Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от простого- к сложному. Воспитанники осваивают рисование пальчиками, тычком жёсткой кисти, мятой бумагой, по мокрому слою бумаги, граттаж и др. Работа в нетрадиционных техниках приносит детям очень много положительных эмоций. У детей развивается самостоятельность, инициативность, творческое воображение, фантазия .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по изобразительной деятельности
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Автор: воспитатель
Трескина Татьяна Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение………………………………...……………………………………………………... 3-5
- Пояснительная записка …………..……………..…………………………………………..……6
- Цель и задачи, ожидаемый результат, принципы построения программы ……...…….……7
- Организация работы с детьми ……………………………………………..……..……….……8
- Структура занятий………………………………………………………….....…….....................9
- Форма организации детей на занятии ………………………………………...……….…........10
- Методы и приемы, используемые на занятиях…………………………………...……….….11
- Этапы ознакомления детей с нетрадиционными техниками рисования……………..….….12
- Учебно – тематический план. Средняя группа……… …………………………………...…..13
10.Учебно – тематический план. Старшая группа………………………………………………14
11. Учебно – тематический план. Подготовительная группа………..…………………………15
- Диагностический блок ………………………………………….…………………………16-19
- Литература…………………………………..……………..………………………………..…20
ВВЕДЕНИЕ
«Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми»
Б.М. Теплов
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей, в процессе которой ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал, что «занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка».
Развитие личности ребёнка тесно связано с детским творчеством.
Е.А. Флерина оценивает детское творчество, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а так же впечатлений, полученных через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
А.А.Волкова утверждает: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательным – значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».
И.Я.Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении изобразительной деятельности детей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е.А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л.А. Раева, Б.М. Неменский и д.р.). Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, своё отношение к изображаемому персонажу, его характер. Ребёнок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно - выразительные средства.
В процессе обучения формируются не только знания и способы действия, но и развиваются способности, позволяющие ребёнку реализовывать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщёнными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае, уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.
Наблюдая за работой детей с изобразительным материалом, часто можно отметить, что они не всегда могут реализовать свои замыслы, в виду недостаточности овладения изобразительными навыками. Появляется нерешительность, боязнь не справиться с работой. Иногда желание творить, вообще пропадает из-за неумения правильно нарисовать что-то.
Реализуя образовательную программу по изобразительной деятельности, педагоги сталкиваются с проблемой несоответствия педагогических требований (образовательных целей и задач) реальным возможностям самих детей. Зачастую мы предлагаем детям неинтересные темы и сложные способы, а потом сетуем на шаблонность образов и отсутствие интереса к художественному творчеству.
Как же сделать так, чтобы каждый рисунок стал не механическим подражанием показу взрослого, а настоящим продуктом творчества?
Путь развития творческих способностей детей предложил Л.Н.Толстой:
- сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей);
- совместное творчество взрослого и ребят;
- творчество детей с минимальной помощью взрослого;
- самостоятельное творчество детей.
Е.А.Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения.
Н.П.Сакулина обращала внимание педагогов на возможность и необходимость поиска таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, в том числе и творческое.
Природа детей такова, что все необычное притягивает, активизирует их самостоятельность и фантазию. Современные же программы по изобразительной деятельности предлагают использовать в качестве изобразительных материалов в основном карандаши, гуашь, акварель. Приходится признать, что такой подход нарушает творческие права ребенка, неверно ориентирует его художественную деятельность, а значит, наносит вред его личностному развитию. Современные отечественные исследования доказали, что ограничения, которые невольно возникают в процессе такого подхода, замыкают творчество ребенка в определенные рамки и тем самым сводят его к минимуму.
Так возникает педагогическая проблема: поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное, действенное желание «сочинять, творить». Решение обозначенной проблемы видим в творческом подходе к преподаванию изобразительной деятельности, в частности, через использование нетрадиционных техник рисования.
