Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Гармаш Виктория Романовна

Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия, способствует формированию самостоятельной, практической и творческой деятельности учащихся. Также у детей наблюдается развитие воображения, наблюдательности, активности в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_garmash_v.r._3.079.1.20.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Блок

Тема

Вид работы

Кол-во часов

Сентябрь

«Это я!»

«Мое имя»

Цель: развитие позитивного самовосприятия. Способствовать принятию собственного имени.

- Упражнение «Споем имя»;

- Упражнение «Как можно назвать человека по имени»;

- Упражнение «Паровозик с именем»;

- Пальчиковая гимнастика

1

«Мой портрет»

Цель: повышение уверенности в своих силах.

- «Нарисуй друга»;

- Упражнение «Угадай кто?»;

- Упражнение «О ком речь?»;

1

«Я могу быть разным!»

Цель: показать детям, что каждый человек может быть разным.

- Упражнение «Угадай эмоцию»;

- Психогимнастика «Позы

настроений»;

- Упражнение «Голоса эмоций»;

- Упражнение «Пожелание друг другу».

1

«Моя семья»

Цель: формирование представлений о семье, её составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самооценки

- Беседа «Я и моя семья»;

- Пальчиковая гимнастика;

- Упражнение «Назови ласково»;

- Раскрашивание гуашью и губкой «Моё домашнее животное» или «Животное, которое я себе придумал».

1

Октябрь

«Мои эмоции»

«Мои эмоции»

Цель: формирование способности дифференцировать различные эмоциональные состояния.

- Игра "Изобрази ..."

- Упражнение «Определи эмоцию»;

- Этюд «Сердитый дедушка»;

- Игра «Азбука эмоций»;

- Упражнение «Я чувствую себя сегодня».

1

«Радость»

Цель: закрепление знания о чувстве - радость. Формирование способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

- Этюд «встреча с другом»;

- Рисование картины гуашью «Радость» (под музыку);

- Игра с воздушным шариком;

- Знакомство с пиктограммой «Радость»

- «Гимнастика дружных»;

1

«Грусть»

Цель: закрепление знания о чувстве – грусть. Формировать представление, почему люди испытывают чувство грусти.

- Проблемная ситуация

«Испорченное настроение»;

- Беседа на тему

«Что такое обида»;

- Мимическая гимнастика;

- Изобрази эмоцию «Грусть», техникой рисование трубочкой, подбирая цвет.

1

«Страх»

Цель: Знакомство с эмоцией Страх. Снижение уровня страха через идентификацию с его объектами.

- Доверительная беседа: «Мои страхи»;

- Знакомство с пиктограммой «страх»;

- Игра «Гуси-лебеди»;

- Упражнение «Закончи предложение»

- Обсуждение поговорки «У страха глаза велики».

1

«Жадность»

Цель: Знакомство с эмоцией Жадность. Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость.

- Игра «Изобрази»;

- Знакомство с новой пиктограммой;

- Беседа-ига «Жадность и щедрость»;

- Рисование мятой бумагой и акварелью «Цветы для мамы»;

- Игра «Азбука эмоций».

1

Ноябрь

«Эмоции»

«Горе»

Цель: познакомить детей с эмоцией «горе». Развитие чувства эмпатии.

- Прослушивание двух музыкальных пьесы С. Майкапара «Тревожная минута»;

- Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»;

- Беседа по сказке: «Заюшкина избушка».

1

«Гнев»

Цель: знакомство с эмоцией «гнев», соответствующей пиктограммой.

- Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»;

- Упражнение «Мешочек криков»;

- Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

1

«Краски эмоций»

Цель: закрепление умения узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.

- Упражнение «Мешочек злости и страха»;

- Этюд «Как котенок потерялся»;

- Упражнение «Добрые и злые кошки»;

- «Раскрась эмоцию».

1

«Приятные и

неприятные

эмоции»

Цель: закрепление представления детей о разнообразии чувств.

- Прослушивание произведения «Новая кукла»;

- Совместная деятельность. Коллаж «Мои друзья».

- Упражнение «Ласковые лапки».

- Рисование по замыслу, техника на выбор ребенка.

1

«Профилактика

подавления

эмоций»

Цель: формирование умения детей не стесняться выражать свои эмоции; не подавлять их.

- Упражнение «Слышать и слушать»;

- Игра «Держи её»;

- Драматизация ситуации «Пропала собака»;

-Упражнение «Зеркало»;

- Игровое упражнение «Коврик злости»;

- Упражнение «Выражаем злость».

1

Декабрь

Конфликт

«Ссоры»

Цель: ознакомление детей с понятием «конфликт». Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

- Упражнение «Шарики»;

- Беседа об обидчивости;

- Игра «Поссорились»;

- «Кричалки-шепталки-молчалки»;

- Упражнение «Разговор с руками»;

- Рисование воздушными шариками;

- Игра «Руки помирились».

1

«Примирение»

Цель: формировать умение детей рефлексировать (способность анализировать причины и следствия) своё поведения.

- Упражнение «Извинения»;

- Рисование на тему «Дерево дружбы», техника-рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками;

- Упражнение «Пожелание по кругу».

1

«Общаемся без слов»

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения передавать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения и жесты.

- Упражнение «Ладошки»;

- пантомимика «Эмоции»;

- Рисование на тему:

«Зачарованный лес» (техника «выдувание» - рисование с

помощью трубочки);

- Упражнение «Эмоциональный

театр».

1

«Дружба»

Цель: развитие навыков общения, умения просить и отказывать.

-Упражнение «Доброе животное»;

- Упражнение «Чудное приветствие»;

- Упражнение «Угадай кто говорит»;

- Игра «Поймай».

1

«Лепим настроение»

Цель: Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умение выражать это словами.

- Упражнение «Моё настроение»;

- Беседа «Что такое настроение»;

- Упражнение «Пластилиновые

чудеса»;

- Игра «Настроение и походка».

1

Январь

«Я и другие»

«Мы - разные»

Цель: Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого.

- Упражнение «Мы разные»;

- Упражнение «Мой хороший попугай»;

- Подгрупповое рисование на тему: «Запутанный клубок» (техника - рисование по кругу).

1

«Про меня!»

Цель: Повышение самооценки, развитие самоуважение

- Рисование на тему: «Цветы в подарок» (рисование свечами

и акварелью);

- «Ромашка успеха».

1

«Плохо быть одному»

Цель: отработка различных способов поведения в ситуации одиночества, развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества.  

- Рисование парами, (техника «дорисуй»);

- Игровое упражнение

«Комплимент»;

- Игровое упражнение «Мы с тобою похожи тем, что…»;

- Совместная деятельность: Плакат «Дружба».

1

«Что такое счастье»

Цель: развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

- Игровое упражнение «Облака»;

- Игровое упражнение «Это

здорово!»;

- Игровое упражнение «Клубок»;

- Изобразительная деятельность бросовым материалом на тему «Рисунок в подарок».

1

«Подводим итоги»

Цель: Закрепление полученных знаний.

Проводим рефлексию.

- Игровое упражнение «Совместный рисунок»;

- Элементы арт-терапии «Занятие с песком»;

- Упражнение «Закончи предложение»;

- Игровое упражнение «Ласковое слово».

1

Общее количество часов

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития"

В презентации раскрыты особенности эмоционального развития детей и использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

Для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подража...

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития Тема: «Я и мое здоровье»

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детейс задержкой психического развитияТема: «Я и мое здоровье» Возраст: 5-6 летПредварительная работа:...

«Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах»

Сообщение из опыта работы о использовании детских музыкальных инструментов во всех видах музыкальной деятельности для улучшения и стабилизации эмоционального состояния детей с задержкой психического р...