Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
материал
Пограмма по самообразованию музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belousova_ev_plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2026.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 414» Ново-Савиновского района г. Казани
Программа по самообразованию
«Развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Разработала:
Белоусова Екатерина Владимировна
- Пояснительная записка
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Нормативный срок освоения программы: 2021-2026 уч. год.
Основания для разработки планирования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
- Образовательная программа дошкольного муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 414» Ново-Савиновского района г. Казани.
- Рабочая программа музыкального руководителя.
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО задачи развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является актуальной и необходимой для развития гармоничной личности дошкольника. Творчески активный и инициативный ребенок любознателен, доброжелателен, стремится получить новые знания, умеет общаться с окружающими людьми.
Это социально значимое личностное качество предполагает самостоятельность в постановке целей, в осуществлении деятельности, в достижении результатов этой деятельности. Благодаря творчеству развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. Такой ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.
Наиболее эффективно развить творческие способности можно при помощи театрального искусства.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика неограниченна. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки, музыку, драматизацию, импровизацию.
Театральное искусство оказывает также практическое воздействие на эмоциональное и личностное развитие ребенка. Через приобщение к театрализации в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие интеллектуального и чувственного начал. И чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Определив актуальную тему, я решила, что развивать творческие способности дошкольников я буду посредством инсценирования песен, музыкальной драматизации, импровизации и театрализации небольших сказочных сюжетов.
В процессе интеграции музыки и театра дети познакомятся с окружающим социальным и природным миром, народным фольклором, песнями, хороводами, сказками, музыкально-ритмическими движениями.
Дошкольники будут воспроизводить музыкально-игровые образы любимых игрушек, героев сказок, зверей, природных явлений и даже предметов в:
- пении с движениями;
- подвижных играх, хороводах;
- музыкально-ритмических движениях;
- движении без музыкального сопровождения;
- драматизации сказок, потешек, народных песенок;
- творческих импровизациях.
В этом виде деятельности у ребенка развиваются основы творчества, он может передавать свои эмоции, чувства, желания, а также оптимально использовать возможности музыкальной театрализации при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же, театрализованная деятельность соответствует психологическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста, так как она:
- событийна (связана с каким-либо событием, понятным ребенку);
- процессуальна (событие развивается в процессе какой-либо деятельности);
- ритмична (чередуются двигательная, музыкальная и театрализованная деятельности).
Я считаю, что благодаря театральному искусству осуществляется эстетизация образовательного пространства и интеграция с другими видами детской деятельности, что позволяет полноценно решать задачи, касающиеся развития творческих способностей воспитанников.
Так, например, в процессе работы над ролью (художественным образом) у ребенка:
- активизируется познавательная активность,
- совершенствуется культура речи,
- развивается художественный вкус,
- развивается эмоционально-волевая сфера,
- формируется эстетическое отношение к окружающему миру,
- развивается способность создания художественных образов.
Практическая значимость моего опыта заключается в том, что дошкольник через собственную деятельность усваивает художественно-эстетические способы познания мира.
А самое главное – у каждого ребенка формируется позиция активного участника, исполнителя-создателя спектаклей и постановок, в которых он может доступными средствами выразить себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания.
Таким образом, учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.
- Цель и задачи
Цель: совершенствовать профессиональные компетенции по вопросам развития творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Создать условия для творческого развития детей в театрализованной деятельности.
- Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Разработать учебно-методический комплект для развития творческих способностей дошкольников посредством театрализации.
- Провести мониторинг развития творческих способностей воспитанников (вводную и итоговую диагностику).
- Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам развития творчества у детей.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации.
- Предполагаемые результаты
Для детей:
- Знает различные музыкальные игры, детские потешки, стишки, прибаутки, песни, хороводы, сказки.
- Владеет необходимыми элементарными умениями и навыками актерского мастерства, к которым относится пантомимика, художественное слово, пение и музыкальные движения.
- Творчески применяет свои способности и умения в процессе различных театрализованных мероприятий.
- Развиты инициатива, творческая самостоятельность, эмоциональная отзывчивость на музыку и художественные образы, способность к музыкальной драматизации, импровизации в пении и музыкально-ритмических движениях.
- Развиты личностные качества: доброжелательность, отзывчивость, общительность.
- Развит интерес к театральному искусству и желание участвовать в театрализованных мероприятиях.
Для музыкального руководителя:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию творческих способностей дошкольников.
2. Разработан учебно-методический комплект: планирование, серия конспектов НОД, театральные этюды, сюжетные музыкальные игры, музыкально-игровые упражнения, игры на развитие творческих способностей, сценарии песенных инсценировок, музыкальных драматизаций, мастер-класс и консультации для родителей.
3. Разработаны различные мероприятия на основе театрализованной деятельности дошкольников.
4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группах и в музыкальном зале по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для родителей:
- Сформированы знания и практические умения по инсценированию песен, музыкальной драматизации, театрализации сказочных сюжетов.
- Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок и о работе музыкального руководителя.
- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
- Установлено единство с музыкальным руководителем в вопросах развития творческих способностей своего ребенка.
- Планирование профессиональной деятельности
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Организационно-аналитический | 1. Анализ собственных профессиональных проблем. 2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования. | Сентябрь 2021-2022г. Ознакомление с новинками педагогической литературы - постоянно. | 1. Самоанализ собственной профессиональной деятельности: - выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе; - определение условий реализации темы. 2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме: Изучить и проанализировать современные подходы к творческому развитию дошкольников из книг и публикаций: 1) Рощина Е.В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 120-121. 2) Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1997. - С.214-216. 3) Новикова Г.П. Приобщение старших дошкольников к миру художественной культуры // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.155-157. 4) Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» Мозаика-Синтез, Москва 2009. – 64 с. 5) Орлова Т.Э., Сабаева О.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2016. 6) Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. – Волгоград: Учитель, 2017. 7) Котова Е.В., Романова С.В., Кузнецова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. – М.: Сфера, 2010. 8) Солдатова О.В. Развитие творческой активности старших дошкольников. Пособие для педагогов. – М.: Белый ветер, 2014. - ознакомиться с методиками и технологиями по театрализованной деятельности дошкольников: 1) Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар - М.: ВЛАДОС, 2003. 2) Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995. 3) Куревина О.А. «Синтез искусств» – М.: «Линка-Пресс», 2003. 4) Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». – М.: «Мозаика-синтез», 2008. 5) Бодраченко И.В. «Театрализованные музыкальные представления для детей», Москва, «Айрис-ПРЕСС», 2006. 6) Макарова Т., Горохова Л. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Сфера, 2005. - разработать театральные этюды, творческие игры и упражнения-импровизации на основании методических пособий: 1) Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 2) Поляк Л. «Театр сказок» (сценарии в стихах). – СПб, «Детство-Пресс», 2001. 3) Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004. 4) Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М.: «АРКТИ», 2001. 5) Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. 6) Театрализованные игры с детьми от 2 лет. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного обр. учр. - М.: Национальное образование, 2016. 7) Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.: 2006. Изучить методические пособия и музыкальные программы, способствующие творческому развитию дошкольников:
- Костина Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004; - Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. – М., 2004. - Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. - Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006; - Микляева Н.В., Галкина М.А., Демина В.А. Музыкальное развитие дошкольников. - М: Сфера, 2015; - Нацвина О. Музыкальное образование дошкольника: Путешествие паровозика Тимошки (+СD). - СПб.: Детство-Пресс, 2013. Применить в образовательном процессе игры, музыкально-игровые ситуации, игровые драматизации из методических пособий: - Бодраченко И.В. «Театрализованные музыкальные представления для детей», Москва, «Айрис-ПРЕСС», 2006; - Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012; - Петрова И. Музыкальные игры для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2011; - Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009; - Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. - М: Сфера, 2010; - Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Организация игровой деятельности. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2016. |
3. Разработка плана по самообразованию. 4. Определение предполагаемых результатов. 5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика). | Первая половина октября 2023г. | - планирование курсов повышения квалификации по теме; - планирование обучения на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам развития творческих способностей детей на основе театрализованной деятельности. Деятельность по мониторингу: - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных. | |
Практический |
| 2024- 2025г. |
II. Разработка учебно-методического комплекта:
«Покажи настроение», «Угадай эмоцию», «Выбери смайлик», «Подбери музыке цвет», «Кто как поёт» и др.
III. Создание развивающей предметно-пространственной среды:
2. Оснащение образовательного пространства ДОУ оборудованием и атрибутами к музыкально-игровым видам деятельности. 3. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по театрализации: - пошив костюмов и атрибутов; - подбор специальных пособий, книг, альбомов; - подбор демонстрационного материала по теме; - пополнение аудиотеки и видеотеки по театрализации и творческому развитию дошкольников.
Подготовка и проведение тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «Театральные посиделки», «Театральная мастерская»; - с Домом культуры: «Приключения в стране Музыки», «Любимые песенки нашей детворы». |
Обобщающий | 1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования. 2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика). 3. Распространение опыта работы. | 2026г. |
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. 4. Представление опыта в форме: - презентаций «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности», «Театрализованные игры на развитие эмпатии у дошкольников»; - выступлений «Игровые импровизации как средство творческого развития детей дошкольного возраста», «Формы взаимодействия с родителями по развитию творческих способностей у детей»; - публикаций: «Развитие личностных качеств воспитанников ДОУ в процессе театрализованной деятельности», «Активные методы эмоционального развития дошкольников средствами театрального искусства». |
Литература
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.: 2006.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Бодраченко И.В. «Театрализованные музыкальные представления для детей», Москва, «Айрис-ПРЕСС», 2006.
- Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». – М.: «Мозаика-синтез», 2008.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004.
- Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» Мозаика-Синтез, Москва 2009. – 64 с.
- Котова Е.В., Романова С.В., Кузнецова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. – М.: Сфера, 2010.
- Куревина О.А. «Синтез искусств» – М.: «Линка-Пресс», 2003.
- Макарова Т., Горохова Л. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Сфера, 2005.
миру художественной культуры // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.155-157.
- Новикова Г.П. Приобщение старших дошкольников к
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1997. - С.214-216.
- Орлова Т.Э., Сабаева О.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Поляк Л. «Театр сказок» (сценарии в стихах). – СПб, «Детство-Пресс», 2001.
- Рощина Е.В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 120-121.
- Солдатова О.В. Развитие творческой активности старших дошкольников. Пособие для педагогов. – М.: Белый ветер, 2014.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М.: «АРКТИ», 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.
- Театрализованные игры с детьми от 2 лет. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного обр. учр. - М.: Национальное образование, 2016.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар - М.: ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....
Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на...
Самообразование по теме: "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ."
Для большей заинтересованности детей я сочетаю традиционные методы и применение ИКТ, что позволяет мне преподносить материал более ярким и эмоциональным. Все это может обеспечить компьютерная техника ...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности" подг.гр.
Работа по данной теме позволяет научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить театр....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...
Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"
Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...