Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр
занимательные факты по математике (старшая группа) по теме
это материал из моего опыта работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении пяти лет. Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая над опытом формирования логического мышления у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:
1 .Изучение эффективности развития мышления старших дошкольников с использованием дидактических игр как на занятиях, так и вне занятий. 2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,
( сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации,
кодирования со знаком отрицания. Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.
Группа детей, с которыми я работаю не первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Так как я работаю по программе «Детство»,то в основном это игры на развитие логического мышления, их я использую, как в игровой деятельности, так и на занятиях. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования элементов игр . Постепенно задания усложняю. Играя с палочками Кюизенера у детей повышается уровень детского мышления ,в основном наглядно-действенный и наглядно-образный. Ведь цветные числа дают возможность сконструиро -вать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине), с последователь -ностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет, познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел), усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения <, >, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. познакомить со свойствами геометрических фигур, развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.), развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Дидактические игры с Блоками Дьенеша такие как: «Житейски истории», «Лабиринты», «Транспорт к выезду готов» , «Восстанавливаем разрушенный город»»,»Выкладываем дорожки» и другие развивают прежде всего логическое мышление, формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации . кодирование со знаком отрицания); Воспитывают самостоятельность , инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развивают творческие способности , воображение , фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой я определила цели и задачи своей работы.
Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие). Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не,классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков ,стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила , что наибольший
интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие
логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания
настольных , творческих и дидактических игр. Я составила перспективный
план ,который определяет следующие формы работы по решению основных задач : -организация предметно развивающей среды
-организация работы на занятиях
-организация совместной и самостоятельной деятельности
Организация работы на занятиях.
Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла перспективное планирование.
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, тонграмы, счетные палочки и другие развивающие игры
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того -являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.
• Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
• Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
• Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
Организация совместной и самостоятельной деятельности.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
Здесь я определила следующие пункты:
• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в
самостоятельную;
• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
• Учитывание временных рамок.
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5
человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.
Результативность опыта
Проанализировав результат своей работы, я провела вторую диагностику и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты. Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не»
б) Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Результаты диагностики показывают , что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важн...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий.
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Та...
"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством геометрического материала"
Логическое мышление в словаре психологических понятий определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логи...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятийМышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления яв...
Консультация«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, одна...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр
Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении пяти лет. Для решения проблем...
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
Комментарии
Оксана Николаевна, полностью