Психологическое сопровождение участников конкурсов. работа с эмоционально-волевой сферой личности
консультация
Участие педагогов в конкурсах и соревнованиях стало очень распространенным. Основными целями и задачами конкурсов профессиональное развитие педагога.
Для успешного участия в конкурсах важны не только глубокие предметные знания, но и психологическая готовность к участию в нем.
Одним из приемов волевой мобилизации и совладания со стрессом является использование «формул самовнушения». В данной статье описано как составить такие формулы и программы самовнушения
Скачать:
Предварительный просмотр:
«В учебно-воспитательном процессе системы образования России, складывается особая культура поддержки и помощи ребенку и взрослому – психолого-педагогическое сопровождение. Система сопровождения принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определила приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы сопровождения участников образовательного процесса. Сопровождение - это движение вместе с ребенком, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути решения проблем, ситуаций» (Битянова М.Р.)
Главная цель психолого- педагогического сопровождения создание таких психолого- педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора...
Участие педагогов в конкурсах и соревнованиях стало очень распространенным. Основными целями и задачами конкурсов профессиональное развитие педагога.
Для успешного участия в конкурсах важны не только глубокие предметные знания, но и психологическая готовность к участию в нем. Учеными установлено, что эмоциональное напряжение, в частности стрессовое состояние, влияет на физическое и психическое состояние личности. Причем у каждого это проявляется индивидуально: кого-то стресс активизирует, но, как правило, он выводит из равновесия.
Целью психологического сопровождения участников конкурсов станет работа с эмоционально-волевой сферой личности, развитие коммуникативных умений, сплоченности и командообразования, формирование стрессоустойчивости и развитие адаптационно - защитных механизмов, умений «совладать» со стрессовыми воздействиями и психотравмирующими ситуациями во время соревнований.
Эмоционально-волевая тренировка должна способствовать развитию навыков самоорганизации, саморегуляции, формированию умений управлять своим психофизическим состоянием, обучению приемам волевой мобилизации и совладанию со стрессом, коррекция неадекватной самооценки, сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обучение методам нервно-мышечной релаксации и др.
Одним из приемов волевой мобилизации и совладания со стрессом является использование «формул самовнушения»
Для построения формул оптимального состояния необходимо:
Выделить несколько «критических» ситуаций, для разрешения которых в первую очередь требуется способность к психическому самовнушению. Обычно учащиеся называют ситуации своих выступлений на сцене, защиты своих проектов на конференциях, конкурсах, спортивных соревнований. У преподавателей спектр «трудных ситуаций» шире и индивидуальнее. Тут и публичные выступления, и конфликтные ситуации на работе или в семье, и бессонница...
Вспомнить и подробно описать свое состояние в момент наибольшего подъема сил, наивысшей работоспособности, «ясности» ума и четкости мышления, возникавшее в такой напряженной ситуации, где требуется психическое самоуправление.
Подготовить формулу «оптимального состояния», самовнушение которой в момент полной мышечной релаксации должно воспроизвести психическое состояние, близкое к требуемому. При этом нужно помнить, что формулы должны вбирать в себя только те мысли и чувства, которые требуются для мобилизации в конкретной ситуации.
Помните, что самовнушение должно быть:
позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное);
обличено в простые, четкие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «не». Формулы самовнушения начинаются со слов: «я хочу...», «я могу...», «я буду...».
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Вот примеры некоторых формул оптимального состояния, составленных для применения в стрессовой ситуации выступления на сцене:
«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!»
«Я совершенно спокоен(на)! Я собран(а)! Мыслю четко!»
«Я весел(а) и раскован(а)! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверена в себе!»
«Я могу управлять своими внутренними ощущениями».
«Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю».
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства».
Примерные программы самовнушения
Для оптимизации настроения: «Я собран и уравновешен; у меня приподнятое, радостное настроение; я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым: я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил; я оптимист».
Для настройки на профессиональный стиль поведения, преодоления неуверенности, скованности в общении с аудиторией (жюри): «Я совершенно спокоен; я вхожу на сцену уверенно; чувствую себя на сцене свободно и раскованно; владею собой; мой голос звучит ровно, уверенно; настроение бодрое; мне самому интересно на почувствовать это состояние и принять его, мне интересно учиться этому; мне есть, что преподнести зрителям; я спокоен и уверен в себе».
Для самонастройки на предстоящее выступление на сцене: «Чувствую себя уверенно; настроение приподнятое; голова ясная; я совершенно спокоен; я собран; мыслю четко; я хочу (могу, буду) отвечать на поставленные вопросы (если это конференция или доклад) легко, четко, ясно».
Основные формулы: «Я спокоен. Я уверен. Зрители слушают меня. Чувствую себя раскованно. Я хорошо подготовлен. Я хорошо выступлю перед зрителями. Я уверен, полон сил. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее».
Для преодоления робости, неуверенности: «Я вежлив. Я приятен людям. Я внутренне улыбаюсь. Владею собой».
Конкурсантам можно предложить определить конкретное качество (черту характера, привычку), которые они желали бы изменить. Затем они начинают составлять формулы самовнушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционно-развивающей работы по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста
План коррекционно-развивающей работыпо эмоционально-волевой сферес детьми дошкольного возраста...
Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"
предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА...
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...
Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»
Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная запискаПсихологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), является важ...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...