Проект "Космос" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Шипулина Светлана Геннадьевна

Краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       «Детский сад № 29»    комбинированного вида                                     

                                  Проект «Космос»

                      в подготовительной группе

                 компенсирующей направленности

     для детей с задержкой психического развития

 

                                                                                                     Разработчики и организаторы:

                                                                                                                                                                                           Учитель- дефектолог Шипулина С.Г.

                                                                                                                                                                                           Воспитатель Колесова Л.Ю.

                                                                                                                                                                                          Инструктор по физическому развитию Зотина Н.Б.          

        

Балахна

                                                                              2014

Актуальность проекта.

Мечта о космосе- мечта вчерашних мальчишек- стать космонавтом-не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа- герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность, доступность, практичность, наглядность, систематичность.

Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Необходимо изменить отношение к космонавтике, а детский возраст является самым благоприятным для этого.

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный.

Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о космосе.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для формирования у детей представлений о космосе, этапах его освоения.
  2. Расширять и уточнять знания детей о полете первого космонавта.
  3. Обогатить знания детей о космосе, планетах.
  4. Развивать моторные функции ребенка, психические процессы.
  5. Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма.
  6. Воспитывать желание быть сильным и смелым.

По продолжительности: краткосрочный (с 6 – 10 апреля – 1 неделя)

Участники проекта: дети и родители, учитель- дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре.

                                  Этапы реализации проекта:

 1 этап проекта  – подготовительный.

  • Постановка цели и задач.
  • Определение методов реализации проекта.
  • Подбор наглядно-иллюстративного материала и интернет ресурсов.
  • Разработка и написание конспектов, подбор консультаций, дидактических игр, художественной литературы по теме.
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.
  • Вовлечение детей в проект.  В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели учитель-дефектолог и воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.
  • Обсуждение с родителями темы проекта. В индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, исходя из их интересов и возможностей. Из двенадцати семей группы сотрудничать по этому вопросу согласились все.
  • Обсуждение плана проекта со специалистами детского сада – инструктором по физической культуре.

2 этап проекта  – основной.

Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

  • Социально- коммуникативное развитие:
  • Сбор материалов и оформление «Книги загадок о космосе»;
  • Экскурсия с родителями в библиотеку с просмотром презентации «Покорение космоса»;
  • Создание макета «Звездное небо».
  • Познавательное развитие:
  • Просмотр презентаций об истории покорения человеком космоса, «Солнечная система»;
  • Знакомство с профессией космонавта;
  • Просмотр мультфильмов о космосе «Дружная семейка», «Белка и стрелка в космосе»;
  • Познакомить с российским праздником «День космонавтики»;
  • Опыты и эксперименты;
  •  Беседа «Какую пользу приносит Солнце?» и др.
  • Дидактические игры: «Найди лишнее», «Собери планету», «Расставьте по порядку» и др.
  • Речевое развитие:
  • Разучивание стихов, чтение рассказов о космосе, отгадывание загадок;
  • Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе», «Семья планет»;
  • Чтение рассказов В. Бородин «Первый в космосе», Н.Носов «Незнайка на луне» и т.д., сказок «Ковер-самолет», «Конек-горбунок» и т.д.;
  • Составление рассказов «Я космонавт», по серии картинок;
  • Речевая игра «Звук потерялся»;
  • Художественно-эстетическое развитие:
  • Рисование «Путь к звёздам», «Лунный пейзаж»;
  • Раскраски с изображением космических кораблей и планет;
  • Лепка «Будущие космонавты»;
  • Оформление выставки детских работ «Путь к звездам»;
  • Аппликация «Планеты»;
  • Кукольный театр «Полет на луну»;  
  • Конструирование по теме;
  • Прослушивание песен по теме.                                                                                            
  • Физическое развитие:
  • Утренняя гимнастика «Космические мотивы», «Будем сильными»;
  • Пальчиковая гимнастика «Обитатели космоса»;
  • Гимнастика для глаз «Полёт»
  • Подвижные и спортивные игры «Земляне и инопланетяне», «Космические жмурки», «Солнышко светит раз…», «Догони мою ракету» и др.
  • Спортивное развлечение «Мы космонавты»;
  • Работа с родителями:
  • Познакомить родителей с проектом;
  • Оформление информационного уголка;
  • Организация выставки детских книг о космосе;
  • Конкурс совместных поделок детей и родителей «Путь к звездам»;
  • Изготовление «Книги загадок о космосе» (с рисунками);
  • Чтение родителей с детьми произведений на тему космоса (на выбор);
  • Просмотр детей с родителями мультфильмов «Тайна Красной планеты»;
  • Совместное посещение библиотеки с просмотром презентации «Покорение космоса»

3 этап проекта – заключительный.

  • Итоговое мероприятие «Мы космонавты».

Предполагаемые результаты:

Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтике, узнать об ученых и исследователях в области космонавтики. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей. Воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть сильным, смелым и выносливым. Проект также активизирует общение детей между собой, усилит взаимодействие детей и взрослых. Проект поможет вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе общей деятельности.

Методическое обеспечение проекта:

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003.

2.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

3. Дерягина Л.Б. Дошкольникам о российских покорителях космоса -  Изд. Детство-пресс,2011.

                               Перспективное планирование

                              работы с детьми и родителями

           подготовительной группы с ЗПР по проекту «Космос»

1 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Утренняя гимнастика  «Космические мотивы».

Чтение «О чем расскажет телескоп» П.Клушанцев.

НОД с просмотром презентации «Солнечная система».

Рисование «Лунный пейзаж».

Наблюдение за солнцем.

Беседа «Какую пользу приносит солнце»

Труд  «Наведем чистоту на своей планете».

П/игра «Космические жмурки».

Чтение Н.Носова «Незнайка на Луне» Беседа по содержанию.

Составление рассказов «Я  космонавт».

Дид. игра «Найди лишнее»

Взаимодействие с родителями:

                         Поиск вместе с родителями информации о космосе, планетах, космонавтах.

                                               Оформление папки-раскладушки «Детям о космосе»

2 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Беседа «Земля- наш дом во Вселенной».

Рассматривание тематического альбома «Наша планета- Земля»

Дид. игра «Собери планету».

Аппликация «Планеты».

Экспериментирование с большим мячом и бусиной.

Опыт «Земля и солнце».

П/игра «Солнышко светит раз…».

 

Кукольный театр «Полёт на луну»

Самостоятельная деятельность детей в центрах продуктивной деятельности: конструирование из бумаги «Ракета»

Речевая игра «Звук потерялся»

Взаимодействие с родителями:

Организация выставки детских книг о космосе, чтение родителей с детьми произведений на выбор.

Оформление советов родителям «Прочтите вместе с детьми о космосе»

3 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Настольно-печатные игры «Расставьте по порядку», «Подбери по силуэту», «Собери ракету из геометрических фигур»

Экскурсия в библиотеку и просмотр презентации «Покорение космоса»

Наблюдение за небом.

Экспериментирование с воздухом (состав, упругость, объем, роль в жизни людей т.д.)

Опыт «Голубое небо».

П/игра «Догони мою ракету».

Сюжетно-ролевая игра (с макетом) «Будущие космонавты».

Дид. игра «Что изменилось?»

Рисование «Путь к звездам».

Взаимодействие с родителями:

 Экскурсия с детьми в библиотеку.

Просмотр детей с родителями мультфильмов «Тайна Красной Планеты», «Белка и стрелка» и т.п.

4 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Утренняя гимнастика «Будем сильными».

НОД «Первый полёт человека в космос» (беседа «Первый космонавт», чтение «Первый в космосе» В.Бородин, рассматривание иллюстраций.

Лепка «Будущие космонавты».

Экспериментирование с глобусом и фонариком.

Опыт «День и ночь».

П/игра «День и ночь».

Решение космических задач:

  • «Из каких геометрических фигур составлены инопланетяне?»
  • «Помоги летающим тарелкам совершить безаварийную посадку» (состав чисел)
  • «Запомни картинку и расскажи, что нарисовали зверята»

Прослушивание песен о космосе и космонавтах.

Взаимодействие с родителями:

Составление книжки –самоделки «Книга загадок о космосе» (с рисунками).

5 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Упражнение «Полет».

Отгадывание загадок о космосе и космонавтах (по книге).

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Конструирование из строительного материала «Наш космический корабль».

Экспериментирование с большим жептым шариком и 9 маленькими шариками.

Опыт «Солнечная система».

П/игра «Земляне и инопланетяне».

Спортивное развлечение

 «Мы космонавты».

Взаимодействие с родителями:

Конкурс совместных поделок детей и родителей «Путь к звездам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (с 6 до 7 лет)

Работа по развитию музыкальности  рассчитана на шесть учебных лет, начиная со второй  группы раннего возраста и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение музыкального ма...

План деятельности подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ранней профориентации детей

Формы организации:Работа над проектом осуществлялась:В совместной деятельности (во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);в самостоятельной деятельности детей....

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи - "В гости к лесовичку"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию сценарий азвлечения для детей подготовительной группы "В гости к лесовичку", с использованием интерактивной панели, а именно, программы "Л...