Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Бабиченко (Павлова) Алла Леонидовна

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных,  образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-».  Закрепление и совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_kaleydoskop.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего  школьного возраста начальная школа – детский сад № 662

 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Конспект

Непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР

 «Зимний калейдоскоп»

(технологии: игровые, коммуникативные, пальчиковая логоритмика)

Бабиченко А.Л.

воспитатель

                                                           2016г.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. 

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха.
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; Закрепление и совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения слов.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, способности к самооценки и самоанализу.
  • Воспитание внимания к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная 2 шт.
  • Магниты
  • Снежинки с силуэтами руки, шубы, птицы, зайца, снежинки с буквами.
  • На каждого ребёнка на столе:
  • Прищепки по 5 шт
  • Шарик массажный
  • Плоские бусинки по 10 шт  
  •  По 3 пластиковые тарелочки.
  • Конверты с разрезанными словами
  • Стаканчик для «льдинок»
  • Дидактическое упражнение «Зашифрованные слова»
  • Простой  карандаш
  • Предметные картинки (по теме одежда);
  • «Волшебный снежок»;
  •  Снежинки по 6 шт большого, среднего и маленького размера
  • Контейнер для «льдинок».
  • Волшебная шкатулка, прозрачные камешки 36 шт.
  • Компьютер, презентация о жизни диких животных зимой.

Предварительная работа:

Лексические темы  НОД: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта», «Одежда», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворения З. Александровой «Мы кормушку смастерили»


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят.

Воспитатель: Занятие сегодня необычное, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся  по – разному. (Здравствуйте, гости дорогие! Доброе утро! Добрый день! Приветствуем Вас! Рады вас видеть! Добро пожаловать!)

2. Знакомство с темой.

Воспитетель загадывает загадку.

Воспитатель: Слушайте внимательно и вы узнаете тему нашего занятия сегодня.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

 (Зима.)

Воспитатель: Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

                Какой сейчас месяц? (Сейчас февраль)

3. Игра «Зимние слова»

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня есть волшебный снежок. Комочек снежный передай, слово зимнее вспоминай.

Педагог называет слово и передаёт снежок следующему ребёнку. (Снег, ветер, холод, мороз, вьюга, стужа, сугроб, пороша, метель)

4. Образование относительных прилагательных.

Воспитатель:. Снежок волшебный ты лови и погоду назови.   

                Если на улице идёт снег, то погода… 

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная)

Солнце – (солнечная) 

Воспитатель: А сегодня, какая погода? (Холодная, снежная, морозная..)

5. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима?» (с волшебным снежком)

Воспитатель: Интересно, как можно сказать, что зима наделала?

                Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

На лёд попал солнечный свет и все – (засверкало, засветилось)

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

6. Сюрпризный момент.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь что-то лежит под снегом. (Достаёт) Это волшебный сундучок. (открывает) А в нём какое-то письмо. (читает)

« Вьюга сильно бушевала и разноцветные льдинки зимнего калейдоскопа разбросала. Дорогие дети, помогите, пожалуйста, починить  зимний калейдоскоп и собрать все льдинки, а помогут вам снежинки с заданиями. Зимушка- Зима».

Воспитатель: Ребята, а у меня есть волшебные льдинки. За каждое выполненное задание  вы получите по льдинке, и их мы будем складывать в красивые стаканчики (у каждого ребёнка на столе свой стаканчик).

7. Пальчиковая логоритмика

Педагог достаёт первую снежинку с силуэтом руки (помещает её на фланелеграф).

Воспитатель:. Поиграем, чтобы не замёрзнуть?

Упражнение с мячиком (шариком)

Льдинкой я круги катаю, взад вперед его гоняю,
Ей поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку,
И помну её немножко, как сжимает лапу кошка

Упражнение с прищепками

Дети берут прищепки и каждую прищепку надевают на пальчик и проговаривают стихотворение. Кладут прищепки на стол, опускают руки и встряхивают ими.

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и..сломаем.

Упражнение с шариками

Дети подвигают к себе тарелочку с крупными бусинами, раскладывают их одновременно двумя руками  на две пустые тарелочки.  Затем из двух тарелок одновременно правой и левой руками складывают их по одной штучке обратно.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.

Воспитатель: Молодцы, дети! Все правильно выполнили.

За выполненное задание дети получают «льдинки» и кладут их в стаканчики.

8.Игра «Подбери зимнюю одежду»

Педагог достаёт снежинку с силуэтом одежды (помещает её на фланелеграф).

Воспитатель: Зимушка-зима предлагает одеться на зимнюю прогулку, для этого надо выбрать из разных  видов одежды только зимнюю и рассказать о своём выборе:

Я выбрал…. (шарф), потому что он…

Мне нужны …. для того, чтобы…

Я выбрал …..,где есть…

 За выполненное задание дети получают «льдинки»

9. Игра « Цепочка» «Назови  зимние виды спорта и спортсменов»

 Педагог достаёт снежинку с силуэтом олимпийского огня (помещает её на фланелеграф).

Воспитатель: Зима - морозная пора, очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. А ещё зимой проходят спортивные соревнования. Какие соревнования сейчас проходят в городе Сочи? (Зимние Олимпийские игры)

Воспитатель: Передавая олимпийский факел из рук в руки, называем зимний вид спорта и спортсмена.

Дети встают в круг и называют по очереди зимние виды спорта и спортсменов (Хоккей-хоккеист-фигурное катание-фигурист – лыжный спорт-биатлон – биатлонист - санный спорт-бобслей- бобслеист-конькобежный спорт – конькобежец)

За выполненное задание дети получают «льдинки»

9.Игра «Собери и назови»

Педагог показывает снежинку с силуэтом птицы (помещает её на фланелеграф).

Воспитатель: Зимушка-зима хочет узнать, как мы заботимся о  пернатых друзьях.

Выразительное чтение стихотворения З.Александровой

Воспитатель: Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

1 ребёнок В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

2 ребёнок А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

3 ребёнок Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

4 ребёнок А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

5 ребёнок В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

6 ребёнок А в субботу на пирог

Прилетели семь сорок….

Педагог предлагает детям подойти к столам

Воспитатель: Составьте название зимующих птиц из частей (задание в конвертах : во-ро-на, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ро-ка, сне-гирь, го-лубь,)

За выполненное задание дети получают «льдинки»

12.Упражнение на внимание

Педагог вынимает из сундучка снежинку с силуэтом животного (помещает её на фланелеграф). 
Логопед. Зимушка – зима просит нас проверить, кто зимой в лесу не спит. Предлагаю вам подойти к компьютеру и посмотреть на зимний лес.

 Дети смотрят презентацию о диких животных зимой.

Затем им предлагается отгадать зашифрованное название животного, зачеркнув все одинаковые пары букв. ( ЛИСА, ВОЛК, РЫСЬ, ЛОСЬ, ЗАЯЦ, БЕЛКА)

П О Л Ф И П Д С О Д А Ф /  В И О П И Л П К / Д Н Р А Ы Д А С Н Ь / В Л У О К У С В К Ь /  М И З А М Я И Ц  С Б М Е У Л К У С А/

За выполненное задание дети получают «льдинки».

13. Заключительная часть.

Воспитатель: Возьмите свои стаканчик и пересыпьте льдинки в сундучок Зимы. 

Педагог переворачивает снежинки.

Воспитатель:. Посмотрите на снежинки, на них что-то написано. Прочтите. ( МОЛОДЦЫ).

Воспитатель:Что мы сегодня делали? Что запомнилось? Зачем мы это делали? Те, кому было легко, и интересно возьмут голубые снежинки, кому было интересно, но немного трудно - возьмут жёлтые снежинки, а те, кому было не интересно и трудно - возьмут красные снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....

Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»

Методическая разработка: конспект совместной  образовательной деятельности с детьми с ОНР  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие ж...

Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))

Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...