конспект фронтального занятия по развитию речи
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Лапутина Наталья Алексеевна

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_front.zanyatiya_1.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Дружба»

 г. Ярцева Смоленской области

Конспект занятия по теме

«Словообразование на примере относительных прилагательных с использованием лексической темы «Продукты питания»»

для детей подготовительной к школе группы с ОНР

                                                                               

                                                                          Лапутина Наталья Алексеевна                                                                                      

                                                                             воспитатель первой

квалификационной категории.

г. Ярцево

2017

Вид занятия: формирование лексико- грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с использованием лексической темы «Продукты питания»

Тип занятия: подгрупповое (дети ОНР)

Цель занятия: формирование лексико- грамматических категорий и связной речи детей на примере относительных прилагательных.

Задачи:

Обучающие.

-Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»

-Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

-Практическое усвоение относительных прилагательных в словообразованиях

(по типу «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

-Согласование прилагательных с существительными в роде.

-Составление распространенных предложений по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение.

Развивающие.

-Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи

Воспитательные

-Воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать взрослого и сверстников,

находить выход из проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения

Коррекционные.

- Развитие психологической базы речи: слухового внимания и увеличение объема кратковременной памяти до 6 лексических единиц, развитие логического мышления.

-Развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.

- Устранение аграмматичного использование слов в простой фразе, активизация

поставленных звуков.

Лексический материал:

  1. Слова сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи ( толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо)
  2. Слова, сложные по слоговой структуре:

А) трехсложные слова со стечением согласных (творожный, фруктовое, свекольное).

Б) пятисложные со стечением согласных (вермишелевый, картофельный)

Оборудование:

Мультимедийная презентация с игрой «Что получится?», продукты для приготовления супа, каши, салата, фартуки, посылка с вареньем, массажные шарики, фасоль разных цветов, горох, колпак повара, тетради и печати. 

1.Создание положительного настроя на занятие. Дети заходят в группу .приветствуют гостей. Ребята, подарим друг другу улыбки, улыбнемся и нашим гостям. Упражнение «Назови ласково» .Дети подают руку и называют уменьшительно ласкательным именем Настя-Настенька и т.д.

2.Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики. Из за ширмы достает предмет предлагает угадать кому он принадлежит.1 Фартук –ответы детей, 2. Колпак-ответы детей. 3. Поварешка-ответы детей.

Воспитатель подтверждает доводы ребят. Вот мы с вами и определили, что все эти предметы принадлежат повару. А чем занимаются повара? Ответы детей.

3.Воспитатель просит назвать любимые блюда детей. Проводится пальчиковая гимнастика «Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить» - Дети, как можно назвать одним словом все то, что мы сейчас перечисляли?   (продукты, еда)

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1 этап.

Пальчиковый массаж.

Активизация мыслительной деятельности, введение в тему «Продукты питания».

Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»

Организационный момент

- Сегодня наше занятие начнется как всегда с массажа наших пальчиков, потому что мы знаем «Чтобы четко говорить- надо с пальцами дружить». Выбирайте массажные шарики. Мы по очереди будем называть свои любимые блюда и одновременно прокатывать колечко по пальцу. (логопед начинает «Я очень люблю бананы»). Дети по кругу продолжают игру.

-Дети, как можно назвать одним словом все то, что мы сейчас перечисляли?

Дети становятся в круг, делают массаж пальцев, называя при этом любимые блюда.

Продукты питания.

2 этап.

Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

- В мой электронный почтовый ящик пришло письмо, давайте, посмотрим, что там.

Игра «Что получится?»

– К слову САХАР добавляем имя поваренка НЫЙ, что получится?

(что может быть сахарным?) (сироп)

- К слову лимон?

( что может быть лимонным?) (сок)

- К слову хлеб?

(что может быть хлебным?) (квас)

- К слову виноград ?

( что может быть виноградным?) (сок)

- К слову помидор ( томат?)

-Что может быть томатным?

Дети знакомятся с поваренком по имени НЫЙ и играют в игру «Что получится?»

( презентация)

Дети составляют слова:

САХАРНЫЙ, ХЛЕБНЫЙ

ТОМАТНЫЙ, ЛИМОННЫЙ, ВИНОГРАДНЫЙ,

АРБУЗНЫЙ

САХАРНЫЙ сироп

ХЛЕБНЫЙ квас, ЛИМОННЫЙ сок

ВИНОГРАДНЫЙ сок.

ТОМАТНЫЙ соус

АРБУЗНЫЙ сок

3 этап.

Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях. (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

- Мы помогли веселому поварёнку , а хотите сами научиться готовить?

Для начала сварим суп.

( дети надевают фартуки)

- У вас на столах , в кастрюльках находятся продукты , посмотрим, какие. (вермишель, горох, морковь, свёкла, картофель, рис, капуста.).

-назовите свои продукты.

- У меня вермишель, а у тебя что?

А сейчас подумаем и скажем, какой суп получится из продукта, который у вас есть?

Я начну первая:

- Из вермишели можно сварить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?

- Понравилось вам готовить суп?

- А сейчас будем варить кашу.

- У вас на столах пакетики, посмотрите, что в них лежит? У меня перловка.

-Какую кашу можно сварить из этих продуктов?

. Из перловки можно сварить перловую кашу. Какую кашу можно сварить из ваших продуктов?

-Молодцы! Справились с заданием, теперь вы можете мамам дома помогать.

Нам осталось приготовить салат. В какой посуде будем делать салат? (в салатнице)

- Послушай те, как вы будете делать салат.

1 пара делает салат только из тех продуктов, в названии которых есть звук С (капуста, свёкла, слива, ананас, соль, масло)

2 пара делает салат из тех продуктов, в названии которых есть звук Р (помидор, кукуруза, гранат)

3 пара- из тех продуктов, в названии которых есть звук Л (лук, свёкла, яблоко, баклажан).

- у меня - вермишель

- У меня- морковь

- У меня- горох

- У меня- свёкла

- У меня- рис

-У меня -картофель.

- У меня- капуста

- Из гороха- гороховый суп

- Из вермишели- вермишелевый суп

- Из свёклы- свекольный суп

- Из риса- рисовый суп

- Из картофеля- картофельный суп.

Из капусты- капустный

- У меня -рис

-У меня- гречка

- у меня- манка

- У меня- горох

- у меня- перловка

- у меня- овсянка

- Из риса- рисовую кашу

- из манки- манную кашу

- из гороха- гороховую кашу

- из гречки- гречневую кашу

- из перловки- перловую кашу

-из овсянки- овсяную кашу.

Раскладывают продукты по салатницам.

4 этап.

-Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

- Вы любите получать посылки? (что означает слово «посылка»?) Я тоже очень люблю, вот моя бабушка из деревни отправила мне посылку, интересно, что в ней? (как выдумаете?), я думаю, что это варенье, она каждую осень мне его отправляет, хотите попробовать? но не будем гадать, откроем.

( логопед достает баночки с этикетками)

-Что это ? Пустые баночки. Моя старенькая бабушка забыла положить варенье. Давайте попробуем догадаться, какое варенье должно лежать в каждой баночке?

-Варенье из яблок, какое оно?

- Из клюквы?

- Из сливы?

- Из клубники?

- Из малины?

- Из вишни?

- Из банана?

- Из ананаса?

- Я напишу бабушке письмо о том, что она забыла положить варенье.

-Какого варенья нет в баночках?

Дети соотносят названия варенья с этикетками.

-Яблочное варенье.

- Клюквенное варенье.

-Сливовое варенье.

- Клубничное варенье

- Малиновое варенье

-Вишневое варенье

-Банановое варенье

-Ананасовое варенье

Яблочного

Клюквенного

Сливового

Клубничного

Малинового

Вишневого

Бананового

Ананасового.

Физминутка.

Развитие тонкой и общей моторики.

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Дети показывают действия.

5 этап

- Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение

- Ну, а сейчас пришла пора поиграть, встаньте в круг.

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,

Что сготовишь, назови!

Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.

- Ты готовишь напиток из клюквы? Какой напиток ты приготовишь?

- Ты готовишь пирог из яблок. Какой пирог ты приготовишь?

-Ты готовишь запеканку из творога? Какую запеканку ты приготовишь?

-Ты готовишь котлеты из курицы? Какие котлеты ты приготовишь?

-Ты готовишь бульон из мяса? Какой бульон ты приготовишь?

-Ты готовишь оладьи из картофеля? Какие оладьи ты приготовишь?

-Ты готовишь суп из рыбы? Какой суп ты приготовишь?

-Ты готовишь борщ из свёклы? Какой борщ ты приготовишь?

-Ты готовишь компот из сливы? Какой компот ты приготовишь?

Я приготовлю клюквенный напиток.

Я приготовила яблочный пирог.

Я приготовила творожную запеканку.

Я приготовила куриные котлеты.

Я приготовила мясной бульон.

Я приготовила картофельные оладьи.

Я приготовила рыбный суп.

Я приготовила свекольный борщ.

Я приготовила сливовый компот.

6 этап

Итог занятия.

Рефлексия.

Развитие ВПФ.

- А сейчас я объявляю конкурс на самого внимательного ребенка. Кто вспомнить, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как звали веселого поваренка, который помогал нам готовить блюда и составлять новые слова?

Вы все хорошо поработали, а теперь похвалим себя за работу.

Составление рассказов по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Конспекты фронтального занятия по развитию речи для детей Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Деревья»...

Конспект фронтального занятия по развитию речи для старшей группы тема: " Насекомые"

Материал искала и подбирала несколько дней. После проведения занятия внесла корректировку в конспект. Так что как провела, так и записала. Дети остались довольны и я результатом работы. Спасибо за мат...

Конспект фронтального занятия по развитию речи в старшей группе.

Группа: старшая.Тема: «Транспорт»Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Транспорт»; развитие лексико-грамматических средств речи, связной речи....

конспект фронтального занятия по развитию речи

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».

Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....