Логопедическое занятие по ФФН в старшей и подготовительной группах в условиях логокружка на тему: "Звук[з] и буква З".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Корнюхина Анна Владимировна

Логопедическое занятие по ФФН

 в старшей и подготовительной группах

 в условиях логокружка

 на тему: "Звук[з] и буква З".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетноедошкольное  образовательное

учреждение  детский  сад  №  31

отдела  образования  администрации

муниципального  образования

Кавказский  район

Учителя-логопеда:  Корнюхиной  А. В.

п.Мирской, 2016 г.

Пояснительная записка.

  Данная разработка НОД возникла в условиях современной, насыщенной

событиями жизни и применение некоторых видов ЦОР для разнообразия

логопедических знаний в условиях логопедического кружка, усиливает

интерес детей и их родителей к коррекционной деятельности, активному

взаимодействию учителя-логопеда, родителей, воспитателями дошкольных

учреждений.

Разработка НОД по ФФН для старшей группы натему: «Звук [з] и буква

З» в условиях коррекционного логопедического кружка «Мой веселый

язычок», гдевремя проведения ограниченно, где важно быстро, умело,

качественно и эффективно выполнять задания, где важен конечный результат

– постановка звука, его закрепление, дифференциация с другими звуками-

всё это важно для учителя-логопеда, педагогов и родителей, должно

проходить в игровой форме, вызывая интерес детей ивзрослых.  

Это НОД может проводиться в самом начальном этапе подготовки и

постановки свистящих звуков. Тема занятия: «Звук /з/ и буква З», в нем

используется свистящие звуки, а точнее- звук /з/.

Дети, которые могут участвовать при проведении этого занятия – дети

старшей и подготовительной групп. Дети разделены по подгруппам (4-5

человек), со схожими нарушениями речи-недостатками произношения

свистящих звуков, имеющих различные заключения,психологически дети

имеют различия:интраверты и эстраверты, дети с разной степенью

внимания, мышления, памяти, гиперактивные.

   Данное занятие построено и разработано мной на основепрограмм

Филичевой  Т.Б., Чиркиной  Г.В.«Коррекционное обучение и воспитание

детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1993 г.;

«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим

недоразвитием речи 6-го года жизни», М., 1989 г.; «Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»,

М., 2002,а также КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные  

логопедические занятия вподготовительной группе с фонетико-

фонематическим недоразвитием.», и О.С. Гомзяк ««Говорим правильно в 6-7  

лет» конспектыфронтальных занятий 2 периода обучения в подготовите

льной кшколе группе.», а еще практического пособия для воспитателей,

логопедов, методистов, родителей и гувернёров,основанного на опыте

работы Лыловой Л. С. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические

занятия с детьми дошкольного возраста» -2012 г.,

   Целью моей непосредственной разработки являются – выполнение

артикуляционных упражнений для постановки звука /з/, тренировка в произ

 несении этого звука, произношение звука /з/, его акустико-артикуляционный

образ,развитие дыхания и фонематического слуха, развитие ВПФ (внимания,

памяти, воображения), развитиемелкой моторики рук.

 В НОД старалась проводить необходимые знания с интересными,

запоминающимися, разнообразными упражнениями, атакже провести

индивидуальную работу конкретно с каждым ребёнком по устранению

недостатков в речи (замена, искажение, отсутствие звука /з/ в речи).

   Длительность проведения подобных занятий основывается на преодолении

и устранении недостатков произношения детьми звука /з/. Это НОД повреме

ни проведения не должно превышать установленных норм проведения НОД

в старшей группе-20-25 минут, в подготовительной группе – 25-30 минут.

Количество часов – 1 час за год.

Данное НОД представляет комбинированную структуру, гдеучаствуют все

дети. В занятии несколько этапов:        

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Соотношение звука с буквой.

6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.

7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

8. Физминутка.

9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ

написания буквы.

10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

11. Рассматривание выполненных заданий. Рассказывание о картинках,

рисунках. Составление связных предложений по рисунку.

12. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Цели:

1) Дать характеристику звука [з].

2) Автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

3) Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

4) Развивать фонематический слух и восприятие.

5) Развивать лексико-грамматический строй и связную речь.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, картинки со

звуком [з], буква З, листы с рисунком змеи, мордочки зайца, лисьи

мордочки, листы с элементами буквы З, сигнальные карточки сине-

го и зеленого цвета, макет дома (бревнышки с гласными буквами,  

крыша с изучаемым звуком – звуком [з], индивидуальные тетради,

игрушка-зайчик.

Ход  занятия:

  1. Организационный  момент-(стук в дверь, слышится голоса леса).

Логопед: Ой, кто это стучит? Пойду посмотрю. Посмотрите, это…зайка.

Он заблудился, не найдет своего дома. Давайте мы ему поможем?

Успокоим его и поиграем. (Ответы детей).  

      Логопед: Для того, чтобы помочь зайке, мы споем ему песенку:

- Зайка забавный у Зои живет.

                               Зоя не знает с зайкой забот.

   Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з]). Правильно, мы  будем

вместе с зайкой изучать звук [з] и букву З.

  Но, прежде чем приступить к работе, мы покажем зайке как выполнять

артикуляционнуюгимнастику (показ картинок артикуляционных

упражнений из картотеки артикуляционных упражнений).

  1. Артикуляционная гимнастика:

для губ: упр. «Улыбка»-растягивание в улыбке губ;

                  упр. «Хоботок»-вытягивание губ вперед.

для языка: упр. «Блинчик»-разложить широкий язык на нижней

                      губе;

                      упр. «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними

                      просунуть язык и слегка подуть.

для  челюсти:  медленное открывание и закрывание рта, язык у

                         нижних зубов.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед:  Ребята, посмотрите, как я говорю звук [з], послушайте

как он звучит, произнесите звук [з]. (Дети произносят). Положите  

ладошку на горло и еще раз произнесите звук. Что происходит с

горлом? (Оно дрожит.)

     Значит, при звуке [з]- губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит

на нижних зубах, посредине языка идет сильная струя воздуха, ра-

ботают голосовые связки. Поэтому, звук [з] – согласный, твердый,

звонкий. Каким цветом можно его изобразить? Покажите сигналь

ные карточки мне и зайке. (Правильно, карточка должна быть синяя).

  1. Развитие  фонематического  слуха.

     Давайте поиграем в игру «Помоги  Зайке». Нужно поднять мор-

дочку  зайчика, если вы услышите звук [з].

  1. Соотношение звука с буквой.

     Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем и пишем.

Посмотрите!Покажите,как нужно писать букву З и напишите ее в воздухе.

(Показ буквы З и ее прописывание в воздухе).

     6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях:

-работа со слогами:

Игра «Собери домик для Зайки» - нахождение, проговаривание,

выкладываниебревнышек с гласными буквами в прямом и обратном

порядке.

     7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

-работа со словами:

Логопед: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А теперь

поиграем с зайкой в другую игру:

-игра «Добавь звук» - логопед произносит начало слова, а дети за

канчивают его звуком, а затем проговаривают слово целиком (на-  

пример, такие слова- во…, га…, та…, ла…, ра… и т. д.)

Логопед: Прекрасно! Быстро все получилось, но у меня еще есть  

упражнение:

-работа с предложениями:

-упр. «Составь предложение для зайки»-выставляетсякартинка зайца. Каж

дому ребенку нужно составить предложение со звуком [з] и про зайку.

(Ответы детей).

Логопед: Сэтим упражнением тоже все получилось хорошо, все

выполнили.

Логопед: Вы составили много предложений. Молодцы! А теперь

отдохнем.

      8.  Физкультминутка:

                        У зайки есть ушки, ушки-на макушке.

                       Есть 4 лапочки, все они в порядочке.

                                Носик, глазки, хвостик есть.

                                Любит зайка наш поесть.

Присаживаемся на свои места и попробуем по точкам написать бу-

кву З и разукрасить картинку со звуком З (детям раздаются листы с  

заданием.)

     9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ написания буквы:

(Дети прописывают букву по точкам и самостоятельно.)

(Дети разукрашивают картинки со звуком [з]. Во времявыполне-

ния этих упражнений проводится индивидуальная работа.)

    10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

Логопед: Ребята, кто справился с этими заданиями может нариcо-

вать любой рисунок со звуком [з] или картинку зайчика.

    11.  Рассматривание выполненных заданий, рассказывание  о

картинках, рисунках. Составление связных предложений по рисункам.

    12.Итог занятия и оценка деятельности детей.

Логопед: Дети, скажите, кто к нам сегодня приходил? С чем мы сегодня

познакомились? Какойзвук мы учили? (Звук [з]). Какую букву мы теперь

знаем? (Букву З.)

Вам понравилось на занятии? (Ответы детей). (Запись звонка телефона).Ой,

ребята, позвонила хозяйка зайки-девочка Зоя и зайка уйдет домой. Скажите

ему: «До свиданья!» А вы были сегодня активны, хорошо играли, выполняли

задания, умницы! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1.     Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;-учить опр...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.Цели: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».Уточня...

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [З – З`] и буква З.

В данном материале представлены приемы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....