Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2017-2018 учебный год
материал по коррекционной педагогике на тему
В аналитичесском отчете педагога-психолога отражены основные направления работы: качественный анализ проведенных обследований и коррекционных задач, что удалось реализовать и насколько эффективно, а также определены основные перспективные направления на следующий год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчет педагога-психолога | 89.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Истринского муниципального района
Утверждаю
Заведующий МДОУ ЦРР № 14
«Аленький цветочек»
Аналитический отчет
педагога-психолога Павловой Виктории Петровны
за 2017-2018 учебный год
Информационная справка:МДОУ д/с № 14-2рассчитан на 180 детей от 2 до 7 лет. Комплектуется комиссией согласно возрастным показателям.
В 2017-2018 учебном году в течение года функционировали 10 групп (более 200 детей), из них:
Вторая младшая группа №1,№4–две группы;
Средняя группа №2, №8, № 10 – три группы;
Старшая группа №5, №9 - две группы;
Подготовительная к школе группа №6, №7 - две группы;
Группа кратковременного пребывания №3 (смешанная) -одна группа.
Основная цель работы в учебном году: создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:
- изучение уровня психических процессов воспитанников и особенностей их развития, нравственного развития, уровня готовности к школьному обучению, уровня адаптации и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы с детьми;
- составление рекомендаций для воспитателей и родителей;
- работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения;
- организация адаптации воспитанников к детскому саду (младшая группа);
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду
В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
- психодиагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативная;
- профилактика и просвещение.
Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом составило 157 человек.
Количество проведенных консультаций - 91.
Количество охваченных групп – 9.
Качественный анализ проведенной работы
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах во время занятий. На начало октября 2017 г. 17 % детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 77 %, двое детей были с тяжелой степенью адаптации. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим. У детей с тяжелой степенью адаптация проходила по-разному: один ребенок проявлял повышенное тревожное чувство и при совместной помощи всех участников процесса и соответствующем возрасту уровне развития психических процессов смог успешно влиться в детский коллектив. Второй ребенок поступил в крайне педагогически запущенном состоянии: проявлял ежедневную агрессию ко взрослым и детям (отражено в листе адаптации). Взаимодействие с родителями не привело к положительным результатам, ребенок с октября месяца сад не посещал.
Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей (таблица 1).
Таблица 1
Категории обследуемых, сроки выполнения | Методика и цель |
Дети младших групп (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения |
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении |
Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель) | Диагностика психологической готовности к обучению в школе по Карте готовности к школьному обучению (составлена по программе «Детство» и утверждена методическим советом Северо-Западного административного округа города Москвы и находящаяся в открытом доступе). |
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года | Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей. Использование проективных методик. |
Дети старших групп (март, апрель) | Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет. Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба») |
Дети средних групп (октябрь) | Диагностика познавательного развития детей 3-5 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-5 лет |
Диагностика педагогического коллектива | По запросу |
Результатом данной работы являлось:
- консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- составление заключений, адаптационных листов;
- определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- рекомендации педагогам и родителям.
В сентябре-октябре были обследованы группы №3,4 (адаптационный период) и средняя № 2 (уровень развития познавательных процессов).
Результаты по адаптационному периоду представлены в групповых картах адаптации, результаты диагностики психических процессов детей второй младшей,средних групп и старших групп представлены на сводной диаграмме (рис. 1, 2 и 3).
Рисунок 1.Результаты обследования психических процессов у детей 3-4 лет
Рисунок 2.Результаты обследования психических процессов у детей 4-5 лет
Средние (1 балл) и высокие (ближе к 2 баллам) показатели восприятия, памяти и внимания (ведущие для 4-5 лет) характеризуют достаточную произвольность и целенаправленность психических процессов данного возрастного периода. Слабо развито воображение, в особенности, его оригинальность и произвольность. Зная большое количество современных мультфильмов, воображая себя героями этих мультфильмов, дети затрудняются привести ассоциативный ряд по предложенным простым картинкам.
По результатам данной диагностики были выявлены 8 человек (10% от всего количества) с низким уровнем развития психических процессов: 3 детей из младшей и из средней группы. С детьми из младшей группы коррекционная работа велась индивидуально.Для детей средней группы была составлена рабочая программа.На протяжении двух месяцев дети были включены в групповую коррекционно-развивающую работу, которая для некоторых продолжится в следующем учебном году.
Также были составлены рекомендации для педагогов и родителей. Акцентом рекомендаций для детей 3-4 х лет было использование большего количества игр, связанных с двигательной памятью. Так как ребенок в этом возрасте хорошо запоминает все, что было связано с собственным движением и что способствует, в дальнейшем, процессам преднамеренного запоминания. Для детей 4-5 лет было рекомендовано включить ежедневное прослушивание сказок с дальнейшим обсуждением, инсценировкой и кукольной игрой.
Рисунок 3.Результаты обследования психических процессов у детей 5-6 лет
Низкий уровень имеет показатель пространственно-временных представлений.
С педагогами была проведена консультация на данную тему: рекомендована необходимость наглядного материала, ежедневного включения в занятия стимульного материала по употреблению предлогов, изучению закономерностей смены времен года, интересной информации о месте проживания.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования в начале XXI века и его новой парадигмой – компетентностной, которая для своей реализации требует высокого уровня развития познавательной деятельности обучающихся.
Целями диагностики являлось определить уровень интеллектуального развития каждого ребенка и составить обязательную программу групповой коррекционно-развивающей работы в соответствии с показателями готовности к обучению для их улучшения. Повторное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводилось в мае. Результаты обследования по основным показателям и количеству детей по уровням развития (рис. 4 и 5)
Рисунок 4. Результаты по показателям готовности к школьному обучению
Составленная программа в соответствии с основными показателями и их целенаправленной коррекции, совместная работа воспитателей и логопеда позволили достичь положительной динамики и от средних и низких показателей перейти к высоким баллам к концу года.
Рисунок 5. Соотношение в процентах по уровню развития
Диагностика интеллектуального развития проводилась индивидуально и в группе.
Средний балл группы по всем показателям в начале года составил 1,9 балла, что соответствует среднему уровню, в конце года – 2,6 балла, что приближено к высоким показателям. При повторной диагностике детей с низким уровнем развития не наблюдалось.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа в 2017-2018учебном году формировалась по результатам психологической диагностики, запросам педагогов и родителей.
Были составлены рабочие программы для подготовительной и средней групп.
Для индивидуальных занятий были отобраны дети из младших групп с задержками в развитии познавательных процессов и эмоционально-аффективной сферы.
В процессе групповой и индивидуальной работы использовались приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным поставленным задачам. Подробные данные представлены в Отчете по коррекционно-развивающей работе.
По итогам работы, данные занятия оказались востребованными всеми категориями детей. Ребята проявляли огромный интерес к ролевым играм, рисуночным заданиям, к этюдам с игрушками. Занятия помогли сформировать положительную мотивацию в формировании активного познавательного интереса.
Консультативная работа
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам. Тематика консультаций была следующей:
- Проблемы и трудности в обучении
- Детско-родительские отношения
- Межличностное взаимодействие в воспитательном процессе
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
- Возрастные кризисы
Психопросветительская и организационно-методическая работа
Методическая работа велась по направлениям:
- Анализ научной и практической литературы, работа с интернет-ресурсами
- Обработка и анализ адаптационных листов
- Подготовка бланков для диагностики
- Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе
- Подготовка диагностического инструментария для обследования
- Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых ииндивидуальных программ для детей
- Заполнение текущей документации
- Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ
- Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе
- Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций
- Оформление наглядной информации
- Составление заключений, рекомендаций, индивидуальных программ для коррекционно –развивающей работы
- Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска
- Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ
- Составление годового плана работы
- Оформление документации кабинета
- Оформление отчетной документации
- Повышение квалификации
Перспективные направления работы на следующий учебный год:
В течение учебного года обследование детей на уровень познавательного развития, интеллектуального было преимущественным. Работа с агрессивными и тревожными детьми велась по запросу. Значительное количество рисунков детей свидетельствуют о неблагоприятном психоэмоциональном состоянии, тревожности, наличии страхов. Поэтому в этом году основной диагностической и коррекционной задачей необходимо сделать укрепление эмоциональной сферы детей, включая проективные методики и арт-терапию.
Также продолжить укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование интеллектуального и личностного развития дошкольников и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
Представлен аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....
Аналитический отчет воспитателя младшей группы о работе за 2017-2018 учебный год.
Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи: 1. Формирование навыков учебной деятельности; 2. Развитие познавательных процессов; 3. Воспитание навыков культуры поведения...
Аналитический отчет о проделанной воспитательно- образовательной работе за 2017-2018 учебный год.
В данном материале говориться о проделанной воспитательно- образовательной работе за 2017-2018 учебный год в младшей группе....
АНАЛИТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2017 – 2018 учебный год
Данный отчет является образцом, составленный на основе моего опыта работы за учебный год....
Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2016-2017 учебный год
Информация о проведенной работе педагога-психолога отображается в ежегодном аналитическом отчете...
Аналитический отчет в старшей группе о проделанной работе 2017-2018 учебный год
Аналитический отчет...