В этих способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетривиальные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. В результате занятий по изобразительной деятельности, основанных на применении нетрадиционных техник рисования, у детей развивается самостоятельность, инициативность и творческие способности, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воплощает в себя новый подход к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, который заключается в развитии творчества как продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает нечто новое, оригинальное, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Детям предоставляется возможность рисовать не только красками и карандашами, но и восковыми мелками, витражными красками, углем и т.д. наряду с привычным рисованием кистью, карандашом используется рисование ладонью, пальчиками, печатание листьями, раздувание трубочкой для коктейлей и многими другими подручными материалами.
Программа рассчитана на три года работы с детьми средней, старшей, подготовительной групп и реализуется в процессе дополнительных занятий по изобразительной деятельности (раздел рисование)
Знакомство с новыми техниками осуществляется поэтапно, в зависимости от сложности, т.е. сохраняется принцип «от простого к сложному». По мере освоения той или иной техники дети могут применять ее в создании рисунка
Цель:
Развивать умение создавать художественный образ в представлении и способность выражать его изобразительными средствами нетрадиционных техник рисования
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами изобразительных материалов и способами нетрадиционного рисования.
- Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
- Закреплять знания эталонов формы, цвета, ритма, пропорции.
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения.
- Развивать творческую активность, желание рисовать.
- Развивать воображение, обогащать образное мышление
- Формировать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Воспитывать эстетический вкус и трудолюбие.
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать положительные эмоции на предложение создавать коллективную работу.
Ожидаемый результат:
Воспитанник, владеющий изобразительными средствами, использующий нетрадиционные техники рисования в процессе изодеятельности, проявляющий творческую активность и желание рисовать.
Принципы построения программы:
- Комплексное и системное использование методов и приёмов.
- Переход от простого к сложному.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип свободного выбора и успешности в обучении.
- Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Программа представлена системой занятий по использованию разных изобразительных материалов и техник рисования для развития творческих способностей детей средней, старшей, подготовительной групп.
Исходя из основной дидактической задачи, определены виды занятий: обучающее, закрепляющее, интегрированное.
Обучающие занятия нацелены на освоение детьми технических навыков, умений и способов деятельности. Они узнают, что такое рисование тычком, ватной палочкой, кляксография, монотипия, набрызг и многое другое. педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности каждого из них.
Закрепляющие занятия нацелены на самостоятельный перенос детьми ранее усвоенных знаний в новую ситуацию. В этих занятиях отсутствует показ взрослого, широко применяются модели, схемы. Как правило, дети выбирают нетрадиционный материал.
Интегрированные занятия нацелены на обобщение полученных знаний, умений и навыков, приводит их в единую целостную систему. На этих занятиях подразумевается комбинирование известных способов деятельности с новыми, поиск альтернативных решений, как правило для создания рисунка используется несколько техник.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Любое занятие состоит из четырех взаимосвязанных частей. Исходя из вида занятия, содержание деятельности детей и педагога во второй части меняется: так, на обучающем занятии в этой части ведущая роль отводится педагогу, на интегрированном же занятии ведущая роль отводится ребенку, ему предоставляется возможность самому выбирать ту или иную технику, изобразительные материалы, позволяющие проявить творческие способности, реализовать замысел.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
При проведении занятий предусмотрены варианты организации деятельности детей (индивидуальная, в паре, коллективная), что способствует не только освоению техник, развитию изобразительных навыков, но и поддержанию интереса к творческой деятельности, ее разнообразным видам.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
- Введение в проблемную ситуацию.
- Беседа
- Рассказ педагога
- Использование художественного слова
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин
- Пальчиковая гимнастика
- Показ выполнения техники
- Творческие задания (дорисуй, продолжи и др.)
- Анализ рисунка педагогом, детьми.
- Практическая деятельность детей
Для большей заинтересованности детей процессом изобразительной деятельности подобраны техники рисования, наиболее интересные и доступные дошкольникам. Работая с разными материалами, дошкольники познают их свойства, возможности преобразования и использования в различных композициях
Использующиеся на занятиях нетрадиционные техники рисования отвечают следующим критериям:
- доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
- содержат изобразительно-выразительные средства создания художественного образа;
- знакомят с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д)
- развивают ручную умелость, мелкую мускулатуру руки;
- соответствуют санитарно-гигиеническим нормам;
- безопасны
ЭТАПЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Средняя группа
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Занятие №1 «Натюрморт с веткой рябины» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками | Занятие №2 «Яблоки и ягодки на тарелочке» Нетрадиционная техника: оттиск печатками из ластика или рисование пальчиками | Занятие №3 «Ёжик» Нетрадиционная техника: рисование ладошками. | Занятие №4 «Зайчонок» Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью |
Ноябрь | Занятие №5 «Котёнок» Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью | Занятие №6 «Астры в вазе» Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью | Занятие №7 «Птички клюют ягодки на ветке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги, оттиск пробкой, рисование пальчиками. | Занятие №8 «Маленькая елочка» Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью |
Декабрь | Занятие №9,10 «Я слепил снеговика» Нетрадиционные техники: скатывание и обрывание бумаги | Занятие №11 «Маленькой ёлочке холодно зимой» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками | Занятие №12 «Ладошка и пальчики» Нетрадиционная техника: рисование ладошками. | |
Январь | Занятие №13 «Деревья» Нетрадиционная техника: рисование ладошками | Занятие №14 «Осьминожки» Нетрадиционная техника: рисование ладошками. | Занятие №15 «Моя любимая чашка на столе» Нетрадиционная техника: печать по трафарету, оттиск печатками, оттиск пробкой. | |
Февраль | Занятие №16,17 «Моё любимое дерево в разные времена года» Нетрадиционная техника: оттиск печатками, рисование пальчиками , набрызг, кляксография с трубочкой. | Занятие № 18 «Наши черепахи на прогулке» Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель, тычки жесткой кисти | Занятие №19 «Рыбы» Нетрадиционная техника: рисование ладошками. | |
Март | Занятие № 20 «Встреча с колобком» Нетрадиционная техника: обрывание бумаги | Занятие №21 «Цыплёнок» Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью | Занятие № 22,23 «Ветка мимозы» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, скатывание бумаги | |
Апрель | Занятие № 24.25 «Мои любимые рыбки» Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель, оттиск печатками, кляксография с трубочкой. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Старшая группа
мес | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Октябрь | Занятие №1 «Зачем человеку зонт» Нетрадиционная техника: Печать по трафарету | Занятие №2 «Грибочки в лукошке» Нетрадиционная техника: Оттиск печатками, рисование пальцами | Занятие №3 «Ветка рябины в вазе» Нетрадиционная техника: Оттиск круглыми печатками, рисова-ние пальчиками. | Занятие №4 «Бабочки, которых я видел летом» Нетрадиционная техника: «знакомая форма- новый образ» | |||
Ноябрь | Занятие №5 «Я шагаю по ковру из жёлтых листьев» Нетрадиционная техника: Печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель | Занятие №6 «Хмурая поздняя осень» Нетрадиционная техника: Восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками | Занятие №7,8 «Как я встретился с Человеком- Пауком» Нетрадиционная техника: Скатывание и обрывание бумаги | ||||
Декабрь | Занятие №9,10 «Золотая осень» Нетрадиционные техники: Печать листьями, набрызг, оттиск печатками | Занятие №11 «Мои игрушки» Нетрадиционная техника: Оттиск печатками, рисование пальчи-ками, оттиск пробкой | Занятие №12 «Животные, которых я сам придумал» Нетрадиционная техника: Кляксография, обведение кисти руки, ступни ноги. | ||||
Январь | Занятие №13 «Поможем зайцу найти друзей» Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью | Занятие №14 «Мои любимые краски» Нетрадиционная техника: Набрызг, оттиск поролоном, губкой, печать по трафарету. | Занятие №15 «Я люблю пушистое, я люблю колючее» Нетрадиционная техника:. Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | ||||
Февраль | Занятие №16,17 «Моя любимая погода зимой» Нетрадиционная техника: Печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками. | Занятие № 18 «Пингвины на льдине» Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью | Занятие №19 «У лукоморья дуб зелёный» Нетрадиционная техника: Печать по трафарету, скатывание бумаги | ||||
Март | Занятие № 20 «Весенние цветы для моей мамы» Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель, печать по трафарету | Занятие №21 «Грачи прилетели» Нетрадиционная техника: Тычок жёсткой кистью | Занятие № 22,23 «Звёздное небо» Нетрадиционная техника: Печать по трафарету, набрызг | ||||
Апрель | Занятие № 24 «Подсолнух» Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью | Занятие №25 «Птичка- весна» Комплексное (изо+театр) Нетрадиционная техника: Оттиск, кляксография трубочкой, |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Подготовительная группа
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Занятие №1,2 «На дне морском» Нетрадиционная техника: Набрызг, мокрый слой | Занятие №3 «Мои любимые рыбки» Нетрадиционная техника: Оттиск поролоном, восковые мелки | Занятие №4 «Волшебное зеркальце»-интегрированное (театр + изо) Нетрадиционная техника: набрызг | |
Ноябрь | Занятие №5 «Старичок- Лесовичок» Нетрадиционная техника: Обрывание, скатывание, теснение бумаги | Занятие №6 «Подарок для кошки Мурки» Нетрадиционная техника: Рисование ватными палочками | Занятие №7,8 «Гуси- лебеди» Нетрадиционная техника: Мокрый слой бумаги, налеп | |
Декабрь | Занятие № 9,10 «Я в волшебном лесу» Нетрадиционная техника: Печать по трафарету поролоном, тычок жесткой кистью, чёрно- белый граттаж | Занятие №11 «Весёлые снеговики» Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью | Занятие №12 «Не богаты их корма- горсть зерна нужна» Нетрадиционная техника: Жесткая кисть, поролоновый тычок | |
Январь | Занятие №13 «Зимняя сказка» Нетрадиционная техника: Набрызг, жесткая кисть | Занятие №14 «Путешествие в страну Графо» Нетрадиционная техника: кляксография | Занятие №15 «Смешной человек» Нетрадиционная техника:. тестопластика | |
Февраль | Занятие №16,17,18 «Волшебные витражи» Нетрадиционная техника Рисование витражными красками | Занятие №19«Цыплята» Нетрадиционная техника: Обрывание, комканье | ||
Март | Занятие № 20 «Весенние цветы для мамы» Нетрадиционная техника: Трафареты, набрызг | Занятие №21 «Какого цвета весна» Нетрадиционная техника: Рисование по сырой бумаге | Занятие № 22,23 «Во дворе у бабушки» Нетрадиционная техника Аппликация из ниток | |
Апрель | Занятие № 24.25 « Я в подводном мире» Нетрадиционная техника: Цветной граттаж, обведение ладони(всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Критерии | Показатели | Методика обследования |
Отношения, интересы, способности детей | 1.Развитое творческое воображение 2.Увлечённость, захваченность деятельностью. 3.Искренность, непосредственность переживания. | Тест: «Нарисуй, что хочешь» Наблюдение за работой воспитанника Беседа по рисунку |
Способы творческих действий |
2.Самостоятельные поиски решения задания. 3.Нахождение новых приёмов решения творческих заданий | Диагностическое занятие по определению знаний , умений и навыков по изобразительной деятельности. |
Качество продукции детской художественной деятельности | 1.Нахождение соответствующих изобразительно-выразительных средств для воплощения образа. 2.Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения работы. 3.Соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям. | Анализ детской работы |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Методика О.Боровик «Развитие воображения»
В основе лежит методика Е.П.Торренса «Неполные картинки» её можно применить в несколько измененном виде. Используя уже знакомые ребенку геометрические фигуры и элементы предметных изображений.
Выбор указанного варианта задания объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализ и синтеза, способность видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое сознание поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использование данной фигуры или элемента. В то же время предложение нарисовать картину обеспечивает условия для фантазирования, проявления внутренней позиции.
