Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ педагога-психолога ДОУ комбинированного вида
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и  обеспечивает осуществление образовательного процесса в условиях комбинированной группы (особенности развития детей с ОВЗ представлены в основной образовательной программе ДОУ (ООП, АООП).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-korrektsionnoy-raboty_s_detmi_ovz_maksimovoy.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок».

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ

педагога-психолога  Максимовой И.В.

г.Зеленогорск, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного  процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.  

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха (слабослышащие);
  • с нарушением зрения (слабовидящие);
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения  образования своим ребенком.  В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в общеразвивающих ДОУ.

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, является актуальной.

Особенности развития детей с ОВЗ представлены в основной образовательной программе ДОУ (ООП, АООП)

Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и  обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

 

В МБДОУ воспитываются 26 детей с ОВЗ: 16 детей - с ТНР, из них - 1 ребенок имеют статус «ребенок-инвалид», 10 - с ЗПР.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может  препятствовать освоению образовательной программы.  К данной категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном образовательном пространстве.

                                                        

Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям  этой категории  в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Задачи коррекции:

  • Своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОУ;
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей физического и (или) психического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогического комиссии);
  • Разработка и реализация индивидуальных адаптированных программ и планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
  • Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.

Общие принципы (для всех  детей с ОВЗ) и частные принципы коррекции  представлены в ООП ДОУ.

Программа коррекции включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее содержание.

Концептуальный модуль.

Определяет стратегию построения индивидуальной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого- педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум.

 Его главная задача: реализация индивидуального образовательного маршрута и оказание  коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи ППк сопровождения:

- установление контакта с родителями;

- коррекция  речевых нарушений;

- развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка;

- установление психологической защищённости ребёнка;

-  подготовка ребёнка к школе;

- выбор оптимальных методов, приёмов.

ППк является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения  воспитанников с отклонениями в развитии.

В ППк входят:

- заведующий МБДОУ  Ганичева Л.В.

- председатель ППК заместитель заведующего по ВМР Гордеева Н.В.

- учитель-логопед Воронина Л.Н.

- учитель – дефектолог Юркова О.В.

- педагог – психолог Максимова И.В.

                                                        

Участниками комплексного сопровождения являются:

- воспитатель

- родитель (законный представитель)

- учитель-логопед

- учитель-дефектолог

- педагог- психолог

Диагностико - консультативный модуль.

Данный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня  развития ребенка. Реализация этого модуля обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- педагогического консилиума (ППк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе  педагога-психолога, учителя-логопеда, присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка, выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение.

Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу, в декабре (промежуточное изучение) и в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения.  Каждый из участников ППк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется прогноз  развития ребенка, выявляются трудности при освоении ООП, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.      

        Система мероприятий по обследованию и  диагностике развития, представленная в таблице,  позволяет изучить уровень актуального развития ребёнка с ОВЗ,  установить  возможные причины нарушений, сделать заключение и определить перспективы развития ребёнка.

Изучение ребёнка.

Содержание работы

Где и кем выполняется работа.

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья.

Изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние ребёнка; изменения в физическом состоянии (рост, вес и т.д.), нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипичные и навязчивые движения); утомляемость, состояние анализаторов.

Медицинский работник, учитель- логопед

педагог-психолог

воспитатель.

Наблюдения на занятиях, в игровой деятельности, прогулках и т.д.

Обследование ребёнка врачом.

Беседы с родителями, анкетирование.

Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика;

 

Речь.

Педагог- психолог.

Наблюдение за ребёнком в разных видах деятельности. Тестирование. Беседы  с ребёнком, родителями.

Учитель-логопед.

Наблюдение за речью ребёнка на занятии и в свободной деятельности. Обследование речи ребёнка.

Коррекционно-развивающий модуль.

Основываясь на результатах комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный модуль обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Коррекционно-развивающий модуль включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-

развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной и речевой сфер;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции.

Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате  тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (учитель- логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования изо, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, медицинская сестра, медицинская сестра ФТО)  при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной  и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи.

Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые

педагогом – психологом.

Виды трудностей

Направления работы

Содержание работы

Ответственные

Тяжелая адаптация детей к условиям ДОУ

Диагностический блок

Профилактический блок

Просветительский блок

Коррекционно-развивающий

Консультативный блок

Наблюдение за детьми, анкетирование родителей, педагогов, мониторинг адаптации, ведение листов адаптации

Групповое родительское собрание, анкетирование родителей, памятка, консультации в уголке для родителей

Участие в родительских собраниях, инд. консультирование родителей и педагогов, информация на сайте ДОУ, в уголке для родителей

Применение адаптационных игр-упражнений,  инд. подход к детям разных групп адаптации

Аналитический учет работы

Инд. и групповое консультирование родителей и педагогов по запросу  и перспективному плану

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ППК

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог

ОВЗ (ТНР, ЗПР ) и дети-инвалиды

Диагностический блок

Профилактический блок

Просветительский блок

Коррекционно-развивающий блок

.

Консультативный блок

Наблюдение, диагностика ВПФ, эмоционально-волевой, личностной, социальной, психофизической  сферы

Беседы, консультации, выступления на собраниях по вопросу формирования толерантного поведения у родителей, сверстников и педагогов

Инд. консультирование педагогов и родителей

Создание инд. планов и маршрутов работы с детьми, инд. или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

Аналитический учет работы

Инд. консультирование педагогов и родителей

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ППК

Педагог-психолог

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, медицинский работник

Педагог-психолог

Гиперактивность,

агрессивное поведение,

тревожность,

нарушения общения,

истерические реакции,

задержка формирования ВПФ

(группа риска)

Диагностический блок

Профилактический блок

Просветительский блок

Коррекционно-развивающий блок

Консультативный блок

Наблюдение, диагностика ВПФ, эмоционально-волевой, личностной, социальной, психофизической  сферы

Беседы, консультации, выступления на собраниях по вопросу формирования толерантного поведения у родителей, сверстников и педагогов, информация в уголке для родителей

Инд. консультирование педагогов и родителей, информация на сайте и в уголке для родителей

Создание инд. планов и маршрутов работы с детьми, инд. или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

Аналитический учет работы

Инд. консультирование педагогов и родителей

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ПМПК

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог, воспитатели, специалисты

Педагог-психолог, воспитатели, специалисты

Информационно-просветительский модуль

     Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.  Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение учебного года (Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Практические приемы работы с детьми с ОВЗ»).

Специальные условия реализации программы.

Специальные условия реализации и взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе  представлены в ООП и АООП  ДОУ.  

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ.

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-  комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему

квалифицированной помощи разными специалистами;

-  системное отслеживание статуса ребенка и динамики его психологического развития (наблюдения, диагностика, взаимосвязь педагога и родителей);

 - создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в физическом, психологическом  и интеллектуальном развитии.

-  составление индивидуальных образовательных программ общего развития и

коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

   В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра.

     В таблице представлены направления и содержание работы педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям с ОВЗ. Старший воспитатель ДОУ координирует  взаимодействие  всех специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.

Должность

Направление работы

Содержание работы

Воспитатель

  • создание доброжелательной и терпимой обстановки в детском коллективе, направленной на развитие межличностных отношений;
  • реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;
  • учёт компенсаторных возможностей детей.

  • укрепляет у детей веру в собственные возможности, способствует активному взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с недостатками в развитии;
  •  взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках индивидуальной программы развития;
  •  планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.

Учитель - логопед

  • проведение в течение года  диагностики речевого развития с учётом структуры дефекта;
  • разработка индивидуальной программы развития совместно с педагогами ДОУ;
  • консультирование родителей по использованию эффективных приёмов для работы с ребёнком в домашних условиях;
  • проводит обследование речевого развития с учётом структуры дефекта;
  • проводит индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу;
  • способствует созданию единого речевого режима в ДОУ для закрепления результата коррекционной работы.

Педагог - психолог

  • Проведение психологической диагностики;
  • Разработка индивидуальной программы развития совместно с педагогами ДОУ;
  • Консультационная работа с родителями по использованию эффективных приёмов для работы с ребёнком в домашних условиях;
  • Оказание помощи всем участникам коррекционно-образовательного процесса по формированию толерантного отношения  в коллективе.

  • Осуществляет психологическую поддержку детям с ОВЗ в адаптационный период;
  • проводит психодиагностическую работу;
  • разрабатывает индивидуальные развивающие и коррекционные программы;
  • проводит индивидуальные   и подгрупповые занятия по  эмоциональному и психическому развитию.

Музыкальный руководитель

  • определение  содержания музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта;
  • оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении);
  • участие в работе ПМП консилиума по реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • развивает мелодико-интонационную выразительность речи;
  • закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой,  моторики, мимики);
  • осуществляет подбор музыко - терапевтических произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка;
  •  разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребенком на музыкальных занятиях.
  • отслеживает динамику развития у ребенка музыкально – ритмических видов деятельности.

Инструктор по физической культуре

  • создание и реализация условий совершенствования физического развития и здоровья детей в разных формах организации двигательной активности  (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.).
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка;

  • изучает  и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис,  координацию и согласованность  движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции);
  • проводит  подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития;
  • использует специальные упражнения, которые способствуют тренировке правильного дыхания,  удлиненного выдоха,  развитию темпо – ритмической организации;
  • участвует в выборе  методов закаливания ребенка с ОВЗ, даёт  практические советы родителям и педагогам.  

Медицинская сестра

  • реализация комплексного психолого – медико- педагогического подхода к детям с ОВЗ;
  • соблюдение санитарно – противоэпидемического режима;
  •  повышение оздоровительного эффекта комплекса мероприятий по укреплению и сохранению физического и психического здоровья.
  • выполняет врачебное назначение;
  • выбирают в совместной деятельности  с воспитателем основные методы по закаливанию детей.

Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

При разработке индивидуального образовательного маршрута (ИОм) необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Эти разделы позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком с ОВЗ по различным направлениям.

Согласовано:

Заместитель заведующего МБДОУ д/с №10

по ВМР

____________________  Н.В.Гордеева

 «       » ___________________ 2016 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с №10

___________________  Л.В.Ганичева

«       » ___________________ 2016 г.

                                                                                                                 

Индивидуальный образовательный маршрут на период: ____________________

   Ф.И. ребенка ____________

   Группа Подготовительная                                      Дата рождения ______________

   Заключение ТМПК:   ____________________

Направление работы

 (спец-т)

Формы провед-я/ периодичность

Коррекционные задачи

Методы и приемы

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

Психологическая помощь (педагог-психолог)

Физическое развитие (инструктор по физической культуре)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальный рук-ль)

Педагогическая помощь (воспитатель)

Комплексно-диагностический модуль: психолого-педагогическая диагностика

Педагог-психолог:_______________________________________________

Направления работы

 педагога-психолога

Цели/задачи

Методики

Дата

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Коррекционный модуль.           Занятия с педагогом-психологом.

I период

II период

примечание

Формирование

Развитие  

Развитие

Формирование

Ознакомлены:

Зам.зав.по ВМР ________________________________________________

Родитель (законный представитель)________________________________

Программно-методическое  обеспечение, используемое в процессе организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.

В процессе реализации коррекционной программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога и т.д. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического или физического развития по индивидуальному плану целесообразным является использование специальной (коррекционной) программы, пособие для специальных образовательных учреждений.

Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе

с детьми с ОВЗ:

Нарушения

Программы, методики

Нарушение интеллектуального развития

Нищева   , Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.

Задержка психического

 развития

1.  Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.

2.Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.

3.О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. 2008.

Тяжелые нарушения речи

Нарушения слуха (слабослышащие)

  1. Воспитание и обучение детей  с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы /И. М Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др. ; под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Владос, 2007. – 239 с.
  2. И.В.Королёва «Развитие слухового восприятия и речи у детей после кохлеарной имплантации». Санкт-Петербург, 2014 г – 302 с.
  3. И.В.Королёва «Учусь слушать и говорить». Санкт-Петербург, 2014 г – 56 с.

Ранний детский аутизм

 Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С. Морозова – М.,  ВЛАДОС, 2007.

С.В.Исханова «Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками»

Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей»

Специфика организации основного содержания  Программы с детьми с ОВЗ представлена в ООП и АООП ДОУ.

        Результаты коррекционно–развивающей работы

Результатом реализации указанных целей и задач должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

-обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

-способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);

В результате реализации коррекционной программы:

-будут определены особые образовательные потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и коррекционно-логопедической помощи детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г.Зеленогорска.

Литература:

  • Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-        дефектолога С.С. Морозова – М.,  ВЛАДОС, 2007г.
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида         для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.
  • Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1, 2, 3         годы обучения) М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1986.
  • Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с         интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001г.
  • Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.
  • «Программа мониторинга психического и личностного развития детей дошкольного возраста», Осипова О. А., Томск, 2011.
  • «Методика определения готовности к школе», Ясюкова Л. А., Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использоват...

программа коррекционной работы с детьми

Разработана для детей средней и старшей коррекционной групп как приложение к основной программе детского сада компенсирующего вида...