МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»
КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»
КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
Методика «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:
1. Диагностика эмоционально—волевой сферы ребенка:
- определяются эмоции, являющиеся наиболее проблемными для ребенка;
- выявляется уровень развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрацин ребенка;
- выявляется способность ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;
- определяются наиболее эмоционально значимые для ребенка сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность и т.д.).
2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
- создание условий для осуществления ребенком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;
- дифференцирование эмоции по степени интенсивности переживания;
- создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.
Методика «Страна эмоции» состоит из 20 картинок (каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трех вариантах по степени выраженности), а также методических рекомендаций по работе с ними.
Особенности данной методики обусловлены спецификой психологической работы в начальной школе. При разработке и использовании различных форм и методов психологической помощи детям младшего школьного возраста необходимо учитывать не только саму проблематику, но и возрастные особенности детей, т.е. опираться на те психологические навыки, которые у ребенка сформированы, и создавать оптимальные условия для развития тех, которые еще нуждаются в формировании. Ребенок младшего школьного возраста чаще всего не способен осознанно участвовать в коррекционной работе, поскольку пока не может четко обозначить суть испытываемых им трудностей в эмоциональной сфере. Поэтому для повышения эффективности подобной работы чаще всего применяется игровая форма, что вполне соответствует возрастным особенностям младших школьников. Кроме того, часто используются упражнения, задействующие воображение, фантазию школьника. Развивающий эффект подобных методов описывался неоднократно (И.Я. Медведева, Т.Л. Шншова, Д.Ю. Соколов, О.В. Хухлаева и др.).
Одной из важнейших характеристик дошкольного и младшего школьного возраста является особая значимость отношений со взрослым (в данном случае роль значимого взрослого берет на себя психолог). Для ребенка очень важен контакт с понимающим, безусловно принимающим его взрослым, проявляющим внимание к его внутреннему миру. Сама форма методики «Страна эмоций» подразумевает построение доверительных отношений между психологом и ребенком. Данная методика носит личностный характер, и ее эффективное применение невозможно без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с трудностями. Эта особенность методики наиболее сильно проявляется в коррекционной работе и еще раз доказывает значимость построения искренних, доверительных и принимающих отношений между психологом и ребенком.
Методика «Страна эмоций» ориентирована на развитие осознавания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, а также различать их по степени интенсивности переживания, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самопринятия ребенка. Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначения трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам. В процессе работы с методикой психолог предоставляет ребенку возможность получить (может быть, впервые) опыт самоанализа, осознавания своих чувств, их присвоения, а значит — контроля над ними. Переживание подобного опыта способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.
Необходимо обратить особое внимание и на то, что в младшем школьном возрасте особенно остро стоит вопрос адаптации детей к новым социальным условиям, закладываются возможные основы успешности в школе или же устойчивой дезадаптации. Изменение социальных условий, появление в жизни ребенка новых норм и правил, возникновение необходимости построения отношений с новыми, незнакомыми, но очень значимыми для ребенка людьми (одноклассниками, учителем) являются стрессовыми для младшего школьника. При этом ребенок еще не владеет достаточными навыками саморегуляции, не может управлять своими чувствами, а возникающие вследствие этого трудности, в свою очередь, оказывают влияние на учебный процесс, что порождает новые стрессы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционно-развивающей работы по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста
План коррекционно-развивающей работыпо эмоционально-волевой сферес детьми дошкольного возраста...
Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"
предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...
Психологическое сопровождение участников конкурсов. работа с эмоционально-волевой сферой личности
Участие педагогов в конкурсах и соревнованиях стало очень распространенным. Основными целями и задачами конкурсов профессиональное развитие педагога.Для успешного участия в конкурсах важны...
Коррекционно-развивающие занятия. Эмоционально-волевая и коммуникативная сфера.
Данные занятия являются частью программы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у ребёнка старшего (подготовительного) дошкольногго возраста. Можно использовать, как отдельные занятия, ...
Доклад для родителей «Практический опыт работы с эмоционально-волевыми нарушениями у дошкольников»
Муниципальный уровень, круглый стол для родителей «Радуга детских эмоций», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 11.04.2019г....
Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...