Мастер-класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер- класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников" представлен для инструкторов по физической культуре. В мастер-классе представлены различные методы и приемы использования массажных шариков Су-Джок на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_su-dzhok_terapiya_kak_sredstvo_ozdorovleniya_doshkolnikov.docx | 750.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»
воспитатель-логопед
Проценко Елена Алексеевна
Цель мастер-класса: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики Су-Джок терапии, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога.
Задачи мастер-класса:
- Сформировать представление о нетрадиционной технологии Су-Джок терапии.
- Познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии в работе с детьми.
- Расширить представление педагогов о методах и формах работы, помогающих активизировать биологически активные точки по системе Су-Джок.
Оборудование: Су - Джок шарики – массажёры, буклеты для участников мастер-класса, папки-раскладки по теме, ноутбук, презентация.
Форма проведения: мастер-класс.
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.Освоение приемов выполнения с Су –джок шариками.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
(слайд №5)
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас! (слайд №4)
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас».
Ход мастер-класса.
Добрый день и добрый час,
Приглашаю в мастер-класс!
- Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся: Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» (слайд № 3,4,5). На мастер-классе я познакомлю вас с элементами здоровьесберегающей технологии и помогу раскрыть ее значение в работе по сохранению здоровья дошкольников. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса. (слайд №6)
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит более чем остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Л. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». (слайд №7)
Здоровьесберегающие технологии –система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Сегодня мы с вами знаем и используем в своей работе массу данных методик(Назовите здоровьесберегающие технологии, какие вы используете в работе с детьми).(слайд №8)
Использование современных образовательных (коррекционных) технологий, соответствующих ФГОС ДО:
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Психогимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Физминутки
- Развивающие игры
- Перфокарты
- Логоритмика
- Игрогимнастика
- Моделирование
- Мнемотехника
- Биоэнергопластика
- Синквейн
- Хромотерапия
- Игровой стретчинг
- Элементы Монтессори-педагогики
- Массажекоррекция
- Песочная терапия
- Компьютерные программы
- Инновационная проектная деятельность
- Музыкотерапия
- Ароматерапия
- Игротерапия
- Су-Джоктерапия и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
И сегодня мне бы хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с таким методом как Су - Джок терапия, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
2. Теоретическая часть.Немного истории. (слайд №9)
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ – это эффективный метод профилактики и лечения болезней. Су-Джок терапия – достаточно молодой метод нетрадиционной медицины. Он был открыт всего лишь 31год назад, первые публикации по данной методике появились в 1986 году. Основоположником интересного подхода к терапии стал профессор из Южной Кореи Пак ЧжеВу(ParkJaeWoo).Врач более 30 лет потратил на разработку метода СУ-ДЖОК. Методика Су-Джок применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Эффективность и простота Су — Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару. Во многих странах Су — Джок терапия является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию. (слайд №10)
Неоспоримыми достоинствами Су- Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд.
- Абсолютная безопасность – Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой.
В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
- Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Доступность метода для каждого человека. Ваши руки и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете. (Су – Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
- Простота применения – В Су-Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять и им можно пользоваться всю жизнь.
Изучая в студенческие годы восточную медицину, профессор заметил, что кисть нашей руки очень напоминает строение человека. (слайд №11)
И если вы рассмотрите свою кисть, то вы согласитесь: у тела имеются голова и две пары конечностей. На руке вы увидите тоже 5 выступающих частей. В результате тщательного изучения и анализа, доктор разработал новую лечебную методику, которую до этого никто не использовал. За основу профессор взял древний метод лечения – акупунктуру, по — новому изложив его, но базируя на фундаментальных её принципах. Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган. Данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Человеческая стопа и кисть обладает огромным количеством рецепторных полей, которые связаны с различными частями тела. При определенном заболевании на них образуются болезненные точки, связанные с заболевшим органом. Находя эти болезненные точки, можно помочь органу справиться с заболеванием, стимулируя их массажем или надавливанием.Для этого на точки воздействую иглами, магнитами и прогревающими палочками, задействуют семена различных растений.
С древнейших времён, как на востоке, так и на западе, особым вниманием людей пользуются кисти рук и стопы. По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки, соответствующие внутренним органам и частям тела. Так в переводе с китайского Су - Джок переводиться как Су - кисть, Джок - стопа.Почему такое странное название выбрал корейский врач для своего метода? Дело в том, что эти части тела представляют собой обширные рефлекторные зоны. Сосредоточенные здесь нервные окончания связаны нервными волокнами со всеми органами человека. На кисти и стопе можно найти точку, соответствующую любой части тела человека, всем его органам.
А теперь внимание! Каким точкам, согласно теории профессора на ладони, соответствуют наши части тела? (слайд №12)
Система соответствия (подробнее смотрите на фото):
- Голова – ногтевая фаланга большого пальца
- Части лица – вы их найдете без труда на подушечке большого пальца.
- Шея – проецируется на нижнюю фалангу большого пальца.
- Носоглотка – опуститесь ниже шеи на ладонь. Там же щитовидная и паращитовидная железы, часть легких.
- Грудная клетка вместе с легким, сердцем, трахея или костная система – они находятся на теноре ладошки, там, где возле большого пальца есть возвышение.
- Органы брюшной полости расположены на оставшейся поверхности внутренней стороны ладошки. Условно её можно поделить на три горизонтальные части:
- В верхней вы найдете печень, желудок, желчный пузырь, селезенку, 12-перстную кишку и желчный пузырь.
- Центральная часть соответствует тонкому и толстому кишечнику.
- Нижняя – здесь вы найдете все органы малого таза: женские матку и придатки, предстательную железу у мужчин.
- Руки – за их состояние отвечают указательный палец с мизинцем.
- Ноги – за здоровье ног отвечают средний и безымянный пальчики.
- Почки, весь позвоночник – проецируются на тыльную сторону ладошки.
- Точно также, все части тела и внутренние органы проецируются на стопы ног. Посмотрите на фото, здесь все показано подробно и понятно. (слайд №13)
Пути реализации су-джок терапии в ДОУ. (слайд №14)
- Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
- Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию, (семинар-практикум: «Игры с массажным шариком Су-Джок»).
- Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни, хождение по массажным дорожкам).
- Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности в формировании ценности здорового образа жизни.
Рассматривая кисть руки и стопы ног, мы учим детей воздействовать на определенные точки средствами и приемами Су-Джок, наблюдаем, как это влияет на самочувствие и оздоровление организма. Дети делают выводы, что ходить босиком по массажным дорожкам, делать массаж рук - значит укреплять весь организм, помогать себе самому быть здоровым. (слайд №15)
Оздоровительный массаж рук по «точкам здоровья» проводится под руководством взрослого в игровой форме, что благоприятно воздействует на физическое здоровье, а также развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье.
В практике, совместно с воспитателями, инструктором по Физо, музыкальным руководителем, мы активно применяем оздоровительную технологию Су-Джок на физкульминутках, как динамические паузы, как часть занятий по физкультуре, в гимнастике пробуждения, в игровой, познавательной деятельности.
Существует несколько приемов Су – Джок терапии: (слайд №16)
1.Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
2. Массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
3. ручной массаж кистей и пальцев рук.
4. массаж стоп.
В своей педагогической практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком стимулируем зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, воздействуя на всю поверхность пальцев.
Шарики и пружинки Су-Джок – это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов. С ними дети знакомятся на занятиях, и находят их на своих пультах - ладошках.
Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.
Технология Су-Джок интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только педагогам в детском саду, но и дома родителям.
- Практическая часть. Показ фрагментов индивидуальной работы. (слайд №17)
(раздаю всем массажные шарики Су-Джок).
Я предлагаю вам сейчас,
закрепить наш мастер-класс.
Будем с шариком играть,
Ручки наши развивать!
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься.
Логопед: (слайд №18,19). Я хочу вам рассказать о том, как можно оздоровить свой организм без лекарств. Каждому органу вашего тела соответствует определённое место на вашей ладошке и стопе. Если какой-то из внутренних органов болен или ослаблен, вы можете его оздоровить с помощью Су Джок терапии. Массировать их можно палочкой, массажным шариком, грецким орехом, эластичным колечком. Но самый подходящий инструмент – это ваша рука, ведь она всегда с вами! Вы можете массировать и пальчиком, и сжатым кулачком. Попробуйте и у вас всё получится. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)
(слайд №20)
Логопед:Этот кругленький дружок называется Су-Джок.
Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках.
Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках.
Покатаем по ладошкам, он откроется вот так!
Там, волшебное колечко, ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит, всем оно, друзья, подходит.
Логопед:А теперь, давайте вместе со мной поиграем с шариком Су-Джок.
(слайд №21, 22)
Посмотрите на ладошку – Как зелененький лужок! Побежим по ней мы быстро Прибежим в страну Су Джок. | Водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам |
Голова, глаза, два века Нос и губы, уши вот! Покатай ты сверху, снизу, Чтоб помог наш друг Су Джок. | Водят по большому пальчику вверх и вниз. |
Руками мы захлопали И пустились в пляс, Раз прокатим, два прокатим, Погляди - ка ты на нас! | Водят шариком по указательному и мизинцу. |
Ножками затопали, Зашагали по полу. Раз, два, три, Шарик покати! | Водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам. |
Детям надо полежать, Детям хочется поспать Ладошки наши отдохнут Из страны Су Джок уйдут. | Водят шариком по всей ладошке. |
Чтоб здоров был пальчик наш, Сделаем ему массаж. Посильнее разотрем, И к другому перейдем! | Водят шариком по всем пальчикам |
Работу с Су - джокмассажером проводим в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.
Комплексы массажа кистей рук с использованием массажеров Су ДжокМассаж «Колобок» (с шариком Су-Джок) (слайд №23)
Через поле и лесок прокатить шарик по ладони
Покатился Колобок.
Всем, кого в лесу встречал,
Громко песню распевал.
Зайчишке длинноухому, прокатить шарик от кончика большого пальца к его основанию
Волку серобрюхому, то же - по указательному пальцу
Мишке толстопятому, то же - по среднему пальцу
Лисичке хитроватой. то же - по безымянному пальцу
Хорошо он песню пел, то же - по мизинцу
И никто его не съел. сжать шарик в ладони
Ох, и умный Колобок, покатать шарик по ладошке
Колобок – румяный бок.
Логопед: (слайд №24) А сейчас я познакомлю вас с новым способом массирования «точек здоровья». Для этого понадобится эластичное массажное колечко. Надевайте колечко на пальчик левой руки, а пальчиком правой перемещайте его вверх-вниз по всей длине пальца.
Мы колечки надеваем, Пальчики мы укрепляем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши укрепляем. (затем на другой руке) Будь здоров ты пальчик мой, И дружи всегда со мной! | Массируем пружинкой |
Я рукам помочь хочу По ним колечко прокачу И вот так и вот так Будут ловкими они. | Массируем пружинкой на обеих руках |
Логопед: Теперь переоденьте колечко на правую руку и повторите все движения.
(слайд №25) А сейчас мы с вами обыграем потешку, проведя массаж «Колечко» (с колечком Су-Джок)
Маша шла, шла, шла помассировать колечком большой палец правой руки
И колечко нашла,
Колечко непростое, указательный палец
Колечко золотое.
На пальчик надела, средний палец
Песенку запела:
Я шла, шла, шла, мизинец
Я колечко нашла.Повторить на левой руке.
(Слайд №26) Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Я постаралась рассказать обо всех этапах использования Су – Джок терапии в моей практике. Я предлагаю вам придумать, как еще можно использовать эти массажёры в работе с детьми. (Инструктора высказывают свое мнение).
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Предлагаю оценить уровень развития после мастер-класса.
У вас на столах две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. (слайд №27)
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
Используя мудрость Матушки Природы, мы сможем помочь детям более качественно и эффективно! (слайд №28)
Завершили мы сейчас, по Су-Джоку мастер-класс.
Это было все для вас!До свиданья, в добрый час!
Я желаю вам здоровья во все органы,
А денег во все карманы, шкафы и чемоданы!
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов(раздать педагогам практический материал). А эти буклеты и практический материал помогут в вашей работе.
Список используемых источников:
1. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 552-554.
2. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук
3. Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
5. Крупенчук О.И Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
7. Узорова О.В.Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика
Интернет ресурсы:
4. http://www.alex-personal.narod.ru
7. http://rattus-erectus.livejournal.com/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Массаж «Ежик» (с массажным мячиком)
Ежик колючий бежал по дорожке. прокатить мячик от ладони к плечу
У нашего ежика быстрые ножки.
Но вот он в лесу лису повстречал, прокатить мячик от плеча к ладони
Свернулся в клубок
и домой убежал. сжать мячик двумя руками
(авторская разработка)
Массаж «Сосны и елочки» (со стержнем Су-Джок)
В чащу леса мы зашли, прокатить продольными движениями между ладошками
Сосны, елочки нашли.
У сосны иголки прокатить стержень от кисти к локтю
Длинные и колкие.
А у елочки иголки прокатить стержень от локтя к кисти
Остры-остры, колки-колки.
(авторская разработка)
Массаж «Семейка ежей» (с массажным мячиком)
Там, за горой, в чаще лесной покатать мяч по столу круговыми движениями правой руки
Ежик живет под высокой сосной.
В норке у ежика много ежат, то же - левой рукой
Таких же, как папа, колючих ребят.
Ежик для них собирает грибочки. покатать мяч круговыми движениями между ладонями
Любят грибочки сыночки и дочки.
Яблочек сладких в лесу соберет круговые движения мячи по тыльной стороне правой ладони
И на обед детишкам несет.
И для ежихи припас угощенье – то же - по левой ладони
Ежик малины собрал для варенья.
Дружно живут под высокой сосной круговые движения мяча между ладонями
Ежик с семьею в чащей лесной.
(авторская разработка)
Массаж «За ягодами» (с колечком Су-Джок)
Солнце светит к нам в окошко. помассировать колечком большой палец
Мы возьмем с тобой лукошко.
В лес с ребятами пойдем, указательный
Много ягод наберем.
Сколько их тут, посмотри – средний
Раз-два-три, раз-два-три!
Будет угощение безымянный
Всем на удивление.
Ягодки сладкие мизинец
Кушайте, ребятки!
(авторская разработка)
Повторить на левой руке
Массаж «Мишка-танцор»
Мишка по лесу идет, разминаем ладошки - "моем руки"
Зычным голосом ревет:
- Эй, зверята, выходите, поочередно разминаем пальчики на правой руке от кончика к основанию
На меня вы посмотрите.
Я хочу вам показать,
Как умею я плясать -
И вприсядку, и галопом, слегка сжимать кончики пальцев правой руки большим и указательным пальцами левой руки
Правым боком, ребром левой ладони постукивать по внутренней стороне правой ладони
Левым боком.то же по внешней стороне
И пружинку вправо-влево плотно прижать ладони и прокручивать их в противоположные стороны
Я уже умею делать.
Вы похлопайте, ребята, погладить левой ладонью внутреннюю сторону правой ладони
Мне, медведю толстопятому.то же с внешней стороны
(авторская разработка)
Про повторении массажировать левую руку.
Массаж «Приятель Ёж» (с шариком Су-Джок)
- Дорогой приятель Ёж, покатать шарик по ладошке
На кого же ты похож?
- Я похож на шарик, шарик от кончика большого пальца к его основанию и обратно
Но слегка колючий,
А еще на солнышко, то же - по указательному пальцу
Только я не жгучий.
И на елочку похож то же - по среднему пальцу
Я совсем немножко,
А еще на кактус то же - по безымянному пальцу
На твоем окошке.
Дорогой приятель Ёж, то же - по мизинцу
До чего же ты хорош!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников
Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесб...
Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»
Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у дете...
Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»
Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у дете...
Мастер-класс: «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»
Цель мастер-класса: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики Су-Джок терапии, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической дея...
Мастер-класс «Кинезиологические упражнения и элементы су-джок терапии как средство здоровьесбережения дошкольников»
Мастер-класс «Кинезиологические упражнения и элементы су-джоктерапии как средство здоровьесбережения дошкольников»Ход мастер – класса:Прежде, чем начать свой мастер – класс, я ...
Выступление на педсовете «Су – Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»
laquo;Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости» (народная мудрость). В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит бо...
Выступление на педсовете «Су – Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»
Выступление на педсовете «Су – Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» ...