Индивидуальный образовательный маршрут музыкального развития
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Давлеткулова Елена Владимировна

Индивидуальный образовательный маршрут музыкального развития.

Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В. 

Социально экономические изменения ,происходящие в стране,развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации ,объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации ,содержанию педагогической работы с детьми.Изменение подходов к образованию детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности ,обладающей навыками социально адаптивного поведения.Одним из путей реализации этой задачи явяется инклюзивное образование,которое обеспечивает равные права,доступность,возможность выбора подходящего индивидуального оьразовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифферинцированная образовательная программа,как система конкретных совместных действий администрации ,основных педагогов,родителей в процессе включения ребёнка в образовательный процесс.

Индивидуально-образовательный маршрут в современном образовании одновременно и определённое и чрезвычайно высокое понятие,возникнувшее как результат практической деятельности образовательных учреждений,ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательных процессах.

В исследовании И.А.Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных  образовательных маршрута:

1)с опережающими темпами развития

2)с ослабленным здоровьем

(самотическая ослабленность,повышенная утомляемость,сниженная работоспособность)

3)с низкой учебной мотивацией

4)одарённых детей со специальными способностями (повышенная эмоциональность,недостаточный уровень саморегуляции ,трудности в общении)

При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные возможности и потребности воспитанника.Маршрут создаётся с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей.

При разработке индивидуального образовательного образовательного маршрута специалисты руководствуются рядом принципов(Т.В.Волосовец,Т.Н.Гусева,Л.М.Шипицина и др.):

- принцип опры на обучаемость ребёнка,принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

- принцип соблюдения интересов ребёнка .Л.М.Шипицина называет его «на стороне ребёнка».Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка.

- принцип отказа от усреднённого нормирования,т.е. избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут музыкального развития.

Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В.

Социально экономические изменения ,происходящие в стране,развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации ,объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации ,содержанию педагогической работы с детьми.Изменение подходов к образованию детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности ,обладающей навыками социально адаптивного поведения.Одним из путей реализации этой задачи явяется инклюзивное образование,которое обеспечивает равные права,доступность,возможность выбора подходящего индивидуального оьразовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифферинцированная образовательная программа,как система конкретных совместных действий администрации ,основных педагогов,родителей в процессе включения ребёнка в образовательный процесс.

Индивидуально-образовательный маршрут в современном образовании одновременно и определённое и чрезвычайно высокое понятие,возникнувшее как результат практической деятельности образовательных учреждений,ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательных процессах.

В исследовании И.А.Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных  образовательных маршрута:

1)с опережающими темпами развития

2)с ослабленным здоровьем

(самотическая ослабленность,повышенная утомляемость,сниженная работоспособность)

3)с низкой учебной мотивацией

4)одарённых детей со специальными способностями (повышенная эмоциональность,недостаточный уровень саморегуляции ,трудности в общении)

При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные возможности и потребности воспитанника.Маршрут создаётся с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей.

При разработке индивидуального образовательного образовательного маршрута специалисты руководствуются рядом принципов(Т.В.Волосовец,Т.Н.Гусева,Л.М.Шипицина и др.):

- принцип опры на обучаемость ребёнка,принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

- принцип соблюдения интересов ребёнка .Л.М.Шипицина называет его «на стороне ребёнка».Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка.

- принцип отказа от усреднённого нормирования,т.е. избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

- принцип непрерывности,когда ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.Специалист прекратит поддержку только тогда,когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

- принцип мультидисциплинарности.Эффективность помощи ребёнку зависит от кооперации действий различных специалистов,владеющих различным предметным,профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребёнка.

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребёнка соотношение форм и видов деятельности,индивидуализированный объём и глубина содержания,специфические психолого-педагогические технологии,учебно-методические материалы.

Материалы представлены в таблице № 1,2,3.

Индивидуальный образовательный маршрут

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Группа__________________подготовительная______________________________

Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника

Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка

Периодичность занятий: _________________________________________________

Длительность: __________________________________________________________

Результат мониторинга

Виды музыкальной деятельности

П р о б л е м а

Р е ш е н и е

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1. Слушание музыки

1. Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений

2. Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения

3. Ограниченный словарный запас

4. Затрудняется в определении жанра музыки

1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова

2. Музыкально-дидактические игры на определение характера музыки, развитие эмоций

3. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок

4. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти

2. Пение

1. Не правильно передает мелодический рисунок песни

2. Слабый артикуляционный аппарат

3. Неправильно пользуется дыханием

4. Недостаточно развито чувство ансамбля

1. Упражнения на развитие слуха и голоса

2. Артикуляционная  гимнастика, упражнения для языка

3. Дыхательная гимнастика

4. Пение в ансамбле, упражнения на коммуникацию.

3. Движение под музыку

1. Недостаточно развито чувство ритма

2Слабое слуховое восприятие музыки

3. Не согласованность движений с музыкой

4. Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня

1. Упражнения на развитие чувства ритма.

2. Музыкально-дидактические игры  

3. Развивающая предметно-пространственная среда, игры с предметами

4. Пластические этюды, танцевальное творчество

4. Игра на детских музыкальных инструментах

1. Не владеет навыками игры на  д.м.и.

2. Не достаточно развито чувство ритма

3. Слабо проявляет интерес к музицированию

4. Затрудняется играть в ансамбле

1. Игры-упражнения

2. Муз-дид.игры на развитие чувства ритма

3. Просмотр презентаций с использованием ИКТ

4. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами

Таблица 1

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Группа________________________________________________________________

Цель маршрута: Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения

Задача: Амплификация  развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности)

Периодичность занятий: _________________________________________________

Длительность: __________________________________________________________

Результат мониторинга

Виды музыкальной деятельности

П р о б л е м а

Р е ш е н и е

Р е к о м е н д а ц и и

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Взаимодействие специалистов  и воспитателей групп; консультации с детским психологом; индивидуальные беседы с родителями

 

  1. Посещение музыкальной школы
  2. Посещение танцевально-хореографического кружка
  3. Посещение театрализованной студии
  4. Посещение вокальной студии

1. Слушание музыки

 Не умеет сдерживать эмоции, не способен к волевым усилиям, не может следовать социальным нормам и правилам поведения

2. Пение

Отсутствует самоконтроль во время пения

3. Движение под музыку

Не умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться их успехам

4. Элементарное музицирование

Не умеет подчиняться правилам и социальным нормам

Таблица 2

Индивидуальный образовательный маршрут

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________

Группа_______________старшая_________________________________________ 

Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника

Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка

Периодичность занятий: _________________________________________________

Длительность: __________________________________________________________

Результат мониторинга

Виды музыкальной деятельности

П р о б л е м а

Р е ш е н и е

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1. Восприятие музыки

1. Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память

2. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном

3. Не сформировано умение замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро)

4.  Не развита способность различать звуки по высоте

1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова

2. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок

3. Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатонического слуха

4. Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха

2. Пение

1. Не сформирован навык выразительного пения

2. Не четко произносит слова

3. Неправильно пользуется дыханием

4. Не развит навык сольного пения без инструментального сопровождения

1. Музыкально-дидактические игры на определение настроения

2. Артикул. гимнастика, упражнения для языка

3. Дыхательная гимнастика

4. Упражнения на развитие слуха и голоса

3. Движение под музыку

1. Выполняет движения не ритмично

2. Не умеет самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами

3. Не ориентируется в пространстве, затрудняется выполнять перестроения

1. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.

2. Музыкально-ритмические упражнения,

3. Игры на развитие ориентировки в пространстве

4. Игра на детских музыкальных инструментах

1. Не владеет навыками игры на  д.м.и.

2. Не сформировано умение игры в ансамбле

1. Игры-упражнения

2. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами

Таблица 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника старшей группы.

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника старшей группы. Возраст ребенка:  5 лет Пол:  мужской Проблема: недостаточно развит...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности Мишиной Алевтины Николаевны воспитателя БУ ДОУ ДСОВ № 12 "Буратино" города Радужный

Цели и задачи профессионального развития Цель – повышение уровня профессиональной, правовой, информационно-коммуникационной  и методической компетенции в условиях перехода на ФГОС ДО....

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития воспитанника(цы)

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития воспитанника(цы)  подготовительной логопедической группы...

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития воспитателя дошкольных групп

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития воспитателя дошкольных групп ...

Индивидуальный образовательный маршрут музыкального руководителя

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ).ИОМ педагога – это личный, отличающийся характерными признаками  пу...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития

Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с  детьми с ОНР II уровня речевого развития....

Примерный образец заполнения форм индивидуальных образовательных маршрутов музыкального руководителя, воспитателя и специалистов ДОУ.

В ДОУ реализуется индивидуальный образовательный маршрут, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению...