Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника старшей группы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Пантелеева Елена Борисовна

 

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника старшей группы.

 

Возраст ребенка:  5 лет

 

Пол:  мужской

 

Проблема: недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

- расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

 

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

 

Длительность: 15 минут

 

Структура индивидуального занятия:

 

1. Организационный момент

2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию

3. Основная работа:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

- речевые упражнения;

- словесная игра;

- дидактическая настольно-печатная игра.

4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

 

 

 

 

Используемые на занятиях игры и упражнения

1.            Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это? »)

Цель. Расширение объема словаря существительных.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это) » При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета.

2.            Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета

Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование.    Предметы   по   изучаемой   лексической теме.

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри! », прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус? » Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый) : «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где есть вода»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

3.            Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло? »)

Цель. Расширение объема словаря существительных.

      Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? » правильно воспроизвести его название.

4.            .«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы) .

5.            «Вчера, сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить) .«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой).

6.            «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела) .

7.            «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

8.            «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам) .

9.            «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

10.        «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко) .

11.        «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)

Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.

Оценка деятельности:

 

В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,

• Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;

• Закрепляются обобщающие понятия;

• Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;

 

Предполагаемый результат

 

- к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:

знает и использует в повседневной речи

• существительные, обозначающие профессии - каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;

• названия техники - экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;

• прилагательные, обозначающие признаки предметов - светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;

• наречия, характеризующие отношение людей к труду - старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ;

• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;

• внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника старшей группы.

Возраст ребенка:  5 лет

Пол:  мужской

Проблема: недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

- расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Длительность: 15 минут

Структура индивидуального занятия:

1. Организационный момент

2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию

3. Основная работа:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

- речевые упражнения;

- словесная игра;

- дидактическая настольно-печатная игра.

4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Используемые на занятиях игры и упражнения

  1. Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это? »)

Цель. Расширение объема словаря существительных.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это) » При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета.

  1. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета

Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование.    Предметы   по   изучаемой   лексической теме.

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри! », прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус? » Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый) : «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где есть вода»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

  1. Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло? »)

Цель. Расширение объема словаря существительных.

      Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? » правильно воспроизвести его название.

  1. .«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы) .
  2. «Вчера, сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить) .«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой).
  3. «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела) .
  4. «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)
  5. «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам) .
  6. «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…
  7.  «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко) .
  8.  «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)

Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,

• Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;

• Закрепляются обобщающие понятия;

• Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;

Предполагаемый результат

- к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:

знает и использует в повседневной речи

• существительные, обозначающие профессии - каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;

• названия техники - экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;

• прилагательные, обозначающие признаки предметов - светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;

• наречия, характеризующие отношение людей к труду - старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ;

• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;

• внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития воспитанника(цы)

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития воспитанника(цы)  подготовительной логопедической группы...

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития воспитателя дошкольных групп

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития воспитателя дошкольных групп ...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию творческих способностей воспитанника

Индивидуальный образовательный маршрут  по развитию творческих способностей воспитанника...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ОНР 3 уровень) старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ОНР 3 уровень)...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ОНР 3 уровень) старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ОНР 3 уровень)...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития

Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с  детьми с ОНР II уровня речевого развития....