«Развитие логического мышления у детей с ОВЗ, посредством дидактических игр»
консультация (подготовительная группа) на тему

Колохматова Галина Юрьевна

В материале подобраны дидактические игры, которые развивают мышление детей старшего дошкольного возраста и мыслительные операции (анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, сериация и др.). Это развивает познавательную активность ребёнка и гибкость ума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Рекомендации родителям

«Развитие логического мышления

посредством дидактических игр»

Учитель – дефектолог

Колохматова Г.Ю.

  1. Игры на развитие классификации и обобщения

Классификация – разделение множества на группы по какому – либо признаку:

  • по названию (чашки, тарелки, игрушки, обувь и др.);
  • по размеру (большие – маленькие, средние);
  • по цвету (все красные, синие, зелёные и др.);
  • по форме (круги, квадраты, шары, кубики и др.);
  • по другим признакам нематематического характера (летает –  не летает, бегает – плавает, лес – поле, сад – огород и т.д.)

Обобщение - это выделение в предметах и явлениях общего признака, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. (это все чашки, эти предметы все зелёные, эти предметы все большие).

Дидактическая игра: «Большие и маленькие»

Цель: умение классифицировать предметы по величине

Описание:

Предложить разные предметы (большие и маленькие пуговицы, рассмотреть, разложить в 2 мисочки так, чтобы в каждой мисочке все пуговицы подходили друг к другу. Учить делать обобщение (Это большие пуговицы, это маленькие пуговицы).

Можно разложить пуговицы по цвету (красные, синие), по материалу (деревянные, пластмассовые).

Дидактическая игра: «Дикие и домашние животные»

Цель: умение классифицировать животных на две группы

Описание:

Если есть наборы мелких игрушек диких и домашних животных, можно рассмотреть, назвать всех животных. После этого предложить разложить животных по местам так, чтобы они подходили друг к другу, и про них можно было сказать одним словом. Учить делать объяснение, почему так разложил.

Дидактическая игра: «Что где растёт?»

Цель: умение классифицировать растения на две группы

Описание:

Если есть игра «Лото» (растения), можно выбрать картинки, рассмотреть, предложить разложить на две группы, учить подбирать по сходному признаку:

  • растения, которые растут в лесу (ель, берёза, сосна) – растения, которые растут в саду (яблоня, груша, вишня);
  • растения, которые растут в саду (яблоня, груша, вишня) – растения, которые растут на огороде (морковь, свёкла, капуста)

  1. Игры на развитие операции сравнения

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений

Дидактическая игра: «Сравни предметы»

Цель: учить находить причины сходства и различия предметов

Описание:

  • сравнить морковь и капусту (сходства: и то и другое овощ, растут на грядках, различия: цвет, форма, вкус);
  • задать вопросы, ответы на которые предполагают объяснение различия и сходства (Чем похожи предметы? Чем отличаются?);
  • можно сравнивать разные предметы (стол и стул, мяч и арбуз, книгу и тетрадь и мн. др.)

        Дидактическая игра: «Кто кем был?»  

Цель: учить выделять существенные признаки, называть состояние, предшествовавшее тому, что называет ребёнку взрослый

Описание:

  • Кем был старичок? (мальчиком)
  • Чем было дерево? (ростком)
  • Кем был Буратино? (поленом)

Дидактическая игра: «Что бывает …»  

Цель: учить сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение понятий «высота», «ширина», «длина»

Описание:

  • сначала задавать вопросы ребёнку, затем нужно дать возможность ребенку проявить себя;
  • в игру можно включать самые разные понятия: «мягкое», «живое», «острое», «горячее», «твердое» и т. д.
    Примеры:
  • что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом)
  • что выше: дерево или человек; фонарь или машина?
  • что бывает узким (широким)?
  • что бывает глубоким (мелким)?
  • что бывает круглым (квадратным)?

  1. Игры на развитие операции анализа и синтеза

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

Дидактическая игра: «Части - целое»  

Цель: учить находить причины сходства и различия предметов

Описание:

В эту игру можно играть  в дороге, гуляя на улице.

  • назвать несколько слов, которые обозначают составляющие одного предмета или существа (четыре ноги, сиденье, спинка; картинки, буквы, бумага; листья, кора, ствол; голова, хвост, четыре лапы, поводок), ребёнок должен ответить на вопрос: «Что это?» или «Кто это?»;
  • можно поменяться ролями — ребенок называет слово, вы отвечаете на вопрос  (например:  цифры-стрелки, корень- стебель-листья-лепестки, экран-кнопки-пульт-каналы, полки-дверцы-одежда, ноги-хвост-хобот).

