Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_master_klassa.docx | 38.27 КБ |
master-klass.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников
Разработал: педагог-психолог
Соколова Н.В.
Тема: «Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников»
Цель: Ретрансляция и передача инновационного педагогического опыта участникам мастер класса, знакомство с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Материал: песочница, песок кварцевый (сухой) и кинетический, световой планшет для рисования песком, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
План сценария мастер-класса
- I часть. Презентация педагогического опыта мастера;
- II часть. Представление системы методов и приёмов;
- III часть. Имитационная игра;
- IV часть. Моделирование (самостоятельная работа слушателей)
- V часть. Рефлексия.
Ход мастер – класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать!
- Я, Соколова Наталья Васильевна, педагог-психолог детского сада «Малыш», п. Черёмушки.
Тема моего мастер-класса «Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников»
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь пальцы,
Что не сравнить его ни с чем…
Дошкольники часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнениям в общении. Родители и педагоги сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Взрослые, в силу своей занятости, мало общаются с ребенком. Таким образом, ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него. В результате дети разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.
При решении детских проблем эмоционального характера одним из наиболее популярных методов психологической помощи является песочная терапия.
Песочная терапия или другими словами – лечение песком - это способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно-символическом уровне.
Принцип «песочной терапии» («sand-play») предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом. К. Г. Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли и отечественные педагоги Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др.
Основополагающая идея: Ребенок в процессе песочной игры выражает свои глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму
Цель песочной терапии: Создание условий для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, снижение психофизического напряжения.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- корректировать, нарушения эмоционального и поведенческого характера (страхи, замкнутость, агрессивность);
- разрешать проблемные ситуации в детских отношениях;
- развивать творческие возможности личности;
- формировать эмоциональное равновесие и восприятие мира, позитивные навыки общения;
- повышать личностный потенциал ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность).
Что нужно для песочной терапии?
Ящик голубого цвета с чистым песком, световой планшет со стеклом (для рисования), разные формочки, совочки и множество мелких сюжетных игрушек.
Во время песочной терапией действия детей условно делятся на три типа:
- Совершение определенных манипуляций с песком;
- Проникновение в толщу песка;
- Организация сюжетов, создание композиции.
II часть. Представление системы методов и приёмов
В коррекционной работе с детьми применяю разнообразные методы и приемы песочной терапии:
1. Игровые методы - направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Песок дает возможность для выражения самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы
Это следующие упражнения: «Чувствительные ладошки», «Отпечатки наших рук», «Секретик» или «Что спрятано в песке», «Рисунки на песке», «Моя страна», «Мой мир» и др.
2. Методы психокоррекционного воздействия - используются при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений, в качестве профилактического, развивающего средства. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ. У таких детей, наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля, суетливость, частая смена настроения, чувство страха.
Во время коррекционной работы ребенок проходит три стадии детской игры с песком:
1 упражнение «Хаос» - ребенку предлагается взять те игрушки, которые вызывают у него страх тревогу, испуг. Он беспорядочно расставляет фигурки в песочнице, закапывает, прячет в углах песочницы, посыпает песком;
2 упражнение «Борьба» - ребенку предлагается выставить фигурку «Зла» (или делается шар из песка). Предлагается побороть «злодея», «обидчика» В песочнице идет противоборство - на песок переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды;
3 упражнение «Разрешение конфликта» - ребенку предлагается помирить всех героев и поместить их на острове «Добра», «Радости». Когда на песке появляются благополучные картины: мир, покой, дружба, тогда коррекция заканчивается и ребенок возвращается к естественным занятиям.
В своей практике я использую методическую литературу по песочной терапии, авторы: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Епачинцева О.Ю. и др. Предлагаю ряда книг по данной теме: «Игра с песком», «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», «Практикум по песочной терапии» и др.
Ежегодно провожу мониторинг развития эмоциональной сферы детей
Анализ мониторинга показал снижение уровня тревожности и страхов, в среднем на 25%, а также улучшения у воспитанников поведенческих нарушений, в среднем на 20%.
У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии:
- формируется позитивное самоотношение;
- повышается уверенность в себе;
- снижается психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности;
- совершенствуется умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми.
Для работы с талантливыми детьми применяю метод рисования песком на стекле. Для дошкольников, посещающих кружок, разработала программу «Песочные картинки». Цель этой программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала, способностей детей, эмоционального развития и гармонизации их личности.
Достижения: Мои воспитанники являются победителями на конкурсах Российского и Международного уровней.
Вывод: Систематическая работа по развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы посредством песочной терапии позволяет понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение, а так же способствует творческому развитию детей.
III часть. Имитационная игра
- Уважаемые коллеги, мы на практике познакомимся с некоторыми приёмами и методами. Я постараюсь сделать процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и применительным в вашей педагогической практике.
- Вы готовы?
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
- Сначала я познакомлю вас с играми с сухим песком. Подойдите к «Юнгианской песочнице».
Упражнение «Чувствительные ладошки» - на развитие тактильных ощущений:
- Положите ладони на песок. Погладьте внутренней, затем тыльной стороной ладони, пропустите песок между ладонями. Погрузите руки в песок, сожмите, поднимите и отпустите. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Подобные упражнения я использую в начале занятия.
- Важно обучать детей проговаривать свои ощущения: - «Мне нравится погружать руки в этот песок», «Мне приятно» - упражнения полезны для тревожных детей.
Упражнение «Песочная мельница» Дети с удовольствием пропускают песок через мельницу воронку, сито. Их завораживает движение песка, они долго могут сидеть и смотреть, прислушиваясь к шороху, как будто разговаривают с песком. Хороша эта игра для подвижных детей. Они успокаиваются и расслабляются. Можно предложить пожаловаться песочку, проговаривая обиды.
Особое значение для детей имеет упражнение «Песочная страна». Это когда при помощи фигурок дети строят задуманное пространство: «Остров Радости», «Мой мир», «Страна сказки». Для этого каждый выбирает себе угол в песочнице и создает задуманное, как Волшебник.
- Давайте построим остров Настроения. Возьмите корзиночки, подойдите к столу с фигурками, положите те, которые вам понадобятся и приступайте к работе (педагоги строят задуманное пространство). Очень важно в процессе игры проводить индивидуально беседу с каждым ребенком, о том, что он делает.
Упражнение «Песочная картинка» Для рисования песком на стекле я использую световой планшет. На песке можно рисовать лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление. Нарисуйте смайлик, а мы отгадаем, какая эмоция изображена. Важно спросить, почему такая эмоция. Дети рисуют и проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
- Часто в коррекционной работе я использую мокрый песок или кинетический (волшебный) песок. Посмотрите, он дышит как живой. Ему можно придать форму - строить замки, башни, лабиринты. Возьмите формочку и сделайте общий замок из песка (педагоги строят замок).
- Существует игра «Победитель». Мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем отрицательные эмоции: агрессию, страхи, обиду, тревоги. Затем нажимаем и разрушаем их, давая выход эмоциям, проговаривая положительные установки. Например: «Зло, (обида, страх) уходи, а добро, (дружба, смелость) приходи!». Разглаживаем песок и делаем отпечаток ладошки (символ личностного «Я»), затем украшаем ее бусинами камушками, ракушками (педагоги выполняют действия с песком).
IV часть. Моделирование (самостоятельная работа слушателей)
- Уважаемые коллеги, здесь присутствуют не только педагоги-психологи, есть музыканты, логопеды. Подумайте, как бы вы применили метод песочной терапии на своих занятиях. Перед вами песочница с сухим песком, планшет для рисования и кинетический песок. Выберите, где вы будете действовать с песком. Подойдите и продемонстрируйте нам свои задумки (педагоги презентуют свои игры с песком)
V часть. Рефлексия.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру ...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорог.
-Уважаемые коллеги, я познакомила вас с методами и приемами песочной терапии. Если, вам было интересно, и вы узнали что- то новое и полезное для себя, возьмите «ладошку» розового цвета. Если ничего нового не узнали – «ладошку» белого цвета (педагоги делают выбор). Поставьте «ладошки» туда, где больше всего вам понравилось играть.
Встанем рядышком по кругу,
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется,
Дружба крепкая начнется!
- Надеюсь, что и дальше мы будем сотрудничать и делиться опытом. Я желаю вам новых интересных творческих идей и хорошего настроения!
- Благодарю Вас за участие в мастер-классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь пальцы, Что не сравнить его ни с чем… Иоахим Рингельнец .
Актуальность Д ети разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.
Песочная терапия ( лечение песком ) – уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне.
Основоположники: Принцип «песочной терапии» (или «sand-play») был предложен Карлом Густавом Юнгом. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др. Грабенко Т. М.,
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от них, и пережитое не развивается в психическую травму. Основополагающая идея:
Задачи: корректировать нарушения эмоционального и поведенческого характера (страхи, замкнутость, агрессивность ) , разрешать проблемные ситуации в детских отношениях ; развивать творческие, созидающие возможности личности ; формировать эмоциональное равновесие и восприятие мира, позитивные коммуникативные модели, навыки общения; п овышать личностный потенциал ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность). Цель : Создание условий для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, снижения психофизического напряжения.
Оборудование
Типы действия с песком Проникновение в толщу песка Организация сюжетов, создание композиции Совершение манипуляций с песком
Система методов и приемов песочной терапии.
Направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук . 1. Игровые методы
«Чувствительные ладошки» « Отпечатки» « Секретик» или прятки « Рисунки или узоры на песке» «Моя страна», « Мой мир» Упражнения:
2. Методы психокоррекционного воздействия Используются при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений .
Три стадии игры с песком: «Хаос» «Борьба» «Разрешение конфликта» 1 3 2
A вторы: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Епачинцева О.Ю. Методическая литература:
Мониторинг развития ЭС детей: Наблюдается снижение уровня тревожности и страхов, в среднем на 25%, а также улучшения поведенческих нарушений, в среднем на 20%. У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии : формируется позитивное самоотношение; повышается уверенность в себе; снижается психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности; совершенствуется умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми.
Метод рисования песком на стекле. педагог-психолог СОКОЛОВА Н.В. ПРОГРАММА « Песочные картинки » кружковая работа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск
Достижения:
Проведенная систематическая работа по развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы посредством песочной терапии позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение, а так же способствует творческому развитию детей. Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для педагогов : «Арт – терапия, как средство эмоционального развития ребёнка».
Арт – терапия- как средство эмоционального развития ребёнка». Арт-терапия (от английского арт -искусство ) направление в психотерапиии способ психологической коррекции, основанное на искусстве и...
Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...
Мастер класс "Музыка как одно из средств физического развития дошкольника"
Материал содержит конспект мастер класса и презентацию...
Мастер- класс с педагогами "Пантомима- как средство эмоционального развития дошкольника" 2016 г.
мастер-класс...
Арт – терапия – средство эмоционального развития дошкольников ( Апрель 2021)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22972841","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников"
Мастер- класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников" представлен для инструкторов по физической культуре. В мастер-классе представлены различные методы и приемы...
Мастер -класс для воспитателей "Детское экспериментирование – средство творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ"
Данный материал будет интересен педагогам ДОУ при проведении ОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов....