Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №54 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Тема : «Дифференциация звуков д-дь. Буква Д».
Направления развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Образовательные технологии: игровые технологии, технология наглядного моделирования, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Составлен:
учителем-логопедом
Сабсай Еленой Леонидовной.
2014 г
Цель: -учить дифференцировать звуки д – дь, познакомить с буквой "д".
Задачи:
- закрепление правильного произношения звуков д –дь;
- закрепление понятий: гласный- согласный; твёрдый – мягкий; звук- буква; слово, предложение;
- развитие навыков фонематического анализа;
- развитие умения нахождения места звука в слове;
- обучение звуковому анализу слов типа: дом, Дима;
- развитие фонематических представлений;
- обучение слоговому синтезу (чтение прямых и обратных слогов);
- совершенствование мелкой моторики пальцев рук;
- совершенствование умения подбирать прилагательные к существительным;
- обучение детей составлять предложения с использованием прилагательных;
- обучение детей проводить анализ предложения на слова;
- развитие коммуникативных навыков у детей;
- развитие умений оценивать свою деятельность и деятельность других детей;
- воспитание у детей интереса к занятиям;
- формирование положительной учебной мотивации;
- развитие навыков самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, звуковые линейки «рыбки», кружки синего и зелёного цветов, буквы разрезной азбуки, наборное полотно, сигналы синего и зелёного цветов, компьютерная игра "Учимся говорить правильно", ноутбук, проектор, слайд-шоу "Предметные картинки со звуками Д - Дь".
Ход работы:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I.Организационный момент и сообщение темы занятия. Глазки смотрят на Елену Леонидовну, Ушки слушают Елену Леонидовну. Мы с Вами учимся красиво и правильно говорить. II.Развитие навыков фонематического анализа. - Скажите, пожалуйста, что мы слышим ушками? - Какие бывают звуки? - Какие звуки называются речевыми? - На какие группы делятся речевые звуки? - Какие звуки мы называем гласными, перечислите их. - Каким цветом обозначаются гласные? - Какие звуки мы называем согласными? -Какие бывают согласные? - Каким цветом они обозначаются? - Сейчас я буду называть согласный звук твёрдо, а вы мягко: б, т, м, к. Молодцы! -Сейчас посмотрите на доску (включается на логопедическая игра "Учимся говорить правильно"), выполняем задание "Звуки-двойняшки" - Сейчас я произнесу звук, а вы скажите гласный он или согласный. Д Почему? Где вы почувствовали преграду? - Д- это согласный твёрдый или мягкий? - Теперь произнесите этот звук мягко? Молодцы! - Дь – это мягкий согласный звук. - Д – это твёрдый согласный звук. -Что мы составляем из звуков? - У каждого слова есть: начало Конец Середина Детям раздаются звуковые линейки и зелёный и синий кружки. Логопед называет слово, а дети определяют место звука в слове на линейке, и твёрдость и мягкость звука. Слова: дом, звезда, Денис, садовник, девочка, дерево, дети, орден. - Теперь сами придумайте слово со звуком Д или Дь и укажите его место в своём слове. -Теперь внимательно смотрите на доску и возьмите синий и зелёный сигналы, перед вами слайд-шоу. Вы смотрите на картинку и поднимаете нужный сигнал, в соответствии с тем какой звук найдёте в слове. Если Д - синий сигнал, если Дь- зелёный сигнал. III.Звуковой анализ слов. - Сейчас давайте разберём все звуки, из которых состоит слово ДОМ. ДОМ, – какой звук первый? Какой кружок нужно положить? - Какой звук второй? Каким цветом обозначим? - Какой звук в слове последний? Каким цветом обозначим? - Сколько звуков в слове всего? - Сколько гласных? Назовите его? - Сколько согласных? Назовите их? Молодцы! Аналогично разбирается слово ДИМА. Молодцы! Теперь давайте с вами немножко отдохнём. IV. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. - Расскажем стихотворение про дождик. Один, два, три, четыре, пять. Вышел дождик погулять. Шёл немножко по привычке. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» И ушёл. Газон засох. V.Развитие фонематических представлений. - Сейчас я каждому из вас дам картинку. Вы должны определить, где находится на вашей картинке звук Д или ДЬ. VI.Подбор прилагательных к существительному. - Какие слова у вас на картинках: - предметы; -действия; - признаки. - Задайте вопрос своему слову и объясните почему? - Теперь подберите как можно больше слов-признаков к своему слову-предмету. VII.Работа с предложением. Анализ предложений. - Теперь подберите к своему слову- предмету, слово-действие. - Молодцы! Мы с вами подобрали много слов. А теперь давайте составим с ними предложение. Кто помнит, что такое предложение. - Составьте, пожалуйста, предложение с придуманными словами, чтобы в нём было слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Молодцы! Все справились с заданием. VIII.Соотношение звука и буквы. Слоговой синтез. - Сейчас мы с вами вспомним, что такое буква. Найдите на разрезной азбуке букву Д. Помните, что твёрдый и мягкий согласный, обозначается одной буквой. Значит, звуки Д иДЬ будут обозначаться одной буквой. - Составьте слоги с любой гласной буквой и буквой Д , прочитайте их. Молодцы! IX. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. -Сейчас давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили на занятии. - Какие слова разбирали? -На какие звуки придумывали слова? - Чем каждый из вас занимался на занятии? - Поставьте друг другу оценки за занятие. Молодцы! Все работали хорошо. | Дети хором повторяют. Звуки. Речевые и неречевые. Те, которые говорят люди. Гласные и согласные. Гласные звуки: а, о, у, и, ы, э. Эти звуки можно петь, тянуть; при их произношении воздух свободно изо рта, без преград. Красным цветом. Согласные звуки нельзя петь, при их произношении образуются преграды. Согласные бывают твёрдые и мягкие. Твёрдые согласные обозначаются, синим цветом, а мягкие – зелёным. Бь, ть, мь, кь. Дети играют в компьютерную игру, в соответствии с указаниями диктора. Согласный. Его нельзя петь и тянуть, потому что встречается преграда. Между языком и верхними зубами. Твёрдый Дь Слова. Это первый звук слова Это последний звук слова Там находятся все остальные звуки в слове. Дети отвечают. Дети смотрят слайд-шоу и поднимают соответствующие сигналы. Д – согласный твёрдый. Обозначим, синим кружком. О – гласный звук. Обозначим, красным цветом. М – согласный твёрдый. Обозначим, синим цветом. 3 1 О 2 Д, М. Дети сочетают рассказывание стихотворения с движениями пальцев рук. Дети выполняют задание по очереди. Слова-предметы. Дети задают вопрос: кто? Или что? и объясняют почему? (живой-неживой) Дети выполняют задание по очереди. Дети выполняют задание. Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Дети придумывают и говорят свои предложения. Каждый ребёнок анализирует своё предложение на слова Т.е. называет слово-предмет, действие, признак. Это то, что мы пишем и читаем. Один ребёнок находит и раздаёт всем. Дети составляют из разрезной азбуки слоги и читают их. Дети отвечают на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...
конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
данные конспекты разработаны для воспитателей с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...
РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять посл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моё любимое время года» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование (с ИКТ) Для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ТНР)
Конспект разработан для детей группы компенсируещей направленности детей с ТНР подготовительной к школе группы...
«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В поисках букварей»
Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...