Арт – терапия – средство эмоционального развития дошкольников ( Апрель 2021)
презентация по коррекционной педагогике

Трусенко Мария Анатольевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт – терапия – средство эмоционального развития дошкольников

Слайд 2

Что такое Арт-терапия? Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества .

Слайд 3

Термин " арт-терапия " ( Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г . Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача- реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации...

Слайд 4

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Слайд 5

Задачи арт-терапии - диагностика, развитие , коррекция, воспитание и социализация . Арт-терапия позволяет: - свободно проявлять фантазию и творчество дошкольника; - приобрести новые знания об окружающем мире; - снять накопившееся напряжение, выплеснуть негативные эмоции; - устранить детские глубинные страхи (страх темноты , собак , воды и т. д.); - приобрести веру в свои силы, ощутить свою значимость.

Слайд 6

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная . При пассивной форме человек "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях человек самостоятельно выбирает тему для освещения, материал, инструменты.

Слайд 7

Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе. Л. С. Выготский

Слайд 8

Виды арт-терапии: 1 . Изотерапия . 2 . Библиотерапия. 3. Сказкотерапия. 4. Музыкотерапия. 5. Танцевальная терапия. 6. Куклотерапия. 7. Цветотерапия. 8. Песочная терапия.

Слайд 9

Изотерапия ( рисование, лепка, аппликация) - коррекция посредством изобразительной деятельности. Проведение рисуночной терапии с детьми может осуществляться педагогом - психологом на занятиях, педагогом или самим родителем.

Слайд 10

Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию , быть самим собой, сво­бодно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болез­ненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами .

Слайд 11

Условия успешного проведения изотерапии . Перечислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми: Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изоб­ражения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе ра­боты должны быть интересны, оригинальны , приятны ребёнку. Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными .

Слайд 12

Приемы изотерапии К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся : 1. Марания 2. Монотипия 3. Рисование пальцами, ладошками 4. Рисование по - мокрому листу 5. Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами 6. Рисование предметами окружающего пространства 7. Техника каракулей

Слайд 13

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания . Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществ­лять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес .

Слайд 14

Сказкотерапия - самостоятельная методика, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки . Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с психологическими и личностными проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).

Слайд 15

Считается, что работу во время сказкотерапии можно классифицировать по трем направлениям : Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения человека. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения . 2. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария человека в перспективе . 3. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает человеку выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.

Слайд 16

Сказки бывают : Дидактические сказки 2. Художественные сказки 3. Авторские сказки 4. Народные сказки 5. Психокоррекционные сказки 6. Психотерапевтические сказки

Слайд 18

Цели и задачи Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор; Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Слайд 20

Музыкотерапия Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка-это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при её пассивом или активном восприятии. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповой работы с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа .

Слайд 21

При использовании музыкотерапии происходит : 1. Эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций ; 2. Р ебенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями ; 3. Происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка ; 4. Ф ормирование чувства прекрасного.

Слайд 22

Формы музыкотерапии. Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку. Активная музыкотерапия предполагает активное включение малыша в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии, движения или кинезитерапия — танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия .

Слайд 23

Песочная терапия Игры с песком могут способствовать: - стабилизации эмоционального состояния; - развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук; - развитию восприятия, внимания, памяти, графических навыков; - расширению представлений об окружающем и развитию речи; - формированию математических представлений: о форме, величине, количестве, пространстве. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.

Слайд 25

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка . Материалы : бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности при интерпретации цвета . Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются .

Слайд 26

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы: Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в где-то пустыне)? Этот кактус колется? Его можно потрогать? О нем кто-нибудь заботится? Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? (Это вопрос про общение и дружбу, он представляет особенный диагностический интерес, так как кактусы по своей природе не слишком общительны) Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)? Этот кактус цветет? Когда, при каких обстоятельствах?

Слайд 27

Интерпретация рисуночного теста «Кактус » Общие параметры: Пространственное положение: Кактус расположен внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем. Размер рисунка: Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству. Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость, слабость. Характеристики линий: Штриховка — тревожность и неуверенность, отрывистые линии — импульсивность и порывистость, четкие линии — уверенность.

Слайд 28

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с обратной стороны листа: Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то определенная деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения . Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Слайд 29

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : - Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. - Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. - Эгоцентризм , стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа - Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. - Демонстративность , открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. - Скрытность , осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Слайд 30

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами . Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами . Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений , цветов. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Слайд 31

Упражнения-игры сказкотерапии №1 «Серый волк и золотая рыбка» Для данной игры необходимо три человека, которые для начала должны будут назвать по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно будет записать на доске и утвердить. Затем каждый участник придумывает короткую презентацию выбранного персонажа (пускай расскажет, из какой он сказки и т.п.). Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи. Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами и просьбами уточнить. Если вам бы хотелось, чтобы все участники сочинили по сказке, то тогда необходимы тетрадки, в которые сказки будут ими записываться. В комнате должна быть в это время тишина. После дети по очереди читают вслух свои произведения. Это упражнение подойдет для развивающих занятий с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. В кругу семьи для такой игры ограничений в возрасте нет .

Слайд 32

№2 «7 волшебных слов» Для начала можно использовать всего три слова, а затем, постепенно увеличивая количество перейти к семи словам. Количество игроков не ограничено. Все они вместе должны будут придумать три слова, которые на их взгляд должны присутствовать в настоящих сказках. Слова в итоге должны быть записаны на доске, а затем каждый участник должен составить свою сказку, используя их. Если вы играете всей семьей, то попробуйте рассказать сказку совместными усилиями. Несомненно, будет очень интересно и вам и детям.

Слайд 33

№3 «Шиворот-навыворот» Это можно сказать «древний» прием психологов, который позволяет ребенку развить воображение. Для игры нужно участникам выбрать одну простую и известную всем сказку, у которой есть четкий сюжет. В итоге либо каждый в отдельности, либо сообща придумывают сказку наоборот. Например. Всем известная «Красная шапочка» в данном случае может выглядеть так: Жил волчонок с папой в лесочке. Однажды посылает сынок своего папу в город, чтобы проведать здорового дедушку, который планирует уже в шестой раз жениться, но в городе живет одна особа по кличке «Красная шапочка», с которой нельзя общаться. И т.д.» Игра подойдет для подростков и вполне взрослым лицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является важным и актуальным. Музыкальная предметно-развивающая среда может рассматриваться как средство развития эмоциональност...

Игра как средство эмоционального развития дошкольника

Игра как средство эмоционального развития дошкольникаСовременное общество ориентировано на развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка. Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, фо...

Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"

Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми....

Консультация для педагогов "Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников"

Консультация для воспитателей детского сада "Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников" (обзор педагогичесого опыта)....

Конкурсная работа "Певческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольника" (статья).

quot;Певческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольника"...

"Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников"

Статья посвящена одной из самых актуальных проблем  ознакомления детей с эмоциями средствами художественной литературы и рассматривается нами в качестве значимого аспекта его развития. Именно чер...