Корекционно-развивающие занятия с детьми старшей группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Это цикл игровых занятий с детьми, имеющими трудности в познавательной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела педагог-психолог
Цах М.Б.
Занятие №1
Программное содержание: Развитие зрительного восприятия формы предметов, логического мышления и памяти, устойчивости внимания, усидчивости, развитие словарного запаса, навыков общения, воображения, тонкой моторики.
Материал: картинки с недорисованными изображениями, 24 картинки с различными предметами (например: лиса - нора; ножницы - бумага; снег – снеговик), картинки с овощами.
Ход занятия:
1. Психолог: «Ребята мы отправляемся с вами в страну «Сообразилию», нас ждут удивительные приключения, интересные герои. Мы встретимся с Королевой Знаний, со Знайкой и Незнайкой, с Буратино и многими другими героями.
Путь в страну «Сообразилию» не прост, он полон испытаний и всевозможных преград, которые нам надо преодолеть, но, я думаю, мы с вами справимся.
Мы можем отправиться в путешествие только, если у нас будут светлые и добрые мысли, чувства. Закройте глаза и представьте солнышко внутри себя. Оно согревает нас изнутри, согревает каждую клеточку нашего тела, вы чувствуете как наполняетесь теплом и добротой и стараетесь передать частичку тепла и добра другим людям. На счёт три откройте глаза.
Теперь мы готовы к путешествию? В путь».
2. Задание «Узнай, что изображено и дорисуй»
П.: «Ребята, смотрите, рассеянный художник не дорисовал изображения. Посмотрите и назовите, что не дорисовал художник. Давайте поможем художнику дорисовать».
3. «Подбери картинку»
П.: «Для того, чтобы продолжить наш путь в страну «Сообразилию» мы должны подобрать пару к картинке и объяснить свой выбор.»
На двух столах расположены неподалёку друг от друга 24 картинки, по 12 на каждом. Дети выбирают себе любые две картинки с первого стола, а на втором – подбирают к каждой из них пару и обосновывают свой выбор.
Когда ко всем картинкам будут подобраны пары, они выкладываются в два ряда, одна под другой. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на столе картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.
4. «Кодирование»
П.: «Ребята, а теперь нам надо закодировать письмо к Королеве Знаний, чтобы злой волшебник не смог его прочитать».
Каждому ребёнку выдаётся листок с изображением различных фигур и образец. Вместе с группой нужно разобрать, в какой фигуре какой значок нарисован. Затем дети выполняют задание индивидуально: рисуют необходимые знаки в фигурах. Фиксируется время выполнения.
5. Игра «Овощи» (вместо физ. минутки)
Детям раздаются картинки с изображением на них любых овощей (из лото). Каждый ребёнок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинки держат перед собой в руках. Роль ведущего на первых порах принимает на себя психолог.
Он называет какой-то овощ, и тот ребёнок, у которого картинка с этим овощем, пускается бежать. А чтобы его не догнали, быстро произносит название какого-либо другого овоща, картинка с которым есть у кого-то из ребят.
Первый ребёнок останавливается, а второй бежит и опять быстро называет какой-то из овощей. Игра продолжается до тех пор, пока один из детей не буде пойман.
6. «Продолжить ряд»
П.: «Ребята, посмотрите внимательно на картинку, на ней в определённой последовательности нарисованы предметы. Определи, какой предмет должен быть нарисован следующим, чтобы данный порядок сохранился». После ответа попросить ребёнка объяснить свой выбор После этого дети рисуют нужный предмет.
7. «Вниз по реке».
П.: «Мы с вами отправляемся в путешествие по реке. Вам надо будет провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо не отрывая карандаша от бумаги и не заезжая на линии, точно следуя за изгибами берега».
8. «Кто (что) кем (чем) был(о)?»
Психолог показывает детям карточку и спрашивает, чем это было раньше. Если предмет допускает несколько ответов, то обратить на это внимание детей.
9. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки» (упр. выполняется под спокойную расслабляющую музыку).
П.: «А теперь ребята давайте немного пофантазируем. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пёстрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нём ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начните приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно садитесь на мягкую , пахучую серединку цветка. Вдохните ещё раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
Психолог: «Наше занятие закончилось. Спасибо всем! »
Занятие 2
«Встреча с незнайкой»
Программное содержание: развитие творческих способностей, словарного запаса, восприятия формы, словесно-логического мышления (обобщения), развитие логичности и обоснованности мыслительных действий, сравнения, стимуляция внимания, способности к согласованному взаимодействию.
Материал: Игрушка Незнайка, лист бумаги, разделённый на четыре клетки, карточки с цифрами, счётные палочки, картинки (корова-лошадь, ворона-воробей, лыжи-коньки, трамвай-автобус, молоко-вода, дождь-снег), бумага, карандаши.
Ход занятия:
1. П.: «Продолжим наше путешествие в страну «Сообразилию».
Прежде, чем начнём наше путешествие назовите 3 предмета круглой, треугольной и прямоугольной формы».
Дети называют.
2. П.: «Посмотрите ребята, кто это? А-а это незнайка. Давайте спросим у Незнайки как попасть в страну «Сообразилия». Незнайка, ты нам не скажешь, где страна «Сообразилия».
Незнайка: «Я вам покажу дорогу, если вы решите мои задачки».
А) «Выложи цифры так, как только что видел на доске»
На столах перед каждым ребёнком лежит квадратный лист бумаги, разделённый на четыре клетки (размер листа 20*20 cм, размер клетки 10*10см) и поднос с четырьмя карточками, на которых нарисованы цифры. На магнитной доске заранее начерчен маркером такой же квадрат с четырьмя клетками, только большего размера.
На глазах у детей взрослый выкладывает три цифры в трёх клетках. Даётся время для запоминания – 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются, и дети по памяти выкладывают у себя те же цифры на своих листах – как запомнили.
Б) «Назови одним словом»
Лиса, заяц, медведь, волк –
Кровать, стул, диван, кресло –
Сыр, колбаса, хлеб, масло –
Шапка, юбка, трусы, майка –
Сосна, ель, ива, клён –
Самолёт, машина, корабль, мотоцикл –
В) «Составь фигурку из палочек»
- составить по образцу два прямоугольника;
- убрать две палочки, так, чтобы остался один прямоугольник.
3. Незнайка: «Молодцы ребята все задачи мои решили, а теперь мне помогите найти сходства и различия в картинках»
Задание «Чем похожи и чем отличаются»
Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и различий и обосновывают свои доводы. За каждое правильное обоснованное сходство ребёнок получает фишку.
5. Физ. пауза: «Будь внимателен»
Незнайка: «Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Будь внимателен». Но сначала давайте, изобразим с помощью выразительных движений рук и ног, всего тела: кенгуру, кузнечика, лягушку. Запомнили движения? Сейчас вы будете двигаться под музыку, но как только я выключу музыку и произнесу команду, например, кенгуру, вам надо будет изобразить кенгуру, вспомнить придуманное движение. Начали!» Повторить игру 3-4 раза.
6. П.: «Ну что Незнайка, а теперь покажешь нам дорогу в страну «Сообразилия».
Незнайка: «Покажу, покажу, но сначала покажите, что здесь лишнее (по типу «четвёртый лишний»)
7. Задание «Продолжи ряд изображений»
9. «Размышления о словах»
П.: «Одни и те же слова могут вызвать у людей разные мысли. Например, я произнесу слово «мягкий», о чём вы подумали, что первым пришло вам в голову, когда вы услышали это слово».
Незнайка: «Я подумал о хлебе, а вы, о чём подумали?»
Дети отвечают. Ответы детей записать на доске.
Затем произнести слово «красивый» и вновь все отклики детей записать на доске.
П.: «Видите, ребята, каждый из вас думает о разном, хотя слышит одно и то же слово. А теперь ребята нарисуйте на листе всё, что вам представляется, когда вы слышите слово «быстрый».
После выполнения задания, рассмотреть с детьми все работы.
Незнайка: «Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, проявили сообразительность и смекалку, не отступили перед трудностями, поэтому я раздам вам вот такие билетики, по которым вы сможете попасть в страну «Сообразилия» и встретиться с Королевой Знаний, берегите их. До свидания!».
Занятие №3
«В волшебном лесу»
Программное содержание: развитие кругозора, словарного запаса, сообразительности и наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения), зрительной памяти, сенсомоторики.
Материал: Кассета «Наедине с природой» (шум леса), карточки , на которых изображены различные животные и пища для этих животных (не менее 7-8 тех и других карточек), 24 карточки с животными, парные карточки с животными (лиса-волк, ворона-сорока, олень-лось, дуб-берёза)
Ход занятия:
- П.: «Сегодня путь наш лежит через волшебный лес. Давайте послушаем шум леса… А теперь пора в путь».
- «Кто, что любит?»
П.: «В лесу живут различные животные. Посмотрите, какие животные живут в лесу (демонстрация картинок с животными). Животные проголодались, помогите им найти еду, которую они любят».
- «Кто это или что это?»
Дети делятся на две группы. Они располагаются за столами, находящиеся напротив друг от друга на расстоянии 2-3 метров.
Перед ребятами на столах разложены одинаковые картинки с изображением предметов, животных, ягод, деревьев, птиц. У каждой группы по 12 карточек.
Дети из первой и второй группы по очереди дают описание одной из картинок. Если описание правильно и картинка угадывается членами другой группы она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает та команда, которая наберёт больше картинок.
- «Отвечай быстро»
Психолог бросает мяч и называет какую либо категорию: животные, рыбы, птицы, деревья, ягоды, деревья, полевые цветы, дикие животные и т. д., а дети должны поймать мяч и назвать кого-либо из этой категории.
- «Лабиринты»
П.: «Ребята, помогите зайке добраться до морковки, мишке - до мёда». Попросить детей провести линию, не отрывая карандаш от бумаги.
- «Позы» (физ. минутка)
Дети выбирают из имеющихся карточек четыре таких, например, где изображены животные: лиса, ёж, медведь, олень и по желанию, принимают характерные позы этих животных. Затем позы уточняются психологом. Далее дети танцуют под музыку. На остановку музыки и команду, например: «медведь» принимают соответствующую позу.
- «Чем похожи, чем отличаются»
Каждый ребёнок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства и различия.
- «Какое животное убежало?»
10 картинок с дикими животными выкладываются на наборном полотне. Затем одно убирается. Психолог спрашивает у детей: «Какого животного не стало? Какое животное убежало?»
- «Дорисуй тропинку для животных»
Психолог: «Ребята, помогите животным добежать до своего домика. Дорисуйте такую же дорожку до конца».
- Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«Путешествие в волшебный лес»
Психолог: «Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахом вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день. Наше занятие закончилось. До свидания».
Занятие №4
«В сказочном городе»
Программное содержание: Развитие мыслительных операций (анализа и сравнения), объёма внимания, памяти, развитие логического мышления, творческого воображения, развитие сенсомоторики
Материал: Игрушка Буратино, кассета с записью Вальса цветов П.И. Чайковского, картинки с изображением посуды и мебели, пять кружков разного цвета, диаметром 10см, по пять кружков на каждого ребёнка, счётные палочки
Ход занятия:
- Звучит музыка «Вальс цветов».
П.: Ребята, посмотрите, мы подошли к сказочному городу. Мы сможем войти в сказочный город, если вы отгадаете мои загадки»
Загадки:
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола».
(Золушка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)
«У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
П.: «Молодцы ребята, все загадки мои отгадали, поэтому вы можете войти в сказочный город. Посмотрите, кто это нас встречает. Конечно, это Буратино».
2. Буратино: «Здравствуйте ребята! Я люблю отгадывать загадки. Загадайте мне разные загадки, а я постараюсь их отгадать».
Игра: «Что это?»
Психолог раздаёт детям картинки с изображением посуды и мебели, а дети не показывая картинки, описывают, что на них нарисовано. Буратино отгадывает.
- Игра «Дорисуй»
Буратино: «Ребята, в нашем городе живёт рассеянный художник, он всегда забывает дорисовывать свои рисунки. Помогите, пожалуйста, художнику и дорисуйте предметы»
- Буратино: «А теперь я, посмотрю, какая у вас память».
Задание : «Выложи кружочки в той последовательности, как только что видел».
Пять кружков разного цвета выкладываются психологом на фланелеграфе в любой последовательности. Дети рассматривают их в течение 10 сек. Затем кружки закрываются. Ребята должны по памяти выложить кружки таким же образом у себя на столах.
- Разминка: «Буратино потянулся,
Руки в стороны развёл.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Повернулся и пошёл»
Чтение стихотворения сопровождается движениями.
- Задание «Составь фигуру из палочек»
П.: «В сказочном городе можно увидеть различные домики. Попробуйте выложить домик из палочек по образцу»
Задание: «Переложи одну палочку, чтобы домик был перевёрнут в другую сторону».
- Буратино: «Жители нашего города любят сочинять стихи. Давайте и мы попробуем. Для начала давайте придумаем рифмы к словам:
Гроза – ….
Место - …..
Носок - ….
А теперь попробуем придумать небольшое стихотворение с этими словами».
- «Рисование двумя руками»
Буратино: «Жители нашего города умеют рисовать двумя руками. А вы умеете? Давайте попробуем».
Буратино: «Ну что ж, ребята пора прощаться, мне с вами было очень интересно и весло. До свидания. До новых встреч».
Занятие №5
«Путешествие на корабле по морю»
Цель: развитие зрит. памяти, внимания, наглядно-образного мышления, логического мышления, мыслит. операций (обобщения), произвольной сферы, воссоздающего воображения .
Материал: Плакат с изображением яхты, песня «Море синее», 10 предметных картинок, игра «4-й лишний», схемы «Рыбки», геометрические фигуры, матрицы Равена, листы в клетку на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Психолог: «Сегодня наш путь в страну «Сообразилия» лежит через море. На этом корабле мы отправимся в путешествие по морю. Но сначала отгадайте мою загадку: «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся». Правильно это берега. У моря тоже есть берега, только они находятся очень далеко друг от друга».
Звучит песня «Море синее».
Психолог: «Наше плавание начинается»
2. Задание «Запомните ваши вещи»
Психолог: «Проходите на яхту, вещи оставим в каюте (выкладывается 10 картинок на наборном полотне). Вот ваши вещи, запомните их (через 11 сек. Картинки убираются). Скажите, что было в каюте (дети отвечают).»
3. «Четвёртый лишний»
Психолог: «В воде – реках, озёрах, морях, океанах живут разные животные. Посмотрите, какие животные изображены на картинках.» Показ на наборном полотне: 1. Кит, дельфин, акула, чайка
2. Чайка, ласточка, аист, кит
Психолог: «Какая картинка лишняя и почему?»
Затем психолог произносит слова, а дети должны ответить, какое слово лишнее и объяснить свой ответ.
- Река, мост, пруд, озеро
- Буревестник, чайка, пеликан, птица
4. «Рыбка»
Психолог: «В море плавает много разных рыб, например, таких (показ схемы «Рыбка» – методика В.В. Холмогоровой). Попробуйте из геометрических фигур сложить такую же рыбку».
Дети складывают.
5. Психолог: «Ребята, отгадайте ещё одну загадку: «Белая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» (Туча). Вдруг туча стала сереть, сверкают молнии, приближается шторм (аудиозапись грозы)».
Физ. минутка: «Стало палубу качать,
Ноги к палубе прижать
Одну ногу напрягаем,
А другую расслабляем»
Психолог: «Подул сильный ветер, трудно идти по палубе. Напрягите ноги, крепко прижмите ступни к полу. Прошла волна, ноги можно расслабить (повторить 2-3 раза).
6. Игра «Что изменилось»
Психолог: «Вот и пролетела буря, море стало спокойным, ярко светит солнце. Вот так было до шторма (показ предметов в определённой последовательности). Закройте глаза (меняет местами два – три предмета). Откройте глаза, что изменилось (игра повторяется два-три раза)»
7. «Залатай паруса»
Психолог: «Буря ещё и паруса порвала. Возьмите бланки. Посмотрите, у паруса образовалась дыра. Внизу нарисованы кусочки, которыми можно починить парус. Надо подобрать такой кусочек, чтобы дырки не было заметно. Найдите его и обведите карандашом»
- Задание «Графический диктант» (метод Д.Б. Эльконина)
Психолог: «Сильные были волны во время шторма. Нарисуем разные волны. Возьмите листочек в клеточку, найдите точку в верхнем левом углу и внимательно слушайте. Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону вы должны будете проводить линии.
- «Дорисуй»
Психолог подтягивает верёвку, к которой привязана пластмассовая бутылка: «Оказывается, кроме рыб, в море и бутылки плавают. Посмотрим, что внутри?». Достаёт карточки с незавершёнными рисунками и предлагает дорисовать то, что испортила вода.
Психолог: «На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"
Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...
Занятие с детьми старшей группы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах на тему «Правила движения достойны уважения»
Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с разрешающим дорожным знаком «Велосипедная дорожка» и с запрещающим дорожным знаком «Движение на велосипедах запрещено», объяснить детям об ...
Занятие с детьми старшей группы по формированию представлений о разных профессиях
Тема: "Профессии"Програмное содержание: Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них. Развивать внимание, восприятие, ассоциативное мышление, вооброжение и ...
"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы
конспекты совместной образовательной деятельности ....
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»...
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания».
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания»....