Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»
рабочая программа на тему

Грек Татьяна Владимировна

Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-дизайне происходит смешивание всех стилей и видов, происходит интеграция разных видов продуктивной деятельности (графика, работа с красками, выбор бумаги, использование дополнительного материала. Арт-дизайн предполагает не стандартный подход и ручную работу, это полная свобода творчества, возможность использования не только стандартных, но и применение авторской композиции.

Нетрадиционные техники рисования тесно связаны с арт-дизайном, овладев которыми у человека появляется больше возможностей и навыков создавать произведения искусства. Они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»

Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-дизайне происходит смешивание всех стилей и видов, происходит интеграция разных видов продуктивной деятельности (графика, работа с красками, выбор бумаги, использование дополнительного материала. Арт-дизайн предполагает не стандартный подход и ручную работу, это полная свобода творчества, возможность использования не только стандартных, но и применение авторской композиции.

Нетрадиционные техники рисования тесно связаны с арт-дизайном, овладев которыми у человека появляется больше возможностей и навыков создавать произведения искусства. Они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Дизайнерская деятельность широко используется в образовательной деятельности с детьми. Это связано с возможностью решать большой круг разнообразных развивающих, воспитательных и образовательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятия) до формирования достаточно сложных мыслительных действий (мышление, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением (коммуникативные и регуляторные способности).

Для того чтобы дети самостоятельно могли заниматься дизайнерской деятельностью, необходимо прививать детям чувство вкуса, ритма, композиции, научить владеть различными техниками рисования. Всё это поможет ребёнку в осуществлении его креативных идей и обеспечит развитие личности.

Цель проекта: развивать познавательные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам арт -дизайна.

Задачи программы:

Образовательные:

-обучать детей элементам арт дизайн - деятельности;

-содействовать освоению нетрадиционных техник рисования;

-овладеть практическими навыками приёмами рисования и декорирования изделий;

-познакомить с основными законами композиции и пользоваться законами цветоделения.

Воспитательные задачи:

-формировать позицию художника-творца, побуждать самостоятельно

- выбирать техники изображения, при создании выразительности образов;

-воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в художественной деятельности;

-воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

-развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление;

 -творческое воображение и художественный вкус;

-познакомить с работой дизайнера и другими профессиями искусства;

-развивать творческую деятельность дошкольников.

Для достижения поставленных целей и задач, использовать следующие принципы:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип дифференциации, учёта индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

5. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а так же при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Для развития детского творчества применить следующие методы :

1. информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2. репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3. эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4. исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Актуальность проекта обусловлена:

- Интересом современных дошкольников к созданию творческих работ с помощью нетрадиционных техник рисования, дизайнерских работ (создание не по образцу, а по своим замыслам, индивидуальных, не похожих на работу сверстников);

- Освоением новых техник рисования

- Введением ФГОС ДО, в котором определена реализация программы в формах специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Обоснованность проекта

В ходе педагогической деятельности с воспитанниками в рамках непосредственно образовательной деятельности по рисованию отмечено, что у детей снижен интерес, мотивация к творчеству. Проведя педагогическую диагностику, было выявлено, что результаты творческой деятельности детей низкие.

Было принято решение, педагогический проект направить на развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей, нестандартного мышления, воображения, предоставить возможность детям увидеть мир более яркими красками, приблизить детей к искусству арт-дизайна посредством нетрадиционных техник рисования.

После того, как в образовательной деятельности стали использовать нетрадиционные техники рисования дети значительно оживились, заинтересованность, их начали посещать новые, интересные идеи. По окончанию работы, как правило, все участники довольны результатом своей творческой деятельности и с интересом рассматривают и рассуждают о творчестве сверстников.

Целевая аудитория

Являются воспитанники группы доу25 человек.

Также в целевую группу входят родители (законные представители, педагоги)

Сроки реализации программы: 4 года.

Этапы:

​1. Подготовительно-диагностический этап

Подготовка началась с постановки темы и изучения литературы необходимой для реализации проекта. Для родителей (законных представителей) воспитанников созданы памятки: «Как научить ребёнка рисовать?», «Что таят детские рисунки?», «Нетрадиционные техники рисования». Проведён мастер - класс для родителей (законных представителей) воспитанников «Креативные идеи».

2. Основной этап

Проект направлен на изучение нетрадиционных техник рисования для создания объектов арт-дизайна На протяжении трёх лет дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста комплексно будут получать знания по художественно-эстетическому развитию посредствам нетрадиционных техник рисования. В ходе реализации проекта для каждой возрастной группы разработана определённая система мероприятий. На протяжении двух / трёх месяцев происходит знакомство с техникой, затем проводится итоговое занятие. Во второй младшей группе планируется познакомить детей с такими техниками рисования как: «Печать листьев», «Кляксография», «Рисования пальчиками», «Рисование методом тычка». Закрепление всех изученных техник планируется проводить на протяжении года. После того, как дети перейдут в следующую группу, начинается новый этап знакомства и овладения следующими техниками нетрадиционного рисования: «Смешивание цветов», «Раздувание краски», «Пластилиновая живопись», «Каракулеграфия», «Шаблонография», «Монотипия», «Набрызг ». Закрепление техник изученных младшем и среднем дошкольном возрасте происходит также в течение года, что позволит детям не забывать изученный ранее материал и периодически применять его в творчестве. Заключительным в основном этапе является старший дошкольный возраст, для которой выбраны следующие техники нетрадиционного рисования: «Рисование свечой - фотокопия», «Граттаж», «Выполнение витражей - клеевые картинки», «Ожившие предметы», «Пузырьковая живопись», «Эбру». После изучения и освоения данных техник дети овладеют целым комплексом знаний необходимых для дальнейшего творческого развития. Дети будут полностью готовы к участию в конкурсах различного уровня.

Заключительный этап.

В заключительном этапе программы принимают участие воспитанники, перешедшие в подготовительную к школе группу, которые в течение трёх лет изучали и осваивали техники нетрадиционного рисования для создания объектов арт-дизайна. На данном этапе планируется, что ребята покажут своё мастерство, отличные результаты в конкурсах различного уровня.

Анализируя предполагаемый результат работы, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно предположить, что в процессе творчества дети научатся воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, станут проявлять инициативу. Творческий процесс научит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придаст уверенности в достижении творческих, результатов.

Проблема: в ходе проведения традиционной образовательной деятельности по рисованию не в полном объёме раскрывается творческий потенциал детей.

Гипотеза: у воспитанников за период реализации проекта максимально раскроется творческий потенциал, повысится интерес к нетрадиционным техникам рисования, к арт-дизайну. Не менее 50% воспитанников группы станут участниками конкурсов различного уровня, 20% станут призёрами и победителями всероссийского и международного уровня.

Перспективность программы.

 Проектирование и реализация педагогических инициатив связанных:

C образованием воспитанников:

- дети старшего дошкольного возраста смогут самостоятельно выбирать технику рисования, задумывать дизайн изделия, предвидеть будущий результат;

- создать в группе центр развития в форме дизайн-студии, в которой дети будут познавать искусство и создавать неповторимые шедевры, арт-объекты, учиться декорировать при помощи нетрадиционных техник рисования;

C эффективностью работы образовательной организации:

- транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (мастер-классы, публикации, сетевые сообщества).

 С развитием взаимодействия с социальными партнёрами образовательных организаций:

- выстраивание систематических мероприятий с МБОУ ДОД «Детская художественная школа и городским музеем истории и этнографии (выставки детского творчества, мастер-классы, участие в конкурсах, посещение воспитанниками кружков, секций)

С развитием взаимодействия с семьями воспитанников:

- транслирование практических результатов творческой деятельности (выставки, изготовление подарков к праздничным датам, открытые мероприятия);

- привлечение к совместному творчеству (мастер-классы, участие в конкурсах и выставках совместного творчества);

- педагогическое просвещение (работа информационного стенда, консультации, сетевое взаимодействие посредством личного сайта педагога).

Результаты-продукты:

Дети: создание мини-музея нетрадиционных техник рисования, выставка творческих работ; создание коллективного панно и арт-объектов выполненных в технике «Эбру»;

Результаты-эффекты:

Дети:

-владение элементами арт дизайн - деятельности;

-владение нетрадиционными техниками рисования;

-владение практическими навыками приёмами рисования и декорирования изделий;

-владение основными законами композиции, законами цветоведения;

-сформирована позиция художника-творца, самостоятельность в выборе техники изображения, при создании выразительности образов;

-воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественной деятельности;

-удовлетворение от творческого процесса и от результата труда;

-развитие художественного восприятия,-наглядно образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса;

-ознакомление с работой дизайнера и другими профессиями искусства;

-развитие коммуникативных навыков.

Педагог:

-Повышение Теоретического уровня и профессионализма педагога.

-Внедрение Современных форм, технологий и методов творческого развития детей.

-Личностный И профессиональный рост.

-Самореализация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей Задачи программы:·        содействовать  полноценному ...

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Программа «Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста» (срок реализации 1 год, возраст детей – 5-7 лет)

Для развития творческого мышления в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста...