Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Французова Анна Николаевна

Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей

 Задачи программы:

·        содействовать  полноценному личностному и интеллектуальному и творческому  развитию детей дошкольного возраста;

·        содействовать  раннему выявлению творческих способностей детей.

·        формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

·        Снять психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и учебных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить.

·        Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

психологического сопровождения детей.

Развитие творческих способностей.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности, благоприятный период для развития творчества. В это время происходит становление первых форм воображения, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина)

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Дети - участники творческого процесса Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.

Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие творческих способностей дошкольников.

Психологическое сопровождение детей по развитию и выявлению творческих способностей детей предполагает  использование  специальных игр и упражнений в работе с детьми. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми задания творческого содержания, которые способны удовлетворить каждого  ребенка в проявлении еготворческой активности.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость психологических, развивающих игр для  дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа творческого развития детей 4-6 лет.

Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей

 Задачи программы:

  • содействовать  полноценному личностному и интеллектуальному и творческому  развитию детей дошкольного возраста;
  • содействовать  раннему выявлению творческих способностей детей.
  • формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  • Снять психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и учебных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить.
  • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Принципы построения программы:

  1. Принцип психологической комфортности.
  2. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип постепенности.
  5. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
  6.   Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта                          творческой деятельности.

8.   Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на                                  положительные качества ребёнка).          

Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Беседа
  • Консультирование (по запросу педагогов).
  • Диагностика
  • Ролевые и психологические игры и упражнения

При составлении программы использовались следующие игровые технологии:

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько "Сказочные лабиринты игры"

Содержание программы

1. Психологическая диагностика.

Цель: диагностика особенностей развития творческих способностей детей

Диагностические средства:

Методика...

                   учащиеся:

  • исследование личностных особенностей;
  • уровень самооценки;
  • акцентуации личности;

                         родителей:  

  • изучение родительско-детских отношений;
  • стиль воспитания.

3. Психологическое консультирование.  Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме:

- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

- индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

- индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Календарно-тематический план развивающих занятий

Цели занятия

Содержание занятия

Радикалы для наблюдения

Критерии эффективности

1

учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.

- Приветствие

 «Необычный портрет». Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ

Упражнение на развитие мышления

"Узнай предмет по заданным признакам» Белый, сладкий, твердый – это  …(сахар) и т.д

Упражнение "Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что общего и чем отличается друг от друга.
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции.

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии.

2

учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

- Приветствие 

- «Дорисовки». Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.

Упражнения

"На развитие гибкости ума".
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
-  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
-  Назови слова, относящиеся к спорту
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
-  Назови слова, обозначающие водный спорт.
-  Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.

Упражнения на беглость мышления "Назвать слова с заданной буквой".
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции.

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии.

учить детей видеть в слабо структурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки.

- Приветствие 

- «Волшебные кляксы». Детям показываются различные кляксы, они должны назвать их сходства с известными предметами.

- «Бумагопад». Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину

Упражнение "Несуществующее животное" Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы?

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Ручная умелость

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Качество выполненной работы

3

учить детей пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний

Приветствие 

«В мире эмоций».Детям раздается набор из эмоций-символов (радость, грусть, страх и пр.). Далее они должны поднимать подходящий символ на показанную им фотографию человека.

- «Разные звери». Участникам предлагается показать: Грустную собаку; Злого крокодила; Веселую мартышку; Обиженную кошку; Удивленную рыбу; и т.д.

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции; Уровень тревожности

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Понимание переживания тревожности

4

учить детей вариативности (создавать «много из одного»).

- Приветствие 

- «Картинки». Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему.

- «Веселое соревнование». Детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал до разных образов предметов, дать им названия.

"    -"Узнавание эмоций" 

   Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие. Дети вспоминают  печальное. Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость и т.д.

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Уровень тревожности

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Специфические реакции по преодолению тревожности.

5

учить детей отысканию отдаленных и неочевидных связей между вещами.

- Приветствие 

- «Мы разные, но мы похожи». Детям предлагается разбиться на пары и сказать, чем они похожи и чем отличаются. 

- «Отыщи сходство». Детям предлагалась пара предметов, между которыми они должны были установить сходство.

-«Сказка»

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская (сказка о девочке, которая жила в море), Виктор — победитель (сказка о смелом и сильном человеке).

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Установление связей между предметами

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Количество предлагаемых идей

6

учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа

- Приветствие 

- «Зайчики и слоники"» 

 «Давай мы будем с вами зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе).

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами:

большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны. 

Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Конструирование образов

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия

в занятии; Умение моделировать образы

7

учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями

- Приветствие. 

- «Как видят мир животные?». Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции; Гибкость мышления

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Неординарность выражения мыслей

8

учить детей моделировать ситуативные функции предметов

- Приветствие 

- «Для чего нужны эти предметы». Детям предлагается назвать как можно больше вариантов использования известных предметов.

-"Снимается кино"Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Сенсорно-перцептивный опыт

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Продуктивность деятельности

9

учить детей создавать ассоциативные связи

- Приветствие 

- «На что похоже?». Детям предлагаются изображения неизвестных им предметов и их просят определить, на что они похожи, для чего могут использоваться.

-  «Скульптор». 

Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить,  какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему.

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Ассоциативность мышления

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Разнообразие образов

10

учить детей создавать произвольные конструкции, отталкиваясь от одного признака.

- Приветствие 

- «Сказочная страна». Детям предлагается совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные, деревянные, пластиковые, шерстяные, шоколадные люди. Дети должны назвать свойства этих материалов, рассказать, как живут человечки.

- «Дискотека человечков». Под различную музыку дети должны двигаться как человечки из определенного вещества.

Мимическая игра: «Передавалки»Передай улыбку соседу (по кругу)Передай» сердилку» (сердитое выражение лица)Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок. Передай «испуг».Передай «страшилку»Передай «смешинку»Передай приветствие и т.

- Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Творческий потенциал

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Оригинальность предлагаемых образов

11

учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков.

- Приветствие 

- «Волшебный карандаш» (работа в парах) Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.

- «Сквигл». Ведущий закрывает глаза, изображает сквигл (беспорядочные знаки на бумаге) и предлагает ребенку превратить его во что-нибудь.

- «Ролевая гимнастика»

а)  Рассказать известное стихотворение:

— шепотом;

— очень быстро;

— очень медленно;

— без всякого выражения;

— с иностранным акцентом.

б)  Пройти, как:

- малыш;

— старичок.

в)  Улыбнуться, как:

- кот на солнышко;

— солнышко;

— как-будто ты увидел чудо;  как хитрая лисичка.

г)  Сесть, как:

— пчела на цветке;

- наездник на лошади.

д)  Попрыгать, как:

— кузнечик, зайчик, кенгуру, лев и т.д.

е)  Нахмуриться, как:

— осенняя туча;

— рассерженный человек;

- разъяренный Карабас-Барабас.

ж) Испугаться, как:

— ребенок, потерявшийся в лесу;

— заяц, увидевший волка;

— котенок, на которого лает собака.

з)  Устать, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый чемодан,

и) Отдохни, как:

— турист, снявший тяжелый рюкзак;

- ребенок, который много потрудился, помогая маме;

— воин, уставший после битвы.

 -Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции

Стремление к групповому взаимодействию

Интерес (к занятию и друг другу);

Положительный эмоциональный фон;

Включенность в процесс работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»

Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-ди...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»

В последние годы активно происходит реформирование системы  дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста...