Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллектуальным развитием ребенка остро встает вопрос о развитии его эмоциональной сферы. Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, что «только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности».
Вот здесь и приходит на помощь театр. Он вводит детей в сложный мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский).
Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в программе "Уроки сказки", разработанной с учетом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Лучик»
г. Рубцовска Алтайского края
658222, г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 17
тел. (38557)2-98-07, 2-49-54
e-mail: www.mdou-lu4ik@yandex.ru
Рабочая программа
по развитию творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами
театрального искусства
«Уроки сказки»
Срок реализации программы: 2 года
Разработала: воспитатель Быкова Е.Н.
Содержание
Целевой раздел ...................................................................................................5
Пояснительная записка...................................................................................... 5
Цель и задачи программы....................................................................................6
Принципы реализации программы................................................................. 7
Значимые характеристики особенностей развития детей в театрализованной деятельности .......................................................................................................8
Планируемые результаты освоения программы.............................................. 10
Содержательный раздел .....................................................................................12
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
программы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства..................................................................................... 12
Формы, методы и средства реализации программы………………………… 16
Форма проведения занятий............................................................................. 16
Методическое обеспечение программы……………………………………..… 18
Оценочные мероприятия.................................................................................. 19
Организационный раздел.................................................................................. .22
Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театрализованной деятельности детей……………………………. 22
Способы и направления поддержки детской инициативы …………………… .22
Учебно-тематическое планирование................................................................ 23
Взаимодействие с родителями…………………………………………………. 35
Материалы и средства обучения и воспитания .............................................. 37
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллектуальным развитием ребенка остро встает вопрос о развитии его эмоциональной сферы. Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, что «только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности».
Вот здесь и приходит на помощь театр. Он вводит детей в сложный мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский).
Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в программе "Уроки сказки", разработанной с учетом возрастных особенностей детей.
Готовя детей к жизни, полной неожиданностей и противоречий, мы, педагоги, должны дать им правильные ориентиры, подвести к сознанию того, что все люди разные. Уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, к Родине, кто верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки, доброе сердце.
Помогает детям познать эти истины – театрализованная деятельность.
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Общаясь с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, сдержанными. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку. Театр учит ребенка преодолевать кризисные жизненные ситуации, помогает приобрести те навыки поведения, в которых он нуждается, и освободить от тех форм поведения, которые его дезадаптируют.
Актуальность программы заключается в своевременном выявлении и развитии индивидуальности и творческих способностей детей, воспитании у них качеств высоконравственной личности, в становлении их самосознания. Процесс развития творческих способностей дошкольников должен опираться на принцип единства всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной.
Перспективностьзаключается в формировании у детей качеств личности, чувств, переживаний и представлений, необходимых для дальнейшего обучения в школе, вхождения в новый коллектив, умения взаимодействовать с окружающими в соответствии с нравственно-этическими нормами.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается мышление, творческие способности, происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа обеспечивает художественно-эстетическое, эмоциональное развитие детей в возрасте от 5 – до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе театрализованной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе
- программы «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой;
авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности:
- «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ);
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Устав МБДОУ «Детский сад№2 «Лучик»
- Положение о дополнительных образовательных услугах МБДОУ «Детский сад№2 «Лучик»
- Инструкции по охране жизни и здоровья детей
- Приказ по МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик» о создании и содержании работы театрального кружка
- СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическое требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детском саду»
Цели и задачи реализации программы
Цель: Создать условия для развития потенциальных творческих способностей дошкольников, их неповторимой индивидуальности; нравственного совершенствования личности каждого ребенка.
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,детский, театр зверей и др.)
Приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: знания детей отеатре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральнойтерминологии, театрах города Рубцовска.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене, способность к импровизации в играх - драматизациях на темы знакомых сказок.
2.Развивающие:
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, к театру, как к виду искусства;
Развивать артистические способности детей;
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этого импровизации (игровые, танцевальные, песенные);
Развивать речь детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию,воображение детей.
Развивать уверенность в себе, инициативность, коммуникативность, эмпатию, толерантность.