Процедура проведения.
Инструкция: «Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых вам геометрических фигур. Посмотрите вот круг (овал, треугольник и другие), а вы, используя его, нарисуйте картинку.
Техника проведения: ребенку дают одну из геометрических фигур, изображенную на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши или фломастеры. На выполнение отводится 10-12 минут. Затем работы забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.
После дорисовывания фигур дают задание, в котором предлагается дорисовать элемент предмета.
Критерии оценки детских работ по творческому воображению. За основу взяты следующие показатели:
- Принятие задачи (понимание инструкции)
- Наличие и стойкость интереса к деятельности
- Способность использовать образы восприятий, памяти
- Владение способами творческой деятельности (способность к перекомбинированию образов)
• Продуктивность и вариативность созданных образов (запас представлений
об окружающем)
- Оригинальность образа (элементы творчества)
- Эмоциональная насыщенность образов
Качественные уровни состояния творческого воображения.
0 уровень - не принимает задачу, рисует что-то своё
1 уровень - дорисовывает фигуру, но изображение схематичное без деталей
2 уровень - изображает отдельный объект, но уже с разными деталями
3 уровень - изображает объект, включенный в какой - то изображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»
4 уровень - изображает несколько объектов по воображаемому сюжету, создается целостная композиция. Возможно многогранное использование данной фигуры.
5 уровень - изображает предложенную фигуру как второстепенную деталь
образа, в каком - то воображаемом сюжете.
«Изобразительное искусство в детском саду и школе» Москва 1999г.
Комарова Т.С. Зарянова О.Ю. Иванова Л.И. Карзина Г.И. Милова О.М.
Задание на дорисовывание кругов. Диагностика на обследование и выявление уровня творческости у детей.
Инструкция: рассмотрите круги, подумайте, что это могут быть за предметы, дорисуйте, раскрасьте, чтобы получилось красиво.
Техника проведения: Детям предлагается стандартный лист бумаги с 6 кругами, нарисованными на нем в два ряда, (диаметр 4,5см). карандаши и фломастеры.
Критерии оценивания детских работ по воображению:
3 балла - высокий уровень:
- все круги наделены оригинальным образным содержанием;
- нет повторений одного или близкого образа;
2 балла - средний уровень:
- наделены образным значением все или почти все круги;
- допущены повторениями или образы просты (шар, мяч, шарик).
1 балл - низкий уровень:
- не все круги наделены образным значением;
- работа выполнена не до конца и небрежно.
Критерии оценивания детских работ по качеству
выполнения рисунка:
разнообразие цветовой гаммы;
тщательность выполнения изображения;
прорисовка деталей.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
№ | Фамилия, имя ребёнка | Способы творческих действий | Способы творческих действий | Качество продукции детской художественной деятельности | ||||||
Развитое творческое воображение | Увлеченность, захваченность деятельностью | Искренность, непосредственность переживания. | Дополнения, изменения, созд. новой комбинации, из усвоенных, элементов. | Самостоят. поиски решения задания. | Нахождение новых приёмов решения тв. заданий | Нахождение соответствующих изобразительно-выразительных средств для воплощения образа | Инд. «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения работы. | Соответствие детской продукции художественным элементарн. требованиям. | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 |
ЛИТЕРАТУРА
- А.П. Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.Мозаика, 2001
- Т.Н. Доронова « Природа, искусство, изобразительная деятельность детей» М. Просвещение, 2000.
- Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками, планирование. Конспекты» М. 2004
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка» - М.2001
- А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Ярославль, 2004
- В.Н.Дубровская «рисунки из ладошки» - СПб,2004
- Л.С.Выготский «Психология искусства» - М1991
- Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной Деятельности в детском саду. Средняя (старшая, подготовительная) группа: программа, конспекты» М,2000
- Н.П.Сакулина «Рисование в дошкольном детстве» М,1965
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
консультация....
Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе».
Целью моей деятельности стало — формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной...
родительское собрание во второй младшей группе"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье"
Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в пр...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....