программа индивидуального развития
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального развития
воспитанника группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности
Ф.И. ребенка _________________
Дата рождения _______________
Дата начала работы _____________
Подпись родителей______________
Дата окончания работы ___________
Подпись родителей_______________
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и программно-методическая основа разработки программы.
Нормативные и инструктивные документы РФ:
- Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997;
- Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ___________________________________________________
Дата рождения 2009 г.р_____________________________________
Дата поступления в детский сад 01.09.2012 г.__________________
- Цель психолого – педагогического сопровождения:
достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями; частичная коррекция и компенсация имеющихся у ребенка психофизических недостатков.
Задачи сопровождения:
Развитие общей и тонкой моторики;
развитие речи;
формирование сенсорных эталонов;
формирование умений общения со сверстниками;
сохранение и укрепление зрительных функций.
- Основания для разработки индивидуальной программы:
протокол ПМПк от 15.09.14 г. № 1
рекомендации специалистов:
индивидуальные занятия с педагогом – психологом;
работа с учителем логопедом;
работа с инструктором по физической культуре
работа с учителем – дефектологом
- Заключения по результатам обследования специалистами МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» (характер имеющихся нарушений)
Педагог – психолог: В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: Контакт со взрослым носит нестабильный либо формальный, поверхностный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой работоспособности. Безразличен к ситуации обследования, иногда замечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению равнодушен. В ответ на замечания раздражается. В случае малейших неудач теряет интерес к заданию, характерна низкая мотивация практически всех заданий. Инструкция быстро теряется из-за низкой концентрации внимания. Эмоционально неустойчив. Саморегуляция и контроль низкие за счет низкой концентрации внимания и отсутствия речевого сопровождения действий. Коммуникативная направленность речи резко снижена. Некритичен. Социально дезориентирован. Отказывается подчиняться общепринятым правилам. Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: Интерес к выполнению заданий нестойкий. При трудностях резко отказывается делать заданий. Ориентировочная деятельность нестабильна, при столкновении с трудным заданием отмечается малопродуктивный поиск решения. Не может самостоятельно выполнить задание из-за недостаточной концентрации внимания. Проявляет импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий. Результаты изучения психических функций следующие: Различает основные цвета, путается в оттенках, зрительное восприятие формы не нарушено. Социальная перцепция снижена. Уровень развития кратковременной памяти очень низкий. Экспрессивная речь, в основном пользуется простыми распространенными предложениями. Лексико-грамматическое оформление: наблюдается стереотипность грамматического оформления. Звукопроизношение нарушено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Фонематическое восприятие не нарушено. Почтовый ящик собирает путем зрительного соотнесения. Наглядно-образное мышление: разрезные картинки собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Создание целостного образа в наглядно-образных задачах не затруднено. Уровень операции обобщения и абстрагирования высокий. При исключении лишенного предмета не испытывает трудности в подборе обобщающих понятий. Уровень понимания причинно- следственных отношений средний. Уровень развития воображения очень низкий.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в структуре психического развития отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, низкой концентрации внимания, несформированность саморегуляции и контроля поведения, сферы общения.
Воспитатель:
У ребенка отсутствуют чѐткие представления о своѐм теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своѐм теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно- пространные ситуации. Затруднено выделение общих признаков предметов, формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов. Наблюдаются трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.
Отклонения в развитии двигательной сферы ребѐнка, снижение двигательной активности, сложности ориентировки в пространстве и овладения движениями.
Учитель – логопед:
Ребенок свободно использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело, торжественно. Владеет повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Однако у ребенка наблюдается отсутствие необходимого запаса слов, нарушение понимания смысловой стороны слова. Отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Учитель – дефектолог:
Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Имеет знания и обобщенные представления об окружающей действительности.
Однако затрудняется в выполнении заданий на классификацию предметов по признаку цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. На недостаточном уровне сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. С трудом выделяет цвет и форму окружающих предметов.
Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)
Педагог – психолог____________________________________________________
Учитель – логопед_____________________________________________________
Инструктор по физической культуре____________________________________
Воспитатель __________________________________________________________
Учитель – дефектолог__________________________________________________
Срок реализации программы: с 10.09.15 г. по 30.01.15 г.
Результаты работы по данной программе рассматриваются на внеочередном заседании ПМПк в январе 2015 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на дальнейший период.
Содержание программы:
Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника
2.1 Лист медицинского сопровождения
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________________
Диагноз основной: содружественное сходящееся альтернирующее косоглазие ОИ
Диагноз сопутствующий:
- выраженная ЗПР, гипердинамический синдром
- ОНР (I ур.)
Статус ребенка: ребенок с ограниченными возможностями здоровья__________________
2.2. Лист здоровья
Ф.И.О. ________________________________________________ ( 6 – ой год жизни)
Критерии оценки здоровья | Показатели оценки здоровья |
Группа здоровья Группа физического здоровья Частота заболеваний в год |
специальная группа 5 – 6 раз |
Вес (кг) Рост (кг) | |
Посещение спортивных кружков, секций | Посещает плавательный бассейн, ЛФК |
Рекомендации для педагогов:
Воспитателям применять щадящий режим после отсутствия по болезни. Организовать профилактические мероприятия по индивидуальному маршруту часто болеющих детей. Проводить с родителями индивидуальные беседы по организации закаливающих мероприятий в домашних условиях.
- Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом
Направление деятельности педагога - психолога
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Педагог – психолог_________________
2.4 Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом
Направление деятельности учителем-логопедом
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Учитель – логопед_____________________
2.5 Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом
Направления деятельности учителя-дефектолога
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Учитель – дефектолог____________________________
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребенка_________________________________________(______год жизни)
Направления деятельности воспитателя
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Воспитатель ____________________________
2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию
Фамилия, имя ребенка ____________________________________(__________год жизни)
Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Инструктор по физическому воспитанию______________________
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Фамилия, имя ребенка__________________________________ ( __________ год жизни)
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Подпись родителей, дата_______________________
- МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
5 – 6 года
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Родители ознакомлены __________________________________________________
«________»___________________________20_____г
Коррекционно-развивающие задачи по основным разделам ИПС | Результаты освоения (заполняется совместно ведущим специалистом, педагогами группы, ассистентом и родителями) |
Образовательная область «Познание» «Познание». | |
Сенсорное развитие 1. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. | |
2. Формировать умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. | |
Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 1. Развивать умение сооружать элементарные постройки по образцу совместно со взрослым, поддерживать желание строить самостоятельно | |
2. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д) | |
3. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры (с опорой на карточки-схемы) | |
Формирование элементарных математических представлений 1.Развивать умение формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один (один – много) | |
2. Привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик и т.д.) | |
3.Формировать умение различать предметы по форме, соотносить их (с использованием блоков Дьенеша) | |
4. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова руки, ноги, спина) | |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 1.Знакомить с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д. | |
2.Формировать умение сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.) подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их | |
3. Формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных(кошка, собака, корова, свинья, лошадь) и некоторых диких животных (медведь, лиса, волк, заяц) | |
образовательная область «Коммуникация» | |
1. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела | |
2. Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки в окружающем окружении. | |
3. Развивать умение по словесному указанию взрослого находить предметы по названию | |
4. Учить подражать звукосочетаниям и простым словам (мяу, гав, му; спи, иди т.д.) | |
5. Учить слушать народные песенки, сказки авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек картинок для формирования интереса к чтению художественной литературы | |
образовательная область «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков) | |
1.Учить самостоятельно пользоваться туалетом 2. Учить совместно со взрослым умываться, полотенцем 3. Учить одеваться с незначительной помощью взрослого | |
образовательная область «Социализация» (игровая деятельность) | |
1. Формирование умения проявлять интерес к игровым действиям сверстников 2. Приучаем к совместным играм (хороводным, подвижным) 3. Формирование умения выполнять несколько действий с одним предметом | |
образовательная область «Художественное творчество» (изобразительная деятельность) | |
1.Учить проводить вертикальные и горизонтальные линии (карандашом, кистью) 2.Учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина 3.Учить различать цвета (красный и желтый) 4. Формировать умение правильно пользоваться карандашами, красками, кистью, клеем | |
образовательная область «Физическая культура» | |
1.Учить выполнять различные виды ходьбы 2.Учить построению в круг, шеренгу 3. Развивать умение катать мяч 4. Развивать умение прыгать на двух ногах 5. Формировать умение стоять на лыжах | |
образовательная область «Музыка» | |
1.Учить узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен 2. Развивать умение притоптывать левой и правой ногами в такт музыки 3. Закреплять музыкально-ритмичный комплекс «Здравствуйте» 4. Вызывать желание издавать звуки на металлофоне | |
психологическое сопровождение | |
1.Стимулировать потребность к общению со взрослыми и сверстниками
| |
2. Обращать внимание на различные эмоциональные состояния: - «радуется» (хлопает в ладоши) - «грустит» (плачет) 2.1. Учить подражать выражению лица взрослого перед зеркалом | |
3. Учить выразительным имитационным сопряженным движениям (кошка, собака, заяц, медведь) 3.1.Поощрять выполнение отображенных действий имитационного характера (кошка, собака, заяц, медведь) на наглядном материале |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста "Северный Олимп"
Программа индивидуального развития направлена на развитие основных видов движения (ходьба, бег, прыжки) у старших дошкольников шестого года жизни с ОВЗ....
Программа индивидуального развития педагога.
Программа индивидуального развития педагога - это система непрерывного развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога....
Проект программы индивидуального развития с ребёнком дошкольного возраста. Тема проекта: «Готовим руку к письму ».
Проект программы индивидуального развтия с ребёнкомдошкольного возраста....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Представлена примерная программа индивидуального развития дошкольника, имеющего нарушения речи. Конкретное содержание программы прописывается с учетом возраста, речевого диагноза, решаемых корре...
Программа индивидуального развития ребенка с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с п...