ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по логопедии на тему

 Кудашева Елена Викторовна

В данной методической разработке описаны основные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющих детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_uch.-log._s_roditelyami_detey_s_ovz.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Проблема содружества детского сада и семьи не новая, сегодня она носит творческий характер, благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.      

 Работа с родителями является  неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в массовых мероприятиях (утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях), консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях.  Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.

       Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

       Система работы учителя-логопеда с родителями  включает в себя следующие формы:

1. Анкетирование родителей.

       При поступлении ребенка на логопункт родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем  развитии, о семье, о психологических и речевых  особенностях ребенка.

2. Общее групповое собрание.  

       Целью родительских собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.      

Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной  и вопросы воспитания ребенка в семье.

3. Открытые мероприятия.

       Учитель-логопед совместно с педагогами ДОУ показывает родителям открытые мероприятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть,  как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками.  

4. Индивидуальные консультации.

       При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год,  дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет,  как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.

      Педагоги  дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками  для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных  игрушек на развитие воздушной струи.  

5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.

       В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед  предлагает родителям материал для  развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков,   развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия.

6. Информационный уголок (стенд).     

       Эта форма работы  знакомит родителей со следующей информацией:

- сотрудники группы и ДОУ;

- время консультаций специалистов;

- советы  воспитателей, специалистов;

- текущие объявления.

8. Участие родителей в проведении психолого-медико-педагогического консилиума.

       Родители детей с тяжелыми нарушениями речи присутствуют на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями  и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

      Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать  успешному устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).

Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах по...

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования

В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения...

"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями  по профилактике и коррекции  речевых нарушений у детей в ДОУ....