Диагностический инструментарий: план деятельности всех специалистов, принимающих участие в работе; общая диагностическая карта обследования речи и психических процессов детей группы компенсирующей направленности с ОНР и ФФН; диагностические материалы.
Для решения поставленных задач предполагается использование комплекса взаимодополняющих методов:
эмпирические: анализ источников по проблеме, изучение литературы, наблюдение, передовой педагогический опыт;
практические: использование ситуаций, беседы по вопросам, сравнение, обобщение, необходимы материал для игр с песком.
Этапы деятельности:
1. Первый этап: диагностический.
Содержание деятельности | ||
Месяц | Мероприятия | |
Сентябрь |
|
2. Второй этап: основной
Содержание деятельности | ||
Месяц | Мероприятия | |
Октябрь – апрель | Игровые сеансы с детьми по планам специалистов |
3. Третий этап: заключительный
Содержание деятельности | ||
Месяц | Мероприятия | |
май |
|
|
Сроки деятельности:
I этап – диагностический
II этап – основной
III этап – заключительный
Исполнители: учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности, педагог-психолог.
Участники: воспитанники группы компенсирующей направленности с ОНР и ФФН.
Психолого-педагогические условия, способствующие формированию речеязыковых представлений и развитию психических процессов, включают:
- использование игровой мотивации;
- построение игровых сеансов таким образом, чтобы они вызывали у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие;
- организация игровых сеансов с учётом целей, предвосхищающих возможности ребёнка;
- диагностику знаний и умений дошкольника в процессе игр с песком для получения динамики развития.
В деятельности участвовали учитель-логопед и воспитатели группы, педагог-психолог. Каждый специалист проводил игровые сеансы один раз в месяц. Учитель-логопед решала следующие задачи: накопление и обогащение словаря по различным лексическим темам; обработка грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; гармонизация психических процессов. Все эти речевые задачи решались с использованием различных игр, упражнений, подобранных по каждой лексической теме. Помимо речевых задач, воспитатели закрепляли счётные операции, ориентировку в пространстве, времени и на плоскости. Педагог-психолог работала над развитием и коррекцией познавательных процессов, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, использовала игры и упражнения для закрепления материала по лексическим темам.
Таким образом, используя песочную терапию в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФН, мы добились значительных результатов у всех детей, участвующих в деятельности. Во-первых, у 89 % детей увеличился словарный запас по всем лексическим темам, в речи стало меньше аграмматизмов. Во-вторых, у 90 % детей появилась положительная динамика в развитии связной речи. У двоих детей – динамика незначительная, т.к. эти дети пропустили много дней по болезни. Используя игры с песком, мы учили детей отвечать на вопросы, придумывать предложения, обобщать, сравнивать. В-третьих, у всех детей заметна положительная динамика в развитии психических процессов, таких как все виды памяти, внимание, мышление, восприятие; и эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Так, к примеру, у детей, входящих в «группу риска», наблюдается возрастающий интерес к играм с песком (что приводит к повышению уровня внимания), дети стали более уравновешены в поведении и заметна положительная мотивация к НОД. Кроме того, так как созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом, происходит творческое самовыражение, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, что очень важно для детей и ОНР и ФФН. В-четвёртых, у 100 % детей улучшилась мелкая моторика пальцев рук. В-пятых, дети лучше освоили количественный и порядковый счёт; деление целого на части; ориентировку в пространстве, времени и на плоскости; сравнение по величине. У 75 % детей значительная динамика в развитии элементарных математических представлений, у 25 % - незначительная, т.к. эти дети много дней пропустили по болезни, у одного ребенка – сложный речевой диагноз + педагогическая запущенность.
Таким образом, нами сделан вывод, что занятия с использованием песочной терапии способствуют лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольников, развитию психических процессов и стабилизации эмоциональной и поведенческой сфер.
Практическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего использования, результаты позволили дать ряд рекомендаций для педагогов, родителей и воспитателей по использованию песочной терапии в коррекционной работе с детьми с ОНР и ФФН.
- Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» — Петропавловск, 2010 .
- Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб.: Речь, 2013.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74
- Сакович Н.А. " Технология игры в песок. Игры на мосту" — СПб.: Речь, 2006.
- Штейнхардт Л. "Юнгианская песочная психотерапия"— СПб.: Питер, 2001.
- Эль Г. "Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия" — СПб.: Речь, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР
Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....
Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»
Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....
Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и
Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....
«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе
Аверина Галина Александровна – учитель-дефектолог,МБДОУ «Детский сад №260» г. НовокузнецкИспользование элементов песочной терапии в коррекционной работеРечь является основной коммуни...