Методическая разработка НОД «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nod_skoro_v_shkolu_-_kopiyano1.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
«Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР.
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»
Семенец В.А., учитель-логопед
детского сада № 33
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на адаптированной рабочей программе.
Парциальные программы:
- «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва, 1993 год, «Альфа»,Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, СПб: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2009г.
Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития. Стертая форма дизартрии», возраста – 6 лет, второй год обучения.
Занятие рассчитано на 30 минут и является итоговым.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативная
- Познание
Образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровая
- Мнемотехника
- Элементы логоритмики
- ИКТ
- Развивающая
Планируемый результат: подведение детей к пониманию значимости и ценности полученных знаний
Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях; систематизировать навыки анализа и синтеза, чтения слов и предложений; воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие:
- Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать связную речь и речевое общение.
2.Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).
- Формировать навыки фонематического анализа и синтеза. Выполнять звуковой анализ слов из 5-6 звуков.
- Закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие. Закреплять различие понятий звук-буква, слог, слово, предложение.
- Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.
- Развивать слуховое, зрительное внимание.
3.Воспитательные:
- Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление учиться в школе.
- Воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность, активность;
- Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
- Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
- Воспитывать доброе отношение друг к другу и чувство взаимопомощи.
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников
Подготовка к занятию
Материал:
Демонстрационный
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная презентация по теме.
Раздаточный
- Занимательный кубик.
- Карточки «Шифровальщики».
- Карточки «Непослушные буквы»
- Конверты со словами-перевертышами.
- Конверты «Цепочка слов»
- Карандаши цветные, фломастеры.
Предварительная работа
Закрепление знаний о гласных и согласных звуках; деление слов на слоги; звуковой анализ слов, деление на слоги; составление предложений, рассказов о школе; выполнение упражнений на координацию речи с движениями; отгадывание ребусов.
Индивидуальная работа
Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С»,»З», «Р»
Дима – правильное произношение звука «Р»
Максим – побуждать к активной работе , отвечать на вопросы.
Ход занятия
Оргмомент.
Скоро вы пойдёте в школу. Вам, конечно, интересно, готовы ли вы к школе? Вы уже многому научились, многое знаете. Знаете, что есть звуки и буквы.
- Что такое звуки ? (Слышим и произносим)
- Что такое буквы? (Пишем и видим, читаем)
- Какие бывают буквы? (Гласные и согласные)
- Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Какой секрет мы знаем про гласные и слоги? (Правило : Сколько в слове гласных – столько
и слогов)
- Сядут те ребята, кто назовет слово, состоящее из двух слогов. Назовите гласные в этих словах? (называют)
Чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания из этих конвертов
Основная часть.
1.«Занимательный кубик». Этот замечательный кубик даст нам много заданий
( кубик с картинками на различные звуки)
Подбросить кубик, посмотреть на верхнюю картинку.
- назови первый звук в этом слове;
- назови последний звук в этом слове;
- назови второй, третий звук в слове;
- назови только гласные звуки;
-сколько слогов в этом слове?
- составь предложение с этим словом.
( Ребята выполняют все задания)
2.Следующее задание вы увидите на экране. (Слайд № 2)
«Слово спрятано в картинках»
На экране картинки. По первым звукам в названии картинок составить слово.
Картинки: ЛУК – ИГЛА – САНКИ – АПЕЛЬСИН (Л-И-С-А)
- в кассе выложить это слово
- все буквы обозначить кружочками нужного цвета (зеленый-красный-синий-красный)
3.Экран вновь предлагает нам интересную игру. (Слайд №3)
«Упражнение на развитие зрительного внимания и зрительной памяти»
На экране мнемотаблица.
А | Т | О |
Ш | И | П |
У | М | Р |
Посмотрите на таблицу, запомните расположение букв. Теперь таблицу закрываю, а вы отвечайте на вопросы
- какая буква находится в правом верхнем углу? (О)
- какая буква находится в левом нижнем углу? (У)
И т.д.
У вас внимательные глазки и хорошая память. Хорошо запомнили расположение букв.
4.Д/И «Шифровальщики».
В этом конверте находятся важные документы, но они зашифрованы.
Нужно их расшифровать. Только очень внимательные смогут выполнить это задание!
Перенесите буквы в новые кружочки по стрелкам, прочитайте получившиеся слова. Можете выбрать слова из 5 ,6, 7 букв. ( Слова на карточках : УЧЕНИК, ТЕТРАДИ, УРОКИ, АЗБУКА, ЗВОНОК ). С этими словами составьте предложения.
5.Д/И «Рассыпались слова»
В этом конверте очень интересное задание. Но что это? Конверт оказался надорванным, и из него на стол вывалились карточки. Слова рассыпались, все слоги перемешались. Помогите мне собрать слова правильно. Необходимо взять нужные слоги и сложить слово. Прочитайте это слово.
(РУ-КА, МИ-ША, РО-СА, ЧАШ-КА, СО-БА-КА) (Дети составляют предложения)
Молодцы, вы составляете интересные предложения!
6. Динамическая пауза
Мы сегодня говорим о школе. А когда в школе можно подвигаться, побегать, поиграть
(На переменке). Давайте и мы устроим веселую переменку.
А сейчас все по порядку
Дружно встали на зарядку.
Руки в стороны - согнули ,
Вверх подняли - помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Через левое ещё.
Дружно все присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили ручки вниз.
7.Д/И «Непослушные буквы» (Предупреждение дисграфии)
Буквы кувыркаются, запутать нас хотят. Каждый получает карточку и поставит эти буквы на место (На карточке буквы написаны в неправильном положении). Рассмотрите внимательно. Каждую букву нужно вернуть на свое место и записать её правильно. Прочитайте слово и составьте с этим словом предложение (ШКОЛА)
Ш | К | О | Л | А |
Беседа «Почему ты хочешь в школу?» (В классе нас встретит учительница и новые друзья . Мы сядем за парты и приготовим ручку, тетрадь, школьные принадлежности. На уроках мы научимся читать, считать, писать. Узнаем много нового и интересного. Мы с радостью пойдем в школу!)
8. Д/И «Перевёртыши»
В каждом конверте находятся слова-перевертыши. Что это значит? Всего из двух слогов можно составить два слова. (НО-РА - РА-НО; ЧАЙ-КА – КА-ЧАЙ). Чтобы узнать, что эти слова вам понятны, составьте с ними предложения.(выполняют)
Молодцы! И с этой работой вы справляетесь без труда!
9. Экран (Слайд №5)
Д/И «Цепочка слов»
В конвертах находится набор картинок. Составь цепочку слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего слова. Первая картинка отмечена красным кружком. (Например; СтуЛ-ЛожкА-АпельсиН-НоскИ-Игла )
Заключительная часть. Рефлексия.
А теперь испытаем вашу память.
В самом начале занятия было «Слово спрятано в картинках»
Назовите мне эти картинки. (ЛУК – ИГЛА – САНКИ – АПЕЛЬСИН )
Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли. ( Называют)
Что понравилось? (Отвечают)
Что нового вы сегодня узнали?
Что легко было выполнить? (Отвечают). А что вызвало затруднения? (Отвечают)
Молодцы! Вы показали сегодня, что умеете справляться с очень трудными заданиями. Приятно было видеть, как вы помогали друг другу, как переживали за своих товарищей. Именно такими должны быть будущие ученики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказочному лесу».
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме «Фрукты. Сад»
Материал для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ...
Итоговое занятие в подготовительной группе «Фантазеры» (коммуникация + познание) Тема: «Скоро в школу»
Итоговое занятие в подготовительной группе «Фантазеры»(коммуникация + познание)Тема: «Скоро в школу»...
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: " В поисках пропавшей буквы".
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «В поисках пропавшей буквы».
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, на котором дети закрепляют пройденный материал по обучению грамоте....
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»
Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект может быть использован для показа открытого занятия для родителей и педагогов детского сада, цель которого – показать знания, умения и навыки детей, которые они получили в результате пр...