Проект программы индивидуального развития с ребёнком дошкольного возраста. Тема проекта: «Готовим руку к письму ».
проект (подготовительная группа) на тему
Проект программы
индивидуального развтия с ребёнком
дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_individualnogorazvitiya.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка – детский сад « Росинка».
Проект программы
индивидуального развтия с ребёнком
дошкольного возраста.
Тема проекта:
«Готовим руку к письму ».
Автор проекта:
Гачина Н.В.
Воспитатель МДОУ ЦРР-
д/с «Росинка».
г. Нерехта, 2011.
Актуальность.
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен усвоению новых двигательных навыков. Поэтому, работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Беседы с воспитателями, наблюдения за их работой позволяют выявить, что все понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеют практический опыт.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством и при помощи взрослого.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям.
- Развитие руки.
- Подготовка технике письма.
- Аналитико-синтетическая деятельность.
- Формирование элементарных графических умений.
Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма.
Психолого-педагогический портрет ребёнка.
Воспитанница подготовительной группы девочка А.Посещает детский сад «Росинка» с 2007 года, садик начала посещать с 2 лет. Период адаптации в детском саду прошел сложно, часто и много болела, плохо шла на контакт с взрослыми и детьми. Девочка родилась недоношенной, слабой.
Семья девочки состоит из 4 человек: двое детей, мама и папа. Семья характеризуется как положительная. Из посещения данной семьи стало ясно, что ребёнок с раннего детства окружён чрезмерной опекой со стороны мамы. Мало развивающих игр, мозаик.
Мама имеет среднее образование, долгое время находилась в декретном отпуске по уходу за вторым младшим ребенком. Отец работает в Москве, вахтовым методом. Семья проживает в благоустроенной техкомнатной квартире, но проживают вместе с семьей сестры мужа. Все обязанности по дому в основном выполняют взрослые . Девочка длительное время проводит у телевизора или играет с младшим братом. Навыки самообслуживания сформированы слабо, не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки, заправлять свою кровать, без напоминания взрослых может не убрать за собой посуду. Мама старается выполнить все за нее быстрее и качественнее.
В настоящее время А. в детском саду посещает кружок по хореографии.
В группе имеет очень мало друзей. Играет, общается в основном только с девочками. Лидерские качества не проявляются. На занятиях неактивна, невнимательна, мышление и воображение слабо развиты, при выполнении заданий часто сбивается и делает ошибки, быстро устает.
Особые трудности испытывает во время лепки, вырезывания, изобразительной деятельноси, а также на занятиях по обучению грамоте и математике в упражнениях на подготовку руки к письму. Причинами служат слабо развитые мышцы рук и как следствие слабый нажым на карандаш.
За ребёнка многое выполняют взрослые.
Девочка много проводит времени у телевизора, с ней практически не занимаются родители.
Для решения проблем ребёнку необходимо играть в игры на правильное распределение мышечной нагрузки, такие как «Мозаика», «Лего» и другие.
Использовать пальчиковые игры с карандашом, игры с тестом, с пуговицами, игры для развития щепоти, типа « Солим капусту ».
Отрабатывать знания ребёнка в своих частях тела и в ориентировке относительно себя и на себе ( право, лево).
Цель программы:
Формирование навыков письма у ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для развития мелкой моторики (дидактические игры, рабочие тетради и т.д.).
- Формирование интереса при работе в тетрадях по развитию графических навыков
- Развитие силы мышц пальцев рук, координации движений (пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, силовые упражнения).
- Умение применять полученные знания на практике (математическом развитии, обучение грамоте, изобразительной деятельности).
Обоснование содержания работы.
1 этап подготовительный.
На данном этапе проводится обследование, в ходе которого выявляются возможности детей. По результатам обследования данного ребенка
выяснилось, что подготовка руки к письму у девочки А.оказалась ниже среднего уровня. Этот ребёнок и стал объектом данной программы.
Вывод по итогам обследования: исследуемый ребёнок плохо ориентируется в пространстве, у ребёнка слабый нажим, слабо развита тактильная чувствительность пальцев рук, девочка испытывает трудности во время лепки, вырезывания, а также при выполнении упражнений на развитие графических навыков и в ходе рисования , особенно прием штриховка.
2 этап: Реализация программы.
Данная программа представлена в виде ряда занятий. Они строятся на материале, доступном ребёнку, связанным с актуальными для него проблемами. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя:
- Пальчиковую гимнастику или дидактическая игра.
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве, на полоскости листа.
- Упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта.
- получение задания на дом для закрепления материала.
Занятия представлены по мере усложнения – от простого к сложному.
3 этап: Подведение итогов .Этот этап призван обобщить, систематизировать умения ребёнка, полученные в течение всего цикла занятий, посвящённых подготовке руки к письму.
План мероприятий по программе на год.
Месяц | Мероприятие: форма, название | Задача мероприятия | Участники |
Сентябрь | Мониторинговая деятельность. | Изучить степень развития подготовки руки к письму. | Ребенок, воспитатель |
Сентябрь | Занятие №1
| Развитие тактильной чувственности и сложно – координированных движений пальцев и кистей рук, ориентировки относительно себя и на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Сентябрь | Занятие №2.
| Развивать силу кистей рук, учить детей перекладывать палочки двумя пальцами по 2-3 штуки, уточнять представления о частях тела. | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие№3.
| Развитие подушечек пальцев, ориентировка относительно себя («Подними правую руку (левую), топни правой (левой) ногой). | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие №4.
| Развитие моторики пальцев рук, развитие точности движения, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие №5.
« Разложи по цвету».
| Развитие тонкой моторики рук, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие №6.
| Развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги и в клетке. | Ребенок, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №7.
| Развитие щепоти пальцев рук, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №8.
| Развитие тонкой моторики. | Ребенок, дети, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №9.
| Развитие мелкой моторики мышц пальцев рук и тактильной чувствительности . | Ребенок, дети, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №10.
| Развитие мелкой моторики, учить аккуратно, обводить рисунок. | Ребенок, дети, воспитатель |
Декабрь | Занятие №11. 1. Игра «Чудесный мешочек». 2.Задание « Выложи в левом верхнем углу фрукты» (на столе). 3. Упражнение «Выполни штриховку». 4.Задание на дом. | Различать свойства поверхности предметов, ориентировка в пространстве. | Ребенок, воспитатель |
Декабрь | Занятие №12.
| Развитие моторики. | Ребенок, воспитатель |
Декабрь | Занятие №13.
| Развитие координации движений, сортирование по цвету. | Ребенок, дети, воспитатель |
Декабрь | Занятие №14.
| Ориентировка относительно предмета, подготовка к написанию элементов школьного шрифта. | Ребенок, дети, воспитатель |
Январь | Мониторинговая деятельность. | Изучить степень освоенности умений | Ребенок, воспитатель |
Февраль | Занятие № 15.
| Ориентировка по клеткам (1 клетку вверх, 2 клетки вправо и т.д.) | Ребенок, воспитатель |
Февраль | Занятие № 16.
| Развитие тонкой моторики рук, развитие слухового восприятия. | Ребенок, дети, воспитатель |
Февраль | Занятие №17.
| Развитие моторики рук, развитие зрительной памяти. | Ребенок, воспитатель |
Февраль | Занятие №18.
| Развитие тонкой моторики, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Март | Занятие № 19
| Развитие точности движений, воспроизведение графического рисунка. | Ребенок, воспитатель |
Март | Занятие № 20
| Развитие точности движений, ориентировка в микропространстве. | Ребенок, дети, воспитатель |
Март | Занятие № 21
| Развитие зрительного внимания, формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности. | Ребенок, воспитатель |
Март | Занятие № 22
| Учить словесно обозначать изображение предметов на картинке ( используя слова слева, справа, за, под, над и т. д.), знакомство с границами строки. | Ребенок, дети, воспитатель |
Апрель | Занятие № 23
| Развивать графические навыки, мелкую моторику, ориентировку в пространстве. | Ребенок, воспитатель |
Апрель | Занятие № 24
| Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости. | Ребенок, воспитатель |
Апрель | Занятие № 25
| Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и памяти. | Ребенок, воспитатель |
Апрель | Занятие №26
| Развитие ловкости, активное использование в речи обозначение направления движения (между, впереди, сзади, рядом). | Ребенок, воспитатель |
Май | Занятие № 27
| Развитие слухового внимания, быстрое выполнение команды. | Ребенок, воспитатель |
Май | Занятие № 28
| Закрепление пространственных отношений, развитие мелкой моторики. | Ребенок, воспитатель |
Май | Мониторинговая деятельность. | Ребенок, воспитатель |
Ожидаемый результат.
После реализации программы ребёнок ориентируется на листе бумаги, у ребёнка сформировался правильный захват орудия письма, мальчик стал более внимательным. Ребёнок научился закрашивать рисунок, не выезжая за контур. У ребёнка появилось желание выполнять различные графические упражнения в рабочих тетрадях.
Литература.
- Земцова О.Н. «Тесты для детей» 6-7 лет.
- О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры».
- Т.А.Ткаченко « Физкуль - минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников».
- О.Узорова. Е.Нефедова « 300 узоров. Готовимся к школе».
- Журналы: «Дошкольное воспитание» и «Ребёнок в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветики-цветочки»
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Цветики-цветочки»Руководитель проекта: Батова Т. А., воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ д/с «Белочка».Тип проекта:Творческ...
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...
Вариативное мероприятие по работе с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста Тема: «Кукла своими руками»
Способствовать гармонизации родительски-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Сформированность мелкой моторики рук играет значительную роль в полноценном интеллектуальном развитии ребенка,имеет значение для общего физического развития ребенка. Развитость мелкой моторики обуслав...
Конспект образовательной деятельности по физической культуре. День здоровья для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Возьмёмся за руки друзья»
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями...