Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию
в логопедической подготовительной
к школе группе
Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
У нас в гостях бабушка-Загадушка.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 9 «Дружок» комбинированного вида
г.Улан-Удэ Карпенко Е.С.
Цель: Закрепить характеристику звуков [з], [зь]. Познакомить детей с написанием букв З, з.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Учить печатать большую и маленькую букву З, з. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, составления схемы слов. Совершенствовать навыки составления предложений с опорой на схемы.
Коррекционно-развивающие: Развивать мелкую и общую моторику, зрительное внимание, слуховое внимание. Развивать фонематическое восприятие, слух. Координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные: Формировать познавательную активность. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, старательность.
Оборудование: Картинки ЗИМА, ЗУБЫ; схемы характеристики звуков; тетради, пеналы, иллюстрация буквы З, з. Карточки со схемами предложений.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Приветствие детей. Педагог в костюме бабушки Загадушки.
- Здравствуйте, ребята! Я бабушка Загадушка. Почему меня так зовут? (Ответы детей).
- А вы умеете отгадывать загадки?
II. Сообщение темы.
- Отгадайте мои загадки.
Дел у меня не мало - белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня… (ЗИМА).
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – отдыхают.
А чистить не будем - то их потеряем. (ЗУБЫ.)
- А вот моя следующая загадка. С какого звука начинается слово «ЗУБЫ». (Со звука [з]). С какого звука начинается слово «ЗИМА». (Со звука [зь].)
- Сколько звуков в слове «ЗИМА»? Значит, сколько букв нам надо напечатать?
Игра «Живые буквы». Найдите буквы. Можем напечатать это слово. Не хватает буквы З. Аналогично слово «ЗУБЫ».
- Как вы думаете, чем я предлагаю вам сегодня заниматься? (Мы будем учиться печатать букву З.
III. Характеристика звука.
- Для того чтобы отгадать мою следующую загадку вам нужно разделиться на две группы.
- А теперь выберите одну картинку. (Дети вытягивают картинку ЗИМА/ЗУБЫ. )
- А сейчас следующая загадка.
- Какие звуки обозначает буква З? (Звуки [з], [зь].)
- Расскажите о звуках с которых начинается слово на вашей картинке и выберите нужные карточки символы.
Дети рассказывают о звуках. (Звук [з] – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим; звук [зь] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом). Дети выставляют карточки схемы на мальбертах.
IV. Знакомство с буквой З, з. Развитие творческого воображения, мелкой моторики.
- А вот и буква З. (Показывается на Слайде.)
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка. В.Степанов
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3. С.Маршак
- На что похожа буква З.
V. Печатание буквы.
З з
VI. Физминутка.
- А сейчас я предлагаю вам не только отгадать мои загадки, но и показать отгадки.
Зонт. – Первый звук [з] последний [т]. Нужен нам во время дождя. – Дети показывают зонт.
Зебра. – Первый звук [зь], последний [а]. У этой лошадки одежда в полоску.
Похожа одежда её на матроску.
Живёт она в странах, где вечно жара.
Скорее скажите кто же она? (Зебра.)
Дети скачут как лошадки.
Заяц. – Первый звук [з], последний [ц]. Животное, у которого хвост короче ушей.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)
- Затем предлагается детям загадать похожие загадки. Один ребёнок загадывает, остальные дети показывают.
VII. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
- А теперь ребята мы сможем напечатать слова со звуками [з] и [зь]?
(Дети добавляют букву З в слова ЗИМА, ЗУБЫ.)
VIII. Совершенствование навыков составления предложений по схеме.
- И последняя моя загадка. Выставляются схемы предложений.
Что это за схемы?
- Сколько слов в предложении. Каждая группа составляет предложение со своим словом.
IX. Итог.
- Ребята, теперь вы сможете напечатать и прочитать слова со звуками [з] и [зь].
- Почему? (Мы познакомились с буквой З и научились её печатать.)
X. Саморефлексия.
- Ребята мне очень понравилось, как вы умеете отгадывать загадки.
- А вам понравилось у меня в гостях? Дети пальчиками показывают отношение к занятию. (Кулачок большой палец вверх – понравилось, большой палец вниз – не понравилось.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.
Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Знаний»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Звук [С]. Буква «С»
ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком и буквой С. Задачи: 1. Закреплять навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;учить выдел...
Путешествие в Звукоград. Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Дифференцирование звуков Т-Д
Цели:коррекционно-образовательные:учить детей различать по акустическим признакам звуки Т, Д;учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах;формировать навыки словообразования.коррекци...
Конспект открытого занятия по образовательной области "Речевое развитие" обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе
Конспект НОД был использован от автора Нищева Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного рвозраста" парциональная программа в ДОУ для детей подготовительной к школе группы за 2021-2022 учебный...