Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.
материал по логопедии
Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie._statyartf.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения в условиях логопункта МКДОУ д/с «Улыбка».
Учитель-логопед МКДОУ д/с «Улыбка» ЗАТО Первомайский Кировской обл.
Шишкина Инна Александровна
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В настоящее время растёт количество детей, имеющих трудности в речевом развитии. В нашем детском саду таких детей тоже немало. Ведущая роль в работе по исправлению речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду. В логопункте дошкольного учреждения вопросам взаимодействия с родителями воспитанников отводится особая роль, так как одних занятий с логопедом недостаточно, необходимы ежедневные занятия с близкими ребёнку людьми – родителями.
Помощь родителей обязательна и очень важна, потому что родительское мнение авторитетно для ребёнка, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения с ребёнком.
Однако часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, как организовано взаимодействие педагогов, в данном случае учителя-логопеда, и родителей.
Исходя из вышесказанного, цель совместной работы:
формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Основные задачи совместной работы:
- создавать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки
- пробуждать у родителей интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка
- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития
- обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы
В своей работе я применяла различные формы работы с родителями:
1) коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, мастер-классы и др.)
2)индивидуальные формы работы с семьей (беседы, консультации, индивидуальные открытые занятия, индивидуальные рабочие тетради и др.)
3)наглядные формы (стенды, папки-передвижки, буклеты)
4) электронные информационные ресурсы (страничка логопеда на сайте доу)
Родительское собрание – одна из коллективных форм работы.
Мною подготовлены материалы для родителей каждой возрастной группы по разным направлениям речевого развития. В каждой группе знакомлю родителей с нормативными показателями речевого развития.
В младших и средних группах одной из задач ставлю профилактику речевых нарушений.
В младших группах проводились собрания на различные темы «Что делать, если ребенок не говорит», «Научите меня говорить правильно». Здесь в доступной форме родителям объяснялось, что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребенка, о чем и как разговаривать с детьми, какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В младших группах обязательно рассказываю о нормативных сроках появления звуков в речи ребёнка.
С родителями детей старшего дошкольного возраста проводились собрания на тему: «Фонематический слух- основа правильной речи», «Ребёнок идёт в школу. Советы логопеда».
Собрания проводились в форме мастер-классов, когда родители с удовольствием поиграли в игры:
- «Услышишь звук – хлопни в ладоши»
- «Цепочка слов» (подбери слово на последний звук слова)
- «Зоркий глаз» (найди в окружающей обстановке слово с заданным звуком)
- «Подумай – не торопись» (например, подумай и вспомни название птицы, в котором есть звук Р? В котором есть последний звук слова РЫБА )
- «Скажи наоборот»
- «Назови одним словом»
- «Придумай загадку сам»
- «Подбери слова»
- и многие другие
Каждый родитель получил буклет с описанием игр.
Еще одна форма взаимодействия – индивидуальные и подгрупповые консультации.
Первая индивидуальная консультация проводится после диагностики ребёнка, рассказываю о выявленных проблемах и путях их преодоления.
Одной из тем нашей встречи была «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики». Я показывала родителям, как правильно выполнять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. На консультациях я показала родителям пособия для выработки направленной воздушной струи. Родители сделали такие пособия для дома и для логопедического кабинета.
Затем темы зависят от того, как идет коррекционный процесс.
На этапе автоматизации звуков тема «Как автоматизировать звуки».
Одной из эффективных форм взаимодействия являются открытые занятия с участием родителей. Эта форма работы позволяет более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы. Во время занятия родители вместе с ребёнком выполняют все задания логопеда, имеют возможность задавать интересующие вопросы по ходу выполнения задания.
Еще одна форма взаимодействия – индивидуальные рабочие тетради. Это считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
На первых встречах родителям рассказываю, что для достижения оптимальных результатов в коррекции речевого нарушения у ребенка, необходимо придерживаться систематичности в выполнении домашних заданий, очень важно, чтобы дети и родители выполняли задания с желанием и удовольствием, рекомендуется проводить все упражнения в процессе игровых ситуаций, обыгрывать любые режимные и бытовые моменты.
Наглядная форма работы очень важна для родителей.
Оформлен информационный стенд «Логопед советует», материал преподносится в краткой, сжатой форме, составляется как памятка. Подготовлены буклеты на разные темы, буклеты в свободном доступе, периодически кармашек с буклетами дополняется. Родители берут их и, надеюсь, используют в работе с детьми.
На сайте нашего детского сада есть страничка учителя-логопеда, где выложены некоторые рекомендации.
В качестве вывода, могу сказать, что роль родителей в процессе речевого развития ребёнка неоспорима. Система мероприятий по организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями оказалась эффективной. Это взаимодействие способствовало достижению положительного результата логопедической работы по устранению речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.
Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....
Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....
Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования
В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения...
Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».
Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...