Развитие мышления старших дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе специально организованных занятий
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чулянчик Екатерина Сергеевна

Статья разработана для журнала  "Теоретические и методологические проблемы современного образования" (материалы XXV международной научно-практической конференции) 2-3 марта 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Чулянчик Е.С.

Учитель-дефектолог, МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»

города Прокопьевска Кемеровской области

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.

Познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося важнейшим компонентом в структуре познавательной деятельности. Благодаря мышлению человек познает предметы и те явления, признаки, свойства которых нельзя воспринять непосредственно. Мыслительная деятельность позволяет установить причинно-следственные зависимости, раскрыть объективные закономерности явлений и их сущность. Осмысление своего сенсорного опыта позволяет вести целенаправленный поиск решения возникающих проблем, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Мышление, являясь одним из главных компонентов познавательной деятельности, не может существовать без связи с другими психическими процессами. Оно развивается наиболее интенсивно во взаимодействии с ними. Уровень развития мышления во многом зависит от степени сформированности всех познавательных процессов. В свою очередь, чем выше уровень мышления, тем на более высокой ступени развития оказываются все другие познавательные функции.

Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга. Выделение умственной отсталости основывается на клинико-психологической структуре дефекта с ведущей недостаточностью познавательной деятельности. Морфологические изменения обусловливают возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности. Мышление умственно отсталых дошкольников развивается по тем же закономерностям, что и в норме. Однако мыслительной деятельности дошкольников с недостатками умственного развития присущи и специфические черты. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Не все виды мышления достигают у умственно отсталых детей такого уровня, который прослеживается в мыслительной деятельности их нормально развивающихся сверстников, особенно словесно-логическое. Поэтому в специализированных дошкольных учреждениях для детей с умственной отсталостью необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию и развитие всех видов мышления.

Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, однако максимально возможного уровня развития мышления можно добиться на специально организованных занятиях, так как в их основе лежит  применение специальных методов и средств, которые необходимы для коррекции и развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, и основной целью этих занятий является развитие всех компонентов мыслительной деятельности.

Мы определили цель нашей работы: подготовить программу организации специальных занятий, способствующих развитию мышления  старших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы сделали вывод, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мыслительные процессы возникают на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходят за его пределы.

Мышление неразрывно связано с речью. Слово помогает назвать признак или свойство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Средства и способы выполнения мыслительных действий делятся на три вида: двигательные, образные и понятийные. Соответственно выделяются и три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – это мышление, при котором решение задачи включает внешние двигательные пробы.

Наглядно-образное мышление тоже включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов. Именно образы служат средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Образы, используемые людьми в наглядно-образном мышлении, построены иначе, чем образы восприятия. Это – отвлеченные и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения мыслительной задачи.

Словесно-логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. В очень четкой форме рассуждения выступают обычно при решении математических или физических задач.

Исходя из вышесказанного, можно выделить показатели развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- возникают попытки объяснить явление и процессы;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных.

У умственно отсталых дошкольников формируются такие же, как у детей с нормальным интеллектуальным развитием, виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и формы (понятия, суждения, умозаключения).

Однако мыслительной деятельности детей с недостатками умственного развития свойственны некоторые особенности:

- растянутость этапов становления мышления;

- фрагментарность анализа и синтеза;

- сравнение предметов по несущественным признакам;

- чрезмерное расширение или неправомерное ограничение оснований для обобщения;

- конкретность, ограниченность, непоследовательность, стереотипность и некритичность.

У детей с нарушениями интеллекта отмечается явный разрыв между действием и словом. До конца дошкольного возраста у таких детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках их решения выявляется отсутствие связи между словом и образом. Очевидной оказывается закономерность, выражающаяся в слабой взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности детей – действием, словом, образом. Страдает у детей с нарушениями интеллекта и становление элементов логического мышления, оно развивается замедленно и имеет качественное своеобразие.

Мы пришли к выводу, что работа по коррекции мышления должна быть направлена на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности (действие, слово и образ).

Ведущей формой работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, являются специально организованные занятия. Именно в процессе коррекионно-развивающих занятий соблюдаются следующие условия:

- доступная мотивация дидактических игр и упражнений;

- наличие этапов целеполагания и рефлексии;

- систематичность проведения занятий;

- учет развития мышления в онтогенезе.

На основании вышеизложенного, нами была разработана дополнительная программа «Развиваем мышление». Программа предназначена для проведения дополнительных специально организованных занятий по коррекции и развитию мышления с детьми в возрасте 5-7 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы, у которых в ходе диагностического исследования отмечено «грубое» отставание всех форм мыслительной деятельности.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность изложения материала. При разработке программы учитывались современные тенденции дошкольного образования детей с отклонениями в развитии, нашедшие отражение в программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).

В основе программы лежит развитие самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач, а также развитие речи. В процессе действий с предметами у детей появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления. Наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом. На основе этой связи могут строиться полноценные образы-представления.

Программа предусматривает постепенное нарастание сложности и объема заданий с учетом особенностей дефекта, психического и речевого развития, индивидуальных особенностей обучаемых детей и включает следующие направления работы: активизация практической деятельности детей и развитие всех видов мышления в процессе специально организованных занятий.

Большое внимание уделяется созданию на занятиях соответствующего эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и увлеченности детей как важных условий раскрытия их возможностей, поэтому занятия объединены единой сюжетной линией, в основе которой лежит сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».

Программа «Развиваем мышление» включает 15 дополнительных подгрупповых фронтальных занятий, которые проводятся один раз в неделю в течение 25-30 минут. Также предложены задания, которые по необходимости могут использоваться учителем-дефектологом в ходе индивидуальных занятий с детьми, имеющими наиболее низкий уровень познавательного развития.

В ходе специально организованных занятий по коррекции мышления у детей формируются практические навыки, которые являются необходимым условием для развития мышления. Обучение проводится при помощи заданий, адаптированных с учетом особенностей детей, и включает 2 основных этапа, состоящих из разделов, которые в свою очередь разделены на определенные серии. Этап 1 - развитие наглядно-образного мышления, этап 2 - развитие элементов логического мышления.

Этап 1:Развитие наглядно-образного мышления.

Раздел 1: развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.

В работе по развитию наглядно-образного мышления детей важное место занимает развитие тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

В процессе развития наглядно-образного мышления используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок.

Первая серия (2 занятия) направлена на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации. Цель занятий – познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования в тех случаях, когда предмет-орудие специально не изготавливается и способ действия с ним не предусматривается. Ребенок выявляет внутренние связи между предметом-целью и предметом-средством в определенной ситуации и использует эти связи. Данная серия включает 2 занятия, в которые включены следующие игры и упражнения: «Достань ключик!», «Достань кошке мячик!», «Достань игрушку!», «Воздушные шары».

Вторая серия (3 занятия) направлена на развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению. Важно развить у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Игры и упражнения, которые используются в данной серии занятий: «Достань мяч», «Угости Карлсона», «Поможем украсить зал», «Как достать колпачок», «Как построить поезд?»

Третья серия (2 занятия) направлена на развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Важно научить ребенка устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. В данной серии предлагается использовать следующие игры и задания: «В песочнице», «Рыболов», «Дорисуй», «Построй забор вокруг дома», «Сгруппируй картинки».

Четвертая серия (2 занятия) направлена на развитие у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями. Необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами, явлениями, изображенными на картинках. Игры и задания: «Шкодливая кошка», «Разбитая чашка», «Дождик».

Пятая серия (2 занятия) направлена на развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках. Большое внимание уделяется развитию у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения. Используются следующие игры и задания: «Утро Малыша», «Кошка ловит мышку», «Рисунок», «Ветка».

Раздел 2: развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования (2 занятия).

В процессе проведения занятий дети учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.

Занятия предполагают развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов. Здесь используются такие игры и упражнения, как: «Найди пару», «Сложи картинку», «Какие игрушки?», а также направлены на овладение детьми действиями замещения. В занятия также включены такие игры и упражнения, как: «Зверюшки на дорожках», «Посади огород», «Разноцветные вагончики».

Этап 2: Развитие элементов логического мышления.

Ребенок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.

В ходе занятий используются различные методические приемы, способствующие развитию логического мышления: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения.

Раздел 1: развитие умений выполнять классификацию (1 занятие).

Необходимо учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков. Игры и упражнения, которые предлагаются в данной серии занятий: «Разложи игрушки», «Разложи картинки», «Нарисуй картинку», «Угадай, какое слово не подходит!».

Раздел 2: развитие умений выполнять систематизацию (1 занятие).

Цель – учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак. В данном разделе предлагаются настольные игры: «Кто старше?», «Что теплее?», «Кто веселее?».

Все занятия направлены на решение трех блоков задач: образовательных, коррекционных, воспитательных. Кроме того, обязательным на каждом занятии является постановка цели и подведение итогов.

Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что у детей с нарушениями интеллекта не происходит своевременное становление компонентов мыслительной деятельности. При создании программы учитывались данные научной литературы о развитии  мышления старших дошкольников с нарушениями интеллекта, а также исследования по выявлению особенностей развития мышления данной возрастной категории.

Литература

1. Виноградова А.Д. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология, 1988.-№1.- С. 59-63.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.- 504с., ил.- (Акад.пед.наук СССР)

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

4. Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн. : Университетское, 1988. – 399 с.

5. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн.для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; под ред.Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993.- 224с.

6. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008.- 336с.

7. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272с.

8. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / Ю.В. Останкова. - Волгоград.: Учитель, 2007. -130с.

9. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. - 160с.

10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. д/пед-деф. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 184с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".

  В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...

Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....

«Игровая мотивация, как средство развития мышления у детей с нарушением интеллекта младшего дошкольного возраста»

Давно не секрет, что в современном обществе  сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии.  Общество стремительно  развива...

Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности

Педагогическая коррекция недостатков запоминания у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-практической деятельности...

Познавательное развитие младших дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-игровой деятельности

Статья из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....

Развитие мышления старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

В данной статье поднимается вопрос о важности и необходимости развития мышления старших дошкольников в процессе экспериментирования и обосновывается ее целесообразность. А также демонстрируются резуль...