Коррекционно-развивающие занятия. Эмоционально-волевая и коммуникативная сфера.
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Данные занятия являются частью программы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у ребёнка старшего (подготовительного) дошкольногго возраста. Можно использовать, как отдельные занятия, либо данным комплексом - 7 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вводные занятия. | 16.05 КБ |
Занятие "Радость" | 15.49 КБ |
Занятие "Гнев", "Страх". | 15.72 КБ |
Занятие- обобщение. | 14.12 КБ |
Приложение (занятие 7). | 14.03 КБ |
Литература | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.Вводное.
Задачи: 1. Установление контакта. 2.Снятие психо -эмоционального напряжения. 3. Создание доверительного, позитивного эмоционального фона.
Методическое обеспечение: игровой персонаж (игрушка), мяч, атрибуты для игры «Светофор» - три палочки с цветами светофора, в виде флажков, кругов, ладошек, музыка.
Ход.
Психолог (от имени игрушки): «Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут (имя), я пришел к вам с предложением поиграть?! Согласны?! Садимся на поезд! Поехали!» Психолог с воспитателем держатся за руки, имитируя поезд, дети внутри круга. Двигаются вперёд под музыку. «Первая полянка. Знакомство»
- Упражнение «Мяч в кругу» - передают мяч, смотрят в глаза и называют своё имя. Далее- цвет, любимое животное.
Психолог: «Едем дальше. Вторая полянка»
- Игра «Светофор» (или «Соковыжималка»).
- «Светофор» - дети хаотично перемещаются по группе, на показанный знак светофора, выполняют оговоренные движения. Красный- стоять, жёлтый- идти, зелёный- бегать.
- «Соковыжималка»- в круг встают дети по одному, либо по двое, трое. Изображают фрукты. Остальные дети- «соковыжималка» двигаются в центр круга, «выжимая» сок из «фруктов». Затем отходят назад и пьют «сок» из «стаканчиков». При этом отмечают его вкус.
Психолог: «Едем дальше. Третья полянка. А на этой полянке нужно быть осторожными и смотреть под ноги. Здесь живут…Кто? Вы видите, кто здесь? Слышите? Этот ёжик. Видимо он боится нас.»
- Игровой этюд «Шли по лесу не спеша».
Дети встают в круг и держатся за руки. Внутри круга на корточках сидит ребёнок. (Тревожный, робкий, неуверенный). Дети двигаются со словами : «Шли по кругу не спеша, вдруг увидели ежа. Ёжик, ёжик, мы друзья. Дай погладим мы тебя.» Подходят к «ежу» и гладят по спине. Далее ребёнок в кругу сменяется следующим.
Психолог: «Ребята, нам пора возвращаться. Поезд нас ждёт. Отправляемся в детский садик. Вот и приехали. Пора расставаться.»
- Прощание. Игрушка в кругу. Передают по кругу и говорят «пожелание» стоящему рядом ребёнку.
Занятие 2.
Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки. 2. Сближение детей, развитие коммуникативных навыков. 3.Развитие самовыражения конструктивным способом.
Методическое обеспечение: мяч, корабль, нарисованный на ватмане, простые карандаши, музыка.
- Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют имя, цвет, животное.
Психолог: «Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на корабле в неизведанные страны. Кто хочет в это путешествие? Чтобы сесть на корабль (корабль демонстрируется детям), нужно пройти испытания. Первое испытание на внимание, на умение слушать и удерживать свою «фигуру» когда шторм, ветер. Готовы?!»
- Игра «Море волнуется раз.».
Психолог: «Молодцы! Выдержали первое испытание. Сейчас- второе. Какие ребята должны быть на корабле? Какие качества у них должны быть?»
- Этюд: «Какой я» Дети стоя в кругу передают мяч и называют своё качество характера. Сильный, добрый, смелый, решительный и т.д.
- Упражнение «Рисуем себя на корабле». – дети подходят к рисунку корабля и подрисовывают себя на нем, психолог подписывает имена детей (либо сами дети пишут своё имя).
Психолог: «Вот мы все на корабле! Какие мы молодцы! Ну а теперь отправляемся
в путешествие.»
- Этюд: «Корабль». Дети сидят на стульях друг за другом, положив руки на плечи впереди сидящему ребёнку. Раскачиваясь напевают куплет:
«А море мечтаем, а море снится нам. Снится как бывалым морякам!»- 2-3 раза.
Психолог: «Молодцы! Вы выдержали все испытания. И вышли в открытое море»
- Прощание. Мяч в кругу. Передают по кругу и говорят «пожелание» стоящему рядом ребёнку.
Предварительный просмотр:
Занятие 3. Тема: «Знакомство».
Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки. 2. Сближение детей, развитие коммуникативных навыков. 3.Развитие самовыражения конструктивным способом.
Методическое обеспечение: игрушка, мяч, лист бумаги А-4 с вырезанной по центру окружностью (диаметр 2 см), покрывало.
Ход.
Психолог (от имени игрового персонажа): «Здравствуйте, ребята! Как я люблю к вам приходить! Мне нравиться играть с вами. А вам? Давайте вспомним правила игры. Первое- быть дружными, уступать друг другу. Второе- держать ровным круг. Какие ещё знаете?»
- Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу поют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.
- Игра: «Кто перед тобой». Дети сидят на стульчиках в кругу. Психолог по очереди подходит к каждому ребёнку и предлагает посмотреть в отверстие на листе бумаги и назвать ребёнка, которого он увидит.
- Игра: «Кого не хватает». Дети сидят в кругу, закрыв глаза. В центре круга сидит один ребёнок накрытый покрывалом. Дети должны сказать кого нет.
- Игра «Секрет» (работа в парах). Дети сидят в кругу, закрыв глаза. Психолог каждому ребёнку в руки дает предмет-секрет. Дети прячут этот предмет. По команде, дети открывают глаза и рассматривают свой секрет. Задание: покажи секрет соседу и посмотри его после просьбы и «волшебных слов» (пожалуйста, спасибо).
Психолог: «Молодцы, ребята! Знаете и умеете говорить «волшебные слова», а сейчас пройдемте на свои места за столами».
- Этюд: «Сядьте те, кто, как я…» Дети садятся на свои места по приглашению:
- те, кто родился летом, зимой,
-те, кто занимается спортом,
- любит рисовать и т.д.
6. Прощание через игровой персонаж.
Занятие 4. Тема «Радость».
Задачи: 1. Знакомство с эмоцией «Радость». 2. Развитие самопознания своего настроения. 3.Создание положительного эмоционального фона и эмоциональное раскрепощение.
Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), цветные карандаши, половина листа А-4, музыка.
Ход.
Психолог приглашает детей в круг для приветствия.
1.Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу поют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.
Психолог (от имени игрового персонажа): «Ребята! Сегодня я пришла к вам в гости со своим друзьями (на доске вывешены яркие иллюстрации эмоций. Покажите, пожалуйста, грустного, задумчивого, сердитого, радостного колобка. А какой вам больше нравиться?»
Дети выходят и показывают иллюстрацию и мимикой повторяют выбранную эмоцию.
Психолог: «Сейчас, давайте закроем глаза и вспомним свою любимую игрушку. Вспомнили? Подойдите и возьмите её. Танцуем с ней».
2. Танец с «любимой» игрушкой. (музыка)
После танца, все игрушки кладутся в центр круга и по кругу дети танцуют изображая пингвинят, воробышек, котят.
3.Танец «Радости».
4. Рисунок «Радости» (музыка).
5. Демонстрация рисунков в кругу. И объяснение, что нарисовали.
6. Прощание. Упражнение: «Мяч в кругу» - пожелание друг другу.
Предварительный просмотр:
Занятие 5. Тема: «Гнев, злость».
Задачи: 1. Знакомство с эмоцией «Гнев, злость». 2. Развитие самопознания своего эмоционального состояния. 3.Обучение умению контролировать своё эмоциональное состояние.
Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), картина кактуса с цветами (цветы отдельно), цветные карандаши, половина листа А-4, музыка.
Ход.
Приветствие.
- Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.
Психолог демонстрирует на доске кактус (без цветов): «Ребята, как вы думаете, какое настроение у этого цветка? Какой он? Злой, сердитый. Сейчас давайте закроем глаза и… раз…два…три…». На доску к кактусу дополнительно прикрепляются цветы. «А сейчас?! Какой он? Радостный, красивый. Какие мы, ребята, когда сердимся? А когда улыбаемся?».
- Приглашение детей к доске, показ мимикой эмоции гнева, радости.
Психолог: «Можем ли мы управлять своим настроением? Можем!»
- Этюд психогимнастики. «Я сегодня не доволен».
«Я сегодня не доволен, я сегодня не доспал,
крепко я нахмурил брови (хмурят брови)
Подержал так и устал (расслабление).
Лучше я расслаблю лобик (погладили лоб).
Я играть давно хочу и к ребятам подойду».
Психолог: «Есть упражнения и игры, которые помогают нам изменить настроение с сердитого на радостное».
- Упражнение: «Рубка дров». Дети в кругу. Руки соединены в ладонях, лежат на плече, имитируя топор. Со звуком «Ха», дети выполняют движения вниз, как будто рубят дрова.
- Игра «Насос и мяч». Дети в парах. Один ребёнок сидит на корточках (мяч), второй стоит перед ним (насос). По команде «насосы» начинают «накачивать мячи». Вторые надуваются, поднимаются в полный рост. Затем смена ролей.
- Этюд: «Коврики злости». Под музыку дети босиком вытирают ноги о массажные коврики.
- Рисунок своего любимого цветка (музыка).
- Прощание. Показ рисунка.Пожелание.
Занятие 6. Тема: «Страх».
Задачи: 1. Знакомство с эмоцией «Страх». 2. Снятие псих эмоционального напряжения. 3.Обучение умению контролировать своё эмоциональное состояние.
Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), цветные карандаши, музыка.
Ход.
Приветствие.
1.Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют своё имя, цвет, животное, птицу.
Психолог: «Ребята, как вы думаете. Какие чувства испытывает этот колобок?» Показ эмоции страха.
2.Упражнение: «Я боюсь, когда..». Дети предают мяч по кругу и продолжают предложение.
3. Рисунок своего страха.
4. Этюд. «Расправа со страхом». Дети в кругу «расправляются» со страхами- рвут, сминают рисунки, бросают на пол.
5. Этюд псих гимнастки. «Дома я один остался».
«Дома я один остался, поначалу испугался (руки в кулаки прижаты к телу, сгорбились, втянули голову),
Сжался весь, как черепаха, напрягался и сопел.
Надоело мне бояться, лучше плечи распрямлю, глубоко вздохну.
Я такой большой и сильный, не боюсь я ничего! (распрямляются).
6. Игра «Угадай фигуру» Дети рисуют на спине впереди стоящего ребёнка фигуру. Последний говорит какая была фигура.
7. Прощание. «Мяч в кругу». Пожелание детей друг другу.
Предварительный просмотр:
Занятие 7. Обобщающее.
Задачи: 1.Закрепление понятий эмоций –страха, гнева, радости, грусти. 2. Развитие самопознания своего эмоционального состояния. 3.Обучение детей игровым приёмам управления свои настроением.
Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), раздаточный материал «облака настроения», вырезанные из бумаги облака (каждому ребёнку по 2 облака), цветные карандаши, музыка.
Ход.
Приветствие.
- Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.
Психолог: «Перед вами два облачка. Нарисуйте, пожалуйста, на одном из них, какое у вас сейчас настроение. Кто-то нарисовал грустное? Вспомним, как мы умеем управлять своим настроением.»
- Этюд «Я сегодня недоволен, я сегодня недоспал».(см. занятие 5).
Психолог: «А как поднимает настроение игра!»
- Игра «Море волнуется раз..» (изменена автором). Вместо морских фигур, ведущий называет эмоции. Дети, замирают, изображая названную эмоцию. «Море волнуется раз, море волнуется два, три… фигура «радости» замри!»
- Загадки про эмоции, чтение отрывков из литературных произведений. Дети угадывают и показывают соответствующую эмоцию.
Отрывки: (см.приложение).
Психолог: «А теперь ребята давайте вернёмся к нашим облакам и нарисуем на втором облаке своё настроение».
- Прощание. Упражнение «Мяч в кругу».
Предварительный просмотр:
Приложение.
Гнев
К.Чуковский «Краденое солнце»
И встал медведь,
Зарычал медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое.
Удивление.
А.Барто «Машенька»
...Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»
А.Пушкин «Сказка о золотой рыбке».
Удивление, испуг.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Гнев.
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
«Сказка о царе Салтане»
Горе.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Удивление
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
Злость.
А комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Радость.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана—
И желанная страна
Радость.
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
Предварительный просмотр:
Литература.
- “Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов" Кряжева Н. Л. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.» Фопель К.- М. Генезис., 1999 г.
- И.В. Ганичева. Телесно-ориентированные подходы. К психокоррекционной и развивающей
работе. С ДЕТЬМИ (5–7 лет). Москва
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики "МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА"
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, и закреплением их в чертах характера и личности детей: пол...
План коррекционно-развивающей работы по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста
План коррекционно-развивающей работыпо эмоционально-волевой сферес детьми дошкольного возраста...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...
Коррекционно – развивающая программа "Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя коррекционно - развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 3-4года с ОВЗ
Программа педагога- психолога по развитию и коррекции пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельностим у детей младшего до...
Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Спасибо Вам за материал! В
Спасибо Вам за материал! В современных реалиях очень полезно будет!
Удачная подборка упражнений.
Удачная подборка упражнений. Пригодятся и для детей с интеллектуальными нарушениями в более старшм возрасте. Спасибо за Ваш материал.
Спасибо за материал. Очень
Спасибо за материал. Очень познавательно. Обязательно использую ваш опыт в своей работе.