Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»
консультация по физкультуре на тему
Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по разработке коррекционных игр для развития зрительного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_4_fizra_zrenie.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится в постоянном движении»
/Ж.Ж. Руссо/
Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по разработке коррекционных игр для развития зрительного восприятия.
Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию.
Работая с детьми с патологией зрения, важно учитывать ряд особенностей.
- Отклонения в физическом развитии у них встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников (нарушение опорно-двигательного аппарата, осанки, плоскостопие, нарушение сердечно-сосудистой и дыхательной системы).
- У большинства детей прослеживаются сопутствующие неврологические заболевания, которые также влияют на их физическое развитие.
- Нарушения зрения затрудняют пространственную ориентировку, задерживают формирование двигательных навыков. У детей проявляется скованность, неуверенность в своих действиях. Нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений, подвижных игр; нарушается координация и точность движений. Это говорит о низкой двигательной активности детей, а, следовательно, о меньшей выносливости и работоспособности.
Исходя из особенностей физического развития детей с нарушениями зрения, целью моей работы является: охрана и укрепление здоровья ребёнка средствами физического воспитания, направленного на преодоление недостатков физического развития.
В специально организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию решаю следующие задачи:
· достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (равновесия, выносливости, точности, ориентировке в пространстве, координации движений и др.)
коррекция здоровья и физического развития путем специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
· преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);
· активизация и упражнение зрительной функции в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно- воспитательной работой;
· формирование интереса к спорту и потребностей в здоровом образе жизни.
У детей с патологией зрения необходимо также учитывать противопоказания к выполнению отдельных упражнений и перенесению физических нагрузок. Их следует учитывать и при организации подвижных игр: не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения. В ограниченном количестве даются прыжки, исключаются резкие и частые наклоны. Необходимо избегать движений скоростного характера, силовые напряжения, количество используемых упражнений ограничено. (6 слайд)
Развитие ребёнка дошкольного возраста, независимо от состояния его здоровья, происходит в различных видах деятельности, и, прежде всего – в игровой. Для детей с патологией зрения подвижные игры являются наиболее эффективным средством социальной адаптации, коррекции и компенсации нарушенных функций. Игры позволяют совершенствовать прыжки, бег, ловкость; учат прислушиваться и ориентироваться в быстро изменяющейся игровой ситуации.
Участие детей в подвижных играх способствует овладению пространством, приобретению свободы и лёгкости движений, уверенности в себе, развивают координацию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, внимание.
Организация подвижных игр для детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Так, при выборе игр следует не только учитывать возраст детей, состояние здоровья, уровень двигательной готовности, зрительные нарушения, но и осуществлять строгий контроль и индивидуальную дозировку нагрузки.
В играх для детей с амблиопией и косоглазием используется специальное оборудование: мячи, кубики, окрашенные в один цвет (оранжевый, красный, жёлтый, зелёный), наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза. Размер зрительных ориентиров подбирается с учётом зрительных возможностей детей (широко используются зрительные ориентиры в виде объёмных цветных геометрических форм, например, мягкие модули).
Специальных игр для детей с нарушениями зрения нет, поэтому мы, совместно с музыкальным руководителем, разрабатываем коррекционные игры, которые используются в специально организованной образовательной деятельности по физическому и музыкальному развитию детей.
Данные игры направлены на:
-развитие пространственного восприятия, ориентировки в пространстве и точности движений;
-формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины предмета;
-развитие зрительно-моторной координации, глазомера и ловкости;
-развитие слухового восприятия и чувства ритма.
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета
Предлагаемые игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:
1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов.
2. Задачи на правильное называние цветов.
Игра «Цветные крышечки»
Особенности игры и её воспитательное значение. Данная игра рекомендуется для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В этой игре дети учатся различать цветовые тона путём сравнения предметов по цвету, развивать поисковую функцию зрения. Ребята упражняются в умении ориентироваться в большом пространстве, развивают мелкую моторику рук.
Игра вызывает у детей интерес. В то же время она требует внимания, сосредоточенности и быстроты реакции от каждого участника.
Ребёнок, выполнивший задание правильно, получает удовлетворение от одобрения воспитателя, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей.
Малыши играют с опорой на наглядный образец. Дети среднего дошкольного возраста запоминают свой цвет.
Игровой материал. Для игры нужны крышки от пластиковых бутылок разных цветов. Каждый цвет желательно представить в десяти экземплярах. По мере усвоения детьми основных тонов спектра постепенно можно вводить дополнительные цвета. Также необходимы пластмассовые коробочки небольших размеров (15 см ? 20 см). В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например, с цветными кружочками, колечками от пирамидок, разноцветными кирпичиками и др.
Описание игры и приёмы её проведения. Игра проводится со всей группой детей в просторном помещении (в спортивном зале). Чтобы заинтересовать ребят предстоящей деятельностью, нужно предварительно показать им игровой материал. Дети рассаживаются на стульчики, а воспитатель садится напротив них с красивой коробкой и говорит, что она волшебная, потому что в ней что-то есть. Педагог открывает коробку и показывает ребятам игровой материал. Затем берёт одну крышечку, показывает её детям и просит назвать цвет. Если дети затрудняются с ответом, он помогает. Таким же образом происходит знакомство с крышечками других цветов. Особое внимание следует обратить на те цвета, которые вводятся впервые.
Воспитатель предлагает детям поиграть с цветными крышечками. Он даёт каждому ребёнку небольшую коробочку с лежащей в ней крышечкой определённого цвета и говорит, что ребёнок должен собирать в свою коробочку крышечки только этого цвета. Все остальные крышечки педагог рассыпает на полу. По сигналу воспитателя дети начинают игру. Педагог следит за процессом и помогает детям, которые затрудняются в выборе крышечки нужного цвета. Игра заканчивается, когда дети соберут все свои крышечки и вернутся на места. Воспитатель обращается к детям: «А сейчас, ребята, давайте посмотрим, все ли правильно выполнили задание?». Он проверяет коробочку у каждого ребёнка, отмечая его похвалой. Затем дети высыпают крышечки в большую коробку.
Правила игры.
1. Перед началом игры нужно внимательно посмотреть на цвет своей крышечки.
2. Собирать крышечки по одной штуке только своего цвета.
3. Играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Игру лучше проводить под музыкальное сопровождение. Музыка задаёт детям определённый темп движения. Перед следующим повторением игры достаточно напомнить детям правила и уточнить у каждого ребёнка цвет крышечки, которую он должен искать. В дальнейшем игра может усложняться в зависимости от возраста и подготовленности детей. Старшим дошкольникам тоже очень нравится эта игра, но правила нужно усложнить. Например, «кто правильно соберёт свои крышечки первым» или «собери и посчитай».
По этому же принципу построены следующие игры:
· «Разноцветные листочки»;
· «Пирамидки»;
· «Грибочки»;
· «Матрёшки».
Игры, направленные на зрительное восприятие формы
В предлагаемых играх содержатся следующие условия, необходимые
для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов. Во-первых, в них создаётся ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму. Во-вторых, в этих играх дети обучаются рациональным приёмам зрительного обследования формы.
Игра «Геометрические снежинки»
Особенности игры и её воспитательное значение. Эта игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста. Основная задача игры – закреплять знания знакомых геометрических фигур, развивать умение различать, группировать и правильно называть их. Игра развивает поисковую функцию зрения, совершенствует умение ориентироваться в пространстве. Она носит соревновательный характер: «Кто соберёт быстрее?», «У кого больше?» Данная игра требует от ребёнка сосредоточенности внимания и быстроты реакции. Игра воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, учит справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Игровой материал. Для игры необходимо изготовить из плотного картона снежинки размером 5-7 см в диаметре. В середине каждой снежинки наклеена из цветной бумаги оранжевого или красного цвета геометрическая фигура размером 3 см: квадрат, треугольник, круг и др. Игровой материал должен быть оконтурен. Каждую фигуру желательно представить в десяти экземплярах.
Описание игры. Игра проводится со всей группой детей в спортивном зале. Дети стоят у исходной линии. Воспитатель показывает им три снежинки с разными геометрическими фигурами и уточняет их названия. Затем каждому ребёнку педагог даёт по одной снежинки. Остальные снежинки рассыпаются на полу. По сигналу воспитателя дети начинают собирать снежинки. Каждый ищет свою геометрическую фигуру. Игра заканчивается, когда все снежинки будут собраны. Дети могут посчитать, сколько каждый из них собрал, у кого получилось больше треугольников, квадратов или кругов. Воспитатель проверяет, как каждый ребёнок справился с заданием.
Правила игры.
1. Прежде чем начать игру, необходимо внимательно посмотреть на свою «геометрическую снежинку».
2. Собирать снежинки только со своей геометрической фигурой.
3. Начинать игру по сигналу воспитателя.
4. Быть внимательным, играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Игра будет увлекательней и интересней, если использовать музыкальное сопровождение. Игру можно усложнить, добавляя к знакомым геометрическим фигурам новые.
В зависимости от сезона года, как вариант игры, можно предложить детям игру «Геометрические цветочки». Ход игры остаётся тот же, но меняется игровой материал (картонные цветочки разных цветов и оттенков), в связи с чем усложняется задача различения и узнавания формы, что повышает осознанность зрительного восприятия.
Игры, развивающие осязательное восприятие формы объёмных предметов
Предлагаемые игры направлены на закрепление представлений детей о форме окружающих предметов. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и дополняют друг друга. В данных играх дети осваивают приёмы осязательного обследования формы и учатся выделять её как отличительный признак предмета.
Игра «Мячики и кубики»
Особенности игры и её воспитательное значение. Эта игра рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста. В игре дети обучаются умению находить и сравнивать определённые предметы, группировать их по форме, упражняются в умении ориентироваться в пространстве. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация. У детей возникает активный интерес к привлекательным предметам. Одобрение воспитателем личных достижений ребёнка побуждает его правильно решать задачу.
Игровой материал. Пластмассовые кубики и мячики среднего размера разных цветовых тонов. 25-30 штук каждого вида. Два контейнера или два обруча.
Описание игры. В игре участвуют дети всей группы. Перед началом игры воспитатель показывает ребятам предметы: кубик и мячик, называя их форму. Затем высыпает весь игровой материал на полу и просит малышей помочь ему рассортировать предметы по форме. Педагог ставит два контейнера на большом расстоянии друг от друга. В один кладёт мячик, а в другой кубик. Игра начинается по сигналу воспитателя. Дети подходят, берут один предмет и несут его в определённый контейнер. Игра заканчивается, когда все предметы собраны в контейнеры. Дети вместе с педагогом проверяют выполнение задания. Если задача решена верно, и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.
Правила игры.
1. Начинать игру по сигналу воспитателя.
2. Брать только один предмет.
3. Положить предмет в определённое ему место.
4. Играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Как вариант игры можно высыпать игровой материал не по всей площадке, а сложить его в один большой обруч, который лежит в центре зала. Также можно предложить детям разобрать предметы, но не по форме, а по цвету. В среднем и старшем дошкольном возрасте данную игру можно использовать в виде эстафет.
По этому же принципу построены следующие игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
· «Собери свои игрушки» (ёлочки, пирамидки, матрешки);
· «Ягодки и сливы»;
· «Грибочки и шишки».
Игра, развивающая восприятие цвета и формы предметов
«Найди свой коврик»
Особенности игры и её воспитательное значение. Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Обучающая задача игры: упражнять детей в выделении цвета и формы предметов, соотносить объёмную форму с плоскостным изображением такого же цвета. Дети совершенствуют умение передвигаться в большом пространстве, активизируют зрительный поиск, развивают тактильную чувствительность. Игра воспитывает волевые качества, ловкость, взаимодействие в коллективе, развивает слуховое восприятие и чувство ритма. В игре используется музыка разного характера. Она снимает эмоциональное напряжение, организует, помогает двигаться дружно, согласованно, облегчает выполнение движений, которые становятся более чёткими и выразительными.
Игровой материал. Для игры необходимы прямоугольные кусочки линолеума (коврики) размером 25см ? 30см. Количество ковриков должно соответствовать числу детей. На каждый коврик наклеена цветная геометрическая фигура размером 15см ? 15см: квадрат или круг. Также необходимо иметь пластмассовые кубики и мячики средних размеров четырёх основных цветов, которые по количеству, форме и цвету должны соответствовать геометрическим фигурам, наклеенным на ковриках.
Описание игры. Игра проводится со всей группой детей в просторном помещении (спортивном зале). Перед проведением игры воспитатель показывает детям игровой материал: сначала кубики и мячики, уточняя название их формы, затем сравнивает их форму с изображением геометрической фигуры на коврике. Педагог поясняет детям, что цвет и форма объёмных предметов соответствуют цвету и плоскостному изображению геометрической фигуры на коврике. Воспитатель предлагает ребятам поиграть в интересную игру. Дети становятся тесным кружком в центре зала, убирают руки за спину и закрывают глаза. В это время звучит спокойная музыка. Воспитатель обходит за кругом всех детей и каждому в руки кладёт один объёмный предмет: кубик или мячик. Ребята обследуют предмет у себя за спиной обеими руками, определяя его форму. Как только зазвучит весёлая музыка, дети открывают глаза, смотрят на цвет и форму своего предмета и стараются быстро занять свой коврик.
Правила игры.
1. Честно стоять в кругу с закрытыми глазами и не подглядывать.
2. Узнавать свою фигуру только руками.
3. Соблюдать тишину и внимательно слушать музыку.
4. Посмотреть можно на свой предмет только тогда, когда зазвучит весёлая музыка.
5. Запрещается называть предмет и подсказывать.
Советы воспитателю. С игрой можно знакомиться, начиная только с одной геометрической формы. В старшем дошкольном возрасте игру можно усложнить, добавляя новые геометрические формы.
Данные игры многофункциональны. Они используются, начиная с младшего возраста и до подготовительного, постепенно усложняются как задачи, так и подбор материала и пособий. Эти игры включаются в спортивные праздники и развлечения. Также они могут быть использованы в работе со здоровыми детьми.
Надеемся, что предложенный опыт будет интересен и полезен другим педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
"Использование математических игр в непосредственной коррекционной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"
Современные развивающие игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности являются уникальным средством развития зрительного воспр...
Консультация «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»
Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...
Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Издание 1-ое, написанное в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме «Бабочки»
Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) Возраст: старший возраст...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования.
Рисование как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения....