Конспект занятия Дифференциация звуков Л — Ль
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Риттер Любовь Александровна

Дифференциация звуков Л — Ль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_l_-_l.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дифференциация звуков Л — Ль

Цели:

коррекционно-образовательные:

-учить детей сравнивать звуки Л — Ль по акустико-артикуляционным признакам;

-закреплять словарь по теме «Перелетные птицы»;

коррекционно- развивающие:

-развивать у детей мыслительную деятельность;

-учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;

-развивать звонкость голоса;

-развивать мимические мышцы;

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

-учить координировать речь с движениями;

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: картинки перелетных птиц, картинки, в названии которых присутствуют звуки Л, Ль,  наборы «Звуковое пианино», «Слоговая тучка», звуковые линейки «Птички», схемы для выполнения звуковых  разборов слов и схем предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На занятиях, в игре

Плавно четко говорим,

Никуда мы не спешим.

II. Развитие общей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Наши руки отдыхают ...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Напряженье улетело ...

И расслаблено все тело ....

2.Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

-для челюсти: широко открыть рот (удержать под счет), затем полузакрыть; закрыть;

-для губ: «улыбка» (зубы не видны); «улыбка» (зубы обнажены):

-для языка: дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхней губе, затем опустить за нижние зубы.

-Массаж языка «Ла-ла-ла»,

-Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

  1. Объявление темы. Загадки.

Логопед предлагает угадать, кто спешит в гости на занятие.

Черный костюм, белая рубашка.

Возвратилась из- за моря

Быстрокрылая пташка (ласточка)

Вот так птица- какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой? (лебедь)

                               

  1. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Логопед предлагает  определить первый звук  в словах «ласточка» и «лебедь».

Звук «Л»- Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

Звук «Ль»- Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

 Логопед: Эти два звука мы будем учиться различать и следить за их правильным произношением.

Акустико-артикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном плане, акцентируется  внимание на различиях между звуками

Звук «Л»- согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

Звук «Ль- согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

  1. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

Игра «Звуковое пианино»

Логопед предлагает детям поиграть на «Звуковом пианино» и сыграть песенки

Ла- ла- ла        Ля- ля- ля

Лу- лу- лу        Лю- лю- лю

             Ла- ля- ла

             Лу- лю- лу

                                       

  1. Игра «Замени звук»

Логопед предлагает заменить звук Л на Ль

юла- Юля                        лук-

мел-                                дал-

ел-                                        угол-                              

галка-

5. Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

ле- лев, лес, лейка.

ли- лилия, ливень, листок, лиана.

лю- люстра,  Люба.

6.Игра «Посади цветок»

Логопед предлагает детям на «Звуковых полянках» посадить волшебные  цветы- картинки.

Дети берут по два цветка, на которых изображены картинки со звуками Л и Ль, и высаживают на полянку твердых и мягких звуков.

                                       

7. Игра «Дождик»

Логопед напоминает детям, что нужно полить цветы и предлагает позвать «Слоговую тучку».

Дети по заданию логопеда делят слова на слоги и  выкладывают дождевые капельки

Слова: волк, ладонь, полоса, половина.

                 

8. Физпауза

Координация речи с движением «Дождик» . 

Ручки поднимаем (Поднимаем руки)
Тучки разгоняем (Опускаем руки)
Солнце яркое свети (Дети машут руками)
Серый дождик прогони! (Прогоняя дождь.)

Упражнение «Ветерок»- развитие фонационного дыхания

Логопед предлагает детям  подуть на тучку и прогнать ее.

Развитие общей моторики «Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились

Все люди дивились,

Сели посидели,

Взвились полетели

И на стульчики мы сели.

9. Упражнение «Определи место звука»

Логопед предлагает детям определить с помощью звуковой линейки «Птичка» место звука  Л и Ль в словах. Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов.

Слова: лужа, колос, лампа, полоса, самосвал, дятел, лёд, калина, колесо, пыль.

                         

10. Самостоятельный звуковой анализ слов с использованием предметных картинок и логопедических пеналов.

Предметные картинки: стол, лес, лиса, луна, лев.

                       

  1. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

1. Упражнение «Чья, чьё, чьи?»

Логопед говорит о том, что птички наши решили поиграть в прятки и предлагает определить, какая  птичка спряталась.

Чье это крыло-………….. (ласточкино крыло)

Чьи это крылья- ………….(лебединые крылья)

Чья это шея-………………(лебединая шея)

Чей это хвост-…………….(ласточкин хвост)

                     

2. Упражнение  «Подбери слова- признаки»

Ласточка какая?-…………………….

Лебедь  какой?-……………………..

3. Упражнения «Птичьи перья»

Логопед предлагает собрать птичьи перышки- слоги и из них составить слова, а из слов предложение.

Птички летали,

Перья потеряли.

Перышки мы соберем,

Предложение прочтем.

Предложение: «Ми- ла     к у- пи- ла    ли- мон».

Анализ предложения: подсчет слов в предложении, определение первого, второго и третьего слова.

   

                                         

  1. Выделение из предложения слов со звуками Л и Ль.

6. Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

  1. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этих звуков. Вспомните слова, в  которых встречаются звуки Л и Ль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....