Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.
методическая разработка

Полянская Наталья Михайловна

Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития.

В этот период музыкальное развитие ребенка начинается тогда, когда он впервые слышит ласковый и нежный голоса матери, поющей ему колыбельные, или игривые и ритмичные мелодии, сопровождающие движения малыша во время бодрствования.

Однако этот процесс стал систематическим под влиянием целенаправленной активации и эмоциональной отзывчивости на музыку, основанной на опыте восприятия произведения искусства. Эмоциональные реакции на содержание музыки влияют на рабочие качества воспитанников детского сада в процессе занятия музыкально - эстетической деятельностью. Эмоциональные сферы психического развития ребенка играют ведущую роль.

Исследования ученых показывают, что музыкальное искусство открывает неисчерпаемые возможности и богатый эмоциональный опыт дошкольников. Возможность раннего развития эмоциональной отзывчивости на музыку, обусловленная, с одной стороны, интонацией природы в музыке, с другой стороны, закономерностями психического развития детей дошкольного возраста.

Обычно с двухлетнего возраста дети начинают посещать детский сад, и самой важной задачей является успешная адаптация ребенка. Исходя из этой работы, занятия в первой младшей группе направлены на развитие коммуникативных навыков: умение общаться со сверстниками, исполнять песню, обыгрывать попевки, выполнять простые движения со всеми.

Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на глазах у всех. А с музыкой, подражая действиям своих сверстников и воспитателя, он выполняет разнообразные упражнения естественно и непринужденно.

Танцы помогают детям расслабиться и чувствовать себя уверенно, помогают наладить отношения с воспитателем, основанные на доверии.

Именно поэтому я строю занятия с частой сменой деятельности, а материал дается в игровой форме.

Многолетний практический опыт показывает, что 2-летние дети очень эмоциональны. Занятия музыкой приносят им огромную радость. Их движения все еще недостаточно точны, чувство равновесия плохо развито, поэтому разнообразие двигательных движений невелико, и все они носят игровой характер. Поэтому главная задача педагогов, работающих с детьми от 2 до 3 лет, проводить занятия как можно интереснее, чтобы пробудить у детей интерес к музыке. В результате к 3 годам у ребенка формируется достаточный запас эмоциональных ощущений, элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная реакция на происходящее, будь то игра или танец.

На занятиях вместе с воспитателем мы формируем музыкальное сознание детей: стараемся показать эмоциональный отклик на пение или музыку, а также обращаем внимание детей на высоту звука (высокий звук-птица летит, низкий звук-медведи ходят). Мы побуждаем детей к элементарному музицированию: музыкально подпевать отдельные слоги, выполнять несложные движения по тексту песен в простом танце, игре (вместе со взрослыми и самостоятельно), а также активно участвовать в игре под музыку.

Я стараюсь проводить занятия так, чтобы они доставляют детям радость и веселье.

Работая с детьми, я вижу, как они стараются запомнить слова, которые поют все вместе, но во время пения часто возникают ошибки в произношении. Дети с интересом слушают и музыкальный рассказ с музыкальными иллюстрациями, выполняют движения в музыкальных играх, танцах по показу под музыку. Участвуют в сюжетных играх.

Дети охотнее и с удовольствием поют под музыкальное сопровождение, но чаще подстраиваются под мой голос.

Заметила, что малыши поют активнее и успешнее, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-нибудь конкретное действие.

Детские развлечения, утренники, я считаю - это праздник для детей, а не концерт для взрослых. Задача праздника — доставить детям радость хорошей музыкой, интересной сюжетной игрой, новым оформлением зала, яркими занимательными сюрпризами, ряженьем и атрибутами. Дети очень любят «кормить» птиц, «собирать» грибы, снежинки, прятаться под зонтиком, кататься на паровозе.

Чувства и эмоции являются основным содержанием музыки и музыкальной деятельности, особенно привлекательной для маленьких детей. Проблема музыкального развития детей раннего возраста всегда стояла очень остро. Я знаю по собственному опыту, что музыкальные способности ребенка проявляются очень рано. Музыкально-исполнительская деятельность предоставляет богатейшие возможности для развития эмоциональной активности, а эмоциональная сфера ребенка является основой для развития интеллекта пока еще маленького человека.

Учитывая трудности с речью у малышей, я сосредоточилась на слуховом восприятии. Возрастные особенности детей раннего возраста - подражании действиям взрослых, и это следует использовать в работе, наглядно показывая движения детям под музыку спокойную, веселую, бодрую.

Ожидаемые результаты работы с детьми раннего возраста.

Ребенок в период с 2 до 3 лет:

- имеет достаточный запас музыкальных впечатлений;

- у него развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;

- достаточно развита музыкальная активность;

- с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными певческими умениями (поет напевно, достаточно согласованно с музыкой);

- эмоционально исполняет несложные хороводы, пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре;

- легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается выполнять действие под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей (лисы, волка и т. п.);

-  активно осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты;

- развиваются первичные музыкально-творческие проявления как в пении, так и в движении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Информационно-коммуникативная педагогическая технология  по музыкальному воспитанию усиливают познавательный интерес воспитанников, позволяют сделать музыкальные пргоизведения привлека...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Педагогическая технология развития эмоционального восприятия музыки  детьми  старшего  дошкольного возраста  в процессе ее слушания с  применением ИКТ. Материал мож...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим необходимо с раннего возраста, совместно не только со специалистами (психологами), но и с воспитател...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, способность к сопереживанию, сочув...