Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Информация о проведенной работе педагога-психолога отображается в ежегодном аналитическом отчете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_16-17_g.docx | 125.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Истринского муниципального района
Отчет педагога-психолога
Павловой Виктории Петровны
за 2016-2017 учебный год
Краткая информационная справка: иМДОУ д/с № 14-2 рассчитан на 180 малышей от 2 до 7 лет. Комплектуется комиссией согласно возрастным показателям.
В 2016-2017 учебном году в течение года функционировали 9 групп, из них:
Первая младшая группа (ранний возраст) №1 - одна группа;
Вторая младшая группа №2 - одна группа;
Средняя группа №3, №9 – две группы;
Старшая группа №6, №7 - две группы;
Подготовительная к школе группа №8, №5 - две группы;
Группа кратковременного пребывания (адаптационная) №4 -одна группа.
Основная цель работы в учебном году: создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:
- изучение уровня психических процессов воспитанников и особенностей их развития, нравственного развития, уровня готовности к школьному обучению, уровня адаптации и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы с детьми;
- составление рекомендаций для воспитателей и родителей;
- работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения;
- организация адаптации воспитанников к детскому саду. (ясли, младшая группа);
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду
В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
- психодиагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативная;
- профилактика и просвещение.
Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом составило 117 человек.
Количество проведенных консультаций - 28.
Количество охваченных групп – 8.
Качественный анализ проведенной работы
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры.
В ходе первичной диагностики осуществлялось знакомство с анамнестическими данными ребенка, выявлялись особенности семейного воспитания (беседы с родителями). На основании данного этапа подводился общий итог предварительной оценки адаптационного периода. На заключительном этапе проводилась диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению по методике А.Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ».
Таблица учета адаптации детей к детскому саду
Группа | Методика | Уровень адаптации | Кол-во детей | |
Сентябрь | Декабрь | |||
№1 | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | Высокий Средний Низкий | 7 5 3 | 14 4 - |
ГКП | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | Высокий Средний Низкий | 2 3 2 | 3 4 - |
Всего | 22 | 25 |
Сравнительный анализ адаптационного периода
Количество детей с высокой степенью выросло на 14%, со средней улучшилось на 9%, детей с низкой степенью к концу полугодия не наблюдалось.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах.
На конец учебного года все дети были адаптированы к детскому саду, посещали полный день, выполняли режимные моменты.
Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей (таблица 1).
Таблица 1
Категории обследуемых, сроки выполнения | Методика и цель |
Дети младших групп (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения, методика А.Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» |
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении |
Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель) | Диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школьному обучению», «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, Тест Тулуз-Пьерона (изучение внимания) и Тест Бендера на исследование зрительно-моторной координации. |
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года | Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей. |
Дети старших групп (октябрь, ноябрь) | Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет. Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба») |
Дети средних групп (октябрь) | Диагностика познавательного развития детей 3-5 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-5 лет |
Диагностика педагогического коллектива | Проверочный тест для воспитателей Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко |
Результатом данной работы являлось:
- консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
- определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
В сентябре-октябре были обследованы группы №1,4 (адаптационный период) и средние №3,9 (уровень развития познавательных процессов).
Результаты диагностики психических процессов детей второй младшей, средних групп и старших групп представлены на сводной диаграмме (рис. 1, 2 и 3).
Рисунок 1.Результаты обследования психических процессов у детей 3-4 лет
Рисунок 2. Результаты обследования психических процессов у детей 4-5 лет
По результатам данной диагностики были выявлены 5 человек (12% от всего количества) с низким уровнем развития психических процессов. Данные дети были включены в индивидуальную коррекционно-развивающую работу, составлены рекомендации для педагогов и родителей.
Рисунок 3. Результаты обследования психических процессов у детей 5-6 лет
На диаграмме видно, что такие процессы как мышление, пространственно-временные представления и мелкая моторика имеют недостаточный уровень развития у большинства детей старшей группы. Педагогам данных групп даны соответствующие рекомендации, дети с заниженными показателями были включены в коррекционную работу.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является мотивационная готовность, развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
Целями диагностики являлось определить обязательную программу групповой коррекционно-развивающей работы, определить уровень интеллектуального развития каждого ребенка.
Так как диагностика предыдущего года показала достаточный уровень развития познавательных процессов в данных группах, но с отставанием в эмоционально-личностном росте, что снижает мотивационный компонент готовности к учебе, то на первое место в развивающем направлении было поставлено усиление адекватного ролевого развития, произвольной регуляции поведения, а также потребности в личностном росте.
Первым и последним этапом работы была групповая диагностика по методике Т. А. Нежновой на определение уровня сформированности «внутренней позиции школьника», принятия 6–7-летним ребенком возрастного статуса и изучение уровня самооценки по методике «Лесенка» В. Г. Щур.
Рисунок 4. Результаты группового тестирования по методике «Беседа о школе»
Результаты первичного и заключительного тестирования показывают значительный рост детей со сформировавшейся позицией школьника (с 30% до 50%), на втором этапе со среднесформированной позицией уменьшение с 52% до 25%, детей с несформированной позицией осталось 5% от 18%.
Следующим этапом было тестирование на выявление преобладающего уровня самооценки старших дошкольников и, при необходимости, наметить пути, направленные на качественное изменение процесса общения и деятельности.
Для решения поставленной задачи была использована методика «Лесенка» В. Г. Щур с некоторой незначительной корректировкой в инструкции.
Результаты диагностики представлены на диаграмме в виде значений по шкалам: «Самооценка ребенка», «Оценка мамы (по мнению ребёнка)», «Оценка папы (по мнению ребёнка)», «Оценка воспитателями (по мнению ребёнка)» (рис.5 и рис. 6) .
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Из представленных результатов видно, что в начале учебного года в оценке себя у детей преобладали завышенные показатели, что является нормой для данного возраста (5,5-6,5 лет). Оценки мамы в отношении себя у детей выше, чем оценки папы. Папы, по мнению ребенка, в несколько раз чаще дают адекватные оценки. В начале года в 30% ответов воспитатели, по мнению ребенка, давали низкие оценки. К концу возрастная норма улучшилась более чем на 20%, заниженная упала также приблизительно на 20%.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что произошли значительные качественные и количественные изменения в уровне сформированности адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Значимые взрослые (родители и педагоги) имеют непосредственное влияние на формирующуюся самооценку детей. Также можно предположить, что наиболее благоприятной, приближенной к идеальной была бы ситуация, когда ребенок оценивает себя «хорошим», что соответствует ступеньке №5, родители и воспитатели «хорошим» или выше. Это показывает возрастную зрелость ребенка и грамотное воспитание родителей и педагогов. Данные показатели также были учтены в дальнейшей работе.
Диагностика интеллектуального развития проводилась индивидуально на протяжении трех месяцев на момент 6,5 лет по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школьному обучению». Порядок представления и результаты тестовых заданий представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Сводная характеристиказаданий «Готовность к школе»
Характеристика | Уровень развития | ||
Слабый | Сильный | Хороший | |
Скорость переработки информации | 12% | 18% | 60% |
Внимательность | 10% | 25% | 65% |
Зрительно-моторная координация | 8% | 9% | 83% |
Кратковременная речевая/зрит.память | 20%/10% | 24%/5% | 56%/85% |
Интуитивный речевой анализ-синтез | 20% | 18% | 62% |
Речевые аналогии | 21% | 24% | 55% |
Произвольное владение речью | 8% | 45% | 46% |
Интуитивный визуальный анализ-синтез | 23% | 9% | 68% |
Визуальные аналогии | 34% | 8% | 58% |
Абстрактное мышление | 41% | 9% | 50% |
Основной целью данной методики является возможность оценить по данным параметрам уровень развития пяти типов мышления, без которых невозможно успешное обучение в современной школе: понятийное интуитивное, понятийное логическое, понятийное речевое, понятийное образное, абстрактное. Если представить данные в виде графика, то можно сравнить полученные данные с нормативными.
Рисунок 5. Уровень развития пяти типов мышления в подготовительных группах
Из приведенного графика видно, что самыми большими разрывами между максимальными баллами и средними баллами по подготовительной группе являются понятийное речевое и понятийное образное типы мышления. Недостаточно развитое понятийное речевое мышление снижает способность воспринимать и понимать материал на слух. А недостаток развития образного мышления снижает возможность увидеть или представить действия или события, о которых речь идет в тексте или иллюстрации. Полученные данные были учтены в процессе занятий. Также были составлены рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа в 2016-2017 учебном году формировалась по результатам психологической диагностики, запросам педагогов и родителей.
Для подготовительных групп была выбрана программа О.В.Хухлаевой и И.М. Первушиной «Тропинка к своему Я». Основной задачей программы являлось усилить потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья детей: умение сделать выбор, умение осознавать свои чувства и причины поведения, рефлексивные умения без которых невозможен полноценный личностный рост.
Для индивидуальных занятий были отобраны дети из старших и средних групп с задержками в развитии познавательных процессов и эмоционально-аффективной сферы.
В процессе групповой и индивидуальной работы использовались приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным поставленным задачам. Подробные данные представлены в Таблице 3.
По итогам работы, данные занятия оказались востребованными всеми категориями детей. Ребята проявляли огромный интерес к ролевым играм, рисуночным заданиям, к этюдам с игрушками. Конечно, выбранные задачи не решаются только за время непосредственно развивающей работы. Постоянное сотрудничество с педагогами, родителями, наблюдение на занятиях и прогулках содействовали положительной динамике.
Консультативная работа
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов и родителей по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам. Тематика консультаций была следующей:
- Проблемы и трудности в обучении
- Детско-родительские отношения
- Межличностное взаимодействие в воспитательном процессе
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
- Возрастные кризисы
Увеличился запрос родителей на проблемы, связанные с эмоциональным развитием детей: психологическая травма ребенка в период сложных семейных отношений,повышенная тревожность, отказ от еды, невроз навязчивых состояний, невротические страхи.
Психопросветительская и организационно-методическая работа
В рамках данного направления было принято непосредственное участие в работе педагогического совета. Методическая работа велась по направлениям:
- Анализ научной и практической литературы, работа с интернет-ресурсами
- Обработка и анализ адаптационных листов
- Подготовка бланков для диагностики
- Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе
- Подготовка диагностического инструментария для обследования
- Обработка информации для составления банка данных о детях с проблемами в развитии,воспитывающихся в семьях, находящихся в сложных жизненных ситуациях
- Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых и индивидуальных программ для детей
- Заполнение текущей документации
- Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ
- Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе
- Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций
- Оформление наглядной информации
- Составление заключений, рекомендаций, индивидуальных программ для коррекционно–развивающей работы
- Подготовка выступлений на педсоветах
- Подготовка выступлений для родительских собраний
- Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска
- Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ
- Составление годового плана работы
- Оформление документации кабинета
- Оформление отчетной документации
- Повышение квалификации
Перспективные направления работы на следующий учебный год:
Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.
Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.
Исследование интеллектуального и личностного развития дошкольников и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.
Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности, а так же оказывать помощь родителям (лицам, их заменяющим) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Внедрить в практическую работу полученные знания из пройденного курса «Детская нейропсихология» для эффективной помощи детям, для построения адекватных их трудностям индивидуальных развивающих программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
Представлен аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....
годовой план работы педагога-психолога ДОУ № 112 г. Липецка на 2016-2017 учебный год
Годовой план разработан с учетом требований ФГОС ДО....
Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...
Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год
РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:Цель: создание психолого-педагогических условий, с...
Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2017-2018 учебный год
В аналитичесском отчете педагога-психолога отражены основные направления работы: качественный анализ проведенных обследований и коррекционных задач, что удалось реализовать и насколько эффективно, а т...
Аналитический отчет педагог - психолога в ДОУ за 2016 -2017 уч. год.
Психодиагностическая работа За период 2016-2017 учебного года проводились следующие виды диагностической работы:В сентябре 2016 года проводилась психологическая диагностика на уровень развития п...