" ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР "
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос об особенностях развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития, а также необходимость организации целенаправленной коррекционной работы по формированию элементов словесно-логического мышления у дошкольников данной категории. В статье представлены материалы по подбору игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у дошкольников с использованием личного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

" ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР "

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос об особенностях развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития( далее  ЗПР), а также необходимость организации целенаправленной коррекционной работы по формированию элементов словесно - логического мышления у дошкольников данной категории.

                  Обучение детей с ЗПР чрезвычайно затруднено вследствие смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями познавательной сферы, двигательной и речевой недостаточностью. Опыт показывает, что у детей рассматриваемой категории в наибольшей степени страдает формирование логических операций мышления.

                   Отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

- в недостаточности мотивационного компонента, проявляющегося в низком познавательном интересе и активности детей с ЗПР;

- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной низкой потребности ставить цель, планировать свои действия;

- в длительной несформированности операционного компонента, умственных действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации, систематизации, аналогии, абстрагирования;

- в нарушении гибкости, динамичности мыслительных процессов.

Своевременное формирование и развитие логических операций, стимулирование интеллектуальной активности и оптимизация мыслительной деятельности у детей с ЗПР качественно изменяют развитие познавательной сферы дошкольников и составляют существенную предпосылку успешного усвоения знаний в процессе школьного обучения и социализации. Методическое руководство процессом развития логической сферы у детей с ЗПР не только возможно, но и является высокоэффективным при организации специальной развивающей работы. Выбор занятий в форме игры обоснован деятельным принципом коррекции, который определяет деятельность как ведущую силу развития. Игровой процесс приобретает особое значение для детей с ЗПР, так как в игре у дошкольников легче происходит развитие познавательного интереса к результату своей деятельности, активизируется речь в процессе выполнения проблемной задачи.

                   Следует отметить, что главное – не в увеличении количества игр, а в их повторяемости, последовательности, постепенном усложнении, возможности самостоятельного поиска решения задачи ребенком. В ходе предварительного этапа формирования аналитико - синтетической деятельности следует научить ребенка поочередно выделять элементы того или иного объекта (признаки), а также соединять их в единое целое. Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение и в умении включать выделенные признаки и соединенные элементы в новые связи.

                   Эта взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития словесно - логического мышления.

 С этой целью проводятся следующие игры: «Что игрушка рассказывает о себе?», «Со всех сторон», «Отгадай по описанию», «Картинки – половинки», «В магазине», «Разрезные картинки», игры с мозаикой, конструкторами. В процессе основного этапа работы по формированию мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения, сериации, аналогии) дети приеняют имеющиеся у них знания об объектах, переносить прошлый опыт в новые условия. При сравнении предметов, явлений сначала находят признаки различия объектов, а затем - признаки их сходства. Важно обращать внимание детей на скрытые свойства предмета, недоступные непосредственному восприятию (при сравнении яблока и груши находим признак сходства - принадлежность к родовому понятию «фрукты»). На формирование умения сравнивать направлены все игры вида «Найди такой же», «Найди отличия», «Найди это по указанным признакам». Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний педагога на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

               Формирование у детей способности самостоятельно классифицировать и делать обобщения является крайне важным. Классификацию можно проводить по заданному признаку. Сначала признаки должны быть доступными для ребенка (название, цвет, форма, величина), а также по другим признакам: «Что можно кушать и что нельзя», «Кто живет дома и кто живет в лесу», « Что растет на дереве и что на грядке» и т.д. Далее детей учат группировать предметы (объекты) по родовому признаку (овощи, фрукты, посуда). Название групп (принцип классификации) задает педагог, а дети выполняют разделение. В другом случае классификация выполняется на основе констатирующего словесного обобщения. В этом случае педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а дети самостоятельно находят соответствующий признак.

               В третьем случае классификация предметов выполняется на основе опережающего словесного обобщения. Ребенок сначала называет группу, а затем отбирает соответствующие этой группе картинки. Дидактические игры «Наведи порядок», «Разложи картинки», «Парочки» дают возможность упражнять детей в классификации самых разных объектов. Все приведенные выше примеры сравнения и классификации завершались обобщениями. Формировать понятие необходимо в течение довольно длительного времени на различных занятиях. Педагог -дефектолог соответствующим образом организует работу над заданием: подбирает объекты, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы «подвести» детей к нужному обобщению. Его формирование продолжается в таких дидактических играх, как «Построй дорожку», «Назови одним словом», «Три предмета», «Четвертый лишний», «Закрой картинки», «Продолжи ряд» и другие. Для формирования умения выполнять операции сериации эффективны следующие игры: «Поезд», «Помоги поставить по росту», «Построй заборчик», а также игры с матрешками, пирамидками, стаканчиками и т.д. Сериации могут быть организованы по «росту», по цвету, по размеру, по другим качествам предмета («Кто сильнее?», «Кто старше?», «Что тяжелее?» и др.).

               Для обучения детей действовать по аналогии хорошо использовать дидактические игры «Кому что подходит», «Подбери по смыслу», когда ребенок выделяет и удерживает в памяти главный существенный признак, устанавливает логические связи и отношения между понятиями. Развитие логической сферы ребенка предполагает формирование умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи. Опыт показывает, что при выполнении всех приведенных выше заданий ребенок с ЗПР упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

        Хорошие результаты  по развитию психических процессов у детей с ЗПР, в том числе и элементов словесно – логического мышления наблюдаются у детей, посещающих в нашем ДОУ клуб "Мир открытий".

               Раз в неделю в одном из помещений нашего сада гостеприимно открывает свои двери клуб «Мир открытий». Игротека одна из эффективных форм работы по развитию познавательной активности детей  дошкольного возраста с ОВЗ и помогает решать ряд задач в обучении и воспитании  дошкольников:

1.развитие речи . моторики и других психических процессов.

2.развитие коммуникативных навыков.

3.создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности в том числе совместной .

4.развитие умения детей работать в группе сверстников и воспитание уважительного отношения и взаимопомощи друг к другу. Вход в клуб строго по пригласительным билетам. Его посещают дети разных возрастных групп, каждый ребёнок может  найти себе  здесь занятие по интересу. Кто-то хочет складывать по образцу животных, кто-то рисовать на песке или выкладывать последовательно змейку из геометрических фигур и т.д.  Тематика игр клуба разнообразна это игры по развитию всех видов психических процессов .математические и речевые. Широко  используются настольно- печатные игры(«Семицветик». «Последовательности», «Кольца Ллулия», кубики Никитина, всевозможные танграммы и др.) словесные игры («Закончи предложение», «Кто больше знает» «Подбери слово» и др.) игры с песком. Каждый раз наш клуб посещают гости это сказочные персонажи Песочная Фея, домовёнок Кузя, Крокозябрик и др. Педагог организовывает совместную деятельность детей помощь друг другу, старшие дети берут на себя ведущие роли и помогают младшим детям по их просьбе. Главное соблюдать в игротеке общепринятые правила ,нельзя отбирать у другого ребёнка игрушки или игры и не ломать результаты его труда и помнить что надоевшую игру всегда можно поменять на другую. В конце встречи детям даются небольшие подарки, например, заготовки танграммов, игры головоломки.

Обобщая педагогический опыт и вышеизложенное можно сделать вывод, что дети с ЗПР – особая категория детей, которая нуждается в квалифицированной коррекции мыслительной деятельности. Представленная система дидактических игр, построенная на использовании разнообразного занимательного материала и эффективно развивает элементы словесно – логического мышления у детей с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста посредством словесных игр

Формирование  логического мышления  ребенка должно проходить с помощью соответствующих его возрасту игр. Словесные игры способствуют развитию  речи, внимания, памяти, воображения, мышле...

«Развитие логического мышления у детей с ОВЗ, посредством дидактических игр»

В материале подобраны дидактические игры, которые развивают мышление детей старшего дошкольного возраста и мыслительные операции (анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, сериация и др.)....

Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)

Целью данной работы является  теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошк...

Консультация для педагогов: «Особенности формирования элементов словесно - логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений»

В основу развития логической сферы ребенка лежат мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Игровой процесс приобретает особое значение для детей с ЗПР, так как в игре у дошколь...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр

Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении  пяти  лет.  Для решения проблем...