Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной работе говорится о развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Воспитании таких качествличности, как доброта, сочувствие другому человеку и животному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональная отзывчивость | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема проекта «Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников»
Выполнил | Базылева С.А. Д/с №147 «Сосенка», воспитатель |
Тольятти 2015
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развивать эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.
Актуальность проекта. Отличительной чертой изменений российского образования в начале XXI века, отмеченной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, является его направленность на преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Они характеризуются, в том числе деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально-волевой сферы, отношений молодых людей, прагматизмом мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя.
Эти изменения нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). В документах обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека.
Ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. В ФГОС НОО подчеркивается важность воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества.
Вместе с тем понятие «эмоциональная отзывчивость», введенное в педагогическую науку и практику, еще не получило общепринятого описания, а значит, не стало объектом постоянного внимания для науки.
Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок. Однако с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Цель - разработка методических основ воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования - содержание и технологии воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
На начальном этапе работы над данной проблемой, необходимо определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости у воспитанников на переживание окружающим.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающегося на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь, попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.
Проект включает в себя:
- Экспериментальную часть (методики по выявлению уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников).
- Мероприятия по развитию, воспитанию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
- Ожидаемые результаты по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается педагогами:
- как умение откликаться на события, явления;
- как способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
- как эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Зачастую защитным механизмом у детей является агрессия, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи таким детям по преодолению агрессивных проявлений в условиях дошкольного учреждения является индивидуальные занятия с детьми, проводимые педагогом-психологом и узкими специалистами.
Музыкальный руководитель грамотно подходит к проведению музыкальных занятий, которые так же способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка. Данная деятельность во многом помогает педагогам осуществлять коррекционную работу по профилактике нарушений поведения детей, в частности, проявлению агрессивности. В процессе данных занятий у детей расширяется круг осознанных эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
- Экспериментальная часть
Поставлены задачи:
- определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих;
- подобрать диагностический материал и оборудование;
- провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих.
- Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»
Цель: Выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.
Описание методики. Двум детям, из которых только один был испытуемым, предлагается выполнить разные задания. Задание испытуемого более легкое, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщается. С внешней стороны эти задания воспринимаются детьми приблизительно в равной степени сложности. Выясняется, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляем: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками», - и указываем на размещенные в этой же комнате игровой уголок.
**Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состоит в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближается к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивается в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.
**После того как дети приступаю к выполнению заданий, и один из них обнаружит существенные затруднения в деятельности, следим за тем , обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как тот откликается на его обращение. Если испытуемый не оказал помощи сверстнику, то побуждаем его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.
Обработка результатов. Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволит выделить три группы показателей их эмоциональной отзывчивости:
Высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаружатся в форме содействия ребенку сверстнику;
Средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаружатся в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;
Низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие.
В соответствии с этими показателями испытуемые были разделены на три группы, существенно отличавшиеся по поведению детей.
В первую группу войдут дети с самыми высокими показателями эмоциональной отзывчивости, проявляющейся в форме устойчивого содействия сверстнику. Дети этой группы сравнительно быстро обнаруживают затруднения у сверстника, адекватно их оценивают, утешают в случае их возникновения, довольно содержательно реагируют на успешное выполнение полученного ими задания. Бескорыстно предлагают сверстнику свою помощь, организовывают совместную со сверстником деятельность.
Во вторую группу войдут дети со средними показателями эмоциональной отзывчивости, выражающейся в форме сопереживания или сочувствия. Они так же быстро замечают возникшие у сверстника затруднения при выполнении задания, живо откликаются на них, испытывая при этом огорчение, обращают внимание взрослого на неблагополучие сверстника, дают советы, как лучше выполнить, и т.д. Эти дети в редких случаях предпринимают попытки попробовать выполнить задание сверстника, при этом очень быстро прекращают их.
В третью группу войдут дети с низкими показателями эмоциональной отзывчивости; для них характерно отсутствие выраженного сопереживания и сочувствия. Они не только не проявляют активного содействия сверстнику в преодолении им трудностей, но и не откликнутся на предложение оказать помощь сверстнику.
Методика №2. Беседа (Модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми 5-7 лет в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:
Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал не другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Качественный анализ полученных данных
Результаты анализа полученных данных показывают три уровня сформированности социальных эмоций у детей: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень - дети отвечают правильно на все поставленные вопросы, обосновывают свои ответы. При наблюдении за ними в деятельности заметно, что они охотно, по собственному желанию оказывают помощь сверстнику, откликаются на эмоциональное состояние сверстника.
Средний уровень – дети радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. Начинают помогать окружающим с энтузиазмом, но это быстро надоедает. На некоторые вопросы отвечают неверно, не могут обосновать свой ответ.
Низкий уровень сформированности социальных эмоций детей: они равнодушно реагируют на успехи и неудачи других. Ответы на вопросы дают неверные, обосновать их в большинстве случаев затрудняются, или при обосновании, очевидно, что дети руководствуются лишь своими желаниями.
Методика №3. Педагогические ситуации
Цель: стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника.
Проведение исследования: детям предлагается закончить несколько ситуаций:
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
Таня и Оля играли в «дочки - матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Качественный анализ полученных данных
При обработке результатов особое внимание обращается не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. В результате мы выделим три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: дети адекватно реагируют на ситуации, которые были предложены, у них хорошо сформировано чувство долга, проявляются сочувствие и сопереживание к людям и животным, правильно сформированы нравственно оценочные нормы.
Средний уровень: дети выражают сочувствие и сопереживание по отношению к окружающим людям и животным, но обосновать проявление своих чувств они затрудняются. На вопрос «можно ли обижать животных?» дети отвечают «нет». Когда задавали вопрос «почему?», они не могут дать ответа на него. В некоторых предложенных ситуациях дети дают неправильные ответы.
Низкий уровень: на предложенные ситуации они реагируют равнодушно, обосновать свои ответы затрудняются. Помощь сверстнику оказывают по предложению взрослого.
На основании экспериментальной части выделяем группу детей, нуждающихся в развитии эмоциональной отзывчивости на дискомфорт сверстника.
- Мероприятия по развитию, воспитанию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей в дошкольном учреждении реализуется посредством:
- расширения представлений о понятиях «добро» и «зло»;
- развития способности к эмоциональному сопереживанию;
- развития стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
- воспитания гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
- обучения конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Проводя целенаправленную работу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей, не следует забывать, что определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых, в первую очередь родителей. Именно они являются примером для подражания и закладывают основу формирования эмпатии личности ребенка.
Задача родителя – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к окружающему миру состоялась и прошла безболезненно.
Формы работы:
- индивидуальная работа, направленная на адекватное восприятие ребенка и формирование способов воздействия, таких как – контроль просмотра телепередач, компьютерных игр, обсуждение ситуаций желаемого поведения, проявление родителей эмпатии в своем поведении;
- просвещение родителей в вопросах эмоционального развития детей через различные нетрадиционные формы работы демонстрирующие ведущую роль семьи в развитии эмоциональной сферы и воспитание сострадательных чувств, проведение анкетирования с целью выявления стиля семейного воспитания и путей коррекции, стендовая информация, тренинги;
- консультации нам сайте учреждения, выпуск газет, буклетов;
- просмотр видеопрезентаций сцен насилия, когда дети становятся нечувствительными к боли другого человека.
Чтобы определить успешность проделанной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы, развития эмпатии, умения сопереживать и сочувствовать, повторно проводится диагностика.
Педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости детей старших дошкольников является эффективным, если:
- разработаны игровые маршруты, способствующие обогащению представлений детей об эмоциональных состояниях и развитию умений передавать эмоциональные состояния с помощью мимики и пантомимики;
- игровой маршрут включает в себя дидактические и коммуникативные игры, а также игры – имитации различного уровня сложности, которые проводятся с детьми по подгруппам 4-8 человек в определенной последовательности;
- разработано методическое обеспечение, которое предполагает повышение компетенции педагогов в вопросах развития эмоциональной отзывчивости у детей.
Маршруты для детей
Маршрут 1 (дидактические игры)
Д/И «Угадай эмоции»
Воспитатель показывает детям изображение двух волшебников – доброго и злого. Добрый волшебник одет в светлые, красивые одежды. У него приятное лицо, он улыбается. Злой волшебник во все темное, у него злые глаза и перекошенный рот.
Дети обсуждают вид волшебников. Дальше воспитатель предлагает детям карточки – пиктограммы с изображением эмоций и дети должны определить к какому волшебнику относится эта эмоция. (радость, удовольствие, страх, злость)
Д/И «Какие эмоции испытывает сказочный персонаж?»
Детям предлагаются картинки с изображенными на них сказочными героями: Царевна Несмеяна, Буратино, Чиполлино, Синьор – Помидор, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, Козлята, Волк и пиктограммы с изображением эмоций (радость, злость, удивление, страх, грусть, испуг). Дети должны к каждому герою подобрать нужную пиктограмму с эмоцией.
Усложнение: игру можно проводить в виде соревнования между 2-3 командами.
Д/И «Путешествие в мир эмоции»
Для игры потребуются кубик и карточки с персонажами сказок. Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх. Каждый игрок по очереди бросает кубик. Называет выпавшую эмоцию и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок забирает себе, неправильно – кладет обратно. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.
Д/И «Воздушные шары»
Детям предлагаются картинки с изображением шариков различной формы. Дети выбирают себе картинку и схематически изображают на нем эмоцию, которая, на его взгляд больше подходит к форме этого шара.
Маршрут 2 (игры - имитации)
Задача: дать детям начальные знания о культуре жестов, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи жестов, мимики, осанки, позы.
Игра «Покажи руками»
Воспитатель: Я буду показывать и называть предмет, а вы попробуйте показать его руками. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что разговаривать можно не только руками, но и всем телом. Просит показать змею, собаку и т.д.
Игра «Наседка и цыплята»
Дети присаживаются на корточки лицом в круг. Наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель изображая наседку. Воспитатель говорит: - долго сидела наседка на яйцах, и вот пришла пора появиться на свет цыплятам. Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг. А в скорлупке было так тесно» (Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка). Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел вылупиться первым, но его опередили (ребенок, до которого дотронулся воспитатель, передает состояние этого цыпленка). Третий цыпленок появился на свет, испугался и расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупке. А тут так много места и кругом опасности. Четвертый цыпленок очень обрадовался появлению на свет, и воскликнул: «какой чудесный, какой яркий мир вокруг».
Игра «Я и животные»
Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное. И эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, еж, хомячок, куры…. Помимо эмоциональной стороны игра развивает воображение и выразительность речи.
Игра «Цирк»
Воспитатель объявляет, кто выходит на арену. Дети играют роль тех, кого объявили. Все организационные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами. На арену могут выходить клоуны, канатоходцы, жонглеры, дрессировщики… игра может проводиться с музыкальным сопровождением.
Игра «Магазин зеркал» (игра повышенного уровня сложности)
Дети делятся на две группы. Первая половина – зеркала. Вторая половина – дети. По команде воспитателя дети подходят к разным зеркалам и изображают с помощью мимики разные эмоции. Дети – зеркала должны повторять эти эмоции. Воспитатель выбирает самое правильное зеркало.
Маршрут 3 (коммуникативные игры)
Задачи:
- формировать чувство принадлежности к группе;
- Помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении;
- Создание положительного эмоционального фона;
- Создание ситуаций взаимной поддержки и взаимопомощи.
Игра «Путанка»
Выбирается водящий. Он отворачивается. Все игроки выстраиваются в шеренгу, берутся за руки и начинают запутываться, но обязательно не разжимая рук. Задача водящего – распутать всех с тем же условием, не разжимая рук.
Игра «Психологическая лепка»
Воспитатель объясняет детям, что они должны стать частью одной общей скульптуры. Просит слепить из своих тел общую фигуру (на ковре).
Например: морскую звезду, рыбку, цветок….
Игра «Не намочи ноги»
Игру можно провести в виде соревнования. Комната условно делится на две части – сушу и болото. Через болото можно пройти по дощечкам (раскладываются дощечки), но только парами. Один ребенок должен встать впереди, другой пойдет за ним следом. Тот, кто идет вторым , должен передавать дощечку вперед. Побеждает та пара, которая переберется через болото первой.
Игра «Все вместе»
Ребята разбиваются на группы по четыре человека. Воспитатель выкладывает из газет «островки». Дети должны на них разместиться. «Островки» нельзя раздвигать. С каждым новым коном, газеты сворачиваются и «островок» становится меньше. Побеждает та команда, которая смогла разместиться на меньшем «островке».
Игра «Гневная гиена»
Воспитатель: представьте себе гиену, которая стоит под пальмой (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка слезет с дерева, чтобы ее съесть, и очень злится, когда кто – нибудь подходит к дереву и хочет помочь обезьянке. Дальше выбирается ребенок на роль Гиены и на роль обезьянки. Остальные дети будут выручать обезьянку. Гиена при приближении детей повторяет слова:
Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Слова сопровождаются мимикой. Гиена – сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. Обезьянка – раскрытые широко глаза и рот. Задача детей помочь обезьянке слезть с пальмы.
- Ожидаемые результаты
Прогнозируется уменьшение процента детей со средним уровнем развития Э.О., и отсутствие детей с низким уровнем развития Э.О.
Приложение №1 Критерии уровня развития эмоциональной отзывчивости
Три основных уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень: отмечается способность ребенка к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии.
Средний уровень: ребенок способен обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию (переживания по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого). Включает в себя идентификацию субъекта с объектом, испытывающим эмоциональный дискомфорт.
Низкий уровень: отмечается развитие эмоциональной отзывчивости, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.
Приложение №2 План работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей | «Развитие эмоциональности в семье» | сентябрь |
2 | Семинар – практикум с родителями | Как справиться с проблемой, если она уже есть. Агрессивное поведение ребенка | октябрь |
3 | Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе | «Психологическое здоровье ребенка – основа его будущего» | ноябрь |
4 | Круглый стол | Вред и польза компьютерных игр | декабрь |
5 | Родительская гостиная | «Называя, подумай как» | январь |
6 | Семинар - практикум | Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на чувства и переживание окружающих людей | февраль |
7 | Циклы совместных занятий воспитателя с родителями | «Современные дети: особенности игры, общения и психического развития» | март |
8 | Конкурсы с участием родителей | Конкурс рисунков «Так поступать нельзя!» | апрель |
Акции с участием родителей | «Новогодние подарки для детей - сирот » «Помоги бездомным животным» | май | |
9 | Мини - практикум | «Атмосфера в семье может стать источником агрессии у детей» | июнь |
10 | Детско – родительская встреча | «Учимся играть в добрые игры» | июль |
11 | Родительское собрание | «Как слушать ребенка? » | август |
12 | Выпуск буклетов | «Стиль семейного воспитания» «Эмоции ребенка» «Поговори со мною мама» «Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка» «Ситуация для обсуждения» «Роль мультфильмов на развитие эмоциональной отзывчивости детей» «Лечебная сила родительской любви» «Когда отсутствует взаимопонимание, появляются проблемы» | ежемесячно |
Приложение № 3 Работа с педагогами
Месяц | Формы работы | Тема | Ответственный |
Сентябрь | консультации | «Возрастные особенности развития эмоций и чувств» | зам. зав. по ВМР |
«Роль эмоций в образовании детей» | |||
Октябрь | мини - практикум | «Как формировать у ребенка социальные эмоции» | педагог – психолог |
разбор педагогических ситуаций | «Развитие эмоциональной отзывчивости на дискомфорт сверстника» | зам. зав. по ВМР | |
Ноябрь | семинар - практикум | «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» | зам. зав. по ВМР |
психологический тренинг | «Подари радость другому» | педагог – психолог | |
Декабрь | круглый стол | «Социально – эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» | зам. зав. по ВМР |
релаксация | «В мире добра» | педагог – психолог | |
Январь | семинар | «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка дошкольника» | зам. зав. по ВМР |
консультации | «Когда отсутствует взаимопонимание, появляются проблемы» | педагог – психолог | |
Февраль | открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости | по блоку программы №1 «Знакомство с эмоцией радости» рисование на тему «Радостные человечки» | зам. зав. по ВМР |
психологический тренинг | «Тренинг педагогической эффективности» | педагог – психолог | |
Март | практическая деятельность с воспитателями | изготовление картотеки дидактических игр на развитие эмоциональной отзывчивости у детей на неблагополучие окружающих | зам. зав. по ВМР |
Апрель | круглый стол | «Детско – родительские отношения, как фактор оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей» | зам. зав. по ВМР |
открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости | по блоку программы №2 «Два друга» | ||
Май | открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости | по блоку программы №3 «Найди друга» | зам. зав. по ВМР |
Июнь | практическая деятельность с воспитателями | разработка проблемных ситуаций по развитию эмоциональной отзывчивости для детей старшего дошкольного возраста | зам. зав. по ВМР |
Июль | практическая деятельность с воспитателями | подбор мультфильмов направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста | зам. зав. по ВМР |
Август | практическая деятельность с воспитателями | оформление материалов для родителей направленных на повышение компетентности в области развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста | зам. зав. по ВМР |
Список использованной литературы:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (проект);
- Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр.соч. в 6т. М.1984. Т.4;
- Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности//Дошкольное воспитание. 2003. №8;
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2002.;
- Психологический словарь./Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996;
- Широкова Г.А. развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.;
- Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. – М.: Центр педагогического образования;
- Данилина Т.А. и др. В мире детских эмоций;
- Кокуева Л.В. Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду. – М.: Педагогическая литература;
- Минаева М.В. Развитие эмоций дошкольников. Пособие для практических работников дошкольных учреждений;
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять св...
Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребѐнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и ...
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.
Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес....
Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников&r...
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в дошкольной образовательной организации»
С введением ФГОС все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном...
Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.
Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...
Формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным м...