Дидактическая игра: «Чего не может быть без …»  

Цель: учить выделять существенные признаки

Описание:

  • записать на листочке несколько рядов слов, в каждом ряду должно быть одно главное слово и несколько дополнительных, относящихся к главному;
  • зачитать один ряд слов, из которых ребёнок должен выбрать главное (например, главное слово — «детсад», ряд дополняющих его слов — «дети», «воспитатель», «игрушки», «каша», «веранда»);
  • задать вопрос: «Какое слово самое главное? Без чего не бывает детского сада? Может ли быть детский сад без детей? А без воспитателя? А без веранды? А без каши? Почему?»;
  • каждое слово подробно разобрать, главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным понятием.

Примерные задания:

  • море (берег, рыбаки, корабли, рыбы, солнце, вода);
  • улица (магазин, пешеходы, дома, дорога, велосипед, дети);
  • дом (окно, жители, лифт, крыша, лестница);
  • магазин (полки, кассир, продавец, игрушки, молоко);
  • лес (деревья, тропинки, волк, лесник, грибы, река).

  1. Игры на развитие операции сериации

Сериация – построение упорядоченных  возрастающих или убывающих рядов                                  (матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки)

Дидактические игры: «Матрёшка», «Пирамидка», «Мисочки», «Подбери круги по величине» 

Цель: учить выстраивать упорядоченные ряды предметов

Описание:

  • предложить любую игру из перечня;
  • рассмотреть предметы по величине (самая большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая);
  • предложить выложить ряд предметов в возрастающем или убывающем порядке

  1. Игры на развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Дидактическая игра: «Придумывалки»  

Цель: развивать абстрактное мышление

Описание:

Необходимый   инвентарь:   предметы   разной   формы (счетные палочки, шарики, коробочки, крышечки, баночки и т. д.); картинки, которые можно соотнести с подобранными  предметами (например: зеркало, карандаш, мороженое, удочка и т. д.).

  • предложить подобрать картинки, на которых изображены предметы, похожие на счетную палочку, шарик, коробочку и т. д..

Например:

  • карандаш, удочка, иголка и нож по форме похожи на палочку;
  • ваза, стакан, наперсток — на баночку;
  • зеркало, озеро, монокль, монета — на крышечку от банки.

  1. Игры на развитие словесно – логического мышления

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

  • «Картинки - нелепицы»;
  • счётные палочки

Дидактическая игра: «Отгадай, что это?»  

Цель: развивать словесно – логическое мышление

Описание:

Загадать ребёнку деталь одежды (фрукт, животное, дерево, цвет, имя и т. д.). С помощью вопросов необходимо отгадать задуманный предмет.

Например:

  • Какую часть одежды я задумала?
  • Это верхняя одежда?
  • Это одежда для детей?
  • Какую сказку я задумала?
  • Там главный герой человек?
  • Там есть принц?

Дидактическая игра: «Визуальные «Да-нет-ки»  

Цель: развивать словесно – логическое мышление

Описание: Подобрать карточки с изображениями предметов, животных или небольшие игрушки.

  • разложить на столе игрушки или картинки (не больше десяти);
  • дать ребенку минуту, чтобы их рассмотреть;
  • спросить «Какой предмет я загадала?»;
  •  ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный вами предмет (картинку);
  • сначала задаёт вопросы взрослый,  потом предложить ребёнку

Проблемные вопросы

Побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Необходимо давать детям возможность изыскивать средства решения задачи, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Можно использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

-- Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

-- Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

-- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

-- Как растения защищаются от врагов?

-- Как растения защищаются от зимней стужи?

-- Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?

-- Почему береза не боится весенних заморозков?

-- Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

-- Почему облетают листья?

-- Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?

-- Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

-- Почему растения весной быстро растут?

-- Почему нельзя сжигать старую траву?

-- Растет ли дерево зимой?

-- Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

-- Что случится, если не будет растений?

-- Что случится, если на лугах не будет насекомых?

-- Почему растения называют «детьми солнца»?

-- Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?

-- Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

  1. Игры на развитие памяти

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения

Дидактическая игра: «Визуальные «Чего не стало?»  

Цель: развивать зрительную память

Описание:

  • подобрать 6 - 8 хорошо знакомых игрушек;
  • разместить игрушки перед ребёнком,  рассмотреть, назвать и запомнить; 
  • попросить ребенка закрыть глаза;
  • убрать одну игрушку, открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка исчезла. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект игрового занятия на развитие логического мышления детей подготовительного возраста посредствам интерактивных дидактических игр

Программные задачиОбразовательные: продолжать закреплять навыки счёта, знаний формы, размера, цвета на основе логических игр; закреплять порядковые числа в пределах 10, умение ориентироваться относите...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей.  Работа по разви...

Моя работа. Аналитический отчет Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Аналитический отчет. Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактическ...

Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

ТЕМАПО САМООБРАЗОВАНИЮ  Сахабутдиновой Оксаны Галимзяновны(Ф.И.О.) воспитатель(Должность)  «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактич...