Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_konspekta_itogovogo_zanyatiya.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
ФИО: Грибанова Светлана Геннадьевна
Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): ТНР
Тема: «Звук [Ж]. «Одежда».
Цель: Создать условия для автоматизации звука [Ж] в словах и словосочетаниях.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [Ж] в словах и словосочетаниях, умение характеризовать звук; вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [Ж]; уточнение словаря по теме «Одежда»; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. «Назови одежду», мелкую и общую моторику, фонематический слух, зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи: Создать условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом и сверстниками. Привить навыки самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука, умение слушать произносимую речь.
Оборудование: Интерактивная доска с изображением: Одежда в название которой есть звук ж( можно использовать нарисованный вариант). Артикуляционный профиль звука Ж, волшебный сундук, экран занятия, жилетки, картинки «рубашечка», «кофточка», «галстучек», «шарфик», «юбочка», «шортики».
Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ (в соответствии с образовательными потребностями) проводятся в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр. На занятии решаются задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. В основе планирования лежит тематический подход. Лексическая тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент | Свободное пространство группы. Становятся в круг | Педагог приветствует детей: - Доброе день, ребята! Рада вас видеть на нашем занятие! - Доброе утро! Улыбнитесь! Потянитесь! Дружно за руки возьмитесь! | Дети слушают, здороваются с педагогом. | Условия для проявления положительных эмоций, установления доброжелательного контакта с детьми, для поддержки речевой активности детей, для проявления дошкольниками инициативы и самостоятельности. |
Мотивационно-ориентировочный этап | На доске мультимедиа Появляются картинки с гномиками | Вокруг себя обернись, и в .... (Педагог включает на доске мультимедиа с картинками гномиков. Сегодня мы с вами отправимся в гости к гномикам. Посмотрите на доску: Кто там? Как зовут этих гномиков? Давайте с ними познакомимся. (ЖА-жа, Жо-жо, Жу-жу). Что надето на гномиках? Жилетки! Посмотрите, каких они цветов? Посмотрите, гномики хотят что-то сказать. Нажми на гномика и он заговорит. Гномик – Дорогие дети! Мы очень любим наряжаться, но потеряли наш волшебный сундук с вещами. Помогите нам, пожалуйста! Отыщите сундук и звук, который потерялся в названиях вещей. | Стоят перед экраном. Слушают. Отвечают. Запоминают план действий. | Условия для мыслительной активизации детей. Условия для поддержания интереса к деятельности. |
Практический этап | Стол, на котором лежат картинки с одеждой. Произнесение изолированного звука [Ж] под музыку с выполнением движений. На слайде появляются Фотографии одежды На слайдах появляются картинки с одеждой: пижама, пижамы, жилет, жилеты, пиджак, пиджаки, жакет, жакеты, джемпер, джемперы. Появляется сундук гномов с одеждой. | -Ребята! Кто хочет помочь гномам? -Тогда давайте посмотрим, что потеряли гномы: Жилетку, жакет, пиджак и пижаму. -Ребята, как назвать все эти вещи одним словом? -Одежда. - Какой звук встречается во всех этих словах? -Звук Ж. -Я знаю, что вы любите делать гимнастику для язычка. -Да. -Сделаем ее под музыку, которую очень любят гномы. («Окошко», «Заборчик» - «Трубочка», «Качели», «Вкусное варенье») -Произнесение звука [Ж] выдохе, вдох носом. -Какой звук чаще всего встречается в названиях одежды гномов? -Звук Ж.-Правильно, звук «Ж» -А давайте все вместе вспомним, как надо правильно произносить звук Ж. -Как расположены губки? -Вытянуты трубочкой вперед. -Как расположены зубки? -Сближены заборчиком. -Как расположен язык? -Поднят в форме чашечки за верхние зубки. -А какой воздух выходит изо рта при произнесении звука Ж? -Теплый. -Звук Ж согласный или гласный? -Звук Ж согласный. -А почему он согласный? -Мы не можем его петь. -Что мешает нам ? -Нам мешают зубы. -Звук Ж твердый или мягкий? Какую жилетку носит звук Ж? -Синию. Потому что звук Ж твердый. Обозначается синим цветом. -Звук Ж звонкий или глухой? Почему у него на колпачке колокольчик? -Потому что он звонкий. -Почему он звонкий? -Потому что горлышко дрожит, когда мы его произносим. -А может звук «Ж» надеть зелёную жилетку? -Нет. -Правильно, нет. Потому что звук «Ж» всегда твёрдый. -Ребята, а теперь найдите звуковичка, которым мы обозначаем звук Ж. Куда вы поселите ваших звуковичков? -В замок согласных звуков. -Ребята! Гномы отправили вам фотографии своей одежды. Если в названии вещей вы услышите звук [Ж], то поднимите значок, который обозначает этот звук. Определите, где находится звук: в начале слова, в середине или в конце. - Шуба, жилетка, рубашка, пиджак, плащ, жакет, пальто, пижама, платье, джинсы, баклажан. -А почему вы не подняли значок когда увидели баклажан? -Баклажан – это овощ. -Ребята, посмотрите на доску и назовите, пожалуйста, одежду гномов -А вы любите наряжаться как гномы? -Да. -Хорошо. Тогда разбирайте волшебные колпачки, и мы поиграем в игру «Показ мод». Вы должны будете продемонстрировать свой наряд под музыку и произносить звук Ж. Громко и четко. При этом помните, как правильно должны быть расположены губы, зубы и язык. -Ой, я что-то нашла. Как вы думаете, а чей это сундук? -Гномов. -А что в нем -Одежда гномов. -Вы будете доставать вещи по очереди, и называть. Помните, что гномы маленькие и все вещи у них маленькие: -кофточка (какая?) желтая – я достала желтую кофточку -галстучек (какой) оранжевый – я достал оранжевый галстучек -рубашечка (какая?) желтая – я достала желтую рубашечку -шарфик (какой?) оранжевый – я достал оранжевый шарфик -юбочка (какая?) желтая – я достала желтую юбочку -шортики (какие?) оранжевые – я достал оранжевые шортики. | Слушают. Думают. Достают картинки из конверта Отвечают. . Дети с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику, сопровождая ее движениями рук. Думают. Отвечают. Дети думают, отвечают, анализируют. Заселяют Звуковичка Рассматривают фотографии. Поднимают значки, который обозначает данный звук. Дети смотрят на доску и называют одежду. Разбирают волшебные колпачки и играют в игру. Каждый ребенок надевает предмет одежды в название которого есть звук Ж и произносит это название. Рассматривают Дети отвечают на вопросы, актуализируют свои знания. | Условия для развития и компенсации нарушенных функций. .Артикуляционная гимнастика «Гномы» Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Условия для побуждения детей к речевой активности, выражения своих мыслей и идей, инициативы и самостоятельности, умения взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу. Игра «Найдите правильный звук» Условия для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
Условия для Автоматизации звука Ж в словах. Условия для поддержания интереса к деятельности. Физкультминутка. Игра «Показ мод». Условия для развития слухового внимания, условия Автоматизации звука Ж в словах и словосочетаниях. Игра «Волшебный сундук» |
Заключительный этап. Рефлексивно-оценочный этап. | Свободное пространство группы Раскраски На доска появляется экран настроения | -Гномы прислали свои фотографии, только не цветные. Какой цвет очень любят гномы? -Гномы любят оранжевый и желтый цвет. -Раскрасьте, пожалуйста, дома их костюмчики и расскажите родителям, какую одежду потеряли гномы, четко произнося слова со звуком [Ж]. -Слова с каким звуком вы сегодня повторяли? -Слова со звуком Ж. -Кому вы сегодня помогали? -Гномам. -Что вы нашли. -Одежду гномов. -Посмотрите, на доске висит экран настроения. Если вам понравилось занятие, нарисуйте веселое личико, если не понравилось красное. -ребята вы молодцы! | Раскрашивают дома их костюмчики и забирают домашнее задание родителям. Рассказать родителям, какую одежду потеряли гномы, четко произнося слова, со звуком [Ж]. Отвечают. Дети встают, рисуют понравившееся личико. Обосновывают свой выбор. | Условия для развития навыков самостоятельной работы, поможет детям проявить свою фантазию и креативность. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для свободного выбора и самостоятельной оценки своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»
Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше". В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»
Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Зимняя прогулка»
Цели:1. Комплексное решение воспитательно - образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях взаимодействия воспитателя и учителя - логопеда.2.Закрепить знания детей по лексической теме &la...