3. Воспитательные:
Воспитывать способность полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного Алтайского края;
Воспитывать гуманные чувства; отрицательное отношение к жестокости, трусости, хитрости;
Воспитывать самодисциплину, умение организовывать себя и свое время;
Воспитывать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале;
Воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.
Принципы реализации программы:
- доступность драматического материала и сценических выражений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей;
- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;
- опора на игровую деятельность с учетом психофизиологических особенностей детей;
- синтезирование различных видов искусств;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
От 5 до 6 лет
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека, как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли. В этом возрасте устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формулируются эстетические оценки и суждения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра. Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.
Главное эмоциональное новообразование этого периода - становление процесса произвольной эмоциональной регуляции.
Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-6 лет состоят в постепенном переходе :
• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
От 6 до 7 лет
В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя, как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Зарождается оценка и самооценка.
Театрализованная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства.
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
В подготовительной к школе группе происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий с использованием импровизаций.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы по всестороннемуразвитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями,умениями и навыками:
Ребенок 5 -6 лет
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с
использованием элементов костюмов,декораций;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной
аудиторией
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный);
—виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
—правила поведения в театре
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
—о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
—об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
— устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер)
Ребенок 6 -7 лет
Должен уметь:
— воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей (выбирать сказку,стихотворение, песню дляпостановки, готовитьнеобходимые атрибуты,распределять между собойобязанности и роли);
— передавать образы с помощью вербальных и невербальных средствкоммуникации;
—проявлять творческую активность в выборе движений, жестов, мимики, интонации, в передаче игрового образа;
—уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
—уметь контролировать свое поведение в разных ситуациях;
—уметь адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе и незапланированное
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный,драматический, музыкальный, детский, театрзверей и др.);
—виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
— правила поведения в театре
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
—театральных профессиях, деятельности работников театра (звукорежиссер,
декоратор, осветитель, суфлер, капельдинер, драматург, композитор, дирижер, хореограф и др.)
—об устройстве театра
—о сценическом движении
Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
программы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства:
- Взаимосвязи образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей; помогают в изготовлении атрибутов, декораций.
«Речевое развитие»
«Развитие речи», где в процессе работы у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театрализованной деятельности детей).
«Познавательное развитие»
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, природными явлениями, предметами ближайшего окружения. Углубляются знания детей о театре, как о виде искусства, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений
«Социально-коммуникативное развитие»,
где дети учатся устанавливать дружеские взаимоотношения, договариваться, помогать друг другу,включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев. У детей формируются такие качества, каксочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества.
«Физическое развитие»,
где дети учатся согласовывать речь и сопровождающие ее действия, воплощать в движении настроение, характер персонажа, выразительно исполнять основные виды движений, творчески импровизировать.
- Направления реализации программы
Программа реализуется через:
- Кружковую работу
(беседы о театре; сценические игры-задания; этюды на развитие сценического мастерства, актерской техники; чтение художественной литературы с последующей оценкой нравственного значения произведения; инсценировки небольших по объему сказок, стихов, потешек; сценки-диалоги; дидактические игры на развитие речи, ее выразительность, силы и тембра голоса; игры на установление положительных эмоциональных контактов между детьми;игры-драматизации; драматические спектакли)
- Взаимодействие со специалистами (муз. рук; инструктор по физ. культуре; хореограф)
(совместное проведение праздников, представлений, развлечений;
знакомство детей с новым характером изобразительной деятельности – оформительской: совместное с детьми оформление спектаклей; отражение своих впечатлений от спектакля в рисунках;
развитие песенно-музыкального творчества: исполнение песен от лица персонажей; импровизации, инсценирование;
развитие танцевального творчества: осознание детьми того, что танец – выражает настроение, чувства героев)
- Взаимодействие с воспитателями
(беседы; консультации; семинары-практикумы по изготовлению костюмов, элементов декораций; кукольные спектакли, поставленные воспитателями)
- Взаимодействие с родителями
(индивидуальные беседы; выступления на родительских собраниях; приглашение на спектакли; привлечение родителей к изготовлению костюмов; декораций к спектаклям; привлечение родителей к выступлениям на детских утренниках)
- Организацию предметно-пространственной развивающей театральной среды в группах
(организация в группах театральных уголков; дидактические игры на развитие творческих способностей, коммуникативных качеств, речевых навыков; различные виды театров; музыкальный центр; видеоаппаратура; медиатека (аудио- и CD диски); уголки ряжения; библиотечки с иллюстрированными произведениями детской художественной литературы)
- Изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и игр
Правила драматизации:
«Правило индивидуальности». Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
«Правило всеобщего участия». В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
«Правило помогающих вопросов». Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
«Правило обратной связи». После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
- Основные разделы программы :
1. Формирование детского театрального коллектива –
- формировать средства межличностного взаимодействия между детьми;
- воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу и всем, кто в этом нуждается;
- учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей;
- помочь детям обрести направленность на взаимодействие со сверстниками и окружающим миром; приобрести опыт социальных навыков поведения.
2. Основы театральной культуры –
- познакомить детей с краткой историей театра; с видами театрального искусства;
- познакомить детей с главными театральными профессиями;
- познакомить детей с некоторыми театральными терминами (режиссер, актер, грим, костюм, мимика, жест, поза, интонация);
- воспитывать культуру поведения детей в театре и на концерте.
3.Театральная игра –
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
- учить понимать чувства и настроение персонажей;
- формировать и развивать умение передавать характер и настроение персонажей, используя разнообразные средства выразительности;
- поощрять элементы творческой импровизации;
- обогащать социальный опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в смоделированных ситуациях.
4. Речевая деятельность –
- совершенствовать речь детей – навыки четкого произношения, интонационную выразительность, ритм и темп;
- обогащать словарный запас детей.
5. Коррекция нежелательных форм поведения –
- формировать у детей умения эмоционально- положительного общения со сверстниками и взрослыми на основе бесконфликтных форм взаимодействия.
6. Работа над драматическим спектаклем –
- средствами театрального искусства помочь детям раскрыть свои потенциальные творческие способности;
- добиваться естественного, подлинного поведения детей на сцене;
- учить детей оценивать искренность и правдивость своего исполнения роли и исполнения ролей партнерами;
- учить радоваться успеху каждого исполнителя и всего спектакля в целом;
- помочь детям на практике осознать, что такое коллективность театрального искусства.
- Описание форм, способов, средств реализации программы
Методы, применяемые в работе с детьми:
- Практические (игровые)
- Наглядные
- Словесные
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
- Форма проведения занятий
Принципы проведения занятий:
- Наглядность – осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность – занятие составляется с учетом возрастных особенностей, по принципу дидактики (от простого к сложному)
- Проблемность – направление на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характер занятий–направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов, воспитание эмпатии, навыков адекватного поведения в обществе
Структура занятий:
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные виды работы: приветствие; игры на установление положительного эмоционального контакта между детьми, а также между взрослым и детьми; игры на коррекцию внимания, памяти и других психических процессов; создание мотивации на дальнейшую работу.
Часть 2. Основная
Цель основной части: направлена на развитие игрового поведения; способности творчески относиться к любому делу; умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; развитие психомоторных способностей; развитие свободы и выразительности движений; умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; развитие правильной речи, творческой фантазии; овладение театральной терминологией; элементарными знаниями и понятиями театрального искусства; коррекцию поведенческих негативных проявлений; способность к саморегуляции.
Элементы занятий:
беседы о театре; сценические игры-задания; этюды на развитие сценического мастерства, актерской техники; чтение художественной литературы с последующей оценкой нравственного значения произведения; инсценировки небольших по объему сказок, стихов, потешек; этюды с куклами на ширме; сценки-диалоги; дидактические игры на развитие речи, ее выразительность, силы и тембра голоса; игры на установление положительных эмоциональных контактов между детьми; игры-драматизации; психокоррекционные этюды; игры на развитие воображения, умения перевоплощаться.
Часть 3. Завершающая
Цель завершающей части – получение положительных эмоциональных переживаний детьми; чувства уверенности в себе, в своих силах и способностях; ощущение себя частью единого, дружного коллектива, объединенного одной целью; удовлетворения от проделанной работы.
Виды работы: хороводные, словесные игры; комплименты; ритуал прощания.
Занятия проводятся во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
К этой услуге планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе не более 12 человек.
- Индивидуальная работа:
На индивидуальных занятиях с детьми проводится коррекционная работа над мимикой, жестами, позами, интонационной выразительностью речи, разучиваются стихи, потешки, скороговорки, отрабатывается сила и тембр голоса. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле).
- Развлечения
Развлечения объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Одним из видов развлечений является театрализованное развлечение. Это - театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками.
Таким образом, театрализованные развлечения способствуют самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
- Праздники
Праздники, также как и развлечения, доставляют радость и дают возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Праздник -это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.
Методическая литература:
1. Программа «Арт-фантазия», Э.Г.Чурилова;
2. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»,Э.Г.Чурилова, М, 2001, «Владос»
3. «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С.Выготский, М, 1991, «Просвещение»
4. «Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева, М, 2001, «Творческий центр»
5. «Театрализованная деятельность в детском саду», А.Е.Антипина, М, 2003, «Творческий центр»
6. «Театрализованные игры в детском саду», Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова, М, 2000,»Школьная пресса»
7. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, М, 2000, «Генезис»
8. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», О.А.Бизикова, М,2008, «Скрипторий 2003»
9. «Азбука общения»,Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, С-П,2000, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
10. «Психологические игры и тренинги в детском саду», Л.В. Чернецкая, Ростов-на-Дону, 2005, «Феникс»
11. «Психогимнастика», М.И.Чистякова, М, 1990, «Просвещение»
Мониторинг освоения детьми программного материала:
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая деятельность
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Театральная игра
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Работа в театральном коллективе над спектаклем
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: конкурсов, спектаклей, концертов, творческих показов другим группам, родителям.
Карта обследования
Дата проведения исследования на начало года____________на конец года__________
Ф.И. ребенка | Основы театральной культуры
| Речевая деятельность | Театральная игра | Работа в театральном коллективе над спектаклем | Всего баллов | Уровень | ||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года
Высокий уровень______________ детей ________________%
Средний уровень______________детей ________________%
Низкий уровень_______________ детей ________________%
Конец года
Высокий уровень______________ детей ________________%
Средний уровень______________детей ________________%
Низкий уровень_______________ детей ________________%
Анализ исследования_______________________________________________________________________
Организационный раздел
- Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театрализованной деятельности детей
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа. Русские народные сказки, которые обыгрывает и драматизирует ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. В процессе репетиций дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Формированию у детей любви к Родине, к старине, воспитанию интереса и уважения к истории и культуре своего народа способствуют:
- Выразительное исполнение потешек, русских народных песенок
- Драматизация русских народных сказок
- Беседы о жизни и быте русского народа в былые времена
- Рассматривание иллюстраций, отображающих быт и костюмы русского народа
- Разучивание русских народных хороводных и подвижных игр
- Фольклорно-музыкальные праздники и развлечения
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- вводить адекватную оценку результата театрализованной деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов его исправления: повторное исполнение спустя некоторое время;
- предлагать специально созданные ситуации, позволяющие ребенку реализовать свои артистические способности, обретая тем самым признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения в театрализованной деятельности сверстникам и научитьсверстников добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (спектакли, драматизации, инсценировки и др.)
