Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
Педагогическая технология по «Развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации»
Составители: Швыдкова Н.В., Дмитриева М.В., Малыгина А.А.
Аннотация: Данная технология рекомендует содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации , рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная к школе группы) на базе дошкольного образовательного учреждения № 346. Технология предназначена для педагогов данного образовательного учреждения.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, визуализация,музыка, репертуар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya._dou_d.s._346.docx | 351.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Создание благоприятных условий для развития эмоционального восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания с применением ИКТ.
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии
- Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем
«рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.
- Восприятие музыки (слушание) прежде всего связано с воздействием на органы чувств человека. Психолог А. Л. Готсдинер писал:
«Несмотря на то, что доминирующей является звуковая модальность и соответствующее слуховое восприятие, с ним всегда участвуют двигательная область и связанные с ней моторные процессы. Значительное место в восприятии музыки занимают и зрительные процессы»
Именно поэтому в процессе музыкальных занятий используется столько видов деятельности, направленных на всестороннее глубокое восприятие, «прочувствование» музыкальных произведений.
- Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.
Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников ведет к появлению положительного отношения детей к музыкальной деятельности. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение к музыке, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
- Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Подготовка к праздникам, показательным выступлениям, конкурсам занимает много времени, и недостаточное внимание уделяется слушанию музыки. Однако, понимая значение музыкального развития дошкольника, хочется пересмотреть подход к организации образовательного процесса, заострив внимание на расширении музыкальных впечатлений детей путём слушания произведений музыкальной классики различных жанров, направлений и эпох, произведений музыкального фольклора.
Какова роль зрительных впечатлений во время слушания музыки?
Л.Н. Комиссарова в книге «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» указывала «Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой»
Если детям включить в записи или сыграть музыкальное произведение и рассказать о его содержании, средствах выразительности и пр., большинство из них не способно запомнить и назвать произведение на следующем занятии. Но стоит подключить визуальный ряд, например, иллюстрацию, соответствующую содержанию, дети тут же запоминают предложенную пьесу.
Музыканты - практики давно заметили, что дети с удовольствием слушают музыку, сопровождаемую визуальными впечатлениями. В современной практике применяются средства, помогающие детям в восприятии музыкальных произведений. Среди них - различные презентации и слайды, демонстрации фильмов, хроник, мультипликационных фильмов.
Краткое теоретическое обоснование коррекционной направленности музыкального воспитания в работе с детьми ОВЗ
Современные специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии и включения его в культурно-образовательную социальную среду.
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого- педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.
Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно- познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.
Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Л. И. Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка.
Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально- эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта.
В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.
В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Характеристика особенностей музыкального развития детей с ОВЗ
В ходе изучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития здорового ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи - в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Вместе с тем выделяют психолого-педагогические особенности развития детей с ОВЗ.
У данных дошкольников наблюдается некоторое снижение процессов слухового восприятия и внимания к музыкальному звучанию; они медленнее устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала (часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки); у большинства детей наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью развития познавательных процессов. Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с ОВЗ на протяжении всего дошкольного периода.
Нарушение речи детей с ОВЗ отрицательно влияет на овладение детьми танцевальными движениями, ориентировке в пространстве, сказывается на общем развитии детей и состоянии здоровья. Трудности двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья.
К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с ОВЗ начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями речи, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми речевыми и эмоционально-волевыми нарушениями ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.
Дети с ОВЗ в группах комбинированной направленности участвуют в НОД по музыкальному воспитанию вместе со всеми детьми группы.
Основная цель технологии: Создание благоприятных условий для развития эмоционального восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания с применением ИКТ.
Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
- продолжать знакомить детей к лучшим образцам отечественной и мировой классической музыки, формировать богатство впечатлений;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, вызывать сопереживание музыкальному образу;
- развивать творческое воображение;
- продолжать развивать у детей культуру слушания;
- способствовать формированию эстетического вкуса ребёнка, проявлению его индивидуальности;
- воспитывать любовь к прекрасному, обогащать духовный мир ребёнка;
- побуждать выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности, исполнительстве (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
Условия реализации технологии:
- Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагогов ДОУ.
- Место и время реализации: непрерывная образовательная деятельность (музыкальные занятия), совместная деятельность детей и воспитателя в группе.
Диагностика Направления диагностики:
- Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.
- Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
- Определяем особенности организации процесса восприятия музыки детьми.
Первое направление диагностики.
Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.
Метод 1. Экспериментальная ситуация.
Цель: Изучение особенности эмоциональной реакции детей на музыку.
Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения:
- «Итальянская полька», 2 часть С. В. Рахманинов;
- «Осенняя песнь», П. И. Чайковский.
Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:
- Желание слушать музыку.
- Сосредоточенность, устойчивость внимания.
- Продолжительность восприятия.
- Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализация.
- Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.
Метод 2. Игровая экспериментальная ситуация.
Цель: Оценка адекватности восприятия характера музыки ребенком.
Ход игры. Выбрать игровой персонаж, настроение которого соответствует характеру исполняемой музыки; обосновать свой выбор.
Предлагаются следующие музыкальные произведения:
- «Итальянская полька», 2 часть С. В. Рахманинов;
- «Осенняя песнь», П. И. Чайковский.
Метод 3. Игровая ситуация «Название потерялось».
Цель: Выявление представления детей о характере музыки и ее настроении.
Ход игры. Ребенку предлагается прослушать произведение и придумать для него самое интересное название и объяснить, почему он придумал это название.
Рекомендуемые пьесы:
- «Детская полька» Глинка М. И.
- «Мотылек» Майкапар С.
- «Море» Римский-Корсаков Н.А.
- «Болезнь куклы» Чайковский П. И.
- «Первая потеря» Шуман Р.
Второе направление диагностики
Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
Метод 1. Индивидуальная беседа с ребенком.
Вопросы для беседы:
- Любишь ли ты музыку?
- Музыка какого характера тебе нравится?
- Чем нравится тебе такая музыка?
- Какую музыку ты хотел (а) бы чаще слушать?
- Есть ли у тебя любимое произведение? Какое?
- Что ты любишь делать под музыку?
- Где ты чаще всего слушаешь музыку (на занятиях в детском саду, дома: по телевизору, радио, в записи)?
Метод 2. Анкетирование родителей.
Вопросы анкеты:
- Слушает ли ребенок дома музыку? Какую?
- Вспоминает ли он о прослушанной музыке?
- Какие музыкальные произведение предпочитает ребенок?
- Как ребенок реагирует на музыку? Отражает ли ребенок характер, содержание, настроение музыкального произведения в танце, рисунке, игре, песне?
Третье направление диагностики
Определяем особенности организации процесса восприятия музыки детьми.
Метод 1. Интервью (самоинтервью) с музыкальным руководителем
Вопросы интервью:
- Какую музыку: классическую или современную — слушают дети на музыкальных занятиях? Назовите, пожалуйста, музыкальные произведения и их авторов.
- Какие педагогические приемы вы используете в процессе слушания с детьми музыкальных произведений?
- Сколько раз во время занятия дети обычно слушают одно музыкальное произведение?
- Как долго вы слушаете и разбираете с детьми одни музыкальное произведение?
- На что вы в первую очередь обращаете внимание детей в процессе слушания музыки?
- Просите ли вы рассказать детей, на что похожа музыки, что они в ней услышали?
- На каждом ли занятии вы устраиваете с детьми слушание музыки?
Метод 2. Интервью (самоинтервью) с педагогом. Вопросы интервью:
- Считаете ли вы необходимым организацию слушании музыки с детьми в повседневной жизни? Почему?
- Организуете ли вы слушание музыки с детьми в группе, т. е. в повседневной жизни, если нет, то почему?
- Какую музыку вы слушаете вместе с детьми? Назовите произведения и их авторов.
- Как часто вы слушаете музыку?
- Какие педагогические приемы вы используете в процессе слушания музыки с детьми?
Критерии для определения уровня восприятия музыки ребенком:
- Желание, стремление слушать музыкальные произведения.
- Понимание характера, содержания музыки.
- Глубина восприятия музыки, умение сосредоточенно вслушиваться в музыкальную речь.
- Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.
- Степень сформированности отношения к музыкальным произведениям, наличие привязанностей к тому или иному жанру, произведению, творчеству какого-либо композитора.
- Желание ребенка отразить услышанную музыку, а также своё настроение в творческой деятельности, успешность отражения (так как восприятие — основа творчества).
В соответствии с критериями можно выделить 3 группы детей.
Первая группа. У детей отсутствует стремление слушать музыкальные произведения. Они не всегда адекватно воспринимают характер, содержание музыки. Восприятие музыкальных произведений поверхностное, нет сосредоточенного вслушивания в музыкальную речь. Музыка не оказывает на детей сильного воздействия, сразу после прослушивания музыкального произведения они с легкостью переключаются на другие виды деятельности, забывая об услышанном. У дошкольников отсутствуют привязанность к каким-либо музыкальным произведениям, творчеству того или иного композитора, а также желание отразить характер музыки, свое настроение и переживания в творческой деятельности.
Вторая группа. Дети иногда проявляют желание слушать музыку, понимают содержание и характер большинства произведений, но внутренний смысл музыки еще не осознается ими в полной мере. Восприятие музыки достаточно глубокое, но характеризуется быстрой отвлекаемостью, переключением внимания на другой вид деятельности. Эмоциональное воздействие на детей оказывают преимущественно веселые, мажорные мелодии. Отсутствуют ярко выраженные привязанности к классическим музыкальным произведениям, предпочтение отдается детским и популярным песням.
Третья группа. У детей имеется желание слушать различные музыкальные произведения. Они понимают характер и содержание музыки, ее внутренний смысл, отдельные нюансы. Они сосредоточенно слушают музыкальное произведение на напряжении всего времени звучания. Сильное эмоциональное воздействие на детей оказывает не только веселая музыка, но и печальная, минорная. После прослушивания музыкального произведения они в течение нескольких минут находятся под его воздействием. Сформированы привязанности к творчеству отдельных композиторов, к тому или иному жанру музыки, к определенному музыкальному произведению.
Этапы педагогической технологии I этап. Теоретический.
- Подбор музыкального репертуара для детей.
- Работа с интернет-ресурсами, компьютерными программами и технологиями.
- Разработка конспектов НОД по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста с использованием видеоряда.
II этап. Практический.
- Обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями в НОД
и режимных моментах (фольклор, классика, музыка для детей).
- Обогащение музыкальной культуры педагогов ДОУ и родителей.
Принципы планирования образовательной деятельности:
- Принцип учета эмоционального опыта ребенка (принцип доступности). Заключается в том, что содержание и объем знаний, приемы обучения и усвоения их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития.
- Принцип «строгой соразмерности» и постепенности, обеспечивающий переход от лёгкого знакомого материала к новому, незнакомому.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи искусства с жизнью.
- Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения прививается любовь к прекрасному, к искусству, обогащается духовный мир ребёнка.
- Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки. Дети по-разному воспринимают и переживают одно и то же музыкальное произведение, поэтому и репертуар, и организация слушания должны осуществляться с учётом личностных особенностей.
I ЭТАП
- Подбор музыкального репертуара для детей.
Дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем исполнении, будь то запись или «живая музыка». От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает эстетическое наслаждение, которое часто пробуждает дальнейший интерес к музыке, желание самому попробовать играть или петь.
Мировая классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, уже давно отобранных для слушания и исполнения детьми. Но есть еще непрограммные произведения, яркие, образные, понятные детям, а также произведения родного и зарубежного фольклора. Широта использования произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса педагогов. Так, например, произведения композиторов-романтиков - Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона - могут использоваться для передачи нюансов душевного состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайно
«выпукла», образна, ярка. К их числу относятся Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Прокофьев, А. Лядов. Произведения этих композиторов могут и не входить в списки рекомендуемых образовательными программами, но, тем не менее, они доступны и привлекательны для дошкольника.
Классические и современные, программные и непрограммные, произведения для слушания детьми дошкольного возраста должны быть:
- Небольшими по объёму; время их исполнения не должно превышать 5-8 минут;
- с яркой выраженностью стилистических средств: темпа, ритма, динамики, мелодии;
- разнообразными по стилям и жанрам.
Примерный музыкальный репертуар, развивающий эмоциональную отзывчивость к музыке
Программные произведения Бах И.-С. Органная токката ре минор;
Бетховен Л. финал Концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты); Вивальди А. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» из цикла «Времена года»; Глинка М. И. «Жаворонок», «Детская полька»;
Гречанинов А. произведения из альбома «Бусинки»;
Григ Э. «В пещере горного короля», «Шествие гномов», соч. 54, сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»;
Даргомыжский А. «Табакерочный вальс»;
Майкапар С. «Мотылек», «Тревожная минута», «Менуэт» (из альбома
«Бирюльки»);
Моцарт В.–А. «Колыбельная»;
Мусоргский М.П. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»;
Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»;
Прокофьев С. С. «Раскаяние», «Утро», «Детская музыка» «Вечер» (из сборника «Детская музыка»);
Рахманинов С.В. «Итальянская полька»;
Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная»; «Море», «Белка», муз. из оперы
«Сказка о царе Салтане»; «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»;
Свиридов Г. «Колыбельная», «Парень с гармошкой», «Зима пришла»,
«Тройка», «Старинный танец», «Весна и осень» «Грустная песня»;
Хачатурян А. «Танец с саблями»;
Чайковский П. И. «Октябрь», «Зима», «Песня жаворонка», «Подснежник» (из цикла «Времена года»); «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Камаринская», «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом»);
Шопен Ф. Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7;
Шостакович Д. Д. «Марш», «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец»; Шуман Р. «Первая потеря» (из «Альбома для юношества»); «Веселый крестьянин»;
Русские народные мелодии и песни в различной обработке.
Непрограммные произведения
Бах И. С. «Воздух» из Сюиты №3. Прелюдия и фуга до-минор;
Бетховен Л. Аdagio из sostenuto из «Лунной сонаты». Аrioso Fuga Сонаты №31 ля-бемоль мажор, соч. 110;
Григ Э. «Бабочка»;
Дебюсси К. «Море»;
Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный»;
Каччини. Аvе Маria;
Крейслер. Вальс «Радость любви»;
Лядов А. К. «Баба Яга»;
Минкус Л. Музыка к балету «Дон Кихот»: Сцена Тореадоров, Па-де-де; Моцарт В. А. Рондо из «Маленькой ночной серенады», реквием «Lacrimosa», Симфония № 40 (Вступление. 1 часть; 2 часть);
Рахманинов С.С. «Рапсодия на тему Паганини» (вариация 18), прелюдия си-минор, соч. 32 №10, прелюдия соль минор, сочинение 23 №5;
Сен-Санс К. Пьесы из «Карнавала животных»;
Таривердиев М. Музыка из к/ф «Ирония судьбы» (увертюра и финал); Русские народные мелодии и песни в различной обработке.
Работа с интернет - ресурсами, компьютерными программами и технологиями.
- Поиск выбранных музыкальных произведений, формирование фонотеки, видеотеки, медиатеки.
- Подбор репродукций и иллюстраций для видеоряда.
- Создание презентаций, видеороликов и т.д.
- Составление картотеки отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов, созданных на основе классической музыки, в некоторых из них музыка является фоном, на котором разворачиваются события сказки.
Картотека мультфильмов, оформленных музыкальными
шедеврами.
- «Гномы и горный король» (режиссер И. Ковалевская, «Союз мультфильм», 1993) Используются фрагменты произведений Э. Грига.
- «Мальчик и лягушонок» (режиссер Дудкин, «Союз мультфильм», 1989) Фрагменты произведений А. Вивальди.
- «Картинки с выставки» (режиссер И. Ковалевская, 1984) Музыка М.П. Мусоргского.
- «Весна и великан» (режиссер И. Голованова, «Союз мультфильм», 1982) Музыка Б. Бриттена и И.С. Баха.
- «Детский альбом» (режиссер И. Ковалевская «Союз мультфильм», 1976) Музыка П.И. Чайковского.
- «Бабочка» (режиссер А. Кончаловский «Союз мультфильм», 1973) Музыка А.Г. Шнитке.
- «Карандаш и ластик» (режиссер Е. Гаврилко, «Союз мультфильм», 1982) Музыка А.Г. Шнитке.
- «Времена года» (режиссер И. Иванов-Вано, «Румыния», 1970) Музыка П.И. Чайковского.
- «Щелкунчик» (режиссер Б. Степанцев, «Союз мультфильм» 1973) Музыка П. И. Чайковского.
- «Петя и волк» (режиссер Г. Бабушкин, «Союз мультфильм», 1976) Музыка С.С. Прокофьева.
- «Чипполино» (режиссер Б. Деткин, «Союз мультфильм», 1961) Музыка К.Хачатуряна.
- «Весенние мелодии» (режиссер Д. Бабиченко, «Союз мультфильм», 1946) Музыка П.И. Чайковского.
- «Золушка» (режиссер И. Аксенчук, «Союз мультфильм», 1979) Музыка П.И. Чайковского.
- «Легенда о Григе» (режиссёр В. Курчевский, «Союз мультфильм», 1967) используются фрагменты известных произведений Э. Грига: Скрипичной сонаты № 3 (1 часть), Фортепианного концерта (1 и 2 части), «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт».
- «Танцы кукол» (режиссёр И. Ковалевская, «Союз мультфильм», 1985) по одноимённому циклу детских пьес Д.Д. Шостаковича.
- «Камаринская» (режиссёр И. Ковалевская, «Союз мультфильм», 1980), созданный по одноимённой увертюре М. И. Глинки.
- «Снегурочка» (режиссёр И. Иванов-Вано, «Союз мультфильм», 1952) по опере Н.А. Римского-Корсакова.
3. Разработка конспектов НОД по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста с использованием видеоряда.
Каждое занятие включает:
- Прослушивание детьми музыкальных произведений.
- Беседы с детьми, связанные с анализом музыки произведений (их эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков, художественно-музыкального образа).
- Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой художественной деятельности через пластику, рисование, оркестровку и т.д.:
- Задание «Нарисуй музыку» (возможны аппликация, лепка) — дети передают впечатления и эмоции, Вызванные музыкой, в продуктивной изобразительной деятельности.
- Творческое задание «Сочини сказку» — дети сочиняют рассказ (сказку) под впечатлением от музыкальных образов.
- Творческое задание «Я танцую музыку» — дети передают эмоционально-образное содержание музыкального произведения через пластические музыкально-ритмические импровизации (творческое использование танцевальных движений).
- Игровое задание «Живые картинки» — отражение в позах, мимике, движениях образа музыкального произведения.
- Творческое задание «Оркестр» — необходимо оркестровать произведение, т. е. выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов.
II ЭТАП
- Обогащение музыкально-слухового опыта детей проходит в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями как в НОД, так и режимных моментах. Этот этап предполагает знакомство детей с произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, А. Вивальди, Г. Свиридова, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др., современных композиторов, а также с произведениями народного музыкального фольклора.
Второй этап работы состоит из нескольких циклов занятий на развитие эмоционального восприятия музыки.
- «Времена года» - отечественная и зарубежная классика;
- «Мультляндия» - классическая музыка в мультфильмах;
- «Собирайся, народ, в хоровод» - русский фольклор;
- «Мое звонкое детство»- музыка для детей.
Ожидаемые результаты педагогической технологии
Дети:
Положительная динамика на развитие эмоциональной отзывчивости в развитии музыки. Становление начал музыкального вкуса, появление интереса к музыке. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения результатов восприятия в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители:
Развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального воспитания ребенка. Обогащение домашней фонотеки.
Педагоги.
Активное участие в процессе развития музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с помощью организованного восприятия музыки детьми. Проведение интегративных занятий с использованием музыки и самостоятельно проектируют музыкально-обогащенную развивающую среду. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной
культуры. Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития.
Музыкальный руководитель:
Совершенствование методики организации слушания музыки с детьми. Оказание помощи в подборе музыкального репертуара. Развитие профессионально-педагогического творчества: придумывание новых приемов активации детского музыкального восприятия, использование ИКТ (презентации, слайд-программы, видеоряд, мультфильмы).
Заключение
Слушание музыки детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ — это лишь один из способов, который может применяться в музыкальном воспитании дошкольников. Однако без визуализации музыкального восприятия, на наш взгляд, невозможно достичь гармоничного музыкального развития ребёнка, поскольку многие дети пропускают получаемые впечатления в первую очередь через зрительные ощущения, закрепляя их вербально, а также языком жестов и движений. Музыка, воспринятая и прочувствованная ребёнком разными способами, оставляет более глубокий след в его памяти.
Список используемых источников
- Анисимов В.П. «Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры» // В.П. Анисимов, - «Музыкальная палитра», - №4, – 2006
- Вераксы Н.Е. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - 2-е изд. М.: спр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, - 2011.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина, - М., - 1981.
- Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и раннего развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Санкт-Петербург,- ДЕТСТВО - ПРЕСС,- 2013,- 650 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер, - М., 1993. – с. 89.
- Каплунова И.М. «Ладушки»: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста /И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, - Издательство «Композитор», - 2000г.
- Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. - М., 1986. - с. 4
- Подколзина О.В. Визуализация музыкального восприятия дошкольников //О.В. Подколзина, – музыкальный руководитель №3-2017
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа. Настроение, чувства в музыке /О.П. Радынова,- 2-е изд., перераб.,- М.:ТЦ Сфера, 2016,- 208 с.
- Радынова О. П. Слушаем музыку / О.П. Радынова, - М., - 1995.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей / О.П.Радынова,- М., - 1997.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями /О. П. Радынова, - 2-е изд., испр. и доп. - М: издательство ГНОМ и Д, 2006 г.
- Самолдина К.А. «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников». Программа и методические рекомендации. / К.А. Самолдина и Е.П. Маркова - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007 г.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов, - М., - 1985 г.
Примерный конспект занятия.
Цикл занятий «Времена года» А. Вивальди.
«Музыка зимы»
Задачи:
- углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, созвучных различным временам года;
- учить передавать впечатления о зиме в рисунках, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку, поэзию, изобразительное искусство.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Зимнее настроение», султанчики из дождика краски, альбомные листы, кисти,
Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие.
- Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о музыке, которая умеет рассказывать нам удивительные истории. Давайте вспомним, о чем нам с вами уже рассказывала музыка? (ответы детей)
- Ребята, а ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена годы вы знаете? Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года оно рассказывает.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой Принакрылся чудной
И заснул под нею.
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт И. Суриков. А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? А вы любите зиму? Почему?
А теперь давайте послушаем, как об этом замечательном времени года рассказывает музыка, которую написал великий композитор А. Вивальди.
Слушание «Зима» А. Вивальди.
- Какую зиму вы себе представили, слушая эту музыку? Какая по характеру музыка? Правильно, музыка нежная, светлая, мягкая. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят. Давайте вспомним стихи о зиме, которые соответствуют этой музыке.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит… И под снежной бахромою Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев) Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна… (С. Есенин) Разукрасила Зима…
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок, Звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках.
Давайте послушаем еще раз музыкальной произведение «Зима» А. Вивальди и посмотрим по телевизору картины зимней природы.
Повторное слушание и просмотр музыкальной презентации
«Зима».
- Какую зиму нарисовала нам музыка? Мягкую, блестящую, пушистую. А всегда ли у зимы такой характер, или она бывает другой? Какая зима во время вьюги, бурана, метели?
- Ребята, посмотрите, у меня есть красивые серебряные дождики. Давайте представим себе, что мы с вами помощники зимы и отправляемся в лес, чтобы укрыть все белым покрывалом до весны. Попробуйте движениями, пластикой передать характер музыки.
Танцевальная импровизация.
- Мы с вами сегодня слушали музыку о зиме, рассказывали стихи, а теперь давайте с помощью красок нарисуем мягкую, пушистую, снежную, блестящую зиму. Постарайтесь красками передать настроение, которое услышали в музыке.
Рисование с музыкальным сопровождением.
-О каком времени года мы сегодня говорили, слушали музыку, какое время года рисовали? Музыка какого композитора рассказала нам о зиме? О какой зиме нам рассказала музыка?
Фрагмент музыкального занятия из цикла «Собирайся, народ, в хоровод»
Тема: «Путешествие в старину»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей;
- познакомить с новым приемом игры на ложках;
- способствовать дальнейшему развитию вокальных навыков, танцевальных движений, игре на детских музыкальных инструментах;
- закреплять представления о народных инструментах их внешнем виде и звучании.
Развивающие:
- способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;
- пополнить словарный запас словами: активный - «Гусляр»,
«гусли», пассивный – «a cappella»
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа, формировать интерес к народным песням и играм;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- создать атмосферу сотрудничества детей друг с другом и педагога с детьми.
Музыкальный репертуар: Русские народные мелодии «Полянка»,
«Лирический хоровод», «Из-под дуба, из-под вяза», «Сизый голубочек», русские народные наигрыши на гуслях, балалайке, гармошке, песни:
«Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько».
Наглядный материал: картинки к дидактическим играм.
Методы работы: рассказ, беседа, игра.
Оборудование: презентация, народные музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен, бубенчики, колокольчики), записи русских народных песен, русские народные костюмы для хозяйки и детей.
Ход занятия
Дети входят под русскую народную музыку «Полянка» останавливаются в кругу
М.Р. Добрый люд! Честной народ! Приглашаю в хоровод.
М.Р. Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу! Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется! Давайте улыбнемся друг другу.
Мы сегодня красиво одеты. Празднично, нарядно. У меня ноги сами в пляс идут! Потанцуем?
Пляска по показу.
Ребята, вы знаете, какие у нас костюмы? Да, это русские народные костюмы, так одевались люди в старину. Интересно, как они тогда жили, чем занимались, как веселились? А вы, ребята, хотели бы это узнать? А путешествовать любите? Давайте попробуем отправиться в прошлое, но, т.к. мы с вами в музыкальном зале, наше путешествие будет необыкновенное – музыкальное.
Закрывайте глаза. (Звучит лирический хоровод). Мы отправляемся в путешествие по волшебной «Реке времени» Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени. Медленно-медленно повернитесь вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.
Слайд «Град»
М.Р. Где это мы? Ворота старинного града - города. Такие высокие стены возводили в далёком прошлом. Слышите музыку? Кого же мы увидим за этими стенами?
Слайд «Гусляры»
Это гусляры - музыканты, которые играют на гуслях.
Слайд «Гусли»
Гусли – это самый старинный инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли.
М.Р. Как красивы переливы этого инструмента! Хотите поиграть на гуслях? Стоя играть не получится, давайте сядем на стульчики и представим, что у нас на коленях лежат гусли. Слушайте музыку и «играйте».
Слушание народная мелодия «гусли»
М. Р. Какие молодцы, замечательные гусляры! А как звучала музыка? - (медленно, спокойно, напевно, плавно). Как и в наше время, музыка сопровождала людей в разные моменты их жизни: в боевом походе и на празднике, помогала спориться ремеслу и убаюкивала младенца в люльке. Русский народ с древних времён слагал былины и сказки, пел и играл на музыкальных инструментах. Вслед за гуслями зазвучали балалайки, гармошки, бубенцы, трещотки, жалейки многие другие.
1. Обогащение музыкальной культуры педагогов ДОУ и родителей. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной
культуры взрослых:
- предоставление информации о музыкальной жизни города,
- семинары-практикумы для педагогов;
- консультации для родителей.
Примерные семинары-практикумы для педагогов
- Тема: «Эта целебная музыка».
- Тема: «Восприятие музыки».
- Тема: «Музыкотерапия».
Примерные темы консультаций для родителей
- Тема: «Музыка в жизни ребёнка».
План.
- Музыка детства.
- От природы музыкален каждый.
- Что такое музыкальность?
- Тема: «Дети и музыка: слушать или нет?» (советы желающим войти и мир музыки).
План.
- Тренировка слухового внимания.
- Несколько игр для развития восприятия.
- Музыка в любимых сказках.
- Тема: «Волшебной музыки страна или зачем Вашему ребёнку нужна музыка?» (учимся слушать и слышать музыку, развиваем слуховое внимание).
План.
- Творчество в движениях, пантомиме и театральной деятельности.
- Маленькие рассказы с музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников"
В данной работе говорится о развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Воспитании таких качествличности, как доброта, сочувствие другому человеку и животному....
Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять св...
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии
Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии для развития эмоциональной...
Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребѐнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и ...
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.
Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес....
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.
Информационно-коммуникативная педагогическая технология по музыкальному воспитанию усиливают познавательный интерес воспитанников, позволяют сделать музыкальные пргоизведения привлека...
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.
Педагогическая технология развития эмоционального восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания с применением ИКТ. Материал мож...