Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Елена Алексеевна Мушкова
Целью данной работы является  теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошкольников с ЗПР в образовательной области «Познание» 
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:        
 1. Анализ и обобщение теоретического  и практического опыта отечественных исследований,  посвящённых изучению особенностей развития мыслительной  деятельности детей с ЗПР .                                                                                                
2.На основе материала провести исследовательскую работу по определению уровня овладения мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, классификацией у дошкольников                                                                             
 3.Разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР
4.Предложить методические рекомендации педагогам и родителям по формированию элементов логического мышления детей с ЗПР                                                    
Практическая значимость работы- разработанный комплекс дидактических игр и упражнений по развитию элементов логического мышления может найти применение в работе педагога - дефектолога с дошкольниками с ЗПР.    
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_2016-2018.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема :

Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки) 

                                                 Учитель-дефектолог

 МБДОУ№156

                                                 Мушкова Е.А

                                               

Мурманск 2018

Целью данной работы является  теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошкольников с ЗПР в образовательной области «Познание»

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:       

 1. Анализ и обобщение теоретического  и практического опыта отечественных исследований,  посвящённых изучению особенностей развития мыслительной  деятельности детей с ЗПР .                                                                                                

2.На основе материала провести исследовательскую работу по определению уровня овладения мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, классификацией у дошкольников                                                                            

 3.Разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР

4.Предложить методические рекомендации педагогам и родителям по формированию элементов логического мышления детей с ЗПР                                                    

Практическая значимость работы- разработанный комплекс дидактических игр и упражнений по развитию элементов логического мышления может найти применение в работе педагога - дефектолога с дошкольниками с ЗПР.    

К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно- действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно- образного, оставляющего основу успешного обучения в начальной школе, кроме того у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребёнка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

По данным Т.В. Егоровой, У.В. Ульенковой, Т.Д. Пускаевой,  В.И. Лубовского и др., отставание мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

- в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

-нерациональности регуляционно- целевого компонента, обусловленного отсутствием потребности ставить цель, планировать действия, искать рациональный способ решения, склонностью действовать методом эмпирических проб;

-длительной несформированности операционного компонента. т.е умственных операций анализа, синтеза. Абстрагирования, обобщения, сравнения;

- нарушение динамической стороны мыслительных процессов.

Наибольшие затруднения вызывает у детей с ЗПР выполнение заданий. Требующих словесно- логического мышления.

Кроме того существуют общие для детей с ЗПР проблемы:

- недостаточно развиты базовые мировоззренческие категории;

- дети не умеют подтвердить свои суждения;

- не развиты коммуникативные навыки;

- трудно устанавливаются причинно- следственные связи;

- страдает речемыслительная деятельность;

- не развито понятийное мышление;

- дети затрудняются в определении «часть- целое». Затруднены операции «включения»- выделенности и включённости в группу;

- недостаточна концентрация и устойчивость внимания;

- страдает опосредованная память, не понимают модели, схемы, обобщения;

- не умеют действовать по правилам;

- страдает знаково- символическая функция сознания- затруднён перевод информации из второй сигнальной системы в первую и обратно;

- недостаточна гибкость мышления и творческий подход к решению поставленных задач.

Отсюда вытекают задачи коррекции и развития:

- научить детей анализировать в процессе предметно- практической деятельности;

- научить выделять существенные признаки;

- научить понимать простейшие причинно- следственные связи и тем самым активизировать познавательную сферу.

Из всего многообразия дидактического материала и обучающих методик необходимо выделить счётные цветные палочки «Куизинер» и  « логические блоки Дьеныша».

Привлечение в качестве дидактического материала множеств предметов с разнообразными свойствами даёт возможность тренировать детей в выполнении логических операций над свойствами конкретных предметов, входящих в рассматриваемое множество. Это позволит выявить логические связи и уяснить простейшие логические операции. Рекомендуется проводить анализ одних и тех- же предметов с точки зрения формы, размера, количества выделенных элементов. Группировка, в зависимости от того, какой из признаков служит основанием для обобщения, помогает выработке гибкости мышления. Умение выделять в наглядной ситуации признаки объектов в зависимости от условной задачи, видеть сочетание этих признаков в одном предмете свидетельствует об обратимости мыслительных операций, совершаемых от общего принципа к наглядной ситуации и обратно. Кроме того, умение давать словесный отчёт после выполнения очередной группировки предметов позволит закрепить через слово принципы обобщения предметов, способствуя тем самым возникновению двусторонних связей между словом и той реальностью, которое его выражает. Следовательно, использование приёма классификации объектов в различных вариантах способствует преобразованию видимой их формы в графическую структуру, тем самым развивая мышление и речь.

Работа с блоками Дьеныша и палочками Куизенера помогают развить у ребёнка все виды мышления.

Использование логических блоков и палочек в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших  логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Блоки Дьеныша

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого «блоки ДЬеныша»): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Логический материал (блоки Дьеныша) различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Использование блоков позволяет моделировать понятия математики и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Также позволяет строить высказывания. Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному. Двум или трём свойствам  с учётом наличия или отсутствия каждого.

1.Сначала предлагаются самые простые игры:

а). « Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (размеру, форме).  «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (форме, размеру).

б). «Цепочка»

От  произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и.т.д);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера. Но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

в) «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочерёдно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по разному. Например:

а) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера ( такими же по размеру и форме. Но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

г).  «Раздели фигуры»: найди все круглые, все большие и т.д.

2.Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их  свойства изображены на карточках.

Так цвет обозначается пятном. Величину- силуэтом домика (большой, маленький).

Форму- контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Толщину- условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре у детей появляются такие определения: это красный. Большой . круглый. Толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

Игровые упражнения проводятся так: ребёнку или группе детей предъявляется карточка  предлагаются найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками. Где в первой из них изображено свойство. Ребёнок заполняет остальные клетки блоками  соответствующего свойства. Игра называется «Все в ряд».

После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков. Как по слову. Так и с использованием карточек.

Предлагаются такие игры: «Кто быстрее соберёт блоки», «Поручения», «На своё место», Например, ведущий говорит: «Кто быстрее всех соберёт все красные блоки». «Саше поручается собрать все круглые блоки». «Все толстые блоки положите на своё место- в большой обруч..»

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали всё быстро и качественно.

Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих. Что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи.

3. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность.

Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра «Мышки- норушки») помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков- «запасов на зиму» в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые…

Успешно проводятся и другие игры «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет».

Домики заселяются жёлтыми жильцами- блоками, либо квадратными. В другой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки… Победителями оказываются те. Кто первыми безошибочно выполнит задания.

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например:

Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры: «Переводчики». «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках. Перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по- разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей.

4. Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.

Начинать лучше всего с игр «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход». Разложи блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. «Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны «висеть» не квадратные и  красные, жёлтые и треугольные…блоки в игре «На свою веточку».

5. И, наконец, наиболее сложные задачи- это задачи на разбиение по двум и более свойствам.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Палочки Куизинер

Комплект цветных счётных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Куизинер».

 С математической точки зрения палочки- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Цвет и величина, моделируя число, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

 Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерений. Дети приходят к выводу, что число появляется в результате счёта и измерений на базе практической деятельности, в результате упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью этого пособия детей легко можно подвести к осознанию отношений «больше- меньше», «больше на - меньше на». Научить делить целое на части, измерять объекты условными мерками. Освоить в процессе этой практической деятельности состав числа из единиц и двух меньших, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению. Кроме того, играя с палочками. Дети осваивают понятия левое», «правое», «длинное», «каждый», «одна из», «какой- нибудь», «одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

 Выбор цвета не случаен. Палочки 2. 4. 8 образуют «красную семью». Они чётные, т.е кратны двум. «Синее семейство» 3, 6, 9 кратны трём. Числа, кратные пяти- жёлтые оттенки 5, 4. Кубик белого цвета- целое число, раз укладывается по длине любой палочки. Число 7 обозначено чёрным цветом. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.                                                                                             Таким образом, каждая палочка- это число, выраженное цветом и величиной. Это пособие соответствует задачам, обозначенным, как проблемные при подготовке к школе.

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружая из них постройки, дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

Палочки и блоки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников с ЗПР, уровню развития детского мышления.

Игры -головоломки

Для  организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности (в том числе элементов логического мышления) с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления. Что в свою очередь предполагает использование максимально приближенных к основной деятельности дошкольника методов и средств обучения. В том числе занимательных задач и развивающих игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного решения, рефлексии, а в целом- интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Одним из видов игр, специально созданных для умственного развития, являются игры –головоломки, т.е. загадки, задачи, требующие для своего решения развития догадливости, сообразительности. Догадке, как способу решения головоломки предшествуют такие мыслительные операции, как сравнении, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. они осуществляются в условиях активного поиска, творческого подхода.

Классифицируют игры- головоломки по разным признакам: по содержанию, значению,  характеру мыслительной деятельности. Особенностям материала и тд. Например. З.А Михайлова, относя головоломки к разряду развлечений, подчёркивает: любая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего                               «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи. З.А. Михайлова предлагает следующую классификацию головоломок:

- арифметические (угадывание чисел);

- геометрические (на разрезание с проволокой);

- буквенные (кроссворды, шарады);

- старинные головоломки (с палочками).

Игры – головоломки содержат значительный потенциал для развития мышления детей, задействуют разные виды и формы мышления, актуализируют мыслительные действия и операции, развивают осознание ребёнком своей собственной деятельности, творческого мышления.

Содержание игр- головоломок со шнурком составляется с учётом специфики дошкольного возраста.

Атрибуты игр весьма просты: доски, размером 120*120 мм с колышками (16, 25, 36 штук) находящимися на равном расстоянии друг от друга; шнурок длиной 1 м; карты- схемы. Форма досок может меняться, расположение колышков, карты- схемы тоже.

Опыт использования данного вида головоломок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР показал: дети, проявляя заинтересованность, желание продолжать игру, часто затрудняются в применении схемы, не использовали имеющиеся у них счётные навыки и умение ориентироваться в пространстве.

В связи с этим рекомендуется придерживаться определённой последовательности при организации игр- головоломок со шнурком, включая два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

-развитие инициативы и самостоятельности детей, воображение и действия: копирующие; в частично изменённых условиях; творческие;

- знакомство детей с планом, его использование в игровой деятельности.

Предлагаемые на этом этапе задания должны носить игровой и практический материал и опираться на образное мышление детей, но в то же время развивать элементы логического мышления.

Завершением подготовительного этапа является работа по совершенствованию ориентировки детей в пространстве с помощью плана.

Основной этап включает знакомство с атрибутами игры, составление плана досок, творческие задания, знакомство с принципом игры по схемам, развитие умения самостоятельно пользоваться ими.

Знакомство с атрибутами игры- головоломки может проходить в форме самостоятельной деятельности детей или совместной деятельности дефектолога с детьми. В качестве героев к игре можно взять божью коровку, кузнечика или муравья. Ползая по доскам, насекомые могут оставлять различные следы, обозначенные шнурком. Они могут пойти между колышками, обойти колышки налево, вверх. Сделать петельку. Пойти по треугольнику, квадрату.

Рекомендуемая литература

  1. «Давайте поиграем» Математические игры для детей 5-6 лет. (Под ред. А.А.Столяра. М. «Просвещение», 1991 г.)
  2. Касабуигский Н.И. и др. Математика «О». Минск 1983 г.
  3. Менчинская Н.А., Моро М,И, Вопросы методики и психологии и обучения арифметики в начальных классах. М. 1965 г.
  4. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Куизенера как средство математической подготовки дошкольников. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. ЛГПИ им. Герцена., Л,1990 г.
  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников. Методическое пособие (Библиотека программы «Детство» СПб., «Детство-пресс» 2000 г.
  6. Столяр А.А Методические указания к учебному пособию «Математика «О». Минск 1983 г.
  7. Сумина И.В., Михайлова З.А.. Серова З.А.Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. Дошкольное воспитание. 1989, №10
  8. Фиддер М. Математика уже в детском саду. М.1981 г.
  9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (Под ред. А.А. Столяра М. Просвещение 1988 г.)
  10. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е.А. сборник Л.1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений»

Работая, в этом году с воспитанниками старшего возраста определила, что одним из основных принципов при организации познавательной деятельности в математическом развитии детей должно быть направление ...

«Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом воз...

Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...

Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)

Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...

Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природ...