конспект занятия тифлопедагога "Развитие зрительного восприятия многопланового изображения"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Данное занятием относится к одному из четырех направлений тифлопедагогической коррекции: «Развитие зрительного восприятия».
Направление коррекции «развитие зрительного восприятия» включает ряд задач, в том числе развитие восприятия многопланового сюжетного изображения.
Уровень восприятие слабовидящими детьми сюжетных многоплановых изображений ниже, чем нормально видящими.
Исследованиями доказано, что знакомство детей с правилами изображения глубины пространства, обучение оценивать пропорциональное изменение величины предметов в зависимости от их удалённости по отношению к объектам первого плана, тренировка нестереоскопических механизмов восприятия глубины и удаленности улучшает ориентировку в плоскости картины, анализ величины предметов и в целом повышает уровень зрительного восприятия.
Таким образом, цель, задачи и содержание занятия обусловлено образовательной программой ДОО для детей с нарушением зрения и направлением коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия тифлопедагога "Развитие зрительного восприятия многопланового изображения" | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА
(Развитие зрительного восприятия)
Данное занятием относится к одному из четырех направлений тифлопедагогической коррекции: «Развитие зрительного восприятия».
Направление коррекции «развитие зрительного восприятия» включает ряд задач, в том числе развитие восприятия многопланового сюжетного изображения.
Уровень восприятие слабовидящими детьми сюжетных многоплановых изображений ниже, чем нормально видящими.
Исследованиями доказано, что знакомство детей с правилами изображения глубины пространства, обучение оценивать пропорциональное изменение величины предметов в зависимости от их удалённости по отношению к объектам первого плана, тренировка нестереоскопических механизмов восприятия глубины и удаленности улучшает ориентировку в плоскости картины, анализ величины предметов и в целом повышает уровень зрительного восприятия.
Таким образом, цель, задачи и содержание занятия обусловлено образовательной программой ДОО для детей с нарушением зрения и направлением коррекционной работы.
Тема: Юные художники.
Волшебник кисточкой взмахнул –
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул,
И дунул ветер влажный.
В. Данько
Цель: организация деятельности дошкольника, направленной на развитие зрительного восприятия многоплановой картины.
Задачи:
Коррекционного обучения:
- познакомить с правилами изображения пространства на плоскости:
- чем ближе предмет, тем на картине он изображается ниже, чем дальше – тем выше;
- чем ближе предмет, тем на картине он изображается больше, чем дальше – тем меньше;
- уточнить представления о временах года;
Коррекционного развития:
- научить учащихся оценивать пропорциональное изменение величины предметов в зависимости от их удалённости по отношению к объектам первого плана, тренировать нестереоскопические механизмы восприятия глубины и удаленности;
- учить обобщать воспринятое в виде придумывания названия к картине;
Коррекционного воспитания:
- учить детей взаимодействовать между собой.
Контингент детей: дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, слабовидение), 6-7 лет.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты: знает правила изображения пространства на плоскости и использует их в продуктивной детальности; анализирует размер объектов, позу, мимику человека и создает из деталей целостное изображение; придумывает название к изображению; работает в паре; при необходимости просит о помощи, оказывает помощь; пользуется различными видами источников знаний; проявляет интерес к профессии художника.
Технологическая карта занятия
Этап | Задачи этапа | Содержание деятельности | Используемые формы организации деятельности, методы, приемы | Результат |
Психологический настрой | Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка | Приветствие. Установление зрительного, тактильного контактов. Откройте ладошки солнышку Поздоровайтесь с солнышком, которое нам светит. Поверните ладошки вниз Поздоровайтесь с землей, на которой мы живем. Опять откройте ладошки солнышку И соедините ладошки друг с другом Чтобы вы сами с собой жили дружно. Педагог: У меня есть мечта! Хотите узнать какая? (одевает берет, шарф, берет в руки кисточку). Кто я? - Да, я мечтаю стать художником! - А вы умеете рисовать? А хотите научиться еще лучше? - Тогда позовем на помощь волшебную кисточку! Волшебная кисточка говорит, чтобы научиться рисовать, надо уметь внимательно смотреть вокруг. - Посмотрите вокруг и постарайтесь все запомнить. Теперь закройте глаза. - Значит, вы готовы научиться еще одному приему внимательного рассматривания. | Ситуативный разговор, психологический этюд «Давайте, познакомимся!». | Психологическая готовность к совместной деятельности. |
Методика коррекционного упражнения: зрительного восприятия через пенализатор (пенализатор – трубочка длиной 15 см черного цвета снаружи и внутри, с одной стороны трубочка закрыта кругом с отверстием d=5 мм): Один глаз закрываем ракеткой, к другому прикладываем пенализатор и сморим. Коррекционный эффект: ограничение поля восприятия, вследствие чего, рассматривая картину через пенализатор, ребенок вынужден водить взглядом по всей площади картины, рассматривая ее поэтапно, натыкаясь взглядом на новые предметы, изображенные на картине. В результате мы учим ребенка не смотреть в одну точку, а водить взглядом по всей картине, формируя целостность и последовательность восприятия. | ||||
Вводно-организационный | Вызвать интерес к содержанию занятия, направить внимания детей на проблему: как художник изображает на плоскости большое пространство. | Педагог: У меня есть любимая картина. Настоящая картина, настоящего художника. Хотите покажу? Только уговор, рассматривать ее будем внимательно, через подзорную трубу. Кто больше увидит? Готовы? Раз, два, три, смотри! (открываем картину) (закрываем картину) - Что увидел? Это город и деревня? Какая часть города изображена, площадь, улица, сквер? Какое время года? И т.д. Молодцы! Эта картина называется Волшебный город. И написал ее Железногорский художник Виктор Городищев (см. приложение, рис. 1). - Только я не могу понять, как художник на плоском холсте смог изобразить целую улицу с домами и башнями? Может, вы знаете? | Коррекционное упражнение: восприятие картины через пенализатор, игровое упражнения «кто больше увидел?», беседа с целью выявления уровня восприятия картины. | Привлечение произвольного внимания. |
Мотивационно-побудительный | Создание проблемной ситуации | Постановка вопроса: «Как художник изображает предметы на плоскости холста близко и далеко, хотя холст плоский?» | Беседа | Внутренняя мотивация на решение проблемы. |
Актуализация | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Вспоминание ранее имеющихся знаний. Измерение объектов картины с целью нахождения ответа на поставленный вопрос. Пособие, которое может быть использовано для решения проблемы, изображено в приложении, рис. 1. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. | Практическое измерение объектов картины, наблюдение, сравнение, обсуждение. | Получение информации, необходимой для успешного решения проблемы. |
Усвоение нового | Усвоение правил изображения пространства на плоскости. | Дети составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью педагога) Схематическая запись, выведенных правил: - чем ближе предмет, тем на картине он изображается ниже, чем дальше – тем выше; - чем ближе предмет, тем на картине он изображается больше, чем дальше – тем меньше. | Обсуждение, прием записи информации «пиктограмма». | Составленные правила, усвоенные правила. |
Динамическая пауза | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Педагог: Ох, совсем не легко быть художником. Надо не только рисовать еще и правила знать. - Теперь мы знаем два важных правила и можем немного отдохнуть. Вы любите танцевать? Тогда повторяйте за мной! Физминутка А теперь представьте, что ваш нос это длинный карандаш и напишите носом свое имя на всю стенку. Присели, закрыли глаза и послушали тишину. Потянулись, встрепенулись и проснулись! | Гимнастика в стихах, моторные упражнения для глаз. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Практическая работа | Использование правил изображения пространства на плоскости в продуктивной детальности; формирование умения анализировать размер объектов, позу, мимику человека при создании целостного изображения | Организация практической работы: - деление на пары; - предложение каждой паре из готовых деталей (изображения деревьев, домов, людей в различных позах разного размера) на готовом фоне создать картину; Совместное с детьми составление последовательности действий: 1. Выбрать фон (в соответствии с выбранным временем года). 2. Внимательно рассмотреть детали 3. Распределить их на картине по правилам…- чем ближе предмет, тем на картине он изображается ниже, чем дальше – тем выше; - чем ближе предмет, тем на картине он изображается больше, чем дальше – тем меньше. 4. придумать название картины 5. составить рассказ- презентацию, что изображено на картине. - Составление каждой парой детей картины (картины, которые получились у детей на моем занятии сморите в приложении, рис. 2). Организация общения в процессе и по поводу творческой деятельности. Оказание необходимой технической помощи и эмоциональной поддержки. | Составление плана совместной деятельности при помощи пиктограмм, упражнение творческого характера – составление картины. Форма организации деятельности – работа в парах. | Закрепление правил, овладение практическими навыками с использованием выведенных правил. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Вербализация | Вербализация чувств и переживаний детей актуализируемых в процессе создания продукта совместной деятельности. | Представление каждой парой своей картины. Словесное обсуждение, рассказывание о том, как воплощался замысел. Словесное выражение чувств и эмоций, преобладавших в процессе совместной деятельности. Самопроверка (возможно с помощью взрослого и других детей) правильности расположения объектов в соответствии с составленными правилами изображения пространства на плоскости. | Беседа (диалог, монолог, полилог). | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Овладение умением слушать, высказывать свое мнение. |
Заключительный | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. | А волшебный сундучок полон звезд и кисточка говорит, подари звезду каждому, чья картина или рассказ тебе понравился или просто с кем тебе было сегодня весело и интересно. Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и своего эмоционального состояния. Мотивация на дальнейшую деятельность: какие вопросы вы бы хотели задать художнику о его творчестве? Спешите окна свету отворять И не держите сердце на замке. Спешите людям радость раздавать, Так просто, необдуманно летать. | Беседа. Работа с экраном настроения. | Осознание себя как участника познавательного, процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Приложение
Рис. 1. Картина «Волшебный город». Художник В. Городищев.
Рис. 2. Деревья сначала располагаются горизонтально на плоскости. Дети цветными веревочками обозначают дерево, которое находится ближе и дальше. Затем деревья располагаются вертикально и, дети наглядно видят, что дерево, которое было ближе оказалось внизу (1-ый план), а то, которое было дальше – верху (3-ий план).
Название, придуманное детьми: «Зимние игры». | Название, придуманное детьми: «Летом весело играть!». |
Рис. 3. Работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"
Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе для детей с нарушением зрения.
Представлен конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе детского сада для детей с амблиопией и косоглазием....
Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию
Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию в старшей группе...
Презентация к занятию по зрительному восприятию на тему «Огород. Овощи» для детей среднего дошкольного возраста
Презентация к занятию по зрительному восприятию на тему «Огород. Овощи» для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект коррекционного занятия по развитию восприятия сюжетного изображения «Здравствуй осень»
Для реализации данного коррекционного занятия были поставлены следующие задачи: Образовательные:· Продолжать формирова...
Коррекционное занятие – развитие зрительного восприятия «Новые фигуры» в подготовительной группе.
Коррекционно-образовательные задачи:1. Закреплять представления о разнообразии геометрических фигур.2. Учить последовательно расчленять орнаментальную форму, называть ее части и пространственное ...
Особенности зрительного восприятия сюжетных изображений детьми с нарушением зрения.
В презентации даны краткие рекомендации для взрослых по организации с ребенком, имеющим нарушение зрения, ракссматривания картин, сюжетов, предметов....