Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сафонкина Юлия Петровна

Конспекты фронтального занятия по развитию речи для детей 

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Деревья»

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Насекомые»

Темы:Составление описательного рассказа по плану-схеме «Птицы»

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Мебель»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»

Выполнила: Сафонкина Юлия Петровна

Новокузнецк


Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Овощи – фрукты», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке, на каждого ребенка бланк для обозначения формы овощей и фруктов, простые карандаши,

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

Уродилась я на славу,                        Он никогда и никого

Голова бела, кудрява.                        Не обижал на свете.

Кто любит, иди,                                Чего же плачут от него

Меня ищи.        (капуста)                        И взрослые, и дети?        (лук)

Красный нос в землю врос,                Летом в огороде

А зеленый хвост снаружи.                        Свежие, зеленые,

Нам зеленый хвост не нужен,                А зимою – в бочке

Нужен только красный нос.                Крепкие, соленые.

(морковь)                                        (огурцы)

Круглое, румяное.                                Яркий, сладкий, налитой,

Я расту на ветке.                                Весь в обложке золотой!

Любят меня взрослые                        не с конфетной фабрики -

И маленькие детки.        (яблоко)                Из далекой Африки!        (апельсин)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко. (слива)

Ребенок, отгадывающий загадку, достает на ощупь из мешочка соответствующий фрукт или овощ (слайд 2).

Педагог: Посмотрите, сколько всего у нас теперь на подносе! Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: Об овощах и фруктах (слайд 3).

Педагог: А какие еще овощи и фрукты вы знаете?

Дети отвечают на вопрос, а педагог выкладывает другие муляжи.

Педагог: А теперь давайте разложим овощи и фрукты на разные подносы.

После этого дети садятся на свои рабочие места.

  1. Основная часть

Педагог: Фрукты и овощи бывают разного цвета (слайд 4). Давайте подумаем какие фрукты и овощи бывают красные (зеленые, оранжевые, желтые, коричневые (проводится в виде опроса; итог – демонстрация 5-11 слайдов презентации)?

Педагог: Фрукты и овощи не только разного цвета, но и формы (слайд 12). У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы овощи и фрукты. Возьмите карандаши и обведите круглые овощи и фрукты кругом, овальные – овалом, треугольные – треугольником.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом, проговаривая какой формы фрукт или овощ (проверка задания осуществляется при просмотре 13 слайда презентации).

Физкультурная минутка (слайд 14):

Детям предлагается вспомнить, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.

Педагог: Фрукты и овощи мы едим не только сырые, но и готовим из них много всего вкусного. Что можно приготовить из овощей и фруктов?

Дети отвечают на вопрос. Начинается игра «Веселый поваренок»: на презентации слайд 15 с изображением повара, а вокруг него различные блюда из фруктов и овощей. Педагог показывает карточку с овощем или фруктом, а дети по предложенной форме говорят, что из него можно приготовить. Например: абрикосовый компот, абрикосовое варенье и т. д.

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про фрукты и овощи. И нам поможет вот такая схема (показывает детям схему – слайд 16 презентации).

На примере одного фрукта или овоща педагог составляет рассказ по схеме.

Схема:        Что это?

                Фрукт или овощ?

                Где растет?

                Какой на вкус?

                Какой снаружи, какой внутри?

                Какой по цвету?

                Какой по форме?

                Что можно приготовить?

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ одноклассника.

  1. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Деревья»

Выполнила: Сафонкина Юлия Петровна

Новокузнецк


Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Деревья», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал: разрезные картинки деревьев, на каждого ребенка бланк для обозначения формы листьев деревьев, простые карандаши

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

1. У меня длинней иголки,

 Чем у ёлки.

