"Роль физического воспитания в решении задач развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве"
консультация по коррекционной педагогике на тему
"Роль физического воспитания в решении задач развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве"
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОРИЕНТИРОВКИ В
ПРОСТРАНСТВЕ
Успешное решение задач, направленных на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, зависит от развития зрения, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Несовершенство развития данных параметров снижает возможность формирования практических навыков и умений для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.
Особая роль в развитии зрительного восприятия и ориентировки в пространстве отводится физическому воспитанию. Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительные и кинестетические анализаторы. Параметром движения объекта является скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя путями: непосредственное восприятие акта перемещения, умозаключения о движении объекта.
С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения нарушают восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы.
Наличие яркого оборудования ориентиров повышает функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию. У ребенка закрепляются представления о цвете, оттенках. Формируются представления о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях, т.е. происходит развитие полисенсорного восприятия. В процессе прослеживания движений глазами происходит развитие глазодвигательных функций.
Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети выполняют задание в условном плане, затем переносят их в реальное пространство.
Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий позволяют решать задачи прослеживания, локализации, видения всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей
В процессе занятий по физкультуре формируется система ориентации в пространстве. Передвижение по шведской стенке, прыжки по клеткам, перекатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, позволяет развивать ориентировку ребенка с нарушением зрения в микропространстве
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания и системе коррекционного развития детей с нарушением зрения. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта двигательных качеств и способностей, мышечная память, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных пространственных представлений и зрительного восприятия. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата, общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания..Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в этих упражнениях
способствует укреплению сердечной мышцы, работы сердца. Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. А мы знаем, что дети с нарушением зрения часто страдают и нервно-психическими нарушениями. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеет значение и для развития познавательной сферы ребенка. Наличие предметов в процессе выполнения упражнении обогащает чувственный опыт детей с нарушением зрения, служит дополнительными зрительными ориентирами, упражняет зрительные функции (прослеживания,
сосредоточения, ф ^ предСТавленных в работе Сековец Л.С. и наблюдения
за детьми, для эффективного восприятия материала на занятиях по физическои культуре, при выполнении общеразвивающих упражнений, с целью организации зрительного восприятия и ориентировки в пространстве необходимо: создавать установку на восприятие, формировать умение наблюдать, предъявлять оптимальный объем информации, учтиывать индивидуальные возможности детей ( острота зрения, характер патологии, сопутствующие заболевания) при восприятии предметов и действии, регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях; обеспечивать страховку при выполнении упражнений; обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятии должно быть хорошо освещено, иметь контрастность сочетаний объектов пространства при восприятии детьми. Приспособления, и пособия должны быть расположены в местах доступных для
восприятия.
В ходе упражнений закрепляются представления о цвете, форме предметов, ориентировке на собственном теле. В комплексах упражнений используются такие предметы как яркие погремушки, флажки, кубики разного размера, мячи резиновые ,
обручи, ленты, султанчики, гимнастическая палка и т.д.
Погремушка оказывает комплексное воздействие не только на зрительный
анализатор, но и на слуховой, тактильно-двигательный.
Действия с флажками способствует координации движений кисти и ориентировке
в предмете по отношению к своему телу.
При выполнении движений с кубиками, ребенок знакомится с формой предметов,
закрепляя зрительные представления моторными.
Выполняя упражнения с лентами, у ребенка происходит не только развитие
зрительного восприятия, но и появляется стремление выполнять движения красиво.
Мячи - это самый удачный и функциональный предмет для развития движения ребенка и коррекции развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
В упражнениях с гимнастической палкой тренируется мышечная память, которая
играет немаловажную роль в ориентировке в пространстве.
Упражнения с обручами влияют на развитие координации, пространственных
ориентировок.
Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно прослеживает траекторию движения, тем самым, тренируя глазодвигательные функции. Функцию сосредоточения и прослеживания, то есть варьирование формы, цвета, размера, яркости,
контраста пособий. ^
В общеразвивающих упражнениях прослеживается связь с лечеОно-
восстановительной работой. Например, давая детям с расходящимся косоглазием
упражнения с опусканием предметов, рук вниз, выполнение упражнении на полу
(прокатывание мяча), мы сводим зрительные оси, а упражнения с подниманием рук при
сходящимся косоглазии, оси разводит.
Очень часто в общеразвивающих упражнениях используются карточки-схемы
движений, куклы, проволочные человечки. Эти задания направлены на развитие
зрительных представлений о движении, переносе образа движения на другие предметы.
развитие бинокулярного зрения и ориентировки на собственном теле и теле другого
человека, схемы, куклы.
Ребятам можно предлагать следующие задания:
- выполни движения по карточке-схеме, проволочному человечку;
- найди карточку-схему с движением, которое я сейчас выполнила или выполнил твой друг;
- смоделируй на кукле, проволочном человечке;
Общеразвивающие упражнения являются хорошим средством для связи движений и словесных обозначений, для активизации в словаре пространственных терминов (определяющих направление, расположение).
Задания: Расскажи, какое упражнение я сейчас показала? Какое исходное положение приняла? Аналогичные задания дети могут задавать друг другу.
И, наконец, самым эффективным средством для развития зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве являются задания, когда сами дети проводят комплексы упражнений. По тому, удается ли это ребенку, можно судить об общем физическом развитии ребенка и степень коррекции и компенсации вторичных отклонений.
Литература: журнал « Дефектология» № 1 - 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве
Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающе...
Роль инструктора по физической культуре в решении задач физического развития детей - воспитанников образовательных организаций.
Инструктор по физической культуре в современной образовательной организации должен уметь заинтересовать и организовать работу педагогического коллектива по вопросам физич...
Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»
Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...
Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».
Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...
Роль инструктора по физической культуре в решении задач физического развития детей воспитанников образовательных организаций.
Одной из главных задач - это умение оказать методическую помощь воспитателям. Специалисту по физической культуре необходима хорошая теоретическая подготовка, умение применять свои знания на практике, ...
Психокоррекция зрительного восприятия и ориентировки в пространстве у детей с ОНР.
Сегодня уже не секрет, что дети с речевыми нарушениями имеют не только эту проблему, работая с детьми ОНР, убедилась как сложно порой им ориентироваться на своем теле, в пространстве...
Итоговое занятие учителя-дефектолога (тифлопедагога) по ориентировке в пространстве и развитию зрительного восприятия.
Цель: Формирование зрительного восприятия детей. Способствовать развитию внимания детей и формированию умения ориентироваться в помещении групповой комнаты, (музыкального зала) используя план-схему; н...