Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Грибанова Светлана Геннадьевна

Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablon_konspekta_itogovogo_zanyatiya.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».

ФИО: Грибанова Светлана Геннадьевна

Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): ТНР

Тема: «Звук [Ж]. «Одежда».

Цель: Создать условия для автоматизации звука [Ж] в словах и словосочетаниях.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [Ж] в словах и словосочетаниях, умение характеризовать звук; вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [Ж]; уточнение словаря по теме «Одежда»; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. «Назови одежду», мелкую и общую моторику, фонематический слух, зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи: Создать условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом и сверстниками. Привить навыки самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука, умение слушать произносимую речь.

Оборудование: Интерактивная доска с изображением: Одежда в название которой есть звук ж( можно использовать нарисованный вариант). Артикуляционный профиль звука Ж, волшебный сундук, экран занятия, жилетки, картинки «рубашечка», «кофточка», «галстучек», «шарфик», «юбочка», «шортики».

Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ (в соответствии с образовательными потребностями) проводятся в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр. На занятии решаются задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. В основе планирования лежит тематический подход. Лексическая тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

1

2

3

4

5

Организационный момент

Свободное

пространство

группы. Становятся в круг

Педагог приветствует детей:

- Доброе день, ребята! Рада вас видеть на нашем занятие!

- Доброе утро! Улыбнитесь! Потянитесь! Дружно за руки возьмитесь!

Дети слушают,

здороваются с

педагогом.

Условия для проявления положительных

эмоций, установления доброжелательного

контакта с детьми, для поддержки речевой

активности детей, для проявления

дошкольниками инициативы и

самостоятельности.

Мотивационно-ориентировочный этап

На доске мультимедиа

Появляются картинки с гномиками

Вокруг себя обернись, и в ....

(Педагог включает на доске мультимедиа с картинками гномиков.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к гномикам. Посмотрите на доску:

Кто там? Как зовут этих гномиков? Давайте с ними познакомимся.

(ЖА-жа, Жо-жо, Жу-жу). Что надето на гномиках? Жилетки! Посмотрите, каких они цветов?

Посмотрите, гномики хотят что-то сказать. Нажми на гномика и он заговорит.

Гномик – Дорогие дети! Мы очень любим наряжаться, но потеряли наш волшебный сундук с вещами. Помогите нам, пожалуйста! Отыщите сундук и звук, который потерялся в названиях вещей.

Стоят перед экраном.

Слушают. Отвечают.

Запоминают план

действий.

Условия для мыслительной активизации

детей.

Условия для поддержания интереса к

деятельности.

Практический этап

Стол, на котором лежат картинки с одеждой.

Произнесение изолированного звука [Ж] под музыку с выполнением движений.

На слайде появляются Фотографии одежды

На слайдах появляются картинки с одеждой: пижама, пижамы, жилет, жилеты, пиджак, пиджаки, жакет, жакеты, джемпер, джемперы.

Появляется сундук гномов с одеждой.

-Ребята! Кто хочет помочь гномам?

-Тогда давайте посмотрим, что потеряли гномы: Жилетку, жакет, пиджак и пижаму.

-Ребята, как назвать все эти вещи одним словом? -Одежда.

- Какой звук встречается во всех этих словах? -Звук Ж.

-Я знаю, что вы любите делать гимнастику для язычка. -Да.

-Сделаем ее под музыку, которую очень любят гномы.

(«Окошко», «Заборчик» - «Трубочка», «Качели», «Вкусное варенье»)

-Произнесение звука [Ж] выдохе, вдох носом.

-Какой звук чаще всего встречается в названиях одежды гномов? -Звук Ж.-Правильно, звук «Ж»

-А давайте все вместе вспомним, как надо правильно произносить звук Ж.

-Как расположены губки? -Вытянуты трубочкой вперед.

-Как расположены зубки? -Сближены заборчиком.

-Как расположен язык? -Поднят в форме чашечки за верхние зубки.

-А какой воздух выходит изо рта при произнесении звука Ж?

-Теплый.

-Звук Ж согласный или гласный? -Звук Ж согласный.

-А почему он согласный? -Мы не можем его петь.

-Что мешает нам ? -Нам мешают зубы.

-Звук Ж твердый или мягкий?

Какую жилетку носит звук Ж? -Синию.

Потому что звук Ж твердый. Обозначается синим цветом.

-Звук Ж звонкий или глухой? Почему у него на колпачке колокольчик?

-Потому что он звонкий.

-Почему он звонкий?

-Потому что горлышко дрожит, когда мы его произносим.

-А может звук «Ж» надеть зелёную жилетку?

-Нет.

-Правильно, нет. Потому что звук «Ж» всегда твёрдый.

-Ребята, а теперь найдите звуковичка, которым мы обозначаем звук Ж. Куда вы поселите ваших звуковичков?

-В замок согласных звуков.

-Ребята! Гномы отправили вам фотографии своей одежды. Если в названии вещей вы услышите звук [Ж], то поднимите значок, который обозначает этот звук. Определите, где находится звук: в начале слова, в середине или в конце. - Шуба, жилетка, рубашка, пиджак, плащ, жакет, пальто, пижама, платье, джинсы, баклажан.

-А почему вы не подняли значок когда увидели баклажан?

-Баклажан – это овощ.

-Ребята, посмотрите на доску и назовите, пожалуйста, одежду гномов

-А вы любите наряжаться как гномы?

-Да.

-Хорошо. Тогда разбирайте волшебные колпачки, и мы поиграем в игру «Показ мод». Вы должны будете продемонстрировать свой наряд под музыку и произносить звук Ж. Громко и четко. При этом помните, как правильно должны быть расположены губы, зубы и язык.

-Ой, я что-то нашла. Как вы думаете, а чей это сундук?

-Гномов. -А что в нем -Одежда гномов.

-Вы будете доставать вещи по очереди, и называть. Помните, что гномы маленькие и все вещи у них маленькие:

-кофточка (какая?) желтая – я достала желтую кофточку

-галстучек (какой) оранжевый – я достал оранжевый галстучек

-рубашечка (какая?) желтая – я достала желтую рубашечку

-шарфик (какой?) оранжевый – я достал оранжевый шарфик

-юбочка (какая?) желтая – я достала желтую юбочку

-шортики (какие?) оранжевые – я достал оранжевые шортики.

Слушают. Думают.

Достают картинки из конверта

Отвечают.

.

Дети с логопедом выполняют артикуляционную

гимнастику, сопровождая ее движениями рук.

Думают.

Отвечают.

Дети думают, отвечают, анализируют.

Заселяют Звуковичка

Рассматривают фотографии. Поднимают значки, который обозначает данный звук.

Дети смотрят на доску и называют одежду.

Разбирают волшебные колпачки и играют в игру.

Каждый ребенок надевает предмет одежды в название которого есть звук Ж и произносит это название.

Рассматривают

Дети отвечают на

вопросы,

актуализируют свои

знания.

Условия для развития

и компенсации

нарушенных функций. .Артикуляционная гимнастика «Гномы»

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Условия для

побуждения детей к

речевой активности,

выражения своих

мыслей и идей,

инициативы и

самостоятельности,

умения

взаимодействовать со

сверстниками,

помогать друг другу.

Игра «Найдите правильный звук»

Условия для развития

фонематического слуха и

фонематического восприятия.

Условия для

Автоматизации звука Ж в словах.

Условия для поддержания

интереса к деятельности.

Физкультминутка. Игра «Показ мод».

Условия для развития

слухового внимания, условия

Автоматизации звука Ж в словах и словосочетаниях.

Игра «Волшебный сундук»

Заключительный этап.

Рефлексивно-оценочный этап.

Свободное

пространство

группы

Раскраски

На доска появляется экран настроения

-Гномы прислали свои фотографии, только не цветные. Какой цвет очень любят гномы?

-Гномы любят оранжевый и желтый цвет.

-Раскрасьте, пожалуйста, дома их костюмчики и расскажите родителям, какую одежду потеряли гномы, четко произнося слова со звуком [Ж].

-Слова с каким звуком вы сегодня повторяли?

-Слова со звуком Ж.

-Кому вы сегодня помогали?

-Гномам.

-Что вы нашли.

-Одежду гномов.

-Посмотрите, на доске висит экран настроения. Если вам понравилось занятие, нарисуйте веселое личико, если не понравилось красное.

-ребята вы молодцы!

Раскрашивают дома их костюмчики и забирают домашнее задание родителям. Рассказать родителям, какую одежду потеряли гномы, четко произнося слова, со звуком [Ж].

Отвечают.

Дети встают, рисуют понравившееся личико.

Обосновывают свой выбор.

Условия для развития навыков самостоятельной работы, поможет детям проявить свою фантазию и креативность.

Условия для выражения детьми

своих мыслей.

Условия для свободного

выбора и самостоятельной

оценки своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»

Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Зимняя прогулка»

Цели:1. Комплексное решение воспитательно - образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях взаимодействия воспитателя и учителя - логопеда.2.Закрепить знания детей по лексической теме &la...