Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 «Золотой ключик» г. Георгиевска»
Конспект
итоговой непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте детей
подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР
на тему:
«Путешествие по Островам Знаний»
Подготовила:
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №41
«Золотой ключик»
г. Георгиевска»
Денисова Н.Н.
г. Георгиевск
2022г.
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: совместная игровая образовательная ситуация.
Возрастная группа: дети подготовительной к школе группе (6-7 лет) с ТНР.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученные детьми во время проведения коррекционно-развивающей непосредственно-образовательной деятельности в течение учебного года в игровой форме.
Программное содержание:
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению, умение применять их в практической деятельности, игре.
коррекционно-развивающие:
- закрепить умение различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- закрепить понятия «согласные-гласные» звуки, умение различать согласные по твердости-мягкости;
- закрепить навыки звукового и слогового анализа слов, умение делить слова на слоги и определять место звука в слове;
- закрепить умение составлять из букв слова, преобразовывать одни слова в другие;
- закрепить навык чтения слов из 2-3 слогов;
- развитие фонематических процессов, речевого слуха и дыхания, слухового восприятия, памяти, внимания, связной речи, тонкой моторики;
- развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос, логически грамотно и последовательно строить своё высказывание.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии, интерес к учебной деятельности, к школе, желание правильно выполнять задания, умение работать в команде.
- воспитывать навыки самоконтроля за речью;
- создать положительную мотивацию к обучению в школе.
Предварительная работа:
Знакомство с гласными и согласными звуками, буквами. Выполнение графических диктантов. Словесные игры «Назови слово, на заданный звук», «Назови место звука в слове», «Раздели слова на слоги» и т.д. Д/и «Составь слово», «Читаем сами».
Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Оборудование: аудиозапись шума ветра, музыка из телепередачи «Вопрос на засыпку», воздушный шарик с письмом от Тётушки Совы, листки бумаги в крупную клетку и схема для слухового диктанта, карандаши, форма моряков (бескозырки и воротники), «схема путешествия по островам», картинки островов, кораблика, золотой рыбки, запись речевых звуков, интерактивная игра «Тюлени плывут, картинки везут» (портал «Мерсибо»), проектор, ноутбук, интерактивная доска, чудесная коробочками с буквами, кассы букв, фишки для звукового анализа, листки с заданиями «Какие буквы спрятались?», цветок с лепестками-картинками, карточки со словами, слоговые домики, загадки, предметные картинки к игре «Четвертый лишний», сундучок с медальками «Молодец!».
Методические приёмы:
-наглядный (картинки, карточки, пособия);
-словесный (совместная речевая деятельность);
-практический (выполнение заданий);
-игровой (пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент).
Используемые образовательные технологии:
-игровая технология;
-информационно-образовательная технология;
-здоровьесберегающие технологии.
Ход проведения:
1. Организационный момент. (Психоэмоциональный настрой)
Под музыку из телепередачи «Вопрос на засыпку» дети входят в группу.
Логопед:
| Встаньте, дети, полукругом, поздоровайтесь друг с другом. Возьмитесь за руки и послушайте меня внимательно. Дети встают полукругом, протягивают друг другу ладони, здороваются. |
| Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро, солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым И доброе утро длится до вечера! |
Давайте подарим друг другу улыбки. Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поделимся с ними теплом наших сердец (дети пальцами показывают сердечки). |
Ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите, к нему что-то прикреплено. Что же это? (Письмо!) От кого это письмо? (От Тётушки Совы). Хотите узнать, что в нем написано? Давайте его прочитаем! (логопед читает письмо) |
Письмо | «Здравствуйте, ребята!» Весь этот год вы хорошо занимались, выполняли домашние задания, запоминали буквы, выделяли звуки, учились читать и писать. Вы успели узнать много нового и интересного, и я думаю, что вы достойны стать хорошими учениками. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по островам знаний и выполнить интересные задания, которые я для вас приготовила. Надеюсь, что вы легко справитесь с ними, ведь вы смелые, дружные и умные дети. А когда вы справитесь со всеми заданиями, вы найдете сундук. Если сундук откроется легко, значит, вы все сделали правильно. |
Логопед: | Ну что, ребята, хотите отправиться в путешествие? Я думаю, что вы легко справитесь со всеми заданиями, которые будут ждать нас на нашем пути. |
2. Слуховой диктант «Кораблик» |
А на каком транспорте можно отправиться в путешествие по островам? (Ответы детей). Чтобы узнать, на чем будем путешествовать мы, давайте выполним слуховой диктант.