Перспективный план работы театрального кружка «Уроки сказки»
Виды деятельности | Задачи | Содержание | Репертуар, перечень игр, упражнений | ||
1 Квартал | |||||
Организация подготовительной работы в группах (совместная работа с воспитателями). | Способствовать формированию положительных эмоционально-мотивационных установок у детей по отношению друг к другу. Формировать умение терпеливо и уважительно относиться к другим, независимо от их внешних качеств, физических недостатков, расово-национальной принадлежности. Формировать потребность в общении с окружающими людьми, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении | Этические беседы, воспитывающие позитивноеотношение к сверстникам и взрослым ( на основе прочитанных произведений нравственного содержания); Д/и на восприятие социальных явлений, эмоционального состояния человека; Д/и на формирование эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками; | Е. Пермяк «Самое страшное»; М. Водопьянов «Один за всех, все за одного»; «Что происходит на картинке?» (комплект картинок); «Определи настроение девочки» (комплект картинок); «Эхо» (7, с.22) «Доброе животное» (7, с.26) «Мостик дружбы»(7,с.179) | ||
Формирование детского театрального коллектива | Формировать социальные и эмоциональные контакты между детьми. Способствовать развитию социальных эмоций у детей; снятию состояния эмоционального дискомфорта. Воспитывать умение сопереживать, проявлять милосердие, уважительно и терпеливо относиться к окружающим людям, животным, адекватно реагировать на происходящее вокруг. | Д/и на установление положительных эмоциональных контактов между детьми; Чтение художественных произведений нравственного содержания, совместная с детьми оценка поступков героев, мотивация детьми своих поступков | «Клубочек 1» (7, .22,) «Паровозик с именем» (7, с.28) «Эхо» (7, с.22) «Назови соседа ласково» «Подари камешек»(7,с.178) «Хорошее настроение» (7, с.49) «Передай позу», (1, с.26) « Запомни фотографию», (1, с.26) «Кто во что одет»(2,с.26) «Ролевая гимнастика»(5,с.51) Н. Носов «Фантазеры» Я. Аким «Жадина» | ||
Основы театральной культуры | Познакомить детей с краткой историей театра; с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным. | Цикл бесед «Азбука театра»; Просмотр кукольного спектакля «Волшебный цветок»; рассматривание иллюстраций; слайдов; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. | «Что такое театр» «Кукольный театр. Какие бывают куклы?» «Драматический театр» «Музыкальный театр» | ||
Театральная игра | Развивать качества, необходимые для актерского искусства: внимание, воображение, память. Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (позами, пантомимикой), как средствами человеческого общения Знакомить детей с основными человеческими эмоциями, их мимическими выражениями. Учить понимать чувства и настроение другого, осознанно относиться к своим и чужим чувствам. Учить передавать заданное эмоциональное состояние. | Игры на развитие памяти, внимания. Ролевая гимнастика у зеркала Упражнения на развитие воображения. Игры-этюды на распознавание и произвольное проявление чувств. Пантомимы. Подвижные игры. | «Запомни фотографию» (2,с.26) «Передай позу»(2, с.26) «След в след», (1,с.28) «У зеркала» (5,с.51) «Что мы делали не скажем,но зато мы вам покажем»(2,с.36) «Одно и то же по-разному»(2,с.33) «Мокрые котята»(2,с. 42) «Кто на картинке»(2, с.53) «Зернышко»(2, с.53) (1, с.37-39) «Я пришиваю пуговицу» «Я не знаю», (5, с.53) «Мама с папой собираются в театр»,(5, с.52) «Бабушка старенькая, хромает», (5, с.52) «Соленый чай»(5,с.33)(7,82) «Волк крадется за зайцем. Не поймал» , (5, с.52) «Сердитый дедушка»(7,с.77) «Принцесса капризная,хромает», (5, с.52) «Мишка», (5, с.69) «Веселые обезьянки»(2, с.28) | ||
Речевая деятельность | Совершенствовать речь детей: ее интонационную выразительность; Учить регулировать силу и тембр голоса; Совершенствовать навык четкого произношения; Формировать умение налаживать контакт со взрослыми и сверстниками с помощью речи; Учить детей использовать в повседневном общении социально-приемлемые образцы взаимодействия. | Артикуляционная гимнастика Скороговорки на развитие дикции Выразительное исполнение рус. нар. потешек, стихотворений Сценки-диалоги | (5, с.21) (2, с.72) «Воробей, чего ты ждешь?»А.Тараскин, ( 8,с.25) «Кисонька-мурысонька»(8, с.24) «Перчатки»,пер.Л.Родина(8,с.56) «Вопрос - ответ»,(1, с.69) «Разговор по телефону», (6, с.100) | ||
Коррекция нежелательных форм поведения | Научить детей ориентироваться в сложившейся ситуации, адекватно вести себя в данной обстановке, помочь приобрести те навыки поведения, которые необходимы для жизни в обществе. | Психокоррекционные этюды, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, коррекции нежелательных форм поведения. Примеры литературных произведений | «Давай поговорим»(9,с.344-345) «Солнечныйзайчик»(7,с.23) «Комплименты», (7, с.65-67) Л.Толстой «Пожар» В. Осеева «Плохо», «Просто старушка»(Хрестоматия «Что такое хорошо, что такое плохо» ) | ||
Работа над драматическим спектаклем | Средствами театрального искусства помочь детям раскрыть свои потенциальные творческие способности; Решать задачи нравственного совершенствования личности: учить детей справляться с жизненными трудностями, осознавать логику человеческих поступков; помочь им приобрести те навыки поведения, которые необходимы для общения с окружающими. | Выбор пьесы или сказки и обсуждение ее с детьми; Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми; Беседа о жизни и быте людей в те времена; Рассматривание иллюстраций, отображающих быт и костюмы людей того времени и страны; Пробы на роли; Распределение ролей | |||
Работа с родителями | Разъяснять родителям, что театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в окружающей среде. Познакомитьродителей с психотерапевтическими возможностями искусства, способствующими развитию познавательной активности ребенка, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию речи, формированию качеств личности. Привлекать родителей к активному участию в процессе театрализованной деятельности детей. | Консультация Индивидуальные беседы с родителями Беседа Привлечение родителей к изготовлению и подбору атрибутов, костюмов к сказке | «Формирование нравственного здоровья детей средствами театрального искусства» «Как развивать творческие способности дошкольников» «Любите ли вы театр?». «Театральная мастерская» | ||
2 квартал | |||||
Формирование детского театрального коллектива | Формировать основы театрального общения: учить обращаться друг к другу, предлагая выполнить действия; учить договариваться о предстоящих совместных действиях. Развивать способности к совместным театрализованным действиям, игре, общению; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. | Дидактические игры на развитие эмоционального общения, развитие слухового внимания Игры, направленные на формирование сотрудничества между детьми и взрослыми (с использованием мимики и жестов) | «Подарок», (10,с.27) «Потерялся ребенок (10,с.25) «Представьте себе»(6, с.29; с.35;с.38;с.40;с.47) «Продолжи фразу и покажи»(6,с.45) | ||
Основы театральной культуры | Познакомить детей с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. | Цикл бесед «Азбука театра» Рассматривание иллюстраций, слайдов; просмотр видеоматериалов по теме. | «Актер. Что должен уметь делать актер?» «Что делает режиссер?» «Зачем нужны декорации?» «Зачем нужна музыка?» | ||
Театральная игра | Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Продолжить работу по обучению детей выражению различных эмоций и воспроизведению черт характера. Обогащать опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в смоделированных жизненных ситуациях. Формировать умения практического владения жестами - как средствами человеческого общения. (Особенно важно для детей с недоразвитием коммуникативной функцииречи). Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения | Игры и упражнения на развитие воображения; Игры-превращения. Театральные этюды. Словесные игры с жестами. Этюды на выразительность передачи образа. Сочинение этюдов по сказкам (творческая импровизация) Словесные игры с жестами. Инсценировка стихотворений. Разучивание русской народной хороводной игры | «Деревянные и тряпичные куклы»(5.с.47) «Отгадай кто мы»(5,с.51) «Король» (вариант нар.игры)(2. С.37) «Великаны и гномы»(5, с.49) «Кошка выпускает когти»(5, с.49) «Лисичка подслушивает»(5.с.49) «Вкусные конфеты»(5,с.49) (1, с.39) - «Колобок и лиса»; «Возвращение медведей» «Как живешь?» (2,с.47) «Считалочка»(1, с.46) «Есть или нет»,(1, с.25) В.Викторова «Бычок-новичок»,(8,с. 31) С. Маршак«Потеряликотятки», (Хрестоматия) «Бабушка Маланья»(2,с.48) | ||
Речевая деятельность | Упражнять артикуляционный аппарат. Совершенствовать интонационную выразительность речи: учить пользоваться интонациями, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Пополнять словарный запас, учить подбирать рифму к словам. Учить детей фиксировать свои различные эмоциональные состояния в словесной форме. | Артикуляционная гимнастика. Скороговорки Чтение стихов, потешек с разной интонацией. | «Зарядкадля губ»(2,с.63) «Зарядкадляязыка»(2.с.64) «Диалогические скороговорки» (2, с.73) «Игрушки»А. Барто «Егорушка»М. Пляцковский,(8,с.56) «Из-за леса, из-за гор…» (7,с.75) | ||
Коррекция нежелательных форм поведения | Привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений; передавать их в проигрывании специально созданных ситуаций. Развивать умение произвольной регуляции эмоций, поведения, общения. Формировать у детей умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия. | Сценки-диалоги Игры-инсценировки Театральные этюды Чтение и обсуждение рассказа | «Два цыпленка», (5, с.34) «Музыкальные диалоги», (5, с.34-35) «Два барана»С. Михалков «Был у зайца…», (5.67) «Шар надутый у подружки…», (5, с. 67) «Ритмическая пластика», (5, с.36-40) Л.Толстой «Косточка»(7,с.78) Л.Толстой «Два товарища», (Хрестоматия «Что такое хорошо, что такое плохо») А.Раскин «Как папа дружил с девочкой» (Хрестоматия «Что такое хорошо, что такое плохо») | ||
Работа над драматическим спектаклем | Уточнить предлагаемые обстоятельства каждого эпизода ( где, когда, в какое время, почему, зачем и т. д.) Подчеркнуть мотивы поведения каждого действующего лица ( Для чего? С какой целью?) Добиваться естественного подлинного поведения детей на сцене. Добиваться четкого взаимодействия между детьми, умения слышать друг друга и соответственно менять свое поведение. | Разучивание ролей. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов. Совместные поиски средств выразительности. Индивидуальная работа над средствами выразительности: интонацией, мимикой, позами, жестами. Разучивание песен. Разучивание танцев | |||
Работа с родителями | Повышать педагогическую грамотность родителей Помочь родителям в организации домашнего театра. Продолжить работу с родителями по подготовке к драматическому спектаклю (костюмы, декорации, разучи-вание ролей вместе с детьми ). | Консультации для родителей Ширма -передвижка Театральная мастерская | « Создание условий для развития творческих способностей детей» « Театр - дома» | ||
3 квартал | |||||
Сплочение детского театрального коллектива | Формировать средства межличностного взаимодействия между детьми. Воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу и всем, кто в этом нуждается. Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей. | Игры на развитие чувства единства, позитивного отношения к сверстнику. Театральные этюды. Примеры из художественных произведений. | «Доброе животное»(7,с.26) «Я рад тебя видеть» (7, с.58) «Мы очень хорошие»(7,с.43) «Встреча с другом» (7,с.46) «Хорошее настроение» (7,с.49) «Умка»(7,с.50) «Пожелания»(7,с.57) | ||
Театральная культура | Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала, сцены. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. | Цикл бесед: «Азбука театра» Посещение городских театров: кукольного, драматического. Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением известных театров (МХАТА, Большого | «Как вести себя в театре» «Театрвнутри иснаружи» «Культура поведения втеатре». | ||
Театральная игра | Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Поощрять элементы творческой импровизации. Учить свободно и раскрепощенно держаться при выступлении. Совершенствовать умение передавать характер и настроение персонажей, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять у детей умения осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества. | Творческие игры Инсценировки коротких стихотворений Игры-загадки Пластические этюды Игра-пантомима | «Расскажи стихи руками», (6, с.98) «Про девочку Галю»(7,с.59) «Разговор лягушек», пер. С.Я.Маршака, (8, с.31) «Заяц» , (8, с.27) «Медведь», Г. Виеру,(8, с. 29) «Поиграем - угадаем», (6, с.96) «Загадки без слов», (6, с..92) «Бабочки» (2.С.55) «Тюльпан» (2.с.49) «Буратино и Пьеро» (2, с.43) «Баба Яга» (2,с.44) К. Чуковский «Черепаха», (6.С.82) | ||
Речевая деятельность | Продолжать работу над правильным произношением, артикуляцией; тренировать дикцию. Поощрять стремление к импровизации предлагаемых ситуаций ( где, кому, при каких обстоятельствах произносится данная фраза с определенной интонацией) Учить детей выражать словами и мимикой разнообразные человеческие эмоции и определять причину их появления. | Игры со скороговорками Игры на развитие интонационной выразительности Словесные игры Примеры литературных произведений | «Скороговорки на развитие дикции», (5, с.22) (5, с.23) «Похожий хвостик», (1, с.70) «Подскажи словечко», (5, с. 25) Д. Хармс«Веселыйстаричок»(6, с..91) | ||
Коррекция нежелательных форм поведения | Развивать у детей чувство уверенности в себе, в своих способностях. Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Знакомить детей со способами предотвращения и прекращения конфликтных ситуаций. | Театрализованные игры Хороводные игры Творческие игры Мини-сценки Примеры литературных произведений | «Полянка», (6, с.30) «Зверобика», (5, с.40) «Ровным кругом» (6, с.26) «Маленький скульптор »(11, с.104) «Как мужик корову продавал», С.В. Михалков, (6, с.62) «Хозяйка и кот»,(6, с.62) Л. Толстой «Косточка», «Лгун» (Хрестоматия, «Что такое хорошо, что такое плохо») | ||
Работа над драматическим спектаклем | Учить детей оценивать искренность и правдивость поведения на сцене всех исполнителей; отмечать их выразительность и находчивость. Помочь детям на практике осознать, что такое коллективность театрального искусства, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. Учить радоваться успеху каждого исполнителя и всего спектакля в целом | Объединенные репетиции Отработка песенной части спектакля Окончательная постановка танцев Уточнение действий детей в мизансценах Премьера спектакля Повторные показы спектакля | |||
Работа с родителями | Пригласить родителей на открытое занятие кружка и на премьеру спектакля - способствовать усилению интереса родителей к деятельности детей и педкол-лектива в ДОУ. Подвести итоги работы кружка «Уроки сказки» | Открытое занятие-репетиция Совместный просмотр спектакля Создание фотоочета о работе кружка | «Театр маленького Актера» Фотоальбом «Мы – артисты!» |
Взаимодействие с родителями по реализации программы
Перспективный план работы с родителями театрального кружка
«Уроки сказки»,
Месяц | Формы работы | Участники | Задачи |
Сентябрь | Консультация «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства» | Воспитатель | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество. |
Октябрь | Индивидуальные беседы с родителями «Как развивать творческие способности дошкольников» | Воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности. |
Ноябрь | Беседа « Любите ли вы театр?». Привлечение родителей к изготовлению и подбору атрибутов, костюмов к сказке. | Воспитатель | Заинтересовать родителей в создании условий для творческого развития детей. Мотивировать родителей к активному участию в процессе театрализованной деятельности детей. |
Декабрь | Консультация для родителей «Создание условий для развития творческих способностей детей» | Родители, воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театрализованной деятельности детей |
Январь | Ширма «Театр -дома» | Воспитатель | Помочь родителям в организации домашнего театра |
Февраль | Театральная мастерская | Воспитатель, родители | Привлечь родителей к помощи по подготовке атрибутов и детских костюмов для выступления |
Март | Открытое занятие - репетиция «Театр маленького Актера» | Воспитатель, дети, родители | Развивать у родителей интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком. |
Апрель | Показ драматического спектакля «Нам весело живется» | Педагоги ДОУ, дети | Способствовать усилению интереса родителей к деятельности детей и педколлектива в ДОУ |
Май | Фотоальбом «Мы – артисты!» | Воспитатель, родители | Подведение итогов работы кружка «Уроки сказки» |
Средства реализации программы
1.Настольный театр игрушек
2.Настольный театр картинок
3.Фланелеграф
4.Пальчиковый театр
5.Театр кукольный
6.Детские костюмы для спектаклей
7.Взрослые костюмы для спектаклей
8.Элементы костюмов для детей и взрослых
9.Атрибуты для занятий и для спектаклей
10.Ширма для кукольного театра
11.Музыкальный центр, видеоаппаратура
12.Видеотека с записями спектаклей, мультфильмов, фильмов-сказок
13.Декорации к спектаклям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-189667-1363190136.jpg)
Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851484-1479306324.jpg)
Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей Задачи программы:· содействовать полноценному ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-233942-1364987077.jpg)
Проект "Влияние нетрадиционных техник изобразительного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-203252-1480234469.jpg)
Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами танцевального искусства»
Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняШайхутдиновой Алсу Айратовны,музыкальный руководительМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916239-1492095620.jpg)
Консультация для воспитателей. «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятель...