Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме «Фрукты. Сад»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Материал для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод.разработка. Фрукты. Сад.25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка непосредственно-образовательной деятельности

«Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

по лексической теме «Фрукты. Сад»

Семенец В.А., учитель-логопед

детского сада № 33

 

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на комплексной примерной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Парциальные программы:

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др. ; под редакцией Л.В.Лопатиной)

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 2-3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 5-6 лет, первый  год обучения.

Занятие рассчитано на 25 минут и является завершающим по лексической теме «Фрукты. Сад».

Цель: Закрепить и расширить представления детей о фруктах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить, расширить активный словарь по теме «Фрукты»; дать обобщающее понятие – фрукты;
  • Закрепить  определения, характеризующие внешний вид фруктов;
  • Закреплять навыки употребления в речи простых распространенных предложений с предлогами в ( в корзинке, в вазе), на (на дереве, на столе);
  • Закреплять навык образования существительных множественного числа;
  • Совершенствовать навык словообразования, словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление;
  • Закреплять названия геометрических форм (какой формы фрукт?)
  • Закреплять знания цветов и цветовых оттенков;
  • Упражнять согласовывать существительные с числительными 2 и 5;
  • Закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду взрослых;
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная
  • Познание

Образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровая
  • Мнемотехника
  • Элементы логоритмики
  • Развивающая

Оборудование:

Предметные картинки фруктов, настольная ширма, муляжи фруктов, план-схема для составления описательного рассказа. Мяч. Раскраски фруктов.

Предварительная работа

Беседа о фруктах, рассматривание картинок, раскраски. Чтение рассказов.

Ход занятия

Организационный  момент.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Сообщение темы занятия.

Предлагаю детям встать в круг на ковре.

- Сейчас я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: красное яблоко – красненькое яблочко. Желтый лимон.

1-й ребенок. Желтенький лимончик.

Аналогично провожу игру с каждым из детей.

- Молодцы! Отлично справились с заданием. Пройдите на стульчики. Сегодня мы продолжим с вами разговор о фруктах, поиграем.

Основная часть.

Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

Логопед: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы : Какой? Какая? Какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

Игра «Угадай – ка». (Составление загадок – описаний о фруктах).

Рассказывать о фруктах мы будем по плану:

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Что это?

Ставлю маленькую ширму и закрываю ею фрукты, лежащие на столе.

- Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанном за ширмой.

 Он оранжевый. Растет на дереве. Круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?

Дети. Это апельсин.

- Правильно. А теперь вы по очереди пробуете загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его.

Дети составляют загадки – описания.

Игра «Посчитаем фрукты»

Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать,  что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, яблочный пирог, яблочный компот            
слива –   сливовый сок, сливовое  варенье, сливовый компот                                           

груша – грушевый сок, грушевой варенье, грушевый компот                        
ананас – ананасовый сок, ананасовое  желе

апельсин   -  апельсиновый сок,    апельсиновое желе                         

персик – персиковый сок, персиковое варенье

виноград – виноградный сок, виноградное варенье

Динамическая пауза  (координация речи с движением)

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,                             Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                           «Выкапывают»  яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы

Известью, белилами.                                 Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор,                                 «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор:                                   В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

–  Дам в награду слив лиловых,                  Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Упражнение «У кого больше фруктов?» (Развитие навыка слогового анализа слов).

Приглашаю детей за стол.

- Сейчас мы проведем соревнование «У кого больше фруктов?» Я буду простукивать количество слогов, а вы будете подбирать названия фруктов с таким количеством слогов. За каждое название вы будете получать по фишке. Победит тот, кто наберет больше всех фишек.

Стучу три раза.

1-й ребенок. Я-бло-ко.

2-й ребенок. А-пель-син.

3-й ребенок. А-бри-кос.

4-й ребенок. Ви-но-град.

Так простукиваю ритмический рисунок еще нескольких слов, дети получают фишки за правильные ответы.

Игра «Доскажи словечко»

Спорим мы с братом доныне,                

Что же вкусней: арбуз или …

                

Ели мы в гостях у Наты-                      

Безопасные гранаты,                                

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны ...

Гость тропический у нас                       

Длиннохвостый …          

                         

А в подарке у Марины                             

Вкусно пахнут…          

                            

Ох, обманщики  вы, вруши,

не растут на елках…

Спеет на ветке она горделиво

Сочная, с косточкой, сладкая …

Нужен сахара вагон,

Чтоб с улыбкой съесть …

Детвора и обезьяны

Любят сладкие…

Заключительная часть.

Вам было интересно?

Давайте вспомним, какие  задания мы сегодня выполняли.

Что понравилось?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие игры понравились больше всего?

Что легко было выполнить?

А что вызвало затруднения?

А чтобы побольше узнать о фруктах , я дарю вам раскраски с изображением фруктов.

Раскрашивая их, вы вспомните наше занятие, все фрукты, о которых мы говорили.

Учитель-логопед Семенец В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"

Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...