Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа)
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 113 «Капитошка»
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Казакова Н.В.
г. Улан – Удэ
2020г.
Программа развития творческих способностей детей
Пояснительная записка
Развитие творческих способностей - одно из важных направлений, которое формируется именно в дошкольном возрасте. Оно не только актуально для становления личности ребенка, но и для формирования единого мировоззрения человека в современном обществе. Все культурное наследие человечества – это результат творческих способностей людей.
Цель программы:
Раскрыть и познавательно-творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе творческой активности.
Задачи программы:
- Сформировать у детей интерес к творческой деятельности.
- Сформировать личностно-значимые качества, навыки социально- психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
- Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.
Основные принципы развивающей программы:
- Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
- Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, т.е. показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
- Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
- Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
- Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка
Этапы программы
Программа осуществляется в 2 этапа.
1 этап - диагностический
Цель: выявление у детей лет способности к творчеству.
2 этап - развивающий
Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-т его части;
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
- использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
- располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого- либо свойства и делать от сюда выводы;
- находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять).
Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.
Занятия проводят 1 раз в неделю, время - 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10:30 - 11:00, с шестью-восемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог рассказывает, что и как делать. На втором же занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). На третьем - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды.
Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят - в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.
Взаимодействие при выполнении программы:
Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателей и детей.
Работа с воспитателями включает в себя:
- Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог, информирует воспитателей о том, что такое творчество, как ее можно распознать и как работать с детьми.
- Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.
- Рекомендации по работе с детьми.
Работа с родителями детей, имеющих развитые творческие способности:
- Организация совместной работы воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с программой и групповая консультация.
- Использование педагогом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).
- Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
- Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
- Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию Творческого мышления у детей.
Календарно-тематический план
№ П/ П | Тема | Содержание | Срок проведения |
1 | Первичная диагностика | Цель: выявление у детей способности к творчеству. | Сентябрь |
2 | Знакомство | Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения. Упражнения: «Назови своё имя», «Подарок», «Воспроизведение внешнего вида предметов и его свойств по памяти», «Используйте предмет не по назначению», «Море волнуется», «Улыбка», «Какое настроение», «Предмет и его признаки». | Октябрь |
3 | «Волшебная страна» | Цель: развитие творческого воображения. Упражнения: «Улыбка», «На что похоже настроение», «Возьмемся за руки», «Собери фантастическое существо и назови его», «Предмет и его признаки», «Дотронься до...», «Фантастические рисунки». | Ноябрь |
4 | «Умней-ка» | Цель: знакомство с элементами ТРИЗ-технологий. Упражнения: «Отгадай-ка», «Незаконченный рисунок», «Превращалки», «Порви круг», «Часть-целое», «Незаконченный рисунок», «Чем похожи», «Метод фокальных объектов», «Водный карнавал», «Гиперболизация». | Декабрь |
5 | Промежуточная диагностика | Цель: выявление динамики развития творческого мышления у детей. | Январь |
6 | «Сочиняй-ка» | Цель: развитие активного воображения. Упражнения: «Чем пахнет настроение?», «Подарок», «Кляксы», «Придумай сказку», «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?», «Порви круг», «Путешествие на Голубую звезду», «Волшебники», «Волк и Иван-Царевич». | Февраль |
7 | «Угадай-ка» | Цель: развитие конвергентного и дивергентного мышления. Упражнения: «Мое настроение», «Подарок», «Лишнее слово», «Назови отличие», «Торт», «Угадай-ка», «Сравнение по величине», «Чем измерить?», «Три краски», «Свободный танец». | Март |
8 | Чему мы научились? | Цель: развитие мотивации на продолжение творческой деятельности. Упражнения: «Передай мяч», «Подарок», «Расставь по росту и объясни». «противоположности», «Игрушки и волшебник», «Придумай сказку», «Продолжи рассказ», «Необычное начало и необычный конец», «Игры по желания», «Шел медведь по лесу», «Мы вместе и это здорово». | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей Задачи программы:· содействовать полноценному ...
Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»
Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-ди...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...
Программа «Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста» (срок реализации 1 год, возраст детей – 5-7 лет)
Для развития творческого мышления в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их...
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...