Авторская программа индивидуального развития "Я - одарен!"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
В группе 32 ребенка: 15 мальчиков, 17 девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
2.Сведения о ребенке.
Варвара Полуказакова, 7 лет – очень активна на любой организованной деятельности и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает любые студии в ДОУ. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. Легко запоминает и пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов. Варвара часто нуждается в похвале и одобрении взрослых. Девочка быстро адаптируется к новым условиям, быстро восстанавливается, хорошо переносит большие и разнообразные нагрузки. По наблюдениям, часто ставит перед собой трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации. Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
- Развитие быстроты реакции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Привитие навыков этикета.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание трудолюбия.
- Содействие формированию уверенности в себе.
- Развитие способностей к образовательной деятельности.
Полуказакова Варя – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
3. Социальная характеристика семьи.
Мать – Полуказакова Анна Юрьевна
Отец –Полуказаков Сергей Анатольевич
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
Условия проживания, условия быта - семья из четырех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей
Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка.
4. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки ее сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, ПДО по ИЗО, инструктор по физической культуре
Координатор (Ф.И.О): воспитатель группы Беленова Светлана Павловна
5. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 141» разработанная с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой.
На основании выдающихся способностей воспитанницы мною был составлен план психолого – педагогического сопровождения, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Вари есть способности и к которым она проявляет интерес.
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | Наблюдения Тесты Диагностики | Сентябрь Декабрь Май | Педагог - психолог |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика художественно-эстетического развития | Музыкальный руководитель , ПДО по ИЗО | ||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Индивидуальные беседы Консультации
| 1 раз в квартал | Педагог-психолог |
Консультирование педагогов на тему «Художественный материал для развития памяти, мышления, речи» «Игры и упражнения на развитие творческих способностей» «Создание творческих проектов» | 1 раз в квартал | Музыкальный руководитель, ПДО по ИЗО
| |
Создание условий для развития художественно-творческих способностей: -наполнение центра творчества художественными материалами -участие в конкурсах | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог Воспитатель | |
Оформление и пополнение портфолио | 1 раз в месяц | Воспитатель | |
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей | |||
Психолого-педагогическое просвещение родителей «Как развивать уверенность» «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» | Беседы Консультации | По мере необходимости | Воспитатель Педагог - психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома индивидуальных условий для творчества. | Родители | ||
Работа с портфолио. | Родители | ||
Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей. | Выставка | Родители музыкальный руководитель | |
Посещение выставок в городском музее | Родители Воспитатель | ||
Создание творческих проектов «Мир в твоём окне» «Комната души» | Совместная деятельность | Декабрь Апрель | Воспитатель Родители Музыкальный руководитель |
Художественная деятельность | |||
Изготовление открыток к праздникам «Новый год» «День Защитников Отечества» «Международный женский день» «День победы» | Творческое задание | Декабрь Февраль Март Апрель | Воспитатель
|
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере желания ребёнка | |
Творческие задания «Тёплый - холодный» «Два ковра» «Несуществующее животное» «Нарисуй музыку» «Ожившие предметы» | Игры Упражнения ТРИЗ | 1 раз в месяц | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Развитие позитивной самоидентификации | Игры Упражнения Беседы | 2 раза в месяц | Педагог-психолог Воспитатель |
Дивергентные задания | Упражнения | 2 раза в месяц | |
Работа по программе «Я - ученик!» | Совместная деятельность с педагогами и сверстниками | 2 раза в месяц | |
Студии длительного цикла | |||
Студия «Музыка во времени» | Студия | 3 раза в неделю | Музыкальный руководитель |
Студия «Фитнес - baby» | Студия | 2 раза в неделю | |
Воспитатель | |||
«Студия онлайн-театра» | Студия | 2 раза в неделю | Педагог по дополнительному образованию |
Взаимодействие с социальными партнёрами | |||
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей | Экскурсии Беседы | 1 раз в квартал | Воспитатель |
6. Оценка промежуточных результатов:
Содержание работы |
Критерии оценки
| Постановка дальнейших целей и задач |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | -Результаты диагностики |
|
Взаимодействие с педагогами | -Психолого-педагогическая компетентность педагогов -Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка -Пополнение портфолио |
|
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей | -Психолого-педагогическая компетентность родителей -Создание портфолио |
|
Художественная деятельность |
-Участие в конкурсах -Победитель конкурса |
|
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения | -Положительное эмоциональное состояние ребёнка -Развитие саморегуляции -Формирование предпосылок коммуникативных действий |
|
Дополнительное образование | -Уровень развития творческих способностей
|
|
Взаимодействие с социальными партнёрами | -Посещение выставок и открытых мероприятий |
|
7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту
Фамилия, имя ребёнка Полуказакова Варвара
Группа подготовительная к школе группа № 7
Специа листы | Понедель ник | Втор ник | Среда | Четверг | Пятница |
Педагог-психолог |
|
|
| 10.00-10.30 Индивидуальная работа 13.00-14.00 Взаимодействие с педагогами | 16.30-17.30 Взаимодействие с семьёй |
Воспитатель, | 13.00-14.00 Взаимодействие с педагогами | 16.00-17.00 Взаимодействие с семьёй | 11.00-11.30 Индивидуальная работа | 15.30 – 16.00 Студия «Фитнес - baby» | |
Музыкальный руководитель | 16.30-17.00 Студия «Музыка во времени» |
| 15.30 – 16.00 «Студия онлайн-театра» 16.30-17.00 Студия «Музыка во времени» | 16.30-17.00 «Студия онлайн-театра» | 16.30-17.00 Студия «Музыка во времени» |
Инструктор по физической культуре |
| 15.30 – 16.00 Студия «Фитнес - baby» |
| 15.30 – 16.00 Студия «Фитнес - baby»
| |
Воспитатель | Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане воспитательно-образовательной работе |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.
Подпись родителей _____________________
Библиографический список.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.
3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.
6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет
Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга»
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возм...
Программа музыкального развития одаренного ребенка.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель...
Программа музыкального развития одаренного ребенка
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальне...
Программа по развитию одаренности
Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, разработанная на основе "Курса развития творческого мышления" Ю.Б. Гатанова. Практически все дети обладают творческим потенциал...
Методическая разработка занятия «Спасаем нотки» по индивидуальной программе музыкального развития одаренного ребёнка.
В данной методической разработке представлена технология развития творческих и вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного индивидуального образования...