Авторская программа индивидуального развития "Я - одарен!"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
В группе 32 ребенка: 15 мальчиков, 17 девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
2.Сведения о ребенке.
Варвара Полуказакова, 7 лет – очень активна на любой организованной деятельности и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает любые студии в ДОУ. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. Легко запоминает и пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов. Варвара часто нуждается в похвале и одобрении взрослых. Девочка быстро адаптируется к новым условиям, быстро восстанавливается, хорошо переносит большие и разнообразные нагрузки. По наблюдениям, часто ставит перед собой трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации. Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
- Развитие быстроты реакции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Привитие навыков этикета.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание трудолюбия.
- Содействие формированию уверенности в себе.
- Развитие способностей к образовательной деятельности.
Полуказакова Варя – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
3. Социальная характеристика семьи.
Мать – Полуказакова Анна Юрьевна
Отец –Полуказаков Сергей Анатольевич
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
Условия проживания, условия быта - семья из четырех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей
Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка.
4. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки ее сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре
Координатор (Ф.И.О): воспитатель группы Беленова Светлана Павловна
5. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 141» разработанная с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой.
На основании выдающихся способностей воспитанницы мною был составлен план психолого – педагогического сопровождения, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Вари есть способности и к которым она проявляет интерес.
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | Наблюдения Тесты Диагностики | Сентябрь Декабрь Май | Педагог - психолог |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика художественно-эстетического развития | Музыкальный руководитель , ПДО по ИЗО | ||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Индивидуальные беседы Консультации
| 1 раз в квартал | Педагог-психолог |
Консультирование педагогов на тему «Художественный материал для развития памяти, мышления, речи» «Игры и упражнения на развитие творческих способностей» «Создание творческих проектов» | 1 раз в квартал | Музыкальный руководитель, ПДО по ИЗО
| |
Создание условий для развития художественно-творческих способностей: -наполнение центра творчества художественными материалами -участие в конкурсах | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог Воспитатель | |
Оформление и пополнение портфолио | 1 раз в месяц | Воспитатель | |
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей | |||
Психолого-педагогическое просвещение родителей «Как развивать уверенность» «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» | Беседы Консультации | По мере необходимости | Воспитатель Педагог - психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома индивидуальных условий для творчества. | Родители | ||
Работа с портфолио. | Родители | ||
Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей. | Выставка | Родители музыкальный руководитель | |
Посещение выставок в городском музее | Родители Воспитатель | ||
Создание творческих проектов «Мир в твоём окне» «Комната души» | Совместная деятельность | Декабрь Апрель | Воспитатель Родители Музыкальный руководитель |
Художественная деятельность | |||
Изготовление открыток к праздникам «Новый год» «День Защитников Отечества» «Международный женский день» «День победы» | Творческое задание | Декабрь Февраль Март Апрель | Воспитатель
|
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере желания ребёнка | |
Творческие задания «Тёплый - холодный» «Два ковра» «Несуществующее животное» «Нарисуй музыку» «Ожившие предметы» | Игры Упражнения ТРИЗ | 1 раз в месяц | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Развитие позитивной самоидентификации | Игры Упражнения Беседы | 2 раза в месяц | Педагог-психолог Воспитатель |
Дивергентные задания | Упражнения | 2 раза в месяц | |
Работа по программе «Я - ученик!» | Совместная деятельность с педагогами и сверстниками | 2 раза в месяц | |
Студии длительного цикла | |||
Студия «Музыка во времени» | Студия | 3 раза в неделю | Музыкальный руководитель |
Студия «Фитнес - baby» | Студия | 2 раза в неделю | |
Воспитатель | |||
«Студия онлайн-театра» | Студия | 2 раза в неделю | Педагог по дополнительному образованию |
Взаимодействие с социальными партнёрами | |||
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей | Экскурсии Беседы | 1 раз в квартал | Воспитатель |
6. Оценка промежуточных результатов:
Содержание работы |
Критерии оценки
| Постановка дальнейших целей и задач |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | -Результаты диагностики |
|
Взаимодействие с педагогами | -Психолого-педагогическая компетентность педагогов -Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка -Пополнение портфолио |
|
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей | -Психолого-педагогическая компетентность родителей -Создание портфолио |
|
Художественная деятельность |
-Участие в конкурсах -Победитель конкурса |
|
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения | -Положительное эмоциональное состояние ребёнка -Развитие саморегуляции -Формирование предпосылок коммуникативных действий |
|
Дополнительное образование | -Уровень развития творческих способностей
|
|
Взаимодействие с социальными партнёрами | -Посещение выставок и открытых мероприятий |
|
7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту
Фамилия, имя ребёнка Полуказакова Варвара
Группа подготовительная к школе группа № 7
Специа листы | Понедель ник | Втор ник | Среда | Четверг | Пятница |
Педагог-психолог |
|
|
| 10.00-10.30 Индивидуальная работа 13.00-14.00 Взаимодействие с педагогами | 16.30-17.30 Взаимодействие с семьёй |
Воспитатель, | 13.00-14.00 Взаимодействие с педагогами | 16.00-17.00 Взаимодействие с семьёй | 11.00-11.30 Индивидуальная работа | 15.30 – 16.00 Студия «Фитнес - baby» | |
Музыкальный руководитель | 16.30-17.00 Студия «Музыка во времени» |
| 15.30 – 16.00 «Студия онлайн-театра» 16.30-17.00 Студия «Музыка во времени» | 16.30-17.00 «Студия онлайн-театра» | 16.30-17.00 Студия «Музыка во времени» |
Инструктор по физической культуре |
| 15.30 – 16.00 Студия «Фитнес - baby» |
| 15.30 – 16.00 Студия «Фитнес - baby»
| |
Воспитатель | Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане воспитательно-образовательной работе |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.
Подпись родителей _____________________
Библиографический список.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.
3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.
6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет
Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга»
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-994560-1609760129.jpg)
Программа музыкального развития одаренного ребенка.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-1121109-1551067318.jpg)
Программа музыкального развития одаренного ребенка
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальне...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-1168561-1569755939.jpg)
Программа по развитию одаренности
Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, разработанная на основе "Курса развития творческого мышления" Ю.Б. Гатанова. Практически все дети обладают творческим потенциал...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-314466-1701023491.jpg)
Методическая разработка занятия «Спасаем нотки» по индивидуальной программе музыкального развития одаренного ребёнка.
В данной методической разработке представлена технология развития творческих и вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного индивидуального образования...