 Очень прямо я расту

 В высоту. (Сосна)

2. Весною зеленела,

 Летом загорала,

 Осенью надела

 Красные кораллы. (Рябина)

3. Белые овечки

 Бегают по свечке. (Верба)

4. Никто её не пугает,

 А она вся дрожит. (Осина)

5. Кудри в речку опустила

 И о чём-то загрустила,

 А о чём она грустит,

 Никому не говорит. (ива)

6. Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год. (Елка)

7. Я из крошки-бочки вылез,

 Корешки пустил и вырос,

 Стал высок я и могуч,

 Не боюсь ни гроз, ни туч.

 Я кормлю свиней и белок —

 Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

8. С моего цветка берёт

 Пчёлка самый вкусный мёд.

 А меня все ж обижают,

 Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Ребенок, отгадывающий загадку, показывает картинку – отгадку.

Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: О деревьях

Педагог: А какие еще деревья вы знаете?

Дети отвечают на вопрос, а педагог выкладывает другие картинки на доску

Педагог: А теперь давайте разложим наши деревья на группы (хвойные. Лиственные и кустарники)

Педагог: деревья бывают разной высоты, у них разные по форме листья, плоды.  

Педагог: У вас на столах лежат карточки с заданиями. Обведите карандашом листья круглые по форме в круг. Овальные в овал и треугольные в треугольник

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом, проговаривая какой формы листья того или иного дерева

Динамическая пауза  «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

 Каждое старается,

 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

 Вот подул веселый ветер,

 Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

 Даже толстые стволы

 Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

 Вправо-влево, взад-вперед –

 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

 Он их вертит, он их крутит.

 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

 Ветер стих. Взошла луна.

 Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Детям предлагается вспомнить, что деревья бывают лиственные, хвойные и кустарники. После этого педагог вразнобой называет названия деревьев, а дети, услышав название лиственного дерева, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название хвойного хлопают в ладоши, услышав название кустарника приседают, одновременно.

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про фрукты и овощи. И нам поможет вот такая схема.

На примере одного названия дерева педагог составляет рассказ по схеме.

Схема:        это дерево дуб. Оно очень высокое. Ствол  могучий. Крепкий. Ветки длинные, толстые. Листья овальные. У дерева есть плоды – желуди. Дуб это лиственное дерево. Осенью листья дуба окрашиваются в желто – коричневый цвет.

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ.

  1. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Насекомые»

Выполнила: Сафонкина Юлия Петровна

Новокузнецк


Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Насекомые», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал: разрезные картинки насекомых, на каждого ребенка бланк для обозначения типа передвижения, простые карандаши

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

Ответ: Комар        

Не жужжу, когда сижу,

 Не жужжу, когда хожу,

 Не жужжу, когда тружусь,

 А жужжу, когда кружусь.

Ответ: Жук        

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Ответ: Муравьи

Кто над нами вверх ногами

 Ходит - не страшится,

 Упасть не боится,

 целый день летает,

 Всем надоедает?

Ответ: Муха        

Над цветком порхает, пляшет,

 Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка        

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

Ответ: Пчела

На лугу живёт скрипач,

 Носит фрак и ходит вскачь.

Ответ: Кузнечик        

Голубой аэропланчик

 Сел на белый одуванчик.

Ответ: Стрекоза        

Муха охнула сперва:

 - Ах, какие кружева!...

 Бедняжка, словно в тине,

 Увязла в ...

Ответ: паутине

Восемь ног, как восемь рук,

 Вышивают шёлком круг.

 Мастер знает в этом толк.

 Покупайте, мухи, шёлк!

Ответ: Паук

Не солнце, не огонь, а светит.

Ответ: Светлячок

Ребенок, отгадывающий загадку, поднимает руку и найдя правильный ответ на доске. Отвечает.

Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: О насекомых

Педагог: А каких еще насекомых вы знаете?

Дети отвечают на вопрос, а педагог выкладывает другие картинки.

Педагог: А теперь давайте разложим наших насекомых в разные домики.(домик с насекомыми которые прыгают, которые ползают и прыгаю)

После этого дети садятся на свои рабочие места.

Педагог: наши насекомые не только передвигаются но и приносят пользу какую?

Педагог: наши насекомые не только прыгают, летают и ползают, но и питаются нектаром, листьями и жучками. У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы насекомые и то чем они питаются. Возьмите карандаши и соедините стрелками насекомое и то чем они питаются.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом.

Динамическая пауза "Бабочка"                            

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется

(покружиться)

Детям предлагается вспомнить, что насекомые, прыгают, летают и ползают. После этого педагог вразнобой называет насекомых, а дети, услышав название насекомого который летает, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название насекомого который,ползает присаживается на корточки.

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про насекомых. И нам поможет вот такая схема

На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.

Схема:        пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Все тело покрыто многочисленными волосками. У пчелы есть крылья и 6 ног. На голове: глаза, усики и хоботок. Пчела не произносит звуки. Но когда она летит, мы слышим жжжжужание: «Ж – Ж – Ж». Питается пчела нектаром с цветов. Пчелы живут семьями. Дикие пчелы строят гнезда – соты в дуплах деревьев. А пчелы, которых разводит человек для получения меда, живут в ульях.  Пчела – самка откладывает яйца. Зимуют пчелы в своих домиках.  На зиму они делают запасы пищи: мед, нектар. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелиный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ.

  1. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Птицы»

Выполнила: Сафонкина Юлия Петровна

Новокузнецк


Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Птицы», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал: разрезные картинки птиц, на каждого ребенка бланк для обозначения типа зимовки  птиц, простые карандаши

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

На шесте -дворец,

 Во дворце — певец,

 А зовут его…

 (Скворец)

В серой шубке перовой

 И в морозы он герой

 Скачет, на лету резвится,-

 Не орел, — а все же птица!

 (Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

 Яблоки румяные выросли зимой.

 Яблоки по яблоне весело снуют,

 Гусениц мороженых яблоки клюют.

 (Снегири)

Мал конек за морем бывал:

 Спереди — шильце,

 Сзади — вильце,

 Сверху — черное суконце,

 Снизу — белое полотенце.

 (Ласточка)

Хочет — прямо полетит,

 Хочет — в воздухе висит,

 Камнем падает с высот,

 А весной в полях поет.

 (Жаворонок)

Ты его узнаешь сразу:

 Черноклювый, черноглазый,

 Он за плугом важно ходит,

 Червяков, жуков находит.

 (Грач)

Непоседа птица эта,

 Одного с березой цвета:

 Верещунья, белобока,

 А зовут ее…

 (Сорока)

На фланелеграфе изображено дерево. Ребенок, отгадывающий загадку, поднимает руку и найдя правильный ответ на доске «садит» птицу на дерево.

Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: О птицах

Педагог: А каких еще птиц вы знаете?

Дети отвечают на вопрос, а педагог выкладывает другие картинки.

Педагог: А теперь давайте «посадим» наших птиц на разные деревья.(дерево с летнее на него «посадим» птиц перелетных, а дерево зимнее на него «посадим» зимующих птиц)

После этого дети садятся на свои рабочие места.

Педагог: наши птицы еще и передвигаются по разному?

Педагог: наши птицы питаются также по разному. У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы птицы и то чем они питаются. Возьмите карандаши и соедините стрелками птицу и то чем она питаются.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом.

Физминутка «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

 Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями)

 Чтоб скорее прилетать,

 Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее)

 В небе ясном солнце светит,

 Космонавт летит в ракете.

(Потягивание – руки вверх)

 А внизу леса, поля –

 Расстилается земля.

(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

 Птички начали спускаться,

 На поляне все садятся.

 Предстоит им долгий путь,

 Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

 И опять пора в дорогу,

 Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут «крыльями»)

 Вот и юг. Ура! Ура!

 Приземляться нам пора.

(Дети садятся за столы)

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про птиц. И нам поможет вот такая схема

На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.

Схема:        это скворец. Птичка не очень большого размера. У него черное туловище, черные крылья, хвост и голова. Эту птицу легко узнать по желтоватому острому клюву. У скворца блестящие черные перья. Он умеет красиво петь. Он ест насекомых и зерна. Скворец очень хорошо летает. Он живет не далеко от людей в лесу или в парке. Скворец делает себе гнезда из веток. Многие люди к весне делают небольшие домики, которые называются скворечниками. Скворечники вешают на деревья. Весной у этой птицы появляются птенцы – скворчата. Эта птица перелетная. Люди каждый год ждут прилета скворца. Есть такая примета – если прилетел скворец, то пришла весна.

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ.

  1. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Мебель»

Выполнила: Сафонкина Юлия Петровна

Новокузнецк


Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Мебель», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал: разрезные картинки мебели, на каждого ребенка бланк с планом квартиры.

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри.

Стол

Ножек четыре, шляпка одна,

 Нужен, коль станет обедать семья.

Четыре братца

под одной крышей живут,

 одним поясом подпоясаны.

Стул

На четырех ногах стою,

Ходить я вовсе не могу:

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.

Есть спина, а не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

 А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

 А всем сидеть велит.

Кровать

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

 Что не хочется вставать.

 Что за штука я?..

Днем спит на ней подушка.

А по ночам - Андрюшка.

Ребенок, отгадывающий загадку, присаживается за стол

Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: О мебели

Педагог: А какую еще мебель вы знаете?

Дети отвечают на вопрос.

Педагог: А теперь давайте «посадим» наших птиц на разные деревья.(дерево с летнее на него «посадим» птиц перелетных, а дерево зимнее на него «посадим» зимующих птиц)

После этого дети садятся на свои рабочие места.

Педагог: наши птицы еще и передвигаются по разному?

Педагог: наши птицы питаются также по разному. У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы птицы и то чем они питаются. Возьмите карандаши и соедините стрелками птицу и то чем она питаются.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом.

Физминутка «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

 Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями)

 Чтоб скорее прилетать,

 Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее)

 В небе ясном солнце светит,

 Космонавт летит в ракете.

(Потягивание – руки вверх)

 А внизу леса, поля –

 Расстилается земля.

(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

 Птички начали спускаться,

 На поляне все садятся.

 Предстоит им долгий путь,

 Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

 И опять пора в дорогу,

 Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут «крыльями»)

 Вот и юг. Ура! Ура!

 Приземляться нам пора.

(Дети садятся за столы)

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про насекомых. И нам поможет вот такая схема

На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.

Схема:        это скворец. Птичка не очень большого размера. У него черное туловище, черные крылья, хвост и голова. Эту птицу легко узнать по желтоватому острому клюву. У скворца блестящие черные перья. Он умеет красиво петь. Он ест насекомых и зерна. Скворец очень хорошо летает. Он живет не далеко от людей в лесу или в парке. Скворец делает себе гнезда из веток. Многие люди к весне делают небольшие домики, которые называются скворечниками. Скворечники вешают на деревья. Весной у этой птицы появляются птенцы – скворчата. Эта птица перелетная. Люди каждый год ждут прилета скворца. Есть такая примета – если прилетел скворец, то пришла весна.

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ.

  1. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Развитие речи посредством изучения правил безопасности жизнедеятельности....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимые герои сказок и мультфильмов»

Создать условие для развития всех компонентов устной речи детей ,на примере любимых сказок и мультфильмов....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи".

Цель конспекта - обогатить словарный запас по данной теме, развить навыки связной речи, совершенствовать внимание, память, мышление, речевой слух. Учитывая индивидуальные особенности детей, конспект з...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного  возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»  Цель: По...

Конспект игры-занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Данная игра помогает закрепить, обобщить знания детей о вежливых словах, о доброте, желание рассказать  о своих поступках,  а также расширить свой словарный запас и умение правильно высказыв...

Конспект фронтального занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоци...