Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей
Задачи программы:
· содействовать полноценному личностному и интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста;
· содействовать раннему выявлению творческих способностей детей.
· формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
· Снять психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и учебных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить.
· Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
психологического сопровождения детей.
Развитие творческих способностей.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности, благоприятный период для развития творчества. В это время происходит становление первых форм воображения, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина)
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Дети - участники творческого процесса Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.
Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие творческих способностей дошкольников.
Психологическое сопровождение детей по развитию и выявлению творческих способностей детей предполагает использование специальных игр и упражнений в работе с детьми. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми задания творческого содержания, которые способны удовлетворить каждого ребенка в проявлении еготворческой активности.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость психологических, развивающих игр для дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа творческого развития детей 4-6 лет.
Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей
Задачи программы:
- содействовать полноценному личностному и интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста;
- содействовать раннему выявлению творческих способностей детей.
- формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Снять психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и учебных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить.
- Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Принципы построения программы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
- Принцип доступности.
- Принцип постепенности.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
- Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка).
Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
- Беседа
- Консультирование (по запросу педагогов).
- Диагностика
- Ролевые и психологические игры и упражнения
При составлении программы использовались следующие игровые технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько "Сказочные лабиринты игры"
Содержание программы
1. Психологическая диагностика.
Цель: диагностика особенностей развития творческих способностей детей
Диагностические средства:
Методика...
учащиеся:
- исследование личностных особенностей;
- уровень самооценки;
- акцентуации личности;
родителей:
- изучение родительско-детских отношений;
- стиль воспитания.
3. Психологическое консультирование. Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.
Консультирование осуществляется в форме:
- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;
- индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;
- индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
Календарно-тематический план развивающих занятий
№ | Цели занятия | Содержание занятия | Радикалы для наблюдения | Критерии эффективности | ||
1 | учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке. | - Приветствие «Необычный портрет». Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ Упражнение на развитие мышления "Узнай предмет по заданным признакам» Белый, сладкий, твердый – это …(сахар) и т.д Упражнение "Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что общего и чем отличается друг от друга. | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции. | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии. | ||
2 | учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. | - Приветствие - «Дорисовки». Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать. Упражнения "На развитие гибкости ума". Упражнения на беглость мышления "Назвать слова с заданной буквой". - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции. | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии. | ||
учить детей видеть в слабо структурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки. | - Приветствие - «Волшебные кляксы». Детям показываются различные кляксы, они должны назвать их сходства с известными предметами. - «Бумагопад». Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину Упражнение "Несуществующее животное" Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы? - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Ручная умелость | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Качество выполненной работы | |||
3 | учить детей пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний | Приветствие «В мире эмоций».Детям раздается набор из эмоций-символов (радость, грусть, страх и пр.). Далее они должны поднимать подходящий символ на показанную им фотографию человека. - «Разные звери». Участникам предлагается показать: Грустную собаку; Злого крокодила; Веселую мартышку; Обиженную кошку; Удивленную рыбу; и т.д. - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Уровень тревожности | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Понимание переживания тревожности | ||
4 | учить детей вариативности (создавать «много из одного»). | - Приветствие - «Картинки». Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему. - «Веселое соревнование». Детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал до разных образов предметов, дать им названия. " -"Узнавание эмоций" Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие. Дети вспоминают печальное. Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость и т.д. - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Уровень тревожности | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Специфические реакции по преодолению тревожности. | ||
5 | учить детей отысканию отдаленных и неочевидных связей между вещами. | - Приветствие - «Мы разные, но мы похожи». Детям предлагается разбиться на пары и сказать, чем они похожи и чем отличаются. - «Отыщи сходство». Детям предлагалась пара предметов, между которыми они должны были установить сходство. -«Сказка» Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская (сказка о девочке, которая жила в море), Виктор — победитель (сказка о смелом и сильном человеке). - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Установление связей между предметами | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Количество предлагаемых идей | ||
6 | учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа | - Приветствие - «Зайчики и слоники"» «Давай мы будем с вами зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе). Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами: большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны. Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Конструирование образов | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Умение моделировать образы | ||
7 | учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями | - Приветствие. - «Как видят мир животные?». Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного. - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Гибкость мышления | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Неординарность выражения мыслей | ||
8 | учить детей моделировать ситуативные функции предметов | - Приветствие - «Для чего нужны эти предметы». Детям предлагается назвать как можно больше вариантов использования известных предметов. -"Снимается кино"Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Сенсорно-перцептивный опыт | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Продуктивность деятельности | ||
9 | учить детей создавать ассоциативные связи | - Приветствие - «На что похоже?». Детям предлагаются изображения неизвестных им предметов и их просят определить, на что они похожи, для чего могут использоваться. - «Скульптор». Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить, какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему. - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Ассоциативность мышления | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Разнообразие образов | ||
10 | учить детей создавать произвольные конструкции, отталкиваясь от одного признака. | - Приветствие - «Сказочная страна». Детям предлагается совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные, деревянные, пластиковые, шерстяные, шоколадные люди. Дети должны назвать свойства этих материалов, рассказать, как живут человечки. - «Дискотека человечков». Под различную музыку дети должны двигаться как человечки из определенного вещества. Мимическая игра: «Передавалки»Передай улыбку соседу (по кругу)Передай» сердилку» (сердитое выражение лица)Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок. Передай «испуг».Передай «страшилку»Передай «смешинку»Передай приветствие и т. - Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции; Творческий потенциал | Положительный эмоциональный настрой; Степень участия в занятии; Оригинальность предлагаемых образов | ||
11 | учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. | - Приветствие - «Волшебный карандаш» (работа в парах) Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения. - «Сквигл». Ведущий закрывает глаза, изображает сквигл (беспорядочные знаки на бумаге) и предлагает ребенку превратить его во что-нибудь. - «Ролевая гимнастика» а) Рассказать известное стихотворение: — шепотом; — очень быстро; — очень медленно; — без всякого выражения; — с иностранным акцентом. б) Пройти, как: - малыш; — старичок. в) Улыбнуться, как: - кот на солнышко; — солнышко; — как-будто ты увидел чудо; как хитрая лисичка. г) Сесть, как: — пчела на цветке; - наездник на лошади. д) Попрыгать, как: — кузнечик, зайчик, кенгуру, лев и т.д. е) Нахмуриться, как: — осенняя туча; — рассерженный человек; - разъяренный Карабас-Барабас. ж) Испугаться, как: — ребенок, потерявшийся в лесу; — заяц, увидевший волка; — котенок, на которого лает собака. з) Устать, как: - папа после работы; - человек, поднявший тяжелый чемодан, и) Отдохни, как: — турист, снявший тяжелый рюкзак; - ребенок, который много потрудился, помогая маме; — воин, уставший после битвы. -Рефлексия | Проявление активности на занятии; Эмоциональные реакции Стремление к групповому взаимодействию | Интерес (к занятию и друг другу); Положительный эмоциональный фон; Включенность в процесс работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»
Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-ди...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Пограмма по самообразованию музыкального руководителя....