(у детей получился корабль). Что у нас получилось? Так на чем мы будем путешествовать? (На корабле). А кто плавает на корабле? (Моряки). Давайте мы тоже оденем морскую форму и станем моряками. (Дети надевают бескозырки и морские воротники) Все готовы? Тогда в путь. |
Логопед: | Отправляемся, друзья, Мы на чудо острова. Помоги нам ветерок, Паруса надуй, дружок! |
| Давайте, поможем ветру! |
3. Дыхательная гимнастика: вдох носом – выдох ртом. |
- Остров Звуков.
|
Логопед: | Вижу остров. Чем наполнен воздух на этом острове? а, и, п, в, с, т, о - (произносит логопед или запись). |
Дети: | Остров наполнен звуками. |
Логопед: | Правильно и это Остров звуков. Что такое звуки? Какие звуки бывают? |
Дети: | Звуки бывают гласные и согласные. |
Логопед: | Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? |
Дети: | Гласные звуки мы поём и тянем – для воздуха нет преграды, а согласные петь долго нельзя - воздух во рту встречает преграду. |
Логопед: | Что создает преграду? |
Дети: | Губы и зубы. |
Логопед: | Назовите, какие гласные звуки вы знаете? Тетушка Сова предлагает нам придумать слова на эти звуки. Какие слова начинаются на звук... (а, у, и, о, э). А какие согласные звуки вы знаете? Как можно произносить согласные звуки? |
Дети: | Согласные звуки можно произносить твердо и мягко. |
Логопед: | Давайте придумаем слова на согласные звуки. Например, на звук [т] (к, м, п…) |
Вы уже знаете, что в каждом слове звуки стоят все на своем месте. И Тетушка Сова предлагает нам поиграть в игру «Тюлени плывут, картинки везут» («Мерсибо») и определить место звука в слове. (Интерактивная игра) Вы хорошо справились с этим заданием. Поплыли дальше. |
- Остров Букв.
|
Логопед: | И вот мы подплываем к следующему острову. На этом острове какая-то «Чудесная коробочка». Вам интересно, что в ней? Давайте угадаем, что находится внутри. Послушайте загадку: |
| В чудесном домике живут Весёлые друзья. Их всех по имени зовут - От первой А до Я. Что в коробочке? Как вы думаете? |
Дети: | Буквы. |
Логопед: | Что такое буквы? (Это то, что мы видим и пишем). Назовите их. Скажите, а какие буквы мы читаем всегда твердо (мягко). Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый и мягкий знак). Правильно. А как называется то, когда все буквы расположены по порядку? |
Дети: | Алфавит. |
Логопед: | Верно. Мы с вами знаем уже все буквы. И можем выполнить следующее задание Вам нужно внимательно посмотреть и угадать «Какие буквы спрятались?» (Каждый ребенок отдельно выполняет задание вписывает угаданные буквы в пустые клеточки)
Молодцы! И с этим заданием вы справились. |
| А теперь скажите, для чего нам нужны буквы? |
Дети: | Из букв можно складывать разные слова, а из слов предложения. Вот вам следующее задание. |
Логопед: | Давайте откроем домики для букв (кассы) и выложим слово – МИШКА. Сделайте звуковой анализ этого слова с помощь. цветных фишек. Сколько гласных в этом слове? (Две). Сколько твердых согласных? (Две). Сколько мягких согласны? (Один) А теперь давайте превратим слово МИШКА в слово МЫШКА. МЫШКА МОШКА МОШКА КОШКА А еще мы с вами можем из букв придумывать слова. Возьмите 4 буквы – у, а, ж, л и положите их так, чтобы получилось слово. Какое слово у вас получилось? (ЛУЖА). Молодцы. Задания с буквами вы выполнили отлично! |
| Отправляемся дальше. |
- Остров Слов.
|
Звучит фонограмма ветра. |
Логопед: | - Ребята, что-то ветер сильный поднимается. Закройте скорей глаза, чтобы пыль и соринки туда не попали. Не открывайте их, пока ветер не стихнет. |
(Пока дети стоят с закрытыми глазами, логопед выкладывает цветок. Ветер стихает, дети открывают глаза) |
| Ветер, ветер, ветерок, а принёс он нам цветок. |
| Ребята, посмотрите, какой необычный цветок принес нам ветер. На лепестках этого цветка картинки, а в руке у меня карточки со словами. Вы слова все прочитайте И картинки подбирайте. Вам надо прочитать слово на своей карточке и подобрать нужную картинку. (Дети читают слово на карточке и подбирают подходящую картинку на цветке). А теперь… Слова на слоги разделите И в слоговые домики их определите. |
Логопед: | А теперь каждый из вас должен прохлопать своё слово, определить сколько слогов в этом слове и поместить слово в нужный слоговой домик. Это наши слоговые домики. Вам необходимо в домик с одним окном, поселить слова, в которых 1 слог, в домик с двумя окнами поселить слова с двумя слогами, а в домик с тремя окнами поселить слова с 3 слогами. Дети отхлопают слово по слогам и помещают свою картинку в слоговой домик. |
Логопед: | Молодцы! Отправляемся дальше. (появляется «золотая рыбка»). Ребята, кто это? «Золотая рыбка». |
Логопед: | Правильно. Рыбка просит поиграть с ней. |
- Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. | - покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону. | Рыбка, рыбка, озорница, | - грозят пальчиком. | Мы хотим тебя поймать. | - медленно сближают ладони. | Рыбка спинку изогнула, | - медленно наклоняют вперед сложенные ладони. | Крошку хлебную взяла. | - делают хватательные движения обеими руками. | Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | - покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево. |
|
- Остров Загадок.
|
Логопед: | Мы плывем дальше. И вот он следующий остров – Остров загадок. На м предлагают отгадать загадки-выбиралки. Слушайте внимательно и выбирайте нужное слово. |
| Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой? Стол «дружит» с тестом или с креслом? Шкаф «дружит» с полкой или с иголкой? Кастрюля «дружит» с мышкой или с крышкой? Рыбак «дружит» с рыбкой или с улыбкой? Король «дружит с троном или с поклоном? Корка «дружит» с крошкой или с ложкой? |
| А теперь отгадайте Загадки-обманки. Вам нужно внимательно дослушать загадку до конца и сказать, так ли это. Если вы услышите неправильный ответ, предложите другой. И так, слушайте. |
|
Кукарекает спросонок Милый, добрый ПОРОСЁНОК. Кто грызёт на ветке шишку? Ну конечно - это МИШКА. Кто с утра в хлеву мычит Я так думаю, что КИТ. Нарушая утром тишь, Распевает в роще МЫШЬ. | Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый ВОЛК. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает КОРОВА. Над лесом солнца луч потух Крадется царь зверей ПЕТУХ. В чаще голову задрав, Воет с голоду ЖИРАФ. |
|
| Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Остров загадок остается позади. А мы плывем дальше. |
- Остров «Школа».
|
Логопед: | Вот перед нами следующий остров. Как он называется вы сможете узнать, если отгадаете еще одну загадку. |
| Большой, просторный, светлый дом. Ребят хороших много в нём. Красиво пишут и читают. Рисуют дети и считают. (ШКОЛА) |
Логопед: | - Скоро вы все пойдете в школу. - Зачем нужно ходить в школу? - Как вас будут называть, когда вы пойдёте в школу? |
Логопед: | Вы наверняка уже знаете, что будете складывать в свой портфель (школьные принадлежности). Вот вам задание, которое называется «Четвёртый лишний». |
- Что же лишнее среди предметов в 1 ряду: линейка, кисточка, пылесос и портфель (пылесос).
А для чего нужен пылесос? (с помощью пылесоса мы делаем уборку, он сосет пыль). - Что лишнее во 2 ряду – автобус, ручка, книга, пенал? (автобус).
Почему? (потому что автобус - это транспорт). - В 3 ряду: тетрадь, кастрюля, карандаш, краски (лишняя кастрюля, потому что это посуда).
А для чего нужна кастрюля? (варят суп, макароны, кашу). |
Логопед: | Вот ребята и закончилось наше путешествие по ОСТРОВАМ ЗНАНИЙ, мы с вами выполнили все задания. Думаю, что Тётушка Сова убедилась, что к школе вы готовы. Молодцы! |
Рефлексия. |
Логопед: | Ребята, а вам понравилось наше путешествие? От кого мы получили письмо? Какие задания выполняли? Какое задание больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? И мне вы понравились за внимательность, старание, за правильные ответы. А вот и наш сундучок, о котором говорила нам Тетушка Сова. Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в нем. Логопед открывает сундучок и достает медали с надписью «МОЛОДЕЦ!», награждает детей под музыку из телепередачи «Вопрос на засыпку». |