Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности
статья по коррекционной педагогике на тему
Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.А. Стрилецкая, учитель-дефектолог ГБДОУ
детский сад №26 компенсирующего вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Новое содержание коррекционной помощи детям с особыми нуждами определяется перестройкой взаимоотношений массового и специального образования - «от изоляции к интеграции» (Н.Н. Малофеев), а также современной направленностью концепции дошкольного образования на всестороннее развитие каждого ребенка в соответствии: с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, конвенцией о правах ребенка, с закреплением Российской Конституцией прав каждого человека на образование.
Дети с нарушением интеллекта составляют самую представительную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. В подавляющем большинстве случаев имеющиеся у них нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизиологического развития ребенка. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психофизиологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизиологического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоении пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. Следовательно, для успешного освоения образовательного процесса и социализации необходимо развитие всех познавательных процессов, важнейших из которых является процесс памяти.
Память начинается с запоминания, которое обеспечивает сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Причины замедленного и плохого запоминания кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обуславливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а так же непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающая недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение многими умственно отсталыми детьми отличается крайней недостаточностью (Х.С. Замский).
У детей с нарушением интеллекта память формируется в процессе деятельности так же, как в норме. Функциональное развитие процессов памяти зависит не только от анатомо-физиологических особенностей. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что дети запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайном сочетании. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают словесные объяснения и инструкции.
По мнению И.И. Мамайчук память детей с психическим недоразвитием, как отмечалось, отличается снижением объема запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процесс е своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
Если с ребенком проводить специальные занятия, то формирование произвольного запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, классификацию и группировку предметов, можно развивать у детей с нарушением интеллекта опосредованную память, увеличить скорость и объем запоминания.
Коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.
В области специальной педагогики и различным отраслям дефектологических знаний разнообразные виды коррекционной деятельности (развивающей, обучающей, воспитывающей) рассматриваются как процесс, как система мер, направленных на исправление или ослабление отклонений в психическом и физическом развитии аномального ребенка (В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, С.Д. Забрамная, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов и др.).
Ведущей деятельностью на начальных этапах обучения дошкольников с нарушением интеллекта является предметно-практическая деятельность, которая является базой для дальнейшего всестороннего развития детей. В процессе овладения предметными действиями, у ребенка формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Предметно-практическая деятельность обогащает чувственный опыт, учит быть внимательным к тому, что окружает. Формирование предметно-практических действий детей создает основу для развития речи и ее коммуникативной функции, развивает мелкую моторику, является базой для мыслительных операций, ориентировочно-поисковой деятельности, которая, в свою очередь,
Предметное действие представляет собой сложное психическое образование, которое не сводится к внешне наблюдаемому моторному акту – движению руки с вещью. Под предметным действием (предметной деятельностью в целом) понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. В игрушках и предметах обихода материализован, овеществлен многовековой опыт, который предстает перед ребенком в обобщенном виде. Особенно важными для психического развития детей являются соотносящие и орудийные действия.
В коррекционной работе используются дидактические игры и тактильные упражнения. С помощью этих упражнений у детей развивалась тактильная память и ассоциативное мышление.
Дидактическая игра – одна из форм обучения педагога ребенка. В тоже время – игра, основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга.
В качестве вспомогательных средств для запоминания использовались картинки на классификацию и группировку предметов, опорные слова и действия. Каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для данной группы детей. У таких детей из-за сниженной работоспособности, внимания, повышенной утомляемости наблюдается ограниченный объем запоминания, продолжительности запоминания, что тормозит и снижает продуктивность познавательной деятельности.
Когда такой ребенок приходит в ДОУ, произвольная память оказывается у него несформированной, но не может сознательно запомнить предложенный ему материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление, произвольное запоминание нужно формировать.
Если с ребенком проводятся специальные занятия, то формирование произвольного запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, классификацию и группировку предметов, можно развивать у детей с нарушением интеллекта опосредованную память, увеличить скорость и объем запоминания.
Перед началом работы необходимо создать положительный эмоциональный настрой. Если возникают трудности при выполнении задания – необходимо помочь ребенку. Поощрять не только удачные ответы, но и попытку ребенка преодолеть трудности.
Исходя из значимости предметной деятельности для становления психологических новообразований и развития всех видов деятельности, нами были определены направления работы по формированию предметных действий у детей с нарушением интеллекта: 1) формирование интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий; 2) формирование ориентировки на оценку своих действий взрослым; 3) развитие функциональных возможностей кисти и пальцев рук; 4) формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами; 5) формирование соотносящих действий; 6) формирование орудийных действий.
Обучение детей с нарушением интеллекта проводили путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым; разделенных действий, когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий – подражаний;- действий по показу; действий по жестовой инструкции с речевым сопровождением; действий по речевой инструкции взрослого.
Мы учили детей выполнять уже усвоенные по показу действия с опорой на образец, а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка.
Для проведения эффективной коррекционной работы был разработан комплекс коррекционных занятий по устранению недостатков запоминания. Данный комплекс состоит из 18 занятий. Программа рассчитана на срок 9 недель, по 2 занятия в неделю, длительностью 20-25 минут. В каждое занятие включено 2-3 дидактических игры по формированию объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях и развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.
Занятия проводятся в первую половину дня, фронтально. Структура игрового занятия включает в себя:
- Игровая мотивация – (1-2мин.) включает приветствие, создание мотива работы, сюрпризный момент, привлечение внимания.
- Основная часть занимает 2/3 всего времени занятия. Включает использование заранее подготовленных игр и упражнений.
- Заключительная часть – подведение итогов и рефлексия. Поощрение детей. Прощание.
Таким образом, педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности должна учитывать возрастно-психологические особенности данных детей, особенности и структуру нарушенного развития, структуру коррекционной работ и ее специфику, учитывать факторы, оказывающие негативное влияние на сам процесс обучения детей с нарушением интеллекта.
Список использованной литературы:
- Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]. - М., 2003.
- Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]. - М., 1998.
- Гаврилушка, О.П., Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст]. - М., 1997.
- Немов, С.Н. Психология. Кн.1 [Текст]. - М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...
Познавательное развитие младших дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-игровой деятельности
Статья из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....
Развитие мышления старших дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе специально организованных занятий
Статья разработана для журнала "Теоретические и методологические проблемы современного образования" (материалы XXV международной научно-практической конференции) 2-3 марта 2016г....
Коррекция сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе предметно-практической деятельности (при работе с бумагой)
В презентации предлставлен опыт работы по коррекции сенсомоторного развития детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности (при работе с бумаге)....
Состояние зрительного восприятия и коррекция его недостатков у старших дошкольников с нарушениями речи в работе логопеда
В сборнике представлена статья "Состояние зрительного восприятия и коррекция его недостатков у старших дошкольников с нарушениями речи в работе логопеда" автор Мурашова И. Ю кандидат психоло...
Статья " Роль родителей в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением интеллекта легкой степени"
Формирование и совершенствование речи дошкольников (с незначительными отклонениями в развитии) было и остаётся из перспективных психолого-педагогическихпроблем. В с...