Логопедическое занятие по ФФН в старшей и подготовительной группах в условиях логокружка на тему: "Звук[з] и буква З".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Логопедическое занятие по ФФН
в старшей и подготовительной группах
в условиях логокружка
на тему: "Звук[з] и буква З".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_luchshiy_urok.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное
учреждение детский сад № 31
отдела образования администрации
муниципального образования
Кавказский район
Учителя-логопеда: Корнюхиной А. В.
п.Мирской, 2016 г.
Пояснительная записка.
Данная разработка НОД возникла в условиях современной, насыщенной
событиями жизни и применение некоторых видов ЦОР для разнообразия
логопедических знаний в условиях логопедического кружка, усиливает
интерес детей и их родителей к коррекционной деятельности, активному
взаимодействию учителя-логопеда, родителей, воспитателями дошкольных
учреждений.
Разработка НОД по ФФН для старшей группы натему: «Звук [з] и буква
З» в условиях коррекционного логопедического кружка «Мой веселый
язычок», гдевремя проведения ограниченно, где важно быстро, умело,
качественно и эффективно выполнять задания, где важен конечный результат
– постановка звука, его закрепление, дифференциация с другими звуками-
всё это важно для учителя-логопеда, педагогов и родителей, должно
проходить в игровой форме, вызывая интерес детей ивзрослых.
Это НОД может проводиться в самом начальном этапе подготовки и
постановки свистящих звуков. Тема занятия: «Звук /з/ и буква З», в нем
используется свистящие звуки, а точнее- звук /з/.
Дети, которые могут участвовать при проведении этого занятия – дети
старшей и подготовительной групп. Дети разделены по подгруппам (4-5
человек), со схожими нарушениями речи-недостатками произношения
свистящих звуков, имеющих различные заключения,психологически дети
имеют различия:интраверты и эстраверты, дети с разной степенью
внимания, мышления, памяти, гиперактивные.
Данное занятие построено и разработано мной на основепрограмм
Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.«Коррекционное обучение и воспитание
детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1993 г.;
«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи 6-го года жизни», М., 1989 г.; «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»,
М., 2002,а также КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные
логопедические занятия вподготовительной группе с фонетико-
фонематическим недоразвитием.», и О.С. Гомзяк ««Говорим правильно в 6-7
лет» конспектыфронтальных занятий 2 периода обучения в подготовите
льной кшколе группе.», а еще практического пособия для воспитателей,
логопедов, методистов, родителей и гувернёров,основанного на опыте
работы Лыловой Л. С. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия с детьми дошкольного возраста» -2012 г.,
Целью моей непосредственной разработки являются – выполнение
артикуляционных упражнений для постановки звука /з/, тренировка в произ
несении этого звука, произношение звука /з/, его акустико-артикуляционный
образ,развитие дыхания и фонематического слуха, развитие ВПФ (внимания,
памяти, воображения), развитиемелкой моторики рук.
В НОД старалась проводить необходимые знания с интересными,
запоминающимися, разнообразными упражнениями, атакже провести
индивидуальную работу конкретно с каждым ребёнком по устранению
недостатков в речи (замена, искажение, отсутствие звука /з/ в речи).
Длительность проведения подобных занятий основывается на преодолении
и устранении недостатков произношения детьми звука /з/. Это НОД повреме
ни проведения не должно превышать установленных норм проведения НОД
в старшей группе-20-25 минут, в подготовительной группе – 25-30 минут.
Количество часов – 1 час за год.
Данное НОД представляет комбинированную структуру, гдеучаствуют все
дети. В занятии несколько этапов:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Соотношение звука с буквой.
6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.
7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
8. Физминутка.
9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ
написания буквы.
10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
11. Рассматривание выполненных заданий. Рассказывание о картинках,
рисунках. Составление связных предложений по рисунку.
12. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Цели:
1) Дать характеристику звука [з].
2) Автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.
3) Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
4) Развивать фонематический слух и восприятие.
5) Развивать лексико-грамматический строй и связную речь.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, картинки со
звуком [з], буква З, листы с рисунком змеи, мордочки зайца, лисьи
мордочки, листы с элементами буквы З, сигнальные карточки сине-
го и зеленого цвета, макет дома (бревнышки с гласными буквами,
крыша с изучаемым звуком – звуком [з], индивидуальные тетради,
игрушка-зайчик.
Ход занятия:
- Организационный момент-(стук в дверь, слышится голоса леса).
Логопед: Ой, кто это стучит? Пойду посмотрю. Посмотрите, это…зайка.
Он заблудился, не найдет своего дома. Давайте мы ему поможем?
Успокоим его и поиграем. (Ответы детей).
Логопед: Для того, чтобы помочь зайке, мы споем ему песенку:
- Зайка забавный у Зои живет.
Зоя не знает с зайкой забот.
Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з]). Правильно, мы будем
вместе с зайкой изучать звук [з] и букву З.
Но, прежде чем приступить к работе, мы покажем зайке как выполнять
артикуляционнуюгимнастику (показ картинок артикуляционных
упражнений из картотеки артикуляционных упражнений).
- Артикуляционная гимнастика:
для губ: упр. «Улыбка»-растягивание в улыбке губ;
упр. «Хоботок»-вытягивание губ вперед.
для языка: упр. «Блинчик»-разложить широкий язык на нижней
губе;
упр. «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними
просунуть язык и слегка подуть.
для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у
нижних зубов.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята, посмотрите, как я говорю звук [з], послушайте
как он звучит, произнесите звук [з]. (Дети произносят). Положите
ладошку на горло и еще раз произнесите звук. Что происходит с
горлом? (Оно дрожит.)
Значит, при звуке [з]- губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит
на нижних зубах, посредине языка идет сильная струя воздуха, ра-
ботают голосовые связки. Поэтому, звук [з] – согласный, твердый,
звонкий. Каким цветом можно его изобразить? Покажите сигналь
ные карточки мне и зайке. (Правильно, карточка должна быть синяя).
- Развитие фонематического слуха.
Давайте поиграем в игру «Помоги Зайке». Нужно поднять мор-
дочку зайчика, если вы услышите звук [з].
- Соотношение звука с буквой.
Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем и пишем.
Посмотрите!Покажите,как нужно писать букву З и напишите ее в воздухе.
(Показ буквы З и ее прописывание в воздухе).
6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях:
-работа со слогами:
Игра «Собери домик для Зайки» - нахождение, проговаривание,
выкладываниебревнышек с гласными буквами в прямом и обратном
порядке.
7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
-работа со словами:
Логопед: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А теперь
поиграем с зайкой в другую игру:
-игра «Добавь звук» - логопед произносит начало слова, а дети за
канчивают его звуком, а затем проговаривают слово целиком (на-
пример, такие слова- во…, га…, та…, ла…, ра… и т. д.)
Логопед: Прекрасно! Быстро все получилось, но у меня еще есть
упражнение:
-работа с предложениями:
-упр. «Составь предложение для зайки»-выставляетсякартинка зайца. Каж
дому ребенку нужно составить предложение со звуком [з] и про зайку.
(Ответы детей).
Логопед: Сэтим упражнением тоже все получилось хорошо, все
выполнили.
Логопед: Вы составили много предложений. Молодцы! А теперь
отдохнем.
8. Физкультминутка:
У зайки есть ушки, ушки-на макушке.
Есть 4 лапочки, все они в порядочке.
Носик, глазки, хвостик есть.
Любит зайка наш поесть.
Присаживаемся на свои места и попробуем по точкам написать бу-
кву З и разукрасить картинку со звуком З (детям раздаются листы с
заданием.)
9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ написания буквы:
(Дети прописывают букву по точкам и самостоятельно.)
(Дети разукрашивают картинки со звуком [з]. Во времявыполне-
ния этих упражнений проводится индивидуальная работа.)
10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Логопед: Ребята, кто справился с этими заданиями может нариcо-
вать любой рисунок со звуком [з] или картинку зайчика.
11. Рассматривание выполненных заданий, рассказывание о
картинках, рисунках. Составление связных предложений по рисункам.
12.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Логопед: Дети, скажите, кто к нам сегодня приходил? С чем мы сегодня
познакомились? Какойзвук мы учили? (Звук [з]). Какую букву мы теперь
знаем? (Букву З.)
Вам понравилось на занятии? (Ответы детей). (Запись звонка телефона).Ой,
ребята, позвонила хозяйка зайки-девочка Зоя и зайка уйдет домой. Скажите
ему: «До свиданья!» А вы были сегодня активны, хорошо играли, выполняли
задания, умницы! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.
Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1. Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’] и буквой «К»;-учить опр...
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
Очень важно развивать речь....
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.Цели: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».Уточня...
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [З – З`] и буква З.
В данном материале представлены приемы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....