«Развитие логического мышления у детей с ОВЗ, посредством дидактических игр»
консультация (подготовительная группа) на тему
В материале подобраны дидактические игры, которые развивают мышление детей старшего дошкольного возраста и мыслительные операции (анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, сериация и др.). Это развивает познавательную активность ребёнка и гибкость ума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_detey_s_ovz_posredstvom_didakticheskih_igr.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»
Рекомендации родителям
«Развитие логического мышления
посредством дидактических игр»
Учитель – дефектолог
Колохматова Г.Ю.
- Игры на развитие классификации и обобщения
Классификация – разделение множества на группы по какому – либо признаку:
- по названию (чашки, тарелки, игрушки, обувь и др.);
- по размеру (большие – маленькие, средние);
- по цвету (все красные, синие, зелёные и др.);
- по форме (круги, квадраты, шары, кубики и др.);
- по другим признакам нематематического характера (летает – не летает, бегает – плавает, лес – поле, сад – огород и т.д.)
Обобщение - это выделение в предметах и явлениях общего признака, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. (это все чашки, эти предметы все зелёные, эти предметы все большие).
Дидактическая игра: «Большие и маленькие»
Цель: умение классифицировать предметы по величине
Описание:
Предложить разные предметы (большие и маленькие пуговицы, рассмотреть, разложить в 2 мисочки так, чтобы в каждой мисочке все пуговицы подходили друг к другу. Учить делать обобщение (Это большие пуговицы, это маленькие пуговицы).
Можно разложить пуговицы по цвету (красные, синие), по материалу (деревянные, пластмассовые).
Дидактическая игра: «Дикие и домашние животные»
Цель: умение классифицировать животных на две группы
Описание:
Если есть наборы мелких игрушек диких и домашних животных, можно рассмотреть, назвать всех животных. После этого предложить разложить животных по местам так, чтобы они подходили друг к другу, и про них можно было сказать одним словом. Учить делать объяснение, почему так разложил.
Дидактическая игра: «Что где растёт?»
Цель: умение классифицировать растения на две группы
Описание:
Если есть игра «Лото» (растения), можно выбрать картинки, рассмотреть, предложить разложить на две группы, учить подбирать по сходному признаку:
- растения, которые растут в лесу (ель, берёза, сосна) – растения, которые растут в саду (яблоня, груша, вишня);
- растения, которые растут в саду (яблоня, груша, вишня) – растения, которые растут на огороде (морковь, свёкла, капуста)
- Игры на развитие операции сравнения
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений
Дидактическая игра: «Сравни предметы»
Цель: учить находить причины сходства и различия предметов
Описание:
- сравнить морковь и капусту (сходства: и то и другое овощ, растут на грядках, различия: цвет, форма, вкус);
- задать вопросы, ответы на которые предполагают объяснение различия и сходства (Чем похожи предметы? Чем отличаются?);
- можно сравнивать разные предметы (стол и стул, мяч и арбуз, книгу и тетрадь и мн. др.)
Дидактическая игра: «Кто кем был?»
Цель: учить выделять существенные признаки, называть состояние, предшествовавшее тому, что называет ребёнку взрослый
Описание:
- Кем был старичок? (мальчиком)
- Чем было дерево? (ростком)
- Кем был Буратино? (поленом)
Дидактическая игра: «Что бывает …»
Цель: учить сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение понятий «высота», «ширина», «длина»
Описание:
- сначала задавать вопросы ребёнку, затем нужно дать возможность ребенку проявить себя;
- в игру можно включать самые разные понятия: «мягкое», «живое», «острое», «горячее», «твердое» и т. д.
Примеры: - что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом)
- что выше: дерево или человек; фонарь или машина?
- что бывает узким (широким)?
- что бывает глубоким (мелким)?
- что бывает круглым (квадратным)?
- Игры на развитие операции анализа и синтеза
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.
Дидактическая игра: «Части - целое»
Цель: учить находить причины сходства и различия предметов
Описание:
В эту игру можно играть в дороге, гуляя на улице.
- назвать несколько слов, которые обозначают составляющие одного предмета или существа (четыре ноги, сиденье, спинка; картинки, буквы, бумага; листья, кора, ствол; голова, хвост, четыре лапы, поводок), ребёнок должен ответить на вопрос: «Что это?» или «Кто это?»;
- можно поменяться ролями — ребенок называет слово, вы отвечаете на вопрос (например: цифры-стрелки, корень- стебель-листья-лепестки, экран-кнопки-пульт-каналы, полки-дверцы-одежда, ноги-хвост-хобот).
Дидактическая игра: «Чего не может быть без …»
Цель: учить выделять существенные признаки
Описание:
- записать на листочке несколько рядов слов, в каждом ряду должно быть одно главное слово и несколько дополнительных, относящихся к главному;
- зачитать один ряд слов, из которых ребёнок должен выбрать главное (например, главное слово — «детсад», ряд дополняющих его слов — «дети», «воспитатель», «игрушки», «каша», «веранда»);
- задать вопрос: «Какое слово самое главное? Без чего не бывает детского сада? Может ли быть детский сад без детей? А без воспитателя? А без веранды? А без каши? Почему?»;
- каждое слово подробно разобрать, главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным понятием.
Примерные задания:
- море (берег, рыбаки, корабли, рыбы, солнце, вода);
- улица (магазин, пешеходы, дома, дорога, велосипед, дети);
- дом (окно, жители, лифт, крыша, лестница);
- магазин (полки, кассир, продавец, игрушки, молоко);
- лес (деревья, тропинки, волк, лесник, грибы, река).
- Игры на развитие операции сериации
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов (матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки)
Дидактические игры: «Матрёшка», «Пирамидка», «Мисочки», «Подбери круги по величине»
Цель: учить выстраивать упорядоченные ряды предметов
Описание:
- предложить любую игру из перечня;
- рассмотреть предметы по величине (самая большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая);
- предложить выложить ряд предметов в возрастающем или убывающем порядке
- Игры на развитие абстрактного мышления
Абстрактное мышление - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Дидактическая игра: «Придумывалки»
Цель: развивать абстрактное мышление
Описание:
Необходимый инвентарь: предметы разной формы (счетные палочки, шарики, коробочки, крышечки, баночки и т. д.); картинки, которые можно соотнести с подобранными предметами (например: зеркало, карандаш, мороженое, удочка и т. д.).
- предложить подобрать картинки, на которых изображены предметы, похожие на счетную палочку, шарик, коробочку и т. д..
Например:
- карандаш, удочка, иголка и нож по форме похожи на палочку;
- ваза, стакан, наперсток — на баночку;
- зеркало, озеро, монокль, монета — на крышечку от банки.
- Игры на развитие словесно – логического мышления
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
- «Картинки - нелепицы»;
- счётные палочки
Дидактическая игра: «Отгадай, что это?»
Цель: развивать словесно – логическое мышление
Описание:
Загадать ребёнку деталь одежды (фрукт, животное, дерево, цвет, имя и т. д.). С помощью вопросов необходимо отгадать задуманный предмет.
Например:
- Какую часть одежды я задумала?
- Это верхняя одежда?
- Это одежда для детей?
- Какую сказку я задумала?
- Там главный герой человек?
- Там есть принц?
Дидактическая игра: «Визуальные «Да-нет-ки»
Цель: развивать словесно – логическое мышление
Описание: Подобрать карточки с изображениями предметов, животных или небольшие игрушки.
- разложить на столе игрушки или картинки (не больше десяти);
- дать ребенку минуту, чтобы их рассмотреть;
- спросить «Какой предмет я загадала?»;
- ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный вами предмет (картинку);
- сначала задаёт вопросы взрослый, потом предложить ребёнку
Проблемные вопросы
Побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Необходимо давать детям возможность изыскивать средства решения задачи, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Можно использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.
Возможные вопросы:
-- Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
-- Почему растения-хищники вынуждены охотиться?
-- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
-- Как растения защищаются от врагов?
-- Как растения защищаются от зимней стужи?
-- Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
-- Почему береза не боится весенних заморозков?
-- Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
-- Почему облетают листья?
-- Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?
-- Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
-- Почему растения весной быстро растут?
-- Почему нельзя сжигать старую траву?
-- Растет ли дерево зимой?
-- Что случится, если цветы перестанут пахнуть?
-- Что случится, если не будет растений?
-- Что случится, если на лугах не будет насекомых?
-- Почему растения называют «детьми солнца»?
-- Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?
-- Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?
- Игры на развитие памяти
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения
Дидактическая игра: «Визуальные «Чего не стало?»
Цель: развивать зрительную память
Описание:
- подобрать 6 - 8 хорошо знакомых игрушек;
- разместить игрушки перед ребёнком, рассмотреть, назвать и запомнить;
- попросить ребенка закрыть глаза;
- убрать одну игрушку, открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка исчезла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект игрового занятия на развитие логического мышления детей подготовительного возраста посредствам интерактивных дидактических игр
Программные задачиОбразовательные: продолжать закреплять навыки счёта, знаний формы, размера, цвета на основе логических игр; закреплять порядковые числа в пределах 10, умение ориентироваться относите...
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». План по самообразованию
План по самообразованию...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей. Работа по разви...
Моя работа. Аналитический отчет Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Аналитический отчет. Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактическ...
Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"
Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...
"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
ТЕМАПО САМООБРАЗОВАНИЮ Сахабутдиновой Оксаны Галимзяновны(Ф.И.О.) воспитатель(Должность) «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактич...