Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Павлова Виктория Петровна

Информация о проведенной работе педагога-психолога отображается в ежегодном аналитическом отчете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_16-17_g.docx125.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»

Истринского муниципального района

Отчет педагога-психолога

Павловой Виктории Петровны

за 2016-2017 учебный год

Краткая информационная справка: иМДОУ д/с № 14-2 рассчитан на 180  малышей от 2 до 7 лет. Комплектуется комиссией согласно возрастным показателям.

В 2016-2017 учебном году в течение года функционировали 9 групп, из них:

Первая младшая группа (ранний возраст) №1 - одна группа;

Вторая младшая группа  №2 - одна группа;

Средняя группа №3, №9 – две группы;

Старшая группа №6, №7 - две группы;

Подготовительная к школе группа №8, №5 - две группы;

Группа кратковременного пребывания (адаптационная) №4 -одна группа.

Основная цель работы в учебном году: создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:

  • изучение уровня психических процессов воспитанников и особенностей их развития, нравственного развития, уровня готовности к школьному обучению, уровня адаптации и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • составление рекомендаций для воспитателей и родителей;
  • работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения;
  • организация адаптации воспитанников к детскому саду. (ясли, младшая группа);
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду

В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:

  • психодиагностическая;
  • коррекционно-развивающая;
  • консультативная;
  • профилактика и просвещение.

Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом составило      117      человек.

Количество проведенных консультаций - 28.

Количество охваченных групп – 8.

Качественный анализ проведенной работы

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.

Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры.

В ходе первичной диагностики осуществлялось знакомство с анамнестическими данными ребенка, выявлялись особенности семейного воспитания (беседы с родителями). На основании данного этапа подводился общий итог предварительной оценки адаптационного периода. На заключительном этапе проводилась диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению по методике А.Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ».

Таблица учета адаптации детей к детскому саду

Группа

Методика

Уровень адаптации

Кол-во детей

Сентябрь

Декабрь

№1

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Высокий

Средний

Низкий

7

5

3

14

4

-

ГКП

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Высокий

Средний

Низкий

2

3

2

3

4

-

Всего

22

25

Сравнительный анализ адаптационного периода

Количество детей с высокой степенью выросло на 14%, со средней улучшилось на 9%, детей с низкой степенью к концу полугодия не наблюдалось.

Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах.

На конец учебного года все дети были адаптированы к детскому саду, посещали полный день, выполняли режимные моменты.

Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей (таблица 1).

Таблица 1

Категории обследуемых, сроки выполнения

Методика и цель

Дети младших групп (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения, методика А.Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»

Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)

Диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школьному обучению», «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, Тест Тулуз-Пьерона (изучение внимания) и Тест Бендера на исследование зрительно-моторной координации.

Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года

Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей.

Дети старших групп (октябрь, ноябрь)

Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет. Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба»)

Дети средних групп (октябрь)

Диагностика познавательного развития детей 3-5 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-5 лет

Диагностика педагогического коллектива

Проверочный тест для воспитателей

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

Результатом данной работы являлось:

  • консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
  • заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
  • определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
  • рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.

В сентябре-октябре были обследованы группы №1,4 (адаптационный период) и средние №3,9 (уровень развития познавательных процессов).

Результаты диагностики психических процессов детей второй младшей, средних групп и старших групп представлены на сводной диаграмме (рис. 1, 2 и 3).

Рисунок 1.Результаты обследования психических процессов у детей                       3-4 лет

Рисунок 2. Результаты обследования психических процессов у детей   4-5     лет

По результатам данной диагностики были выявлены 5 человек (12% от всего количества) с низким уровнем развития психических процессов. Данные дети были включены в индивидуальную коррекционно-развивающую работу, составлены рекомендации для педагогов и родителей.

Рисунок 3. Результаты обследования психических процессов у детей                       5-6 лет

На диаграмме видно, что такие процессы как мышление, пространственно-временные представления и мелкая моторика имеют недостаточный уровень развития у большинства детей старшей группы. Педагогам данных групп даны соответствующие рекомендации, дети с заниженными показателями были включены в коррекционную работу.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является мотивационная готовность, развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.

Целями диагностики являлось определить обязательную программу групповой коррекционно-развивающей работы, определить уровень интеллектуального развития каждого ребенка.

Так как диагностика предыдущего года показала достаточный уровень развития познавательных процессов в данных группах, но с отставанием в эмоционально-личностном росте,  что снижает мотивационный компонент готовности к учебе, то на первое место в развивающем направлении было поставлено усиление адекватного ролевого развития, произвольной регуляции поведения, а также потребности в личностном росте.

Первым и последним этапом работы была групповая диагностика по методике Т. А. Нежновой на определение уровня сформированности «внутренней позиции школьника», принятия 6–7-летним ребенком возрастного статуса и изучение уровня самооценки по методике «Лесенка» В. Г. Щур.

Рисунок 4. Результаты группового тестирования по методике «Беседа о школе»

Результаты первичного и заключительного тестирования показывают значительный рост детей со сформировавшейся позицией школьника (с 30% до 50%),  на втором этапе со среднесформированной позицией уменьшение с 52% до 25%, детей с несформированной позицией осталось 5% от 18%.  

Следующим этапом было тестирование на выявление преобладающего уровня самооценки старших дошкольников и, при необходимости, наметить пути, направленные на качественное изменение процесса общения и деятельности.

Для решения поставленной задачи была использована методика «Лесенка» В. Г. Щур с некоторой незначительной корректировкой в инструкции.

Результаты диагностики представлены на диаграмме в виде значений по шкалам: «Самооценка ребенка», «Оценка мамы (по мнению ребёнка)», «Оценка папы (по мнению ребёнка)», «Оценка воспитателями (по мнению ребёнка)» (рис.5 и рис. 6) .

Рисунок 5.

Рисунок 6.

 

    Из представленных результатов видно, что в начале учебного года в оценке себя у детей преобладали завышенные показатели, что является нормой для данного возраста (5,5-6,5 лет). Оценки мамы в отношении себя у детей выше, чем оценки папы. Папы, по мнению ребенка, в несколько раз чаще дают адекватные оценки. В начале года в 30% ответов воспитатели, по мнению ребенка, давали низкие оценки. К концу возрастная норма улучшилась более чем на 20%, заниженная упала также приблизительно на 20%.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что произошли значительные качественные и количественные изменения в уровне сформированности адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Значимые взрослые (родители и педагоги) имеют непосредственное влияние на формирующуюся самооценку детей. Также можно предположить, что наиболее благоприятной, приближенной к идеальной была бы ситуация, когда ребенок оценивает себя «хорошим», что соответствует ступеньке №5, родители и воспитатели «хорошим» или выше. Это показывает возрастную зрелость ребенка и грамотное воспитание родителей и педагогов. Данные показатели также были учтены в дальнейшей работе.

Диагностика интеллектуального развития проводилась индивидуально на протяжении трех месяцев на момент 6,5 лет по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школьному обучению». Порядок представления и результаты  тестовых заданий представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Сводная характеристиказаданий «Готовность к школе»

Характеристика

Уровень развития

Слабый

Сильный

Хороший

Скорость переработки информации

12%

18%

60%

Внимательность

10%

25%

65%

Зрительно-моторная координация

8%

9%

83%

Кратковременная речевая/зрит.память

20%/10%

24%/5%

56%/85%

Интуитивный речевой анализ-синтез

20%

18%

62%

Речевые аналогии

21%

24%

55%

Произвольное владение речью

8%

45%

46%

Интуитивный визуальный анализ-синтез

23%

9%

68%

Визуальные аналогии

34%

8%

58%

Абстрактное мышление

41%

9%

50%

Основной целью данной методики является возможность оценить по данным параметрам уровень развития пяти типов мышления, без которых невозможно успешное обучение в современной школе: понятийное интуитивное, понятийное логическое, понятийное речевое, понятийное образное, абстрактное. Если представить  данные в виде графика, то можно сравнить полученные данные с нормативными.

Рисунок 5. Уровень развития пяти типов мышления в подготовительных группах

Из приведенного графика видно, что самыми большими разрывами между максимальными баллами и средними баллами по подготовительной группе являются понятийное речевое и понятийное образное типы мышления. Недостаточно развитое понятийное речевое мышление снижает способность воспринимать  и понимать материал на слух. А недостаток развития образного мышления снижает возможность увидеть или представить действия или события, о которых речь идет в тексте или иллюстрации. Полученные данные были учтены в процессе занятий. Также были  составлены рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа в 2016-2017  учебном году формировалась по результатам психологической диагностики, запросам педагогов и родителей.

Для подготовительных групп была выбрана программа О.В.Хухлаевой и И.М. Первушиной «Тропинка к своему Я». Основной задачей программы являлось усилить потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья детей: умение сделать выбор, умение осознавать свои чувства и причины поведения, рефлексивные умения без которых невозможен полноценный личностный рост.

Для индивидуальных занятий были отобраны дети из старших и средних групп с задержками в развитии познавательных процессов и эмоционально-аффективной сферы.

В процессе групповой и индивидуальной работы использовались приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным поставленным задачам. Подробные данные представлены в Таблице 3.

По итогам работы, данные занятия оказались востребованными всеми категориями детей. Ребята проявляли огромный интерес к ролевым играм, рисуночным заданиям, к этюдам с игрушками. Конечно, выбранные задачи не решаются только за время непосредственно развивающей работы. Постоянное сотрудничество с педагогами, родителями, наблюдение на занятиях и прогулках содействовали положительной динамике.

Консультативная работа

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов и родителей по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам. Тематика консультаций была следующей:

  • Проблемы и трудности в обучении
  • Детско-родительские отношения
  • Межличностное взаимодействие в воспитательном процессе
  • Психологическая готовность ребенка к  обучению в школе
  • Возрастные кризисы

Увеличился запрос родителей на проблемы, связанные с эмоциональным развитием детей: психологическая травма ребенка в период сложных семейных отношений,повышенная тревожность,  отказ от еды, невроз навязчивых состояний, невротические страхи.

Психопросветительская и организационно-методическая работа

В рамках данного направления было принято непосредственное участие в работе педагогического совета. Методическая работа велась по направлениям:

  • Анализ научной и практической литературы, работа с интернет-ресурсами
  • Обработка и анализ адаптационных листов
  • Подготовка бланков для диагностики
  • Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе
  • Подготовка диагностического инструментария для обследования
  • Обработка информации для составления банка данных о детях с проблемами в развитии,воспитывающихся в семьях, находящихся в сложных жизненных ситуациях
  • Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых и индивидуальных программ для детей
  • Заполнение текущей документации
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе
  • Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций
  • Оформление наглядной информации
  • Составление заключений, рекомендаций, индивидуальных программ для коррекционно–развивающей работы
  • Подготовка выступлений на педсоветах
  • Подготовка выступлений для родительских собраний
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска
  • Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ
  • Составление годового плана работы
  • Оформление документации кабинета
  • Оформление отчетной документации
  • Повышение квалификации

Перспективные направления работы на следующий учебный год:

Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.

Исследование интеллектуального и личностного развития дошкольников и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.

Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности, а так же оказывать помощь родителям (лицам, их заменяющим) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Внедрить в практическую работу полученные знания из пройденного курса «Детская нейропсихология» для эффективной помощи детям, для построения адекватных их трудностям индивидуальных развивающих программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год

Представлен  аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....

годовой план работы педагога-психолога ДОУ № 112 г. Липецка на 2016-2017 учебный год

Годовой план разработан с учетом требований ФГОС ДО....

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...

Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год

РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:Цель: создание психолого-педагогических условий, с...

Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2017-2018 учебный год

В аналитичесском отчете педагога-психолога отражены основные направления работы: качественный анализ проведенных обследований и коррекционных задач, что удалось реализовать и насколько эффективно, а т...

Аналитический отчет педагог - психолога в ДОУ за 2016 -2017 уч. год.

Психодиагностическая работа  За период 2016-2017 учебного года проводились следующие виды диагностической работы:В сентябре 2016 года проводилась психологическая диагностика на уровень развития п...