Программа индивидуального развития ребенка с ЗПР
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogorazvitiya_rebenka_s_zpr.docx | 86.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Индивидуальная
коррекционно-развивающая программа для ребенка 4 лет с задержкой
психического развития (ЗПР)
Составила: педагог-психолог МКДОУ
«Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Коваленко Е.В.
г. Богучар
2022год
Пояснительная записка
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализация их во взрослой жизни.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого- педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Данная рабочая программа педагога-психолога МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. за № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Положением о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 г., рекомендательным письмом Минобр науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для работы с ребенком 4 лет с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы ДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Актуальность программы:
В последние годы количество детей с задержкой психического развития неуклонно растет.
Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей.
В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя - логопеда, воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.
Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы с ребенком с ЗПР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. Создание условий и содействие его интеллектуальному развитию.
Задачи:
1. Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.
2. Обучение ребенка работе по вербальному и зрительному образцу.
3. Развитие наглядно – образного мышления.
4. Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.
5. Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.
6. Развитие зрительно-пространственной ориентации.
7. Развитие мелкой моторики руки.
8. Развитие концентрации и распределения внимания.
9. Оказание помощи (содействия) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
10. Осуществление коррекции негативных тенденций развития.
Принципы работы:
- Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребёнка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
- Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
- Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, родителями.
- Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учётом ведущего вида деятельности ребёнка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребёнка.
Принципы построения программы:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Условия реализации программы:
Необходимым условием реализации программы является взаимодействие всех заинтересованных лиц (родителей, воспитателей, специалистов ДОУ). Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей ребенка.
Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.
Форма занятий: индивидуальная.
Форма работы. 2 раза в неделю – индивидуальные занятия от 15 до 30 минут.
Возраст: 4 года.
Содержание программы:
Запланировано 33 занятия, два раза в неделю. Занятие проводятся индивидуально в кабинете педагога – психолога.
Занятие № 1.
Тема: «Я в детском саду»
- Игра «Что я вижу?»
Описание: Психолог с ребёнком перекатываю друг другу мяч и каждый раз у кого в руках мяч называет, что он видит в кабинете: стол, стул, машинка, пирамидка и т.д. В случае если ребёнок не разговаривает, то психолог, кидая мяч называет предмет, находящийся в кабинете, а задача ребёнка найти его.
- Упражнение «Солнечный зайчик»
Описание: Психолог произносит слова и показывает, а задача ребёнка выполнять действия: «Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу; нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щеках. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты подружись с ним. Открой глаза.»
- Игра «Дотронься до…»
Описание: Ребёнок кидает кубик с разноцветными гранями. Далее задача ребёнка найти в помещение предмет содержащий выпавший цвет на кубике и дотронуться до него.
- Игра «Здравствуй песок»
Описание: Психолог предлагает ребёнку поздороваться с песком разными способами. Сначала кончиками пальцев, затем всей ладонью — внутренней и тыльной стороной, перетереть песок между пальцами.
- Игра «Песочные прятки»
Описание: Психолог прячет в песке игрушки небольшого размера, а задача ребёнка отыскать их. Психолог с ребёнком может поменяться ролями и тогда ребёнок прячет, а психолог ищет. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Занятие № 2
Тема: «Я и мои игрушки»
- Задание «Что лежит в мешочке?»
Описание: Психолог предлагает ребёнку достать из мешочка предметы и назвать их. Если ребёнок не говорит, то это упражнение выполняется следующим образом. Ребёнок достаёт предмет, а психолог называет. Затем можно предложить ребёнку показать определённые предметы.
- Игра «Угадай на ощупь»
Описание: В мешочек помещаются игрушки небольшого размера. Перед ребёнком выкладываются картинки с изображением игрушек таких же, как и в мешочке. Картинки кладутся лицевой стороной вниз. Задача ребёнка открывать по одной картинке и находить в мешочке на ощупь соответствую игрушку. В эту игру можно играть и без картинок. Тогда психолог сам говорит ребёнку, какую игрушку ему надо достать.
- Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю Мячик я тебе бросаю, Пирамидку собираю, Грузовик везде катаю. | Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч» Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». |
- Игра «Спрячь игрушки»
Описание: Психолог предлагает ребёнку спрятать игрушки в домиках. Затем задача ребёнка вспомнить в каком домике спрятана определённая игрушка.
- Игра «Половинки: пирамидка»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать пирамидки, разрезанные на 2 части.
Занятие № 3
Тема: «Мои любимые игрушки»
- Задание «Собери картинку» (2 части)
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинку с изображением игрушки, разрезанной на 2 части. Если ребёнок справляется с заданием, то можно предложить собрать картинку, разрезанную на 3 части.
- Игра «Найди тень: игрушки»
Описание: Перед ребёнком кладётся карточка с изображением игрушки, а под ней кладут три карточки с изображением теней. Одна из теней подходит к предметной карточке. Задача ребёнка найти правильную тень.
- Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю»
Описание: см. занятие № 2.
- Игра «Наведи порядок на столе»
Описание: Психолог расставляет на столе игрушки и просит ребёнка запомнить, где они стоят. Затем ребёнок закрывает, а психолог меняет 2 игрушки местами. Задача ребёнка вернуть всё на свои места. Игра повторяется 2-3 раза.
- Игра «Песочные прятки»
Описание: см. занятие № 1.
Занятие № 4
Тема: «Здравствуй осень»
- Рассматривание сюжетной картины «Осень». Что нарисовано?
Описание: Психолог предлагает ребёнку рассмотреть сюжетную картинку «Осень» и назвать, что на ней нарисовано. Если ребёнок не разговаривает, то психолог сам рассказывает, что изображено на картине и просит ребёнка показать некоторые моменты.
- Игра «Признаки осени»
Описание: Перед ребёнком кладутся картинки с признаками разных времён года. Задача ребёнка отыскать картинки, которые соответствуют осени.
- Игра «Что пропало?»
Описание: Перед ребёнком раскладываются картинки с изображением признаков осени. Затем психолог просит ребёнка закрыть глаза и прячет одну картинку. Задача ребёнка сказать, что пропало. Игра повторяется несколько раз.
- Пальчиковая гимнастика «Ходит осень в нашем парке»
Ходит осень в нашем парке, | Пальчиками шагаем по столу |
Дарит осень всем подарки: | Показываем две ладошки, сложенные вместе |
Бусы красные – рябине, Фартук розовый – осине, Зонтик желтый – тополям, | Загибаем поочередно пальчики |
Фрукты осень дарит нам | Прикладываем обе ладошки к груди |
- Задание «Осенняя дорожка»
Описание: Ребёнку необходимо с помощью камней марблс выложить дорожку, используя чередование двух цветов: красный, жёлтый.
Занятие № 5
Тема: «Разноцветный листопад»
- Игра «Разложи листики по кучкам»
Описание: Психолог предлагает ребёнку найти в песке разноцветные листики и разложить их по кучкам.
- Игра «Пропавший листик»
Описание: Перед ребёнком кладут 3 листика: красный, зелёный, жёлтый. Затем психолог просит ребёнка закрыть глаза и прячет один листик. Задача ребёнка сказать какой листик пропал. Игра повторяется несколько раз.
- Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, | Шагает пальчиками по столу. |
Стали листья собирать, | Имитирует сбор листьев. |
Красный листик, |
|
Жёлтый листик, |
|
Будем их сейчас считать | Хлопает в ладоши. |
Сколько листиков собрали |
|
Раз, два, три, четыре, пять! | Загибает пальчики. |
Можно с ними поиграть | Поднимает руки вверх, делает «фонарики». |
- Задание «Укрась листик»
Описание: Ребёнку даётся шаблон с изображением листика, задача ребёнка, используя камни марблс красного, жёлтого и зелёного цветов украсить листик.
- Игра «Половинки»
Описание: На столе раскладываются картинки с изображением листиков, разрезанные на 2 части. Задача ребёнка сложить картинки.
Занятие № 6
Тема: «Дары осени: овощи»
- Игра «Что лежит в мешочке?»
Описание: Психолог предлагает ребёнку достать из мешочка овощи и назвать их. Если ребёнок не разговаривает, то психолог просит ребёнка доставать овощи, а сам называет их. После этого можно попросить ребёнка показать определённые овощи.
- Игра «Угадай на ощупь»
Описание: Психолог помещает в мешочек овощи обратно и просит ребёнка на ощупь достать из мешочка: морковь, капусту, огурец и т.д.
- Игра «Наведи порядок на столе»
Описание: Психолог раскладывает перед ребёнком муляжи овощей и просит запомнить, что где лежит. Затем ребёнок закрывает глаза, а психолог меняет овощи местами. Задача ребёнка вернуть всё на свои места. Игра повторяется несколько раз. В качестве ведущего можно предложить побыть и ребёнку.
- Пальчиковая гимнастика «Урожай» (Нищева Н.В.)
В огород пойдем, Урожай соберем. | Маршировать на месте. |
Мы морковки натаскаем | «Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь. |
И картошки накопаем. | «Копают». Изображать, как копают. |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан. |
Круглый, сочный, очень вкусный, | Показывают круг руками — 3 раза. |
Щавеля нарвем немножко | «Рвут». Изображать, как рвут щавель. |
И вернемся по дорожке. | Маршировать на месте. |
- Задание «Собери картинку: овощи»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинку с изображением овоща, разрезанного на 2 части. Если ребёнок справляется с заданием, то можно предложить собрать картинку, разрезанную на 3 части.
Занятие № 7
Тема: «Дары осени: фрукты»
- Игра «Что лежит в мешочке?»
Описание: Психолог предлагает ребёнку достать из мешочка фрукты и назвать их. Если ребёнок не разговаривает, то психолог просит ребёнка доставать фрукты, а сам называет их. После этого можно попросить ребёнка показать определённые фрукты.
- Игра «Угадай на ощупь»
Описание: Психолог помещает в мешочек фрукты обратно и просит ребёнка на ощупь достать из мешочка: яблоко, грушу, банан, апельсин и т.д.
- Игра «Наведи порядок на столе»
Описание: Психолог раскладывает перед ребёнком муляжи фруктов и просит запомнить, что где лежит. Затем ребёнок закрывает глаза, а психолог меняет фрукты местами. Задача ребёнка вернуть всё на свои места. Игра повторяется несколько раз. В качестве ведущего можно предложить побыть и ребёнку.
- Пальчиковая гимнастика «Фрукты» (Нищева Н.В.)
Вот на белом блюдце в ряд Фрукты спелые лежат: Раз – чудесный апельсин, Два – душистый мандарин, Три – в атласном платье слива, Аппетитна и красива! А четыре – это груша. Хочешь эту грушу скушать? | (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта.) |
- Задание «Собери картинку: фрукты»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинку с изображением фрукта, разрезанного на 2 части. Если ребёнок справляется с заданием, то можно предложить собрать картинку, разрезанную на 3 части.
Занятие № 8
Тема: «Овощи и фрукты»
- Игра «Паровозик»
Описание: Психолог предлагает ребёнку прикрепить к красному паровозику вагончики с овощами, а к жёлтому паровозику – вагончики с фруктами.
- Игра «Угадай на ощупь»
Описание: В мешочек помещаются овощи и фрукты. Перед ребёнком выкладываются картинки с изображением овощей и фруктов таких же, как и в мешочке. Картинки кладутся лицевой стороной вниз. Задача ребёнка открывать по одной картинке и находить в мешочке на ощупь соответствующий фрукт или овощ. В игру можно играть и без картинок. Тогда психолог просто называет фрукт или овощ, который необходимо найти на ощупь.
- Пальчиковая гимнастика «Урожай» (Нищева Н.В.)
В огород пойдем, Урожай соберем. | (Маршировать на месте.) |
Мы морковки натаскаем | («Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.) |
И картошки накопаем. | («Копают». Изображать, как копают.) |
Срежем мы кочан капусты, | («Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.) |
Круглый, сочный, очень вкусный, | (Показывают круг руками — 3 раза.) |
Щавеля нарвем немножко | («Рвут». Изображать, как рвут щавель.) |
И вернемся по дорожке. | (Маршировать на месте.) |
- Игра «Что какого цвета?»
Описание: Психолог кидает ребёнку мяч и называет фрукт или овощ, а задача ребёнка сказать какого он бывает цвета. Если ребёнок не разговаривает, то для игры понадобятся карточки с изображением фруктов и овощей (не раскрашенных) и карточки разных цветов. Тогда задача ребёнка к каждому фрукту или овощу подобрать разноцветную карточку. Например, яблоко- жёлтое, помидор – красный и т.д.
- Игра «Собери картинку»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинку с изображением фрукта и овоща, разрезанного на 2 части. Если ребёнок справляется с заданием, то можно предложить собрать картинку, разрезанную на 3 части.
Занятие № 9
Тема: «Я и моя семья»
- Рассматривание сюжетной иллюстрации «Семья». Беседа с ребёнком.
Описание: Психолог с ребёнком рассматривают иллюстрацию «Семья» и беседуют по ней. Обсуждают, кто чем занят. Если ребёнок не разговаривает, то психолог сам рассказывает, что изображено на картинке.
- Игра «Кто чем занят?»
Описание: Психолог кидает мяч ребёнку, называет любого члена семьи и просит вспомнить чем были заняты разные члены семьи на картинке. Также можно называть чем заняты определённый член семьи, а задача ребёнка будет сказать, кто этим занят или показать на картинке (в случае если ребёнок не разговаривает).
- Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»
Папа, мама, брат и я | Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца |
Наша дружная семья | Энергично сжать руку в кулак несколько раз |
Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем | Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
|
- Игра «Чей предмет?»
Описание: На столе разложены карточки с изображением членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын. В стопке лежат карточки с изображением предметов, которые используют перечисленные члены семьи: кукла, машинка, инструменты, дамская сумка, клубок ниток, газета. Задача ребёнка брать по одной карточке и находить кому этот предмет принадлежит.
- Игра «Он, она, они!»
Описание: Ребёнок кидает 2 кубика «Моя семья» одновременно. Если выпали 2 члена семьи мужского пола, то ребёнок говорит: «Он», если выпали 2 члена семьи женского пола, то ребёнок говорит: «Она», если выпали и женского и мужского пола, то ребёнок говорит: «Они». Если ребёнок не разговаривает, то можно использовать движения.
Занятие № 10
Тема: «Я и мой дом: мебель»
- Задание «Что нарисовано?»
Описание: Для задания понадобятся предметные карточки «Мебель». Психолог кладёт перед ребёнком по одной картинке, а задача ребёнка назвать, что там нарисовано. Далее ребёнку можно предложить найти некоторые предметы мебели в кабинете. Если ребёнок не говорящий, то психолог называет, а ребёнок показывает.
- Игра «Расставь всё по местам»
Описание: Психолог кидает мяч и называет помещение в доме, а задача ребёнка назвать предмет мебели, который там может стоять. Если ребёнок не разговаривает, то психолог просит ребёнка показать этот предмет на карточках.
- Задание «Выложи дом из палочек»
Описание: Психолог выкладывает на столе домик из счётных палочек и просит ребёнка выложить такой же.
- Игра «Самый быстрый»
Описание: Психолог раскладывает на столе карточки с изображением мебели лицевой стороной вверх. Затем психолог называет любой предмет мебели, а задача ребёнка быстрее психолога схватить карточку с изображением этого предмета мебели. Выигрывает тот, кто быстрее всех соберёт 3 карточки. В игру можно поиграть 2-3 раза.
- Игра «Собери картинку: мебель»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинку с изображением мебели, разрезанную на 2 части. Если ребёнок справляется с заданием, то можно предложить собрать картинку, разрезанную на 3 части.
Занятие № 11
Тема: «Я и мой дом: посуда»
- Игра «Пропавшая посуда»
Описание: Перед ребёнком стоит поднос с песком. Под песком психолог заранее прячет карточки с изображением посуды и любых других предметов. Задача ребёнка найти в песке карточки с изображением посуды.
- Игра «Собери картинку: посуда»
Описание: Для игры понадобятся картинки разрезанные на 2 и 3 части. Задача ребёнка соединить части картинок так, чтобы получилась целая картинка. Если ребёнку сложно справиться с заданием, то используется образец – целая картинка.
- Игра «Наведи порядок на столе»
Описание: Психолог расставляет на столе посуду из набора «Детская посуда» и просит ребёнка всё внимательно запомнить. Затем ребёнок закрывает глаза, а психолог всё меняет местами. Задача ребёнка всё вернуть на свои места.
- Игра «Найди пару»
Описание: Ребёнку необходимо найти чайник и чашку одного цвета.
- Игра «Паровозик»
Описание: Для игры понадобится дидактическая игра «Паровозик». На столе раскладываются вагончики с изображением посуды и мебели. Вагончики кладутся лицевой стороной вниз. Ребёнок получает поезд и его задача, открывая по очереди вагончики прикрепить к поезду вагончики с посудой.
Занятие № 12
Тема: «Мой город: мой дом»
- Рассматривание сюжетной иллюстрации «Город». Что нарисовано?
Описание: Психолог вместе с ребёнком рассматривают иллюстрацию с изображением города. Ребёнок называет, что он видит на картинке. При этом психолог задаёт ему вопросы. В случае, если ребёнок не говорящий, то психолог может просить ребёнка показывать, что нарисовано на картинке.
- Игра «Собери дом»
Описание: Ребёнку необходимо собрать разрезную картинку на 3 части «Дом»
- Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит, | Дети изображают дом: ставят ладони параллельно, крыша дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. |
Ну а к дому путь закрыт. | Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). |
Мы ворота открываем, | Ладони разворачиваются параллельно друг другу. |
В этот домик приглашаем. | Дети изображают дом. |
- Игра «Домик для жирафа и зайки»
Описание: Психолог предлагает ребёнку построить из кубиков 2 дома. Один высокий, а другой низкий, а заселить в эти домики жильцов.
- Игра «Звуки в городе»
Описание: Ребёнок закрывает глаза. Психолог включает аудиозапись звуков города. После прослушивания ребёнок говорит, какие звуки он услышал. Если ребёнок не разговаривает, то необходимо использовать картинки.
Занятие № 13
Тема: «Первый день зимы»
- Рассматривание сюжетной картинки «Зима». Что нарисовано?
Описание: Психолог вместе с ребёнком рассматривают иллюстрацию с изображением времени года зима. Ребёнок называет, что он видит на картинке. При этом психолог задаёт ему вопросы. В случае, если ребёнок не говорящий, то психолог может просить ребёнка показывать, что нарисовано на картинке.
- Игра «Признаки зимы»
Описание: Перед ребёнком кладётся картинка с изображением зимы, а рядом раскладываются карточки с признаками разных времён года. Задача ребёнка найти только те карточки, которые относятся к времени года зима и выложить их рядом.
- Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, | Загибаем пальчики по одному |
Мы с тобой снежок лепили, | «Лепим» двумя руками |
Круглый, крепкий, | Чертим руками круг |
Очень гладкий, | Одной рукой гладим другую |
И совсем, совсем не сладкий. | Грозим пальчиком |
- Игра «Следы на снегу»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок и формочки. Сначала психолог знакомит ребёнка с кинетическим песком. Просит его потрогать и проговаривает вместе с ребёнком какой песок на ощупь. Затем ребёнок выравнивает песок. Далее психолог просит ребёнка закрыть глаза и пока у ребёнка закрыты глаза оставляет на песке следы с помощью формочек. Задача ребёнка найти след, который оставили формочки. Игра повторяется несколько раз. Каждый раз можно использовать следы разных формочек, но не более 3 – 4 предметов. Также в ходе игры психолог может поменяться с ребёнком местами и тогда задача ребёнка будет состоять в том, чтобы оставить следы на песке.
- Игра «Укрась следы»
Описание: Эта игра является продолжением предыдущей. Задача ребёнка украсить следы на песке с помощью разноцветных камней марблс.
Занятие № 14
Тема: «Подготовка к новому году»
- Игра «Собери шарики»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок и камни марблс 3 цветов: красный, синий, зелёный. Психолог до начала занятия прячет в песке камни марблс, а уже на самом занятии задача ребёнка отыскать их.
- Игра «Разложи шарики по коробкам»
Описание: Данная игра является продолжением предыдущей. Задача ребёнка разложить камни в коробочки соответствующего цвета: красный камни – в красную коробку и т.д.
- Игра «Укрась ёлочку»
Описание: Ребёнку даётся шаблон ёлки с нанесёнными на ней разноцветными кругами, а задача ребёнка наложить на эти круги камни марблс соответствующего цвета.
- Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Описание: см. занятие № 13
- Игра «Половинки: снежинки»
Описание: Ребёнку необходимо собрать снежинку из 2-х частей.
Занятие № 15
Тема: «Новый год»
- Игра «Новогодние гости»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок и фигурки животных. Психолог до начала занятия прячет в песке фигурки животных, а уже на самом занятии задача ребёнка отыскать их и назвать. Если ребёнок не говорит, то психолог просит показать определённое животное.
- Игра «Подарок от деда мороза»
Описание: Для игры понадобится мешочек из ткани, предметы (кубик, мячик, пирамидка, машинка) и карточки с изображением этих предметов. Карточки раскладываются на столе лицевой стороной вниз. Ребёнок по очереди открывает карточки и достаёт из мешочка на ощупь этот предмет. Перед началом игры надо дать возможность ребёнку ощупать все предметы.
- Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Описание: см. занятие № 13.
- Игра «Заморожу»
Описание: Психолог предлагает ребёнку поиграть с Дедом Морозом в игру «Заморожу». Для этого ребёнок закрывает глаза, а психолог дотрагивается до любой части тела прохладным камнем. После этого ребёнок открывает глаза и называет эту часть тела. Если ребёнок не говорящий, то он показывает эту часть тела.
- Игра «Снежки»
Описание: Для игры понадобятся снежки из ваты. Ребёнок становится напротив психолога. Каждый получает равное количество снежков. Задача обоих, как можно быстрее перекидать снежки на противоположную сторону. Игра продолжается до тех пор, пока звучит музыка.
Занятие № 16
Тема: «Зимние забавы»
- Игра «Что спрятано под снегом?»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок и любые мелкие предметы. Психолог до начала занятия прячет в песке эти предметы, а уже на самом занятии задача ребёнка отыскать эти предметы и назвать их. В случае, если ребёнок не говорящий, то сначала он их отыскивает, а потом психолог просит его показать определённый предмет.
- Игра «Домики»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок и формочки разной формы (круг, квадрат), лист бумаги и фломастер. Психолог рисует на листе бумаги геометрическую фигуру и просит ребёнка выбрать формочку по форме похожую на нарисованную геометрическую фигуру и построить из песка домики.
- Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Описание: см. занятие № 12
- Игра «Нарисуй снежинки»
Описание: Психолог предлагает ребёнку прокатить по песку предметы с разной поверхностью – гладкий мяч, мяч с шипами. Далее психолог просит ребёнка рассмотреть отпечатки и сказать, какие из них похожи на снежинки, снежные хлопья, сосульки.
- Игра «Снежки»
Описание: Для игры понадобятся снежки из ваты. Ребёнок становится напротив психолога. Каждый получает равное количество снежков. Задача обоих, как можно быстрее перекидать снежки на противоположную сторону. Игра продолжается до тех пор, пока звучит музыка.
Занятие № 17
Тема: «Домашние животные»
- Игра «Угадай по звуку»
Описание: Психолог включает звуки домашних животных, а ребёнок находит карточку с соответствующим животным.
- Игра «Кто пропал?»
Описание: Перед ребёнком раскладываются карточки с домашними животными. Ребёнок закрывает глаза, а психолог в это время переворачивает карточку. Задача ребёнка назвать, что за животное пропало. В случае, если ребёнок не разговаривает, то можно использовать 2 комплекта таких карточек. Тогда ребёнку нужно будет найти во втором комплекте недостающую карточку.
- Игра «Малыш потерялся»
Описание: Задача ребёнка помочь маме найти своего детёныша.
- Упражнение «Котята»
Описание: Психолог произносит слова, а ребёнок гладит руками, названную им часть лица.
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
- Игра «Накорми животное»
Описание: Психолог кидает ребёнку мяч и называет еду животного. Задача ребёнка сказать, какое животное любит это есть. Если ребёнок не говорит, то используем карточки. Тогда задача ребёнка найти это животное на карточке.
Занятие № 18
«Домашние птицы»
- Игра «Угадай по звуку»
Описание: Психолог включает звуки домашних птиц, а ребёнок находит карточку с соответствующим животным.
- Игра «Кто пропал?»
Описание: Перед ребёнком раскладываются карточки с домашними птицами. Ребёнок закрывает глаза, а психолог в это время переворачивает карточку. Задача ребёнка назвать, что за животное пропало. В случае, если ребёнок не разговаривает, то можно использовать 2 комплекта таких карточек. Тогда ребёнку нужно будет найти во втором комплекте недостающую карточку.
- Игра «Малыш потерялся»
Описание: Задача ребёнка помочь маме найти своего детёныша.
- Пальчиковая гимнастика «Уточка»
На волнах качаясь, Уточка плывёт. То нырнёт, то вынырнет- Лапками гребёт. | Совершать плавательные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движение лапок утки в воде. |
- Игра «Собери картинку: домашние птицы» (2,3 части)
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинки с изображением домашних птиц, разрезанных на 2 части. Если ребёнок справляется с заданием, то можно предложить собрать картинку, разрезанную на 3 части.
Занятие № 19
Тема: «Дикие животные»
- Игра «Угадай по описанию»
Описание: Психолог раскладывает перед ребёнком карточки с изображением диких животных. Карточки кладутся лицевой стороной вверх. Затем психолог описывает животное и просит ребёнка найти это животное среди карточек.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
- Игра «Кто пропал?»
Описание: Перед ребёнком раскладываются карточки с дикими животными. Ребёнок закрывает глаза, а психолог в это время переворачивает карточку. Задача ребёнка назвать, что за животное пропало. В случае, если ребёнок не разговаривает, то можно использовать 2 комплекта таких карточек. Тогда ребёнку нужно будет найти во втором комплекте недостающую карточку.
- Игра «Малыш потерялся»
Описание: Задача ребёнка помочь маме найти своего детёныша.
- Упражнение «Кто как ходит?»
Описание: Психолог предлагает ребёнку изобразить походки диких животных: лисы, зайца, волка и медведя.
- Игра «Пушистый зайка»
Описание: Психолог просит ребёнка закрыть глаза и дотрагивается до частей тела пушистым мехом. Задача ребёнка определить до какой части тела дотронулся психолог.
Занятие № 20
Тема: «Зимующие птицы»
- Игра «Назови птичку»
Описание: Психолог с ребёнком рассматривают карточки с изображением зимующих птиц и дают им название.
- Игра «Кто пропал»
Описание: Перед ребёнком раскладываются карточки с зимующими птицами. Ребёнок закрывает глаза, а психолог в это время переворачивает карточку. Задача ребёнка назвать, что за птица пропала. В случае, если ребёнок не разговаривает, то можно использовать 2 комплекта таких карточек. Тогда ребёнку нужно будет найти во втором комплекте недостающую карточку.
- Динамическая пауза «Ворона»
Вот ворона полетела, кар-кар Вот она землю села, кар-кар Поклевала-поклевала, кар-кар | Делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим. Приседаем на корточки Делаем наклоны головы, как будто клюем. Встаем и снова машем крыльями. |
- Игра «Покорми птичку»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок. Ребёнок берёт щепотку песка и имитирует кормление птички. Песок можно сыпать с одной ладони на другую. Можно сыпать одновременно двумя руками.
- Игра «Домики для птичек»
Описание: Психолог раскладывает перед ребёнком карточки с изображением птичек, рядом с каждой птичкой кладёт карточку с изображением геометрической фигуры. Задача ребёнка из кинетического песка построить домики для птичек определённой формы, используя формочки. Затем ребёнку необходимо сказать какая птичка в каком домике живёт.
Занятие № 21
Тема: «Профессии»
- Игра «Кто это?»
Описание: Для игры понадобятся карточки с изображением людей в разных профессиях. Карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. Задача ребёнка открывать по одной карточки и называть профессию. Также эту игру можно провести другим образом. Карточки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Далее психолог называет профессию, а задача ребёнка найти соответствующую карточку.
- Игра «Кому, что нужно»
Описание: Для игры понадобятся карточки с изображением людей в разных профессиях и карточки с изображением предметов нужных в определённой профессии. Карточки с профессиями раскладываются на столе лицевой стороной вверх в один ряд, а карточки с предметами кладутся в стопку лицевой стороной вниз. Ребёнок открывает по одной карточки и определяет в какой профессии нужен тот или иной предмет.
- Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим. |
И полезных, и приятных. | Соединять пальцы левой руки с большим. |
Повар, врач, маляр, учитель, | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. |
Сразу всех не называю, | Сжимать и разжимать кулачки. |
Вам продолжить предлагаю. | Вытянуть руки вперёд ладонями вверх. |
- Игра «Доскажи словечко»
Описание: Психолог катит ребёнку мяч и называет начало предложения, а задача ребёнка закончить предложение и вернуть мяч обратно. Если ребёнок не разговаривает, то предлагает подобрать карточку с профессией.
Врач людей … (лечит)
Повар обед … (варит, готовит)
Строитель дома … (строит)
Продавец товары … (продает)
Водитель автомобиль … (водит)
Еду готовит … (повар)
Людей лечит … (врач)
Автомобиль водит … (водитель)
Дома строит … (строитель)
Товар продает … (продавец)
- Игра «Маленький художник»
Описание: Для игры понадобятся карточки из комплекта дидактических игр «Цветные кляксы». Из комплекта нам понадобятся 24 предметные карточки в разноцветных рамках, 6 карточек с изображением клякс в разноцветных рамках, кубик «Кляксы», кубик «Предметные картинки». Карточки раскладываются на столе лицевой стороной вверх в произвольном порядке. Далее ребёнок по очереди с психологом кидают по 2 кубика одновременно. Задача ребёнка быстрее психолога найти карточку с выпавшей комбинацией на кубиках. Найденную карточку ребёнок забирает себе, и игра продолжается дальше. В случае если предмет определённого цвета отсутствует среди карточек, то психолог предлагает ребёнку перебросить кубики. В игре выигрывает тот, кто быстрее всех соберёт 5 карточек.
Занятие № 22
Тема: «23 февраля»
- Игра «Найди тень: военная техника»
Описание: Задача ребёнка подобрать тень к различным видам военной техники: танк, самолёт, вертолёт, пушка, корабль.
- Игра «Кто чем управляет?»
Описание: Психолог катит ребёнку мяч и называет представителя военной профессии, а задача ребёнка вернуть мяч и сказать каким видом военной техники он управляет. Слова для игры: танкист – танк, лётчик – самолёт, капитан корабля – корабль. В случае если ребёнок не разговаривает, то можно использовать картинки.
- Пальчиковая гимнастика «23 февраля»
Подарите мне фуражку, | Ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук. |
Сапоги и автомат. | Разводить пальцы обеих рук, начиная с больших. |
Стану воином отважным, | Интенсивное сжимание рук в кулаки. |
Защищать вас буду рад. | Пальцы сцепить в «замок». |
- Игра «Собери картинку: военная техника»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинки, разрезанные на 2 и 3 части с изображением военной техники, символики.
- Игра «Меткий стрелок»
Описание: На стене висит мишень. Задача ребёнка попасть в центр мишени снежком из ваты. За каждое попадание ребёнок получает фишку. В конце подсчитывается количество попаданий и вручается ребёнку медаль за меткость.
Занятие № 23
Тема: «Транспорт»
- Игра «Что это?»
Описание: Для игры понадобятся карточки с изображением транспорта. Карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. Задача ребёнка открывать по одной карточки и называть транспорт. Также эту игру можно провести другим образом. Карточки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Далее психолог называет транспорт, а задача ребёнка найти соответствующую карточку.
- Игра «Что изменилось?»
Описание: Для игры понадобятся карточки с изображением транспорта. Карточки раскладываются лицевой стороной вверх. Задача ребёнка запомнить расположение карточек. Потом ребёнок закрывает глаза, а психолог меняет карточки местами. После этого задача ребёнка вернуть карточки на свои места.
- Игра «Сложи картинку»
Описание: Ребёнку необходимо сложить картинку с изображением транспорта, разрезанную на 2 или 3 части.
- Игра «Летает-не летает»
Описание: Психолог катит мяч ребёнку и называет любой транспорт, а задача ребёнка вернуть мяч обратно, сказав летает он или не летает. Если ребёнок не говорит, то показываем движениями.
- Игра «Найди гараж для машинки»
Описание: Для игры понадобится д/и «Гараж». Задача ребёнка расставить машинки в гараж в соответствии с цветом гаража и машинки.
Занятие № 24
Тема: «Мамин день»
- Игра «Телескоп»
Описание: Для игры понадобится телескоп и картина с изображением праздника 8 Марта. Картина вешается на доску. Задача ребёнка встать на расстоянии картины и в телескоп рассмотреть её. В ходе рассматривания ребёнок проговаривает, что видит на картине. Если ребёнок не говорит, то после рассматривания психолог просит показывать определённые предметы.
- Игра «Помощники в доме»
Описание: Психолог катит ребёнку мяч и задаёт вопрос, а задача ребёнка вернуть мяч и дать ответ на вопрос. Примерные вопросы:
- Что помогает маме подминать пол? (веник, пылесос)
- Что помогает стирать бельё? (стиральная машина)
- Что помогает гладить бельё? (утюг)
- Что помогает маме готовить еду? (газовая плита, кастрюля, сковородка, чайник)
После каждого вопроса психолог просит найти эти предметы среди карточек на столе и прикрепить их к доске с изображением силуэта мамы.
- Игра «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем, пыль повсюду вытираем. | Имитируют вытирание пыли. |
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем. | Имитируют стирку и отжимание. |
Подметаем все кругом | Имитируют подметание пола. |
– И бегом за молоком. | Бег на месте. |
Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, | Имитируют открывание дверей. |
Маму крепко обнимаем. | Обнимают себя двумя руками. |
- Игра «Вспомни и назови»
Описание: Психолог предлагает ребёнку вспомнить, что было изображено на картине, которую они рассматривали и ответить на вопросы. За правильные ответы ребёнок получает фишки. Примерные вопросы: «Какого цвета у мамы платье?», «Что стояло на столе?», «Какого цвета цветы папа подарил маме?», «Что подарил маме сын?», «Что стояло на столе?», «Какое у мамы было настроение?», «Были ли у папы очки?». В конце подводится итог игры. Можно попросить ребёнка пересчитать свои фишки и вручить медаль за внимательность.
- Игра «Подарок для мамы»
Описание: Психолог предлагает ребёнку украсить мандалу с помощью пластилина. Для этого ребёнок катает множество разноцветных шариков и украшает ими мандалу с помощью приёма расплющивания шарика. Поделку ребёнок забирает с собой, чтобы подарить её маме.
Занятие № 25
Тема: «Весна»
- Рассматривание сюжетной картинки «Весна». Что нарисовано?
Описание: Психолог вместе с ребёнком рассматривают иллюстрацию с изображением времени года весна. Ребёнок называет, что он видит на картинке. При этом психолог задаёт ему вопросы. В случае, если ребёнок не говорящий, то психолог может просить ребёнка показывать, что нарисовано на картинке.
- Игра «Признаки весны»
Описание: Для игры понадобится д/и «Времена года». Перед ребёнком кладётся картинка с изображением весны, а рядом раскладываются карточки с признаками разных времён года. Задача ребёнка найти только те карточки, которые относятся к времени года весна и выложить их на игровом поле.
- Игра с прищепками «Солнышко»
Описание: Ребёнка даётся шаблон солнышка и прищепки. Задача ребёнка прикрепить к солнышку лучики.
- Игра «Разбуди спящих зверей»
Описание: До начала занятия психолог прячет под песком картинки с изображением животных, насекомых и т.д. которые спят зимой (медведь, пчела, ёж, змея). Спрятать картинки нужно таким образом, чтобы был виден кончик карточки, а само изображение было засыпано песком. Задача ребёнка найти животных. Для этого ему нужно очень осторожно с помощью пальчиков счистить песок с каждой картинки.
- Игра «Кто пропал?»
Описание: Перед ребёнком выкладываются найденные животные. Затем ребёнок закрывает глаза, а психолог переворачивает одну из картинок. Задача ребёнка угадать, кто пропал.
Занятие № 26
Тема: «Перелётные птицы»
- Игра «Назови птичку»
Описание: Психолог с ребёнком рассматривают карточки с изображением перелётных птиц и дают им название.
- Игра «Кто пропал?»
Описание: Перед ребёнком раскладываются карточки с перелётными птицами. Ребёнок закрывает глаза, а психолог в это время переворачивает карточку. Задача ребёнка назвать, что за птица пропала. В случае, если ребёнок не разговаривает, то можно использовать 2 комплекта таких карточек. Тогда ребёнку нужно будет найти во втором комплекте недостающую карточку.
- Пальчиковая гимнастика «Птички»
Птички прилетали, Крыльями махали Сели, посидели Дальше полетели. | Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями. Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол Повторяем первое движение. |
- Игра «Покорми птичку»
Описание: Для игры понадобится кинетический песок. Ребёнок берёт щепотку песка и имитирует кормление птички. Песок можно сыпать с одной ладони на другую. Можно сыпать одновременно двумя руками.
- Игра «Найди тень: птицы»
Описание: Перед ребёнком кладётся предметная карточка, а под ней кладут три карточки с изображением теней. Одна из теней подходит к предметной карточке. Задача ребёнка найти правильную тень.
Занятие № 27
Тема: «Одежда»
- Игра «Собираемся на прогулку: весна»
Описание: Ребёнку предлагается из предложенных картинок выбрать одежду, обувь и головной убор подходящие для весны.
- Игра «Заплатки для одежды»
Описание: Ребёнку даётся бланк с изображением одежды. Задача ребёнка подобрать к одежде заплатку определённой форы.
- Физкультминутка «Стирка»
Буду маме помогать, Буду сам бельё стирать: | Трём кулачками друг о друга. |
Мылом мылю я носки, | Водим кулачком по ладошке. |
Крепко трутся кулачки, | Трём кулачками друг о друга. |
Сполосну носки я ловко | Двигаем кистями рук вправо – влево. |
И повешу на верёвку. | Поднимаем руки вверх, кисти сгибаем. |
- Игра «Собери картинку»
Описание: Ребёнку необходимо собрать картинку, разрезанную на несколько частей.
- Игра «Что пропало?»
Описание: Перед ребёнком выкладываются картинки с изображением одежды. Затем ребёнок закрывает глаза, а психолог прячет одну картинку. Задача ребёнка вспомнить, что пропало.
Занятие № 28
Тема: «Цвет в одежде»
- Игра «Укрась платье»
Описание: Ребёнок получает шаблон платье. Его задача украсить платье с помощью камней марблс с опорой на образец.
- Игра «Разложи одежду по цвету»
Описание: Психолог предлагает разложить одежду по цвету.
- Физкультминутка «Стирка»
Описание: см. занятие № 27
- Игра «Найди тень: одежда»
Описание: Перед ребёнком кладётся предметная карточка, а под ней кладут три карточки с изображением теней. Одна из теней подходит к предметной карточке. Задача ребёнка найти правильную тень.
- Игра «Телескоп»
Описание: Для игры понадобится телескоп и картина с изображением девочки или мальчика. Картина вешается на доску. Задача ребёнка встать на расстоянии картины и в телескоп рассмотреть её. В ходе рассматривания ребёнок проговаривает, что надето на ребёнке и какого цвета.
Занятие № 29
Тема: «Обувь»
- Игра «Найди пару для обуви»
Описание: Для игры понадобятся карточки с изображением обуви (2 комплекта). Задача ребёнка найти одинаковые карточки.
- Игра «Укрась сапожок»
Описание: Психолог показывает ребёнку шаблон сапожка, украшенного разноцветными кругами. Задача ребёнка украсить свой сапожок также при помощи камней марблс.
- Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Ходьба широким шагом)
Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ. (Бег мелким шагом)
- Игра «Найди тень: обувь»
Описание: Перед ребёнком кладётся предметная карточка, а под ней кладут три карточки с изображением теней. Одна из теней подходит к предметной карточке. Задача ребёнка найти правильную тень.
- Игра с прищепками «Склей тапочек»
Описание: Ребёнок получает шаблон тапочка и прищепки. Задача ребёнка прикрепить прищепки по всему тапку.
Занятие № 30
Тема: «Рыбы»
- Игра «Назови рыбу»
Описание: Психолог с ребёнком рассматривают карточки с изображением рыб и дают им название.
- Игра «Отыщи рыбок»
Описание: Ребёнок закрывает глаза, а психолог в песке прячет разноцветных рыбок. Задача ребёнка отыскать рыбок и распределить их на группы в соответствии с цветом.
- Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки пляшут в синем море – Хорошо им на просторе | Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз. |
- Игра «Поймай рыбку»
Описание: В ёмкости с водой плавают рыбки. Психолог сначала просит ребёнка подуть на рыбок, а затем выловить их с помощью сочка или удочки.
- Игра «Собери картинку: рыбы»
Описание: Ребёнку необходимо собрать картинку с изображением рыбок, разрезанных на 3 и 3 части.
Занятие № 31
Тема: «Цветы»
- Игра «Телескоп: цветы»
Описание: Для игры понадобится телескоп и картина с изображением цветов. Картина вешается на доску. Задача ребёнка встать на расстоянии картины и в телескоп рассмотреть её. В ходе рассматривания ребёнок проговаривает, какие цветы он видит на картине. Если ребёнок не разговаривает, то психолог сначала даёт ребёнку рассмотреть картинку в телескоп, а потом просит показать определённый цветок.
- Игра «Весенние цветы»
Описание: Психолог даёт ребёнку шаблон с изображением цветов для игры с камнями марблс и сами камни. Задача ребёнка закрыть камнями круги, нанесённые на шаблоне. Камни необходимо подбирать в соответствии с цветом круга.
- Игра «Половинки: цветы»
Описание: Ребёнку необходимо найти вторую половинку цветка.
- Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы»
Наши нежные цветки | Руки в вертикальном положении. |
Распускают лепестки | Развести пальцы рук. |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Ритмичные движения пальцев рук.
|
Наши нежные цветки Закрывают лепестки. | Соединить пальцы вместе.
|
Тихо засыпают, качают. | Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами. |
- Игра «Собери букет»
Описание: До начала занятия психолог прячет под песком картинки с изображением цветов. Спрятать картинки нужно таким образом, чтобы был виден кончик карточки, а само изображение было засыпано песком. Задача ребёнка найти цветы. Для этого ему нужно очень осторожно с помощью пальчиков счистить песок с каждой картинки и назвать каждый цветок.
Занятие № 32
Тема: «Насекомые»
- Игра «Телескоп: насекомые»
Описание: Для игры понадобится телескоп и картина с изображением насекомых. Картина вешается на доску. Задача ребёнка встать на расстоянии картины и в телескоп рассмотреть её. В ходе рассматривания ребёнок проговаривает, каких насекомых он видит на картине. Если ребёнок не разговаривает, то психолог сначала даёт ребёнку рассмотреть картинку в телескоп, а потом просит показать определённое насекомое.
- Игра «Божья коровка»
Божья коровка, полети на небо, | Машет руками. |
Принеси мне хлеба. | Машет руками в направлении к себе. |
Чёрного и белого, | Хлопает в ладоши. |
Только не горелого. | Машет головой и грозит пальчиком. |
- Игра «Посади бабочку на цветок»
Описание: Ребенок получает карточки с изображением цветов разных цветов и бабочек таких же цветов. Его задача найти каждой бабочке свой цветок.
- Игра с прищепками: «Крылышки у бабочки»
Описание: Психолог предлагает ребёнку прикрепить к телу бабочки крылья в виде прищепок.
- Игра «Собери картинку: насекомые»
Описание: Психолог предлагает ребёнку собрать картинку с изображением насекомых, разрезанных на 2 и 3 части.
Занятие № 33
Тема: «Скоро лето»
- Рассматривание сюжетной картинки «Лето». Что нарисовано?
Описание: Психолог вместе с ребёнком рассматривают иллюстрацию с изображением времени года лето. Ребёнок называет, что он видит на картинке. При этом психолог задаёт ему вопросы. В случае, если ребёнок не говорящий, то психолог может просить ребёнка показывать, что нарисовано на картинке.
- Игра «Признаки лета»
Описание: Перед ребёнком кладётся карточка с изображением времени года «лето». Рядом раскладываются карточки с признаками разных времён года. Задача ребёнка найти только те карточки, которые относятся к времени года «лето».
- Игра «Собираемся на прогулку: лето»
Описание: Ребёнку предлагается из предложенных картинок выбрать одежду, обувь и головной убор подходящие для лета.
- Пальчиковая гимнастика «Лето наступает»
Вот и лето наступает | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев. |
Всех на отдых приглашает | Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших. |
Будем плавать, загорать | Круговые движения кистями, «солнце». |
И на даче отдыхать. | Изображают крышу домика. |
- Игра «В поисках клада»
Описание: До начала занятия психолог прячет под песком картинки с изображением сундука с сокровищами и пустые сундуки. Спрятать картинки нужно таким образом, чтобы был виден кончик карточки, а само изображение было засыпано песком. Задача ребёнка найти клад. Для этого ему нужно очень осторожно с помощью пальчиков счистить песок с каждой картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "индивидуальной программы речевого развития ребенка"
примерная программа речевого развития ребенка с целью- помошь логопеду в работе по устранению речевой патологии...
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки". Ю.В . Карпова. " Социально-коммуникативное развитие "
педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка. Программа " Тропинки" Ю.В Карпова" " Социально - коммуникативное развитие"...
педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки" Ю.В Карпова. " Речевое развитие"
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка . Программа " Тропинки" Ю.В Карпова " Речевое развитие "...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...