ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по логопедии на тему
В данной методической разработке описаны основные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющих детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uch.-log._s_roditelyami_detey_s_ovz.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Проблема содружества детского сада и семьи не новая, сегодня она носит творческий характер, благодаря дифференцированному подходу.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в массовых мероприятиях (утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях), консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Система работы учителя-логопеда с родителями включает в себя следующие формы:
1. Анкетирование родителей.
При поступлении ребенка на логопункт родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем развитии, о семье, о психологических и речевых особенностях ребенка.
2. Общее групповое собрание.
Целью родительских собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.
Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.
3. Открытые мероприятия.
Учитель-логопед совместно с педагогами ДОУ показывает родителям открытые мероприятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть, как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками.
4. Индивидуальные консультации.
При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.
Педагоги дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных игрушек на развитие воздушной струи.
5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.
В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед предлагает родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия.
6. Информационный уголок (стенд).
Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:
- сотрудники группы и ДОУ;
- время консультаций специалистов;
- советы воспитателей, специалистов;
- текущие объявления.
8. Участие родителей в проведении психолого-медико-педагогического консилиума.
Родители детей с тяжелыми нарушениями речи присутствуют на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать успешному устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).
Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...
Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями
В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах по...
Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования
В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения...
"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ....