Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных, образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-». Закрепление и совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimniy_kaleydoskop.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад № 662
Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Конспект
Непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР
«Зимний калейдоскоп»
(технологии: игровые, коммуникативные, пальчиковая логоритмика)
Бабиченко А.Л.
воспитатель
2016г.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха.
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; Закрепление и совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения слов.
Воспитательные задачи:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, способности к самооценки и самоанализу.
- Воспитание внимания к собственной речи.
Оборудование:
- Доска магнитная 2 шт.
- Магниты
- Снежинки с силуэтами руки, шубы, птицы, зайца, снежинки с буквами.
- На каждого ребёнка на столе:
- Прищепки по 5 шт
- Шарик массажный
- Плоские бусинки по 10 шт
- По 3 пластиковые тарелочки.
- Конверты с разрезанными словами
- Стаканчик для «льдинок»
- Дидактическое упражнение «Зашифрованные слова»
- Простой карандаш
- Предметные картинки (по теме одежда);
- «Волшебный снежок»;
- Снежинки по 6 шт большого, среднего и маленького размера
- Контейнер для «льдинок».
- Волшебная шкатулка, прозрачные камешки 36 шт.
- Компьютер, презентация о жизни диких животных зимой.
Предварительная работа:
Лексические темы НОД: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта», «Одежда», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворения З. Александровой «Мы кормушку смастерили»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят.
Воспитатель: Занятие сегодня необычное, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся по – разному. (Здравствуйте, гости дорогие! Доброе утро! Добрый день! Приветствуем Вас! Рады вас видеть! Добро пожаловать!)
2. Знакомство с темой.
Воспитетель загадывает загадку.
Воспитатель: Слушайте внимательно и вы узнаете тему нашего занятия сегодня.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
(Зима.)
Воспитатель: Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
Какой сейчас месяц? (Сейчас февраль)
3. Игра «Зимние слова»
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня есть волшебный снежок. Комочек снежный передай, слово зимнее вспоминай.
Педагог называет слово и передаёт снежок следующему ребёнку. (Снег, ветер, холод, мороз, вьюга, стужа, сугроб, пороша, метель)
4. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель:. Снежок волшебный ты лови и погоду назови.
Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная)
Солнце – (солнечная)
Воспитатель: А сегодня, какая погода? (Холодная, снежная, морозная..)
5. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?» (с волшебным снежком)
Воспитатель: Интересно, как можно сказать, что зима наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
На лёд попал солнечный свет и все – (засверкало, засветилось)
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
6. Сюрпризный момент.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь что-то лежит под снегом. (Достаёт) Это волшебный сундучок. (открывает) А в нём какое-то письмо. (читает)
« Вьюга сильно бушевала и разноцветные льдинки зимнего калейдоскопа разбросала. Дорогие дети, помогите, пожалуйста, починить зимний калейдоскоп и собрать все льдинки, а помогут вам снежинки с заданиями. Зимушка- Зима».
Воспитатель: Ребята, а у меня есть волшебные льдинки. За каждое выполненное задание вы получите по льдинке, и их мы будем складывать в красивые стаканчики (у каждого ребёнка на столе свой стаканчик).
7. Пальчиковая логоритмика
Педагог достаёт первую снежинку с силуэтом руки (помещает её на фланелеграф).
Воспитатель:. Поиграем, чтобы не замёрзнуть?
Упражнение с мячиком (шариком)
Льдинкой я круги катаю, взад вперед его гоняю,
Ей поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку,
И помну её немножко, как сжимает лапу кошка
Упражнение с прищепками
Дети берут прищепки и каждую прищепку надевают на пальчик и проговаривают стихотворение. Кладут прищепки на стол, опускают руки и встряхивают ими.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и..сломаем.
Упражнение с шариками
Дети подвигают к себе тарелочку с крупными бусинами, раскладывают их одновременно двумя руками на две пустые тарелочки. Затем из двух тарелок одновременно правой и левой руками складывают их по одной штучке обратно.
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
Воспитатель: Молодцы, дети! Все правильно выполнили.
За выполненное задание дети получают «льдинки» и кладут их в стаканчики.
8.Игра «Подбери зимнюю одежду»
Педагог достаёт снежинку с силуэтом одежды (помещает её на фланелеграф).
Воспитатель: Зимушка-зима предлагает одеться на зимнюю прогулку, для этого надо выбрать из разных видов одежды только зимнюю и рассказать о своём выборе:
Я выбрал…. (шарф), потому что он…
Мне нужны …. для того, чтобы…
Я выбрал …..,где есть…
За выполненное задание дети получают «льдинки»
9. Игра « Цепочка» «Назови зимние виды спорта и спортсменов»
Педагог достаёт снежинку с силуэтом олимпийского огня (помещает её на фланелеграф).
Воспитатель: Зима - морозная пора, очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. А ещё зимой проходят спортивные соревнования. Какие соревнования сейчас проходят в городе Сочи? (Зимние Олимпийские игры)
Воспитатель: Передавая олимпийский факел из рук в руки, называем зимний вид спорта и спортсмена.
Дети встают в круг и называют по очереди зимние виды спорта и спортсменов (Хоккей-хоккеист-фигурное катание-фигурист – лыжный спорт-биатлон – биатлонист - санный спорт-бобслей- бобслеист-конькобежный спорт – конькобежец)
За выполненное задание дети получают «льдинки»
9.Игра «Собери и назови»
Педагог показывает снежинку с силуэтом птицы (помещает её на фланелеграф).
Воспитатель: Зимушка-зима хочет узнать, как мы заботимся о пернатых друзьях.
Выразительное чтение стихотворения З.Александровой
Воспитатель: Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
1 ребёнок В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
2 ребёнок А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
3 ребёнок Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
4 ребёнок А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв.
5 ребёнок В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
6 ребёнок А в субботу на пирог
Прилетели семь сорок….
Педагог предлагает детям подойти к столам
Воспитатель: Составьте название зимующих птиц из частей (задание в конвертах : во-ро-на, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ро-ка, сне-гирь, го-лубь,)
За выполненное задание дети получают «льдинки»
12.Упражнение на внимание
Педагог вынимает из сундучка снежинку с силуэтом животного (помещает её на фланелеграф).
Логопед. Зимушка – зима просит нас проверить, кто зимой в лесу не спит. Предлагаю вам подойти к компьютеру и посмотреть на зимний лес.
Дети смотрят презентацию о диких животных зимой.
Затем им предлагается отгадать зашифрованное название животного, зачеркнув все одинаковые пары букв. ( ЛИСА, ВОЛК, РЫСЬ, ЛОСЬ, ЗАЯЦ, БЕЛКА)
П О Л Ф И П Д С О Д А Ф / В И О П И Л П К / Д Н Р А Ы Д А С Н Ь / В Л У О К У С В К Ь / М И З А М Я И Ц С Б М Е У Л К У С А/
За выполненное задание дети получают «льдинки».
13. Заключительная часть.
Воспитатель: Возьмите свои стаканчик и пересыпьте льдинки в сундучок Зимы.
Педагог переворачивает снежинки.
Воспитатель:. Посмотрите на снежинки, на них что-то написано. Прочтите. ( МОЛОДЦЫ).
Воспитатель:Что мы сегодня делали? Что запомнилось? Зачем мы это делали? Те, кому было легко, и интересно возьмут голубые снежинки, кому было интересно, но немного трудно - возьмут жёлтые снежинки, а те, кому было не интересно и трудно - возьмут красные снежинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....
Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»
Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие ж...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тема «Грибы»
Цели: расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;развитие речи детей с ОНР &helli